Напоминание

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ


Автор: Батталова Рамиля Габдулхаковна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11 ЗМР РТ"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Батталова Р. Г.

Учитель татарского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углублённым изучением

отдельных предметов Зеленодольского муниципального района РТ»

Развитие личности, как мы уже знаем, очень сложный, диалектически

противоречивый

и

многоплановый

процесс.

В

нем,

как

целом, можно различать процессы органического созревания, психического

развития и целенаправленного формирования личности.

Органическое

созревание

и

психическое

развитие

образует

в

своей

нерасторжимой

взаимосвязи внутренний костяк всего процесса развития

личности,

придают

ему

характер

самодвижения,

саморазвития.

Формирование личности, обусловленное внешними факторами воспитания и

обучения, пронизывает процессы органического созревания и психического

развития и связывает всех их в целостный процесс развития личности. Поэтому

в конечном счете формирование личности, те внешние факторы, которые его

детерминируют, определяют и направление самодвижения процесса развития,

указывают, каким образом, в каком направлении будут разрешены внутренние

противоречия - источники процесса развития, значит, какой характер примет

процесс

дальнейшего

развития

личности.

Все эти процессы созревания, развития и формирования (воспитания и

обучения) протекают совместно, в единстве, взаимосвязи. С. Л. Рубинштейн по

этому поводу писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и

обучается; он созревает воспитываясь и обучаясь,

т. е. под руководством

взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество;

ребенок не развивается и воспитывается, развивается, воспитываясь обучаясь,

т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не

только проявляется, но и совершается. Организм развивается, функционируя;

человек - взрослый - развивается, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь

и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития

ребёнка». (1, 155)

Факторы формирования личности ученика

Можно указать следующие основные факторы формирования личности

ученика:

1. Общественное бытие и сознание, утвердившееся в нашей стране, в которой

живет и вырастает ученик.

2. Специфические особенности производства, быта, культуры и природы

населенного пункта и географического региона в целом, в котором он живет и

развивается.

3. Семья, в которой он родился и воспитывается.

4. Среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые, разного рода

группы людей, в которые он временно попадает в силу тех или иных

обстоятельств.

5. Общественное воспитание в различных внешкольных учреждениях (разные

лагеря, спортивные школы и т. д.), в деятельности которых он принимает

участие.

6.

Школа,

в

которой

учится

и

воспитывается

ученик.

Все эти факторы не независимы друг от друга, а взаимосвязаны и

взаимообусловлены. Когда, например, говорят о влиянии семьи на развитие

школьника, то это влияние обусловлено влиянием на семью всех других

факторов. Точно так же, когда мы говорим о влиянии школы на формирование

личности ученика, то нельзя упускать из виду влияние на школу социально-

политического строя в нашей стране, специфических особенностей региона,

где расположена школа, и т.д.

Указанные факторы оказывают на ученика свое влияние и воздействие не

прямо и непосредственно, а лишь преломляясь через внутренние условия самой

личности школьника. «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка,

какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти

требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не

выступят действительными факторами его развития» (2, 174).

Центральным фактором формирования личности ученика, коор- динирующим

и корректирующим влияние всех других факторов должна стать школа. Именно

школа как специально созданное государственное учреждение для воспитания

и

обучения

подрастающих

поколений,

укомплектованная

специально

подготовленными для этого работниками — учителями, имеет наибольшие

возможности для целенаправленного и планомерного формирования личности

каждого ученика.

Школа осуществляет свое влияние и воздействие на процесс формирования

личности ученика с помощью воспитания.

Здесь под воспитанием мы

понимаем специально организованный в условиях школы плановый процесс,

управляемый и руководимый педагогическим коллективом, имеющий основной

целью формирование гармонической, всесторонне развитой и социально зрелой

личности

каждого

школьника.

Воспитание

учащихся

в

школе

является

очень

сложным

процессом,

складывающимся из следующих компонентов:

1.Обучение основам наук.

2.Трудовое воспитание и обучение.

3.Нравственное и правовое воспитание.

4.Эстетическое воспитание.

5.Физическое развитие и воспитание.

6.Военно – патриотическое воспитание.

7. Организация деятельности и досуга учащихся вне учебных занятий (питание,

перемены между уроками, классы и школы продленного дня, экскурсии,

походы и т.д.).

Мотивы и мотивация

Первым

психологическим

требованием

к

организации

и

проведению

воспитания школьников является следующее: основой всей воспитательной

работы должно являться формирование у учащихся нужной мотивации.

