Влияние здорового и безопасного образа жизни на развитие детей дошкольного возраста
Автор: Бойцова Елена Рудольфовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №2 Населённый пункт: город Усолье - Сибирское,Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Влияние здорового и безопасного образа жизни на развитие детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Бойцова Елена Рудольфовна
МБДОУ детский
сад №2
г. Усолье –
Сибирское.
Статья.
«Влияние здорового и безопасного образа
жизни на развитие детей дошкольного
возраста».
Такое понятия как «формирование здорового и безопасного образа
жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в
воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДОУ. В последние
годы создано немало технологий и данным вопросом занимаются
многие представители науки и практики, в частности В. Г. Алямовская,
М. Д. Маханёва, и другие. Но, к сожалению, в наш стремительный век
новых технологий, исследований и разработок проблема формирования
здорового и безопасного образа жизни остается очень актуальной,
современной. От состояния здоровья и безопасности детей во многом
зависит благополучие общества. Здоровье и безопасность детского
населения в настоящее время оставляет желать лучшего. Ухудшение
здоровья детей связано с экологическими проблемами, различными
бытовыми факторами, химическими добавками в продукты питания,
некачественной водой, накапливающимися раздражениями в обществе,
связанные с неудовлетворительным экономическим положением, а
проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и
считается одной из наиболее важных проблем требующих решения.
Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может
оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты,
военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая
нестабильность особенно остро сказываются на детях . Это лишь
некоторые факторы, отрицательно воздействующие на здоровье и
безопасность ребенка. В настоящее время важной задачей, стоящей
перед взрослыми, является охрана, сохранение и укрепление здоровья
детей в процессе воспитания и обучения, а также формирование основ
безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется
человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта
жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. Поэтому
воспитание и образование в этих направлениях должно строиться на
активности детей. Необходимо включать самого ребенка в заботу о
здоровье, приобщать его к ценностям здорового образа жизни,
формировать культуру здоровья и навыки безопасного поведения.
Культура здоровья – это умение ребенка правильно и безошибочно
выбирать в любой ситуации только полезное, содействующее здоровью
и умение отказываться от всего вредного. Основная задача ДОУ –
воспитать ребенка психически и физически здоровым гражданином
нашей Родины, поэтому дошкольное образование уделяет большое
внимание формированию культуры здорового и безопасного образа
детей. Но результаты указывают на социально-педагогический уровень
существующих проблем и диктуют нам необходимость поиска новых
механизмов, которые позволят изменить ситуацию, а также необходимо
выработать определённую комплексную систему в работе, охватывая
комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-
оздоровительных и социальных наук. Каждый человек имеет огромные
возможности для формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни, для поддержания своего здоровья и для сохранения
работоспособности. Поэтому заниматься этим вопросом следует с
ранних лет жизни, нужно формировать у детей эту культуру, приучать к
активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и
режима дня, к правильному рационально-сбалансированному питанию,
к занятиям физкультурой, спортом и закаливанию. В своих трудах В. А.
Сухомлинский говорит о том, что забота о здоровье детей является
важнейшим трудом воспитателя. Педагог, воспитывающий культуру
здорового и безопасного образа жизни, прежде всего сам должен быть
здоров. От того насколько грамотно и целенаправленно педагог
выдерживает все режимные моменты, графики, чередования
умственной и релаксационной деятельности детей, зависит потенциал
здоровья воспитанников. Свою педагогическую деятельность я
планирую в соответствии программы «От рождения до школы» а также
ориентируясь на показатели нервно-психического развития детей,
физической подготовленности детей. Реализуя данное направление
работы, мной был разработан проект «Будь здоров». Работа над
педагогическим проектом проводится с детьми в возрасте от 4 до 7 лет,
постепенно расширяя и углубляя представления детей о здоровом и
безопасном образе жизни. В данной статье мной представлен материал
работы с дошкольниками 5-6 лет. Система работы построена по трем
направлениям («Я и мое тело», «Личная гигиена и привычки здоровья»,
«Правила безопасности») с учетом возрастных и психофизических
особенностей детей 5-6 лет. Вся работа построена с учетом интеграции
образовательных областей. Совместная деятельность детей и взрослых
содержит элементы экспериментальной, исследовательской
деятельности, физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренние
гимнастики, подвижные игры, закаливающие мероприятия, массажи,
пальчиковая, дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз), беседы,
рассматривание иллюстраций, обучающие, развивающие, творческие
игры и игровые упражнения, двигательные упражнения, решение
проблемных ситуаций, чтение художественной литературы т. д.
Материалы, используемые в работе, находят отражение во всех
режимных моментах группы дошкольников. В процессе работы у детей
формируется осознанное отношение к укреплению своего здоровья и
соблюдению правил безопасного поведения. Дети овладевают
навыками анализа своего состояния с целью своевременной
самопомощи и регуляции поведения.
Важным моментом в работе по данному направлению является тесное
взаимодействие с родителями. Вместе с ними мы создаем единые
требования и формируем положительную мотивацию к сохранению и
укреплению здоровья детей. Знания родителей повышаются через
информационный стенд. Родители участвуют в создании различных
выставок. Тематика выставок разнообразна. Родители являются
активными участниками совместных развлечений, досугов. Папка
«Будь здоров», созданная в группе, знакомит родителей с
мероприятиями по ОБЖ и здоровьесбережению, проводимыми с
детьми в детском саду. Родители используют рекомендованные
упражнения и игры в общении с ребенком дома. Так же они могут
обмениваться опытом, помещая в папку информацию по ОБЖ и
здоровьесбережению детей в семье.
В заключение хочется сказать, что повышение качества знаний по теме
здоровья и безопасности у родителей и активное участие в
образовательном процессе способствует формированию потребности к
здоровому образу жизни всей семьи.
Литература:
1.
Евдокимова
Е.
С.
Проектирование
как
здоровьесберегающая
технология в ДОУ// Управление ДОУ. - 2004. - №1.
2. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка [Текст] / Е.Я. Гаткин. М.: Лист, 2007.
— 173 с.
•
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник.
[Текст] / Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество
России, 2004. — 480 с.
4. Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование,
рекомендации
[Текст]
/
Автор-составитель
О.В. Чермашенцева.
—
Волгоград: Учитель, 2008. — 226 с.
5.
Ахутина
Т.
В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья, 2000. Т.
7.- №2