Напоминание

"Рассказы К.Г.Паустовского"


Автор: Чернатова Виктория Викторовна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: КОУ "НВШО ОВЗ №2"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Урок внеклассного чтения
Тема: "Рассказы К.Г.Паустовского"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Урок внеклассного чтения.

Рассказы К.Г. Паустовского.

Цель: сформировать у учащихся интерес к детским книгам, как источнику

знаний, желание и привычку читать книги.

Задачи:

- совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать

словарный запас учащихся

-

развивать

наблюдательность,

красивую

выразительную

речь,

способность полноценно воспринимать художественное произведение,

откликаться на прочитанное, раскрывать творческий и эмоциональный

потенциал.

-воспитывать

нравственные

и

эстетические

чувства,

позитивное

отношение к себе и окружающему миру.

Оборудование:

мультимедийная

аппаратура,

презентация,

книги,

аудиосказка, серия картинок к рассказу «Кот Ворюга», карточки для

«Устного журнала».

Урок – путешествие

I. Оргмомент.

II. Речевая разминка.

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

- Прочитайте, что записано на доске. Это - загадка, скороговорка или

пословица?

- Докажите, что это скороговорка.

- Прочитайте с тихо, громко, медленно, с ускорением.

- Скажите скороговорку быстро.

III. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.

- Сегодняшний урок мы посвятим жизни и творчеству великого советского

писателя Константина Георгиевича Паустовского. Ведь в мае этого года

исполняется 130 лет со дня его рождения. (портрет писателя на доске)

IV. Тема урока.

- Сегодня на уроке мы будем составлять «Устный журнал», в котором

отразим

интересные

страницы

жизни

писателя,

поговорим

о

его

творчестве, вспомним его произведения, и конечно, познакомимся с

новым рассказом.

- Для начала, нам необходимо выбрать эпиграф к нашему журналу.

- Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Эпиграф – это высказывание, помещаемое в начале литературного

произведения, с целью указать его тему, его смысл).

- Давайте выберем эпиграф вместе с вами. Это высказывания самого

Паустовского:

1. «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и

путешествовать…” К. Г. Паустовский.

2. “

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не

прочли хоть одной странички из новой книги”.

К. Г. Паустовский

(на доску вывешивается выбранный учащимися эпиграф)

-

Первой

страничкой

нашего

журнала

будет

«Библиографическая

страничка».

1. «Библиографическая страничка».

- С биографией К.Г.Паустовского вы уже немного знакомы. Давайте мы её

вспомним и расширим.

- В каком году и где родился К.Г. Паустовский? (Родился 19 мая 1892 года в

Москве)

- Затем семья переезжает в какой город? (Киев)

- Семья была многодетная. Кто помнит, сколько детей было в семье? (4)

- Будущий писатель обучается в школе или гимназии? (в гимназии)

-

Именно в Киевской гимназии, мальчик начал писать стихи и решил быть

писателем.

- А теперь расширим свои знания о жизни писателя.

1________________________________

Окончив гимназию, Паустовский стал студентом Киевского университета,

но вскоре перевелся в Московский университет. Там он учится на

юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось,

началась гражданская война.

2_______________________________

Когда гражданская война закончилась, Паустовский начинает много

путешествовать по России. Во время поездок старался свои впечатления

записывать. Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки

для детей о природе и животных.

- Спасибо ребята.

- Вот и написана первая страничка нашего «Устного журнала».

2. Рубрика «Расставьте по порядку». Рассказ «Кот Ворюга».

Чтобы написать следующую страничку нашего журнала, нам необходимо

вспомнить название рассказа, с которым мы недавно познакомились,

расставить иллюстрации по порядку и передать содержание рассказа.

(работа с электронной доской)

3. «Сказки Паустовского»

- Кроме интересных, поучительных рассказов К.Г.Паустовский писал ещё

сказки.

- Вот как Константин Паустовский рассказывает о том, как рождается сказка:

«Писать ее большей частью так же трудно, как передать словами

слабый запах травы. Сказку пишешь почти не дыша – чтобы не сдуть

тончайшую пыльцу, которой она покрыта».

- Пожалуй, чтение сказок

Паустовского требует усилий и особого

настроя. По нынешним временам они слишком поэтичны, слишком

пронзительны, добры и интересны.

-

«Похождения

жука-носорога»,

«Тёплый

хлеб»,

«Дремучий

медведь», «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей», «Квакша»,

«Заботливый цветок».

- Догадайтесь, какие животные, в каких сказках встречаются.

- Какие сказки вам знакомы?

- Сегодня на уроке мы вспомним замечательную, добрую сказку К.Г.

Паустовского

«Стальное колечко».

Эта сказка была написана Паустовским сразу после войны, в 1946

году, – поэтому она такая пронзительная, и в ней встречаются

солдаты.

- Сказка часто предполагает волшебство.

- Что же волшебного в этой сказке? (ответы учащихся)

«Чудесный перстенек» – простенькое стальное колечко, в крошках

махорки и соли, доставшееся главной героине, деревенской

девочке Варюше, от старого сапёра (говорят, он колдун – на войне

«его даже мина не брала»). Будто бы наденешь кольцо на:

средний палец – и принесет оно здоровье,

на безымянный – «большущую радость», а если носить его на

указательном – повидаешь «белый свет со всеми его чудесами».

