Автор: Ирина Владимировна Нестеренко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: гор. Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Занятия в группе предшкольной подготовки как условие успешной адаптации будущих первоклассников"
Раздел: начальное образование
«Занятия в группе предшкольной подготовки как условие успешной
адаптации будущих первоклассников»
Статья основана на примерах из опыта работы с дошкольниками в группе
развития творческих способностей «Филипок».
В современной жизни активно происходят изменения в образовательных
процессах. Ни для кого не секрет, что содержание образования усложняется,
требуется
больше
внимания
уделять
развитию
творческих
и
интеллектуальных способностей детей, корректировать их эмоционально –
волевую и двигательную сферу. Вместе с традиционными методами остро
возникла необходимость
применять
активные методы обучения и
воспитания,
направленные
на
активизацию
познавательного
развития
ребенка. Как помочь адаптироваться будущим первоклассникам к новой
школьной жизни?
В этих изменяющихся условиях учителю, работающему с детьми на
этапе предшкольной подготовки, необходимо уметь ориентироваться в
многообразии интерактивных подходов к развитию детей, в широком спектре
современных технологий. В работе с воспитанниками предшкольной
подготовки (возраст детей 6-7 лет) я использую инновационные технологии,
направленные на достижение позитивного результата за счёт динамичных
изменений в личностном развитии ребёнка – это игровые технологии,
инфорационно-коммуникативные
технологии,
технологии
развивающего
обучения. Игровые технологии применяю в процессе обучения и
воспитания дошкольников, так как игра является ведущей деятельностью в
этот период. Игровые технологии активизируют учебный процесс, дают
возможность добиться устойчивого внимания детей на занятии, позволяют в
игровой форме, не навязчиво, а постепенно ввести детей в мир математики,
азбуки и письма.
Игровые технологии положены в основу всех занятий, проводимых с
детьми. Это определяется, прежде всего, игровой формой проведения
занятий. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая
выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной
деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким
основным направлениям:
1.
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
2.
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3.
учебный материал используется в качестве ее средства;
4.
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит дидактическую задачу в игровую;
5.
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
При обучении детей грамоте использую:
Игры со звуками – играя, дети учатся выделять в словах определенные
звуки,
определять
их
местоположение
и
давать
им
характеристику:
«Звукоподражание»,«Жили-были звуки», «Ловим звук», «Начало, середина,
конец», «Запретные звуки», «Дом звуков».
Игры с буквами учат детей узнавать и правильно называть буквы как
комбинации разных элементов, учат соотносить эту комбинацию элементов
со звуками речи: «Волшебные палочки», «Веревочные буквы", «Пирамида
букв», «Умная зарядка», «Зеркальные буквы».
Игры со слогами помогут в продвижении детям от буквы к слогу: «Дружба
звуков», «Буква убежала», «Буквы ходят в гости», «Вверх по ступенькам».
Игры на обогащение словарного запаса активизируют словарь детей,
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего
словарного запаса наиболее точное, слово, знакомят со словами-предметами,
словами-признаками, словами-действиями, с синонимами и антонимами:
«Наоборот», «Закончи фразу», «Скажи по-другому», «Какой предмет».
«Объясни значения слов», «одно и то же».
Игры на развитие связной речи формируют грамматический строй речи,
развивают звуковую культуру речи, обогащают словарный запас: «Продолжи
сказку», «Продолжи рассказ», «Закончи сам», «Если бы...», «Пойми меня».
Мультимедийная презентация – одна из форм ИКТ, которую я использую
работе с дошкольниками. Использование мультимедийных презентаций
позволяют
сделать
мои
занятия
эмоционально
окрашенными
и
привлекательными, вызывают у воспитанников живой интерес, являются
прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что
способствует хорошей результативности занятия.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются
следующие результаты:
дети легче усваивают понятия формы и величины;
глубже постигают понятия числа и множества;
быстрее
возникает
умение
ориентироваться
на
плоскости
и
в
пространстве;
лучше овладевают навыками чтения и письма;
тренируется эффективность внимания и памяти;
развиваются элементы логического мышления.
При обучении детей азбуке применяю следующие презентации:
«На что похожа буква», «Графическое обозначение звуков», «Алфавит в
загадках, пословицах, скороговорках, «Город букв», «Предложение. Схема
предложения», Знаки препинания в конце предложения» и др.
Формирование
элементарных
математических
представлений
у
детей
успешно осуществляется благодаря применению следующих презентаций:
«На что похожа цифра», «Правила написания цифр», Состав числа»,
«Геометрические фигуры», