Автор: Батталова Рамиля Габдулхаковна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11 ЗМР РТ"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Раздел: среднее образование
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Батталова Р. Г.
Учитель татарского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углублённым изучением
отдельных предметов Зеленодольского муниципального района РТ»
Развитие личности, как мы уже знаем, очень сложный, диалектически
противоречивый
и
многоплановый
процесс.
В
нем,
как
целом, можно различать процессы органического созревания, психического
развития и целенаправленного формирования личности.
Органическое
созревание
и
психическое
развитие
образует
в
своей
нерасторжимой
взаимосвязи внутренний костяк всего процесса развития
личности,
придают
ему
характер
самодвижения,
саморазвития.
Формирование личности, обусловленное внешними факторами воспитания и
обучения, пронизывает процессы органического созревания и психического
развития и связывает всех их в целостный процесс развития личности. Поэтому
в конечном счете формирование личности, те внешние факторы, которые его
детерминируют, определяют и направление самодвижения процесса развития,
указывают, каким образом, в каком направлении будут разрешены внутренние
противоречия - источники процесса развития, значит, какой характер примет
процесс
дальнейшего
развития
личности.
Все эти процессы созревания, развития и формирования (воспитания и
обучения) протекают совместно, в единстве, взаимосвязи. С. Л. Рубинштейн по
этому поводу писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и
обучается; он созревает воспитываясь и обучаясь,
т. е. под руководством
взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество;
ребенок не развивается и воспитывается, развивается, воспитываясь обучаясь,
т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не
только проявляется, но и совершается. Организм развивается, функционируя;
человек - взрослый - развивается, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь
и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития
ребёнка». (1, 155)
Факторы формирования личности ученика
Можно указать следующие основные факторы формирования личности
ученика:
1. Общественное бытие и сознание, утвердившееся в нашей стране, в которой
живет и вырастает ученик.
2. Специфические особенности производства, быта, культуры и природы
населенного пункта и географического региона в целом, в котором он живет и
развивается.
3. Семья, в которой он родился и воспитывается.
4. Среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые, разного рода
группы людей, в которые он временно попадает в силу тех или иных
обстоятельств.
5. Общественное воспитание в различных внешкольных учреждениях (разные
лагеря, спортивные школы и т. д.), в деятельности которых он принимает
участие.
6.
Школа,
в
которой
учится
и
воспитывается
ученик.
Все эти факторы не независимы друг от друга, а взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Когда, например, говорят о влиянии семьи на развитие
школьника, то это влияние обусловлено влиянием на семью всех других
факторов. Точно так же, когда мы говорим о влиянии школы на формирование
личности ученика, то нельзя упускать из виду влияние на школу социально-
политического строя в нашей стране, специфических особенностей региона,
где расположена школа, и т.д.
Указанные факторы оказывают на ученика свое влияние и воздействие не
прямо и непосредственно, а лишь преломляясь через внутренние условия самой
личности школьника. «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка,
какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти
требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не
выступят действительными факторами его развития» (2, 174).
Центральным фактором формирования личности ученика, коор- динирующим
и корректирующим влияние всех других факторов должна стать школа. Именно
школа как специально созданное государственное учреждение для воспитания
и
обучения
подрастающих
поколений,
укомплектованная
специально
подготовленными для этого работниками — учителями, имеет наибольшие
возможности для целенаправленного и планомерного формирования личности
каждого ученика.
Школа осуществляет свое влияние и воздействие на процесс формирования
личности ученика с помощью воспитания.
Здесь под воспитанием мы
понимаем специально организованный в условиях школы плановый процесс,
управляемый и руководимый педагогическим коллективом, имеющий основной
целью формирование гармонической, всесторонне развитой и социально зрелой
личности
каждого
школьника.
Воспитание
учащихся
в
школе
является
очень
сложным
процессом,
складывающимся из следующих компонентов:
1.Обучение основам наук.
2.Трудовое воспитание и обучение.
3.Нравственное и правовое воспитание.
4.Эстетическое воспитание.
5.Физическое развитие и воспитание.
6.Военно – патриотическое воспитание.
7. Организация деятельности и досуга учащихся вне учебных занятий (питание,
перемены между уроками, классы и школы продленного дня, экскурсии,
походы и т.д.).
Мотивы и мотивация
Первым
психологическим
требованием
к
организации
и
проведению
воспитания школьников является следующее: основой всей воспитательной
работы должно являться формирование у учащихся нужной мотивации.
Любые внешние воздействия, любые воспитательные влияния лишь в том
случае
действенны,
имеют
должный
эффект,
когда
они
созвучны,
соответствуют потребностям учащихся. С.Л. Рубинштейн эту психологическую
закономерность выразил следующим образом: «для того чтобы учащийся по-
настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним
ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне
приняты, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким
образом, отклик и опорную точку в его переживаниях» . При этом сказанное
относится не только к учебным задачам, но и вообще к любым задачам,
встающим перед учеником.
В. А. Сухомлинский эту же по существу закономерность выразил еще более
образно:
«...многие
учителя
пытаются
воспитывать
невоспитываемых.
Воспитание же заключается прежде всего в том, чтобы выработать, оттачивать
у человека способность быть воспитываемым».(3., 26).
Как понимать, что ученик является «невоспитываемым»? Это значит, что у
ученика нет нужной для этого мотивации, необходимых побуждений, поэтому
он глух и слеп по отношению к воспитательным воздействиям учителя. А вот
когда у него появится такая мотивации, когда у него возникнет стремление
стать восвитанным, «хорошим», вот тогда можно говорить, что у него возникла
«способность быть воспитываемым», что, по образному выражению В. А.
Сухомлинского, означает «чуткость души, чуткость сердца воспитанника к
тончайшему оттенку слова воспитателя, к его взгляду, к жесту, к улыбке, к
задумчивости и молчаливости». В этом случае любое разумное воспитательное
воздействие
учителя
будет
понятно
и
принято
учеником,
окажется
действенными эффективным.
Следовательно, необходимо разобраться в том, что такое мотивация и мотивы,
как они возникают и формируются.
Понятие мотива мы уже использовали, когда рассматривали потребности
человека. Там мы говорили, что мотив выступает как форма проявления
потребности.
Следовательно, мотив отвечает на вопрос: р а д и ч е г о выполняет человек
данную деятельность?
Мотивы классифицируются по различным основаниям. Пожалуй, наиболее
простая и естественная классификация производится по отношению мотивов к
самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не
связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности;
если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их
называют внутренними. Если ученики решают задачу, то внешними мотивами
этой деятельности могут быть: желание получить за решение хорошую оценку,
показать своим товарищам свое умение решать задачи, желание избежать
неприятностей и т. д. Внутренними мотивами в данном случае являются:
интерес к процессу решения, поиску способа решения, интерес к результату,
желание овладеть общими способами решения задачи и т.д.
Мотивы могут быть осознаваемые и неосознаваемые; когда ученик не знает,
ради чего он выполняет данную деятельность, а иногда даже заблуждается в
своих побуждениях. Мотивы могут быть твкже понимаемые, когда ученик
понимает, ради чего надо выполнять данную деятельность, и действующие, т. е.
те, ради которых
он действительно осуществляет данную деятельность.
Внешние мотивы делятся на общественные: альтруистические сделать добро
людям, коллективу) и мотивы долга и обязанности перед Родиной, перед
своими родными, коллективом и т. д.), и на личностные мотивы оценки,
успеха (когда ученик выполняет работу ради оценки, ради достижения успеха).
Существуют два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.
Первый путь, это тот путь который учитель опираясь на уже имеющиеся у
учащихся потребности, так организует определённую деятельность, чтобы она
вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости.
Второй путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, примера.
Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живёт
ученик. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые
относятся к тому или иному объекту ( например, к знаниям по какому-то
предмету) как к особой ценности и направляют свою деятельность на
овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект.
Тем самым у него возникает особое теоретическое отношение к этому объекту
как к некой ценности и потребность в овладении им, т. е. возникает новый
стойкий мотив.
Конечно,
учитель
в
своей
воспитательной
работе
должен
пользовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба эти пути.
Формирование мотивации требует от учителя настойчивости, терпения и
подлинной заинтересованности в самой учебно воспитательной деятельности.
Исследования психологов показали, что лишь тот учитель, который проявляет
глубокий интерес к содержанию излагаемых им знаний, к процессу обучения и
воспитания,
может
добиться
формирования
у
учащихся
стойкой
положительной мотивации к учению и воспитанию. Учитель же, равнодушный
к содержанию и процессу обучения, добиться положительной мотивации к
учебному предмету, к учению не сумеет, даже если с превосходно знает свой
предмет
и
имеет
хорошие
профессионально-педагогические
навыки.
Равнодушие не менее заразительно, чем увлеченность.
Литература
1.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Сухомлинский В. А. О воспитании. 3-е изд. М., 1979.