- Как вы думаете, почему девочка, когда нашла кольцо, надела его именно на

средний палец?

- На какой палец Варюша надела колечко вечером? (на безымянный)

- Пережила она большущую радость? (прочитать)

- Надела ли Варюша колечко на указательный палец? Почему? (прочитать)

V.

Физминутка.

Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс!

Воробей – машем руками.

Лягушка – прыгаем.

Медведь – наклоны.

Жук-носорог – хлопаем в ладоши.

4. «Новое знакомство».

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Паустовского

«Барсучий нос».

- Как вы думаете, с каким животным мы встретимся в этом

рассказе?

- Информацию о барсуке подготовил _________________________________

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами

и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы.

Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов,

оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, грибами, ест мышей,

лягушек и насекомых.

a). Словарная работа

Чёлн- выдолбленная из дерева лодка.

Плотва и ерши – речные рыбы.

Двустволка – охотничье ружьё.

Послушаем произведение.

(аудио запись 7 минут).

- Вам понравился этот рассказ?

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

- Почему барсук прибежал к костру?

- Как барсук лечил свой нос?

– Почему через год автор узнал барсука?

-

Кто был самым наблюдательным в рассказе?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

- Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать

ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники, потому что они

понимают, что рядом с нами происходит совсем другая жизнь, и нам не

нужно ей мешать.

Карточка 1. Выберите слова, которые характеризуют барсука:

Любопытный добрый

Аккуратный неосторожный

Смелый радостный

Что вы выбрали? /заслушиваю варианты выбора слов детьми/

Каким бы вы посоветовали быть барсуку? (ответы ребят)

(внимательному, осторожному, осмотрительному, аккуратному)

- Этот рассказ учит осмотрительности, наблюдательности и показывает, к

чему может привести неосторожность и чрезмерное любопытство.

5. «Узнай героя».

- По описанию, вам необходимо узнать героя и назвать произведение

К.Г.Паустовского.

- Он был старый, спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму он жил в

избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял

считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склёвывал прямо из

мисок, а хлеб старался вырвать из рук… (Старый воробей Сидор. Сказка

«Стальное колечко».)

-Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него

разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот-ворюга.)

- Зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок.

Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными

глазами. Наконец показалась полосатая шкурка. (Барсук. «Барсучий нос».)

6. «Поздравительная страничка»

Первый памятник К.Г.Паустовскому был установлен в городе Одессе в 2010

году. На нем К.Г.Паустовский изображен в виде древнеегипетского сфинкса.

Сфинкс – вымышленное существо, животное с телом льва и человеческой

головой.

«Сфинкс – это символ времени, хранитель мудрости».

В 2012 году ещё один памятник К.Г. Паустовскому был установлен на

высоком берегу реки Оки в Городском парке Тарусы. Открытие памятника

было приурочено к 120-летию со дня рождения Константина Георгиевича.

Так же были открыты музеи в городах: Киеве, Одессе, Москве, Тарусе.

7. Рефлексия.

- Прочтите только заглавные буквы и сложите из них предложение:

1 вариант:

апЧенгЕтбюМ тбоБкенОрлшЛмещЬзщнШеыЕ

ЗпрНбАшнЕакеШьбдЬ, нгщТвамЕукМпрк

тоИьбщНакнТорпЕуцыРоепЕиСпрНвюЕолЕ ЖтьИпрТувмЬ.

2 вариант:

ЧпЕлМ БрОтЛгЬеШкЕ ЗпНнАщЕпШзЬ, ТоЕаМ

ИрНэТчЕвРлЕнСеНпЕрЕ ЖдИнТкЬ.

«

Чем больше знаешь, тем интереснее жить»

- Эти слова станут главным итогом нашего урока.

VI. Итог урока.

- Наш «Устный журнал» составлен.

- Я думаю, что вы обратили внимание на пустой стенд «Мы - читатели».

Давайте мы заполним его страницами нашего журнала. (дети оформляют

стенд)

- Надеюсь, вы будете читать произведения Константина Паустовского:

сказки и рассказы. Научитесь быть добрыми людьми, любить окружающих,

помогать животным и заботиться о них.

VII. Домашнее задание.

1 гр. - взять в библиотеке и прочитать рассказы и сказки К.Г.Паустовского.

2 гр. - Нарисовать главного героя из понравившегося произведения.

VIII. Оценивание.

- Вы потрудились на славу! Стенд – это результат нашей работы.

- Вам нравится?

- Предлагаю взять магниты и оценить как прошёл для вас урок: (барсук

(красный магнит) - интересно и легко; воробей (зелёный) - с небольшими

трудностями, жук-носорог (синий) - "медленно, но верно").

Каким бы вы посоветовали быть

барсуку? (Подчеркни нужные слова)

(скромным, внимательным, злым,

осторожным, осмотрительным,

аккуратным, отзывчивым)

Каким бы вы посоветовали быть

барсуку? (Подчеркни нужные слова)

(скромным, внимательным, злым,

осторожным, осмотрительным,

аккуратным, отзывчивым)

Каким бы вы посоветовали быть

барсуку? (Подчеркни нужные слова)

(слабым, внимательным, злым,

осторожным, жадным)

Каким бы вы посоветовали быть

барсуку? (Подчеркни нужные слова)

(слабым, внимательным, злым,

осторожным, жадным)

Любопытный добрый

Аккуратный неосторожный

Смелый радостный



В раздел образования