Автор: Беликова Юлия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Петровский колледж"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного занятия
Тема: Сценарий мероприятия ко Дню судостроителя
Раздел: среднее профессиональное
Сценарий мероприятия ко Дню Судостроителя!
Цели:
актуализировать значимость будущей профессии и выбранной специальности
Задачи:
формировать более
широкое
представление
об
истории
создания
флота,
выдающихся адмиралах, знаменитых кораблях, особенностях военной службы;
развивать умение использовать знания по отечественной истории на практике,
расширять кругозор;
воспитывать интерес и уважение к истории и традициям ВМФ РФ, вызывать
интерес к выбранной специальности.
Время:
1 час 30 мин.
Аудитория:
студенты
групп специальности «Судостроение».
План:
1.
Вступительное слово преподавателя. (5 мин.)
2.
Выступление студентов с сообщением по истории флота. (15 мин.)
3.
Просмотр ролика о судостроении сегодня. (20 мин.)
4.
Конкурсы (30 мин.)
5.
Подведение итогов. Награждение участников викторины. (5 мин.)
Ход
Преподаватель:
День судостроителя учрежден 30 октября 2014 г. общественными и ветеранскими
организациями отрасли различных регионов страны, где работают судостроительные
предприятия. А выбран этот день был неслучайно: 30 октября 1696 г.
Боярская дума по инициативе Петра I постановила "Морским судам быть!", чем
положила начало строительства в Воронеже 52 кораблей для Азовской флотилии.
В петербургском судостроении сегодня заняты более 50 тысяч человек. В городе
работают
более
40
организаций
судостроительной
отрасли.
Давайте
сегодня
познакомимся с историей флота и проверим, что вы знаете о своей будущей профессии.
(Выступают студенты с сообщениями по истории флота: «Развитие судостроения на
Руси-России», «Борьба русского народа за выход к морям до Петра I», «Российский
императорский флот в XIX-н.XX вв.» )
Преподаватель:
Теперь познакомимся с современным состоянием отечественного судостроения.
Предлагаем вашему вниманию небольшой видеосюжет.
(«Есть такая профессия:
судостроитель», канал «Бибигон»).
Ну а теперь давайте проверим, насколько вы усвоили полученную информацию.
Переходим к викторине. Мы предлагаем вам ответит на несколько вопросов.
№1 Дайте определение судостроению: (Судостроение, или кораблестроение- процесс
создания плавучих средств, включая корабли, суда, лодки тп.)
№2 Назовите 4 крупнейших городов России – центров судостроения
(СПб,
Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область)
№3 Объедините одним событием эти названия подводных лодок: «Налим», «Скат»,
«Касатка», «Граф Шереметев», «Сом», «Осетр», «Дельфин». (Русско-японская война
1904-1905 гг. Так назывались первые подводные лодки, перевезенные во Владивосток по
железной дороге. Все они были построены в Петербурге, на Балтийском заводе, а «Сом» и
«Дельфин» - первая была приобретена у Голландии и первоначально называлась
«Фултон», но ее модернизировали в Петербурге на Невском заводе. Вторая - построена на
Балтийском заводе в Петербурге. Она считается первой русской боевой подводной
лодкой. Ее проект разработали инженер-кораблестроитель И.Г.Бубнов, капитан 2 ранга
М.Н.Беклемишев,
ставший
ее
первым
командиром,
и
корабельный
инженер
И.С.Горюнов.
№4 9 августа 1717 г. у мыса Гангут Петр I разбил флот шведов. Как это событие
вошло в нашу историю?
(
(9 августа - День воинской славы— День победы в Гангутском
сражении — первой в нашей истории морской победы русского флота под командованием
Петра I над шведами в Северной войне 1700-1721 гг. у мыса Гангут. )
№5 Для спуска на воду броненосца «Император Александр III» потребовалось
заколоть 5000 баранов. Каким образом их использовали? (перетапливали жир баранов
и смазывали стапеля спусковые доски)
№6 Какой святой известен в русском флоте как Никола Мокрый? (Святой Николай
Чудотворец известен в русском флоте как Никола Мокрый)
№7 Почему на северных российских кораблях нач. 20 в. количество зимних шапок
было рассчитано лишь на треть команды?
(
(Они выдавались только при выходе на
вахту.)
№8 Какое событие, ускорившее путешествие в Индии, произошло в 1869 г.?
(
(17
ноября 1869 года был торжественно открыт для судоходства Суэцкий канал)
№9 Объедините одним событием названия подводных лодок: "Форель", "Язь",
"Лебедь" и "Пеликан" (Четыре подводных лодки типа "Барс" по проекту И.Г. Бубнова
остались недостроенными - "Форель", "Язь", "Лебедь" и "Пеликан. Подводные лодки типа
«Барс» — серия русских средних дизель-электрических подводных лодок начала XX
века. Активно применялись во время Первой Мировой Войны, затем состояли на
вооружении Военно-Морского Флота СССР до начала Второй Мировой Войны.)
№10 Какое морское звание в переводе с англ. яз. означает «средний корабельный
чин»? (мичман)
№11
Расклешенные брюки моряков не подвержены моде уже не один десяток лет.
Каким образом они в случае опасности могут спасти жизнь? (Если моряк окажется в
воде, то расклешенные брюки снять гораздо легче, чем обычные.)
№12
С какой целью по старому морскому обычаю в штормовую погоду на палубу
выкатывают бочку с солеными огурцами? (от «морской болезни», качки)
№13
«Boot» по-голландски – лодка, «man» – человек. Какую должность ввел Петр I
на корабле, совместив эти два понятия? (боцман)
№14
Длительное пребывание в южных широтах потребовало ввести более легкую и
удобную одежду для работы с парусами и хорошо видную на их фоне. Что родилось в
результате? (тельняшка)
№15
Когда вахтенный на морском судне замечал сушу, он кричал: «Земля!» А что он
замечал, когда кричал: «Свет!»? (маяк)
№16
Как
назывался
первый
русский
пароход?
Первый
российский
пароход
«Елизавета», был построен в 1815 г. и испытан в бассейне у Таврического дворца в
Петербурге.
№17
Как до 1917 года назывались воспитанники старших классов морского корпуса?
(гардемарины,
В 1716 году было учреждено воинское звание гардемарин.в переводе с
французского означает «морская охрана». )
№18
Какая
страна
является
родиной
подводных
лодок?
(
(РОССИЙСКАЯ
ИМПЕРИЯ ,В 1719 г. крестьянин Ефим Никонов в Челобитной Петру I доносил об
изобретении им "потаенного" судна. В 1722г. первая в мире подводная лодка была
спущена на воду и в присутствии Петра I проходила испытания. )
№19
Какой флот был исторически первым?
(
(ПАРУСНО-ГРЕБНОЙ, История парусного
судна насчитывает свыше 5 тыс. лет.)
№20
Назовите фамилию выдающегося русского флотоводца, который одержал
множество побед в морских сражениях и не имел ни одного поражения. (Ф.Ф.
Ушаков )
Преподаватель:
Далее предлагаем вам принять участие в конкурсах.
КОНКУРСЫ:
1. «ПО МОРЯМ - ПО ВОЛНАМ» Для участия в конкурсе приглашаются 10 человек,
которые делятся на две команды. Им выдаются таблички с наименованиями званий на
корабле. Необходимо построиться в порядке убывания званий.
2. «КОРАБЛИК» Для участия в конкурсе приглашается 2 человека. Им выдается по
листу бумаги. Необходимо сделать кораблик из бумаги.
3. «КОНКУРС МЕХАНИКОВ» От групп приглашаются 2 участника. Задача механиков с
помощью ложки перенести воду из одного сосуда в другой.
4. «АУКЦИОН МОРСКИХ ТЕРМИНОВ» Объясните значение слов:
ШПАНГОУТ,
КУБРИК,
ЯЛ,
АВТОНОМНОСТЬ,
БАК,
КАМБУЗ,
ШВАРТОВ,
ФАРВАТЕР, ТРАВЕРЗ, ПЕЛЕНГ, ЛОЦМАН, ГАЛЬЮН (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
5. «КРОССВОРД»
Преподаватель:
Спасибо
всем
участникам.
Жюри
подводит
итоги.
Переходим
к
награждению
победителей.
По горизонтали
1. Помещения для
команды на судне
7. Способность судна
находится на плаву при
заданной нагрузке с
расчетной осадкой
9. Как называются
лестницы на судне
10. Изделия скрученные
или сплетенные из
растительных и
синтетических волокон
или свитые из стальных
проволок
11. Гибкое изделие,
состоящее из отдельных
последовательно
соединенных жестких
звеньев
Приложение
«АУКЦИОН МОРСКИХ ТЕРМИНОВ»
ГАЛЬЮН- 1. Туалет на яхте. 2. Площадка над водорезом служившая гальюном на
старинных парусных судах.
БАК- надстройка в носовой оконечности яхты. Часто баком называют носовую часть
палубы (см. фордек). Передняя часть судна от носа до передней мачты.
АВТОНОМНОСТЬ- длительность плавания без пополнения запасов.
КАЮТА- яхтенное жилое помещение.
ЛОЦМАН - специалист по проводке судов в определенном районе. Бывает обязателен к
приему на борт, но ни в коей мере не подменяет капитан
ПЕЛЕНГ- угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью,
проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, различают
компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги.
КУБРИК- помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ШВАРТОВ- трос (швартовный трос), предназначенный для закрепления яхты у причала
или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШПАНГОУТ- основная криволинейная балка поперечного набора, основа для обшивки.
ТРАВЕРЗ- положение, когда пеленг на ориентир перпендикулярен ДП яхты.ЯЛ-
многовёсельная (более двух) шлюпка военного флота.
«ПО МОРЯМ-ПО ВОЛНАМ»
1. АДМИРАЛ
2. КАПИТАН
3. БОЦМАН
4. МАТРОС
5. ЮНГА
«КРОССВОРД»
По вертикали
2. Устройство, предназначенное для
удержания судна на курсе и
управления судном
3. Жилое помещение на суде
4. Способность судна сохранять
достаточную плавучесть и
остойчивость после затопления
одного или нескольких отсеков
5. Балки, расположенные по бортам
поперек судна, носят название
6. Плавающее инженерное
сооружение, предназначенное для
перевозки грузов и пассажиров, а
также выполнения других
специальных задач
8. Небольшие шлюпочные якоря