Автор: Павлова Людмила Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 555 Белогорье
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор
интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих
способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка
в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что
математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в проблемных
ситуациях – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного
развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольная образовательная
организация является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет
важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и
своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его
дальнейшего обучения. Многие родители полагают, что главное при подготовке к
школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать
и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты
сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам
современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова,
система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка
на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-
два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть
самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на
математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с
математикой". В литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме
обучения математике дошкольников (Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К., Д.
Ушинский, М. Монтесори, Ф. Н. Блехер, А. М. Леушина, В. И. Логинова. Л. Н.
Вахрушева и др.). Разработаны многочисленные программы развития и воспитания
детей в дошкольных учреждениях, в которых отражены цели и задачи процесса
формирования элементарных математических представлений: «Детский сад – дом
радости» (И. М. Крылова, В. Т. Иванова), «Радуга» (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон и
др.), «Развитие» (Л. А. Венгер и др.), «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н.А.
Ноткина и др.). Формирование первичных математических представлений является
мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и
творческих способностей. Под математическим развитием дошкольников понимаются
качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в
результате формирования элементарных математических представлений, связанных с
ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент
формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и
родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в
дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. В то же время ребенок с
развитым математическим логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть
успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной
программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих
школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с
детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются
вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Данные
условия в полной мере реализуются при постановке и решении проблемных ситуаций.
Поэтому, процесс математического развития детей старшего дошкольного возраста в
процессе решения проблемных ситуаций будет успешным при следующих
педагогических условиях:
1.Будет повышаться уровень профессиональной компетентности педагогов в
дошкольной образовательной организации по проблеме математического развития
детей старшего дошкольного возраста в процессе решения проблемных ситуаций.
2. Будет осуществляться взаимодействие с родителями воспитанников по проблеме
математического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения
проблемных ситуаций.
3. Будет реализован перспективный план по математическому развитию детей
старшего дошкольного возраста в процессе решения проблемных ситуаций.
Театрализованная деятельность как средство духовно-
нравственного воспитания дошкольников
Актуальность данной темы хочу выразить словами Сухомлинского
- «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником
развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает
его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться,
сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания
создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые
и усваиваемые».
Благодаря театру ребенок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает
своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность
помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Задачи:
1) Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной
деятельности.
2) Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
3) Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений
и интонации.
4) Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
5) Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.
6) Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.
Театрализованные игры включают в себя:
• действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками,
пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками);
• непосредственное действие по ролям;
• литературная деятельность: проявляется в виде диалогов и монологов от лица
персонажей литературных произведений;
• музыкальная деятельность: исполнение знакомых песен от лица персонажей, их
инсценирование.
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра
с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого
ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,
талантливо, вызывает подчас недоумение у нас,
профессиональных артистов» Станиславский К.С.
Потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде
искусства, с наибольшей доступностью полнотой и яркостью люди видят
отражение своей жизни. Очень важно, что вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить
малыша играть, брать на себя роль и действовать.
Этому поможет театр!
Начиная с младшей группы использовала потешки, скороговорки, песенки. С их
помощью учила детей сочетать слова и движения. Для оживления игр с пальцами
использовала пальчиковый театр.
Когда дети приобрели опыт, театрализованные игры выступают как один из
творческих видов. Они дают возможность воспроизводить понравившееся
литературное произведение с помощью слов мимики, жестов передавать
различные образы.
При подборе театрализованной игры использую хорошо знакомые детям
произведения, обязательно содержащее диалог.
Русская народная хороводная сказка «Теремок»
Стих-е С. Я. Маршака «Перчатки»
Сказка « Репка»
Мини- сценки, театрализованное представление «Маша обедает», чтение стихов
по ролям, «Почему медведь спит зимой» с использованием кукольного театра
«Лис и мышонок», «Кошка - Нелли» речь с движениями.
Кукольный театр
Для обыгрывания более сложных произведений знакомила детей, подбирала
иллюстрации. Выбранное произведение читала с установкой на последующее на
его обыгрывание. После чтения задавала вопросы, которые помогали
воспроизвести последовательность действий, характерные черты персонажей, а
затем дети по желанию выбирали роли, вместе готовили атрибуты и делали
декорации.
Если произведение большое, делили на части и разучивали по частям.
Работала с детьми индивидуально или небольшой подгруппой.
Разучивание ролей
Предлагала детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших
исполнителей. Если при распределении ролей возникали споры, использовали
считалочки. В старшей группе познакомила детей с техникой управления куклами.
Когда дети свободно научились управлять куклами начали ставить сказки «Как
петушок и птичка поссорились», «Как девочка учила поросенка говорить».
«Заюшкина избушка».
Такие постановки вызывают у детей интерес. После дети отражают свои
впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисуют, лепят,
разыгрывают отдельные сценки.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими
эмоционального - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось
участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы,
рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, старалась подобрать
интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они
могли бы самостоятельно использовать дома.
Для родителей проводила тематические вечера.
Родители - зрители и актеры
Основы драматизации и актерского мастерства закреплялись и раскрывались на
музыкальных занятиях, самостоятельной театрализованной деятельности на
праздниках и развлечениях.
Опыт работы показывает, что умения, приобретенные в процессе
театрализованной деятельности дети переносят в повседневную жизнь. В нашем
мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда,
ощущения беззаботного детства! Дети любят тех, кто с ними играет.