Любые внешние воздействия, любые воспитательные влияния лишь в том

случае

действенны,

имеют

должный

эффект,

когда

они

созвучны,

соответствуют потребностям учащихся. С.Л. Рубинштейн эту психологическую

закономерность выразил следующим образом: «для того чтобы учащийся по-

настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним

ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне

приняты, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким

образом, отклик и опорную точку в его переживаниях» . При этом сказанное

относится не только к учебным задачам, но и вообще к любым задачам,

встающим перед учеником.

В. А. Сухомлинский эту же по существу закономерность выразил еще более

образно:

«...многие

учителя

пытаются

воспитывать

невоспитываемых.

Воспитание же заключается прежде всего в том, чтобы выработать, оттачивать

у человека способность быть воспитываемым».(3., 26).

Как понимать, что ученик является «невоспитываемым»? Это значит, что у

ученика нет нужной для этого мотивации, необходимых побуждений, поэтому

он глух и слеп по отношению к воспитательным воздействиям учителя. А вот

когда у него появится такая мотивации, когда у него возникнет стремление

стать восвитанным, «хорошим», вот тогда можно говорить, что у него возникла

«способность быть воспитываемым», что, по образному выражению В. А.

Сухомлинского, означает «чуткость души, чуткость сердца воспитанника к

тончайшему оттенку слова воспитателя, к его взгляду, к жесту, к улыбке, к

задумчивости и молчаливости». В этом случае любое разумное воспитательное

воздействие

учителя

будет

понятно

и

принято

учеником,

окажется

действенными эффективным.

Следовательно, необходимо разобраться в том, что такое мотивация и мотивы,

как они возникают и формируются.

Понятие мотива мы уже использовали, когда рассматривали потребности

человека. Там мы говорили, что мотив выступает как форма проявления

потребности.

Следовательно, мотив отвечает на вопрос: р а д и ч е г о выполняет человек

данную деятельность?

Мотивы классифицируются по различным основаниям. Пожалуй, наиболее

простая и естественная классификация производится по отношению мотивов к

самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не

связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности;

если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их

называют внутренними. Если ученики решают задачу, то внешними мотивами

этой деятельности могут быть: желание получить за решение хорошую оценку,

показать своим товарищам свое умение решать задачи, желание избежать

неприятностей и т. д. Внутренними мотивами в данном случае являются:

интерес к процессу решения, поиску способа решения, интерес к результату,

желание овладеть общими способами решения задачи и т.д.

Мотивы могут быть осознаваемые и неосознаваемые; когда ученик не знает,

ради чего он выполняет данную деятельность, а иногда даже заблуждается в

своих побуждениях. Мотивы могут быть твкже понимаемые, когда ученик

понимает, ради чего надо выполнять данную деятельность, и действующие, т. е.

те, ради которых

он действительно осуществляет данную деятельность.

Внешние мотивы делятся на общественные: альтруистические сделать добро

людям, коллективу) и мотивы долга и обязанности перед Родиной, перед

своими родными, коллективом и т. д.), и на личностные мотивы оценки,

успеха (когда ученик выполняет работу ради оценки, ради достижения успеха).

Существуют два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.

Первый путь, это тот путь который учитель опираясь на уже имеющиеся у

учащихся потребности, так организует определённую деятельность, чтобы она

вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости.

Второй путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, примера.

Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живёт

ученик. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые

относятся к тому или иному объекту ( например, к знаниям по какому-то

предмету) как к особой ценности и направляют свою деятельность на

овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект.

Тем самым у него возникает особое теоретическое отношение к этому объекту

как к некой ценности и потребность в овладении им, т. е. возникает новый

стойкий мотив.

Конечно,

учитель

в

своей

воспитательной

работе

должен

пользовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба эти пути.

Формирование мотивации требует от учителя настойчивости, терпения и

подлинной заинтересованности в самой учебно воспитательной деятельности.

Исследования психологов показали, что лишь тот учитель, который проявляет

глубокий интерес к содержанию излагаемых им знаний, к процессу обучения и

воспитания,

может

добиться

формирования

у

учащихся

стойкой

положительной мотивации к учению и воспитанию. Учитель же, равнодушный

к содержанию и процессу обучения, добиться положительной мотивации к

учебному предмету, к учению не сумеет, даже если с превосходно знает свой

предмет

и

имеет

хорошие

профессионально-педагогические

навыки.

Равнодушие не менее заразительно, чем увлеченность.

Литература

1.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.

2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Сухомлинский В. А. О воспитании. 3-е изд. М., 1979.



В раздел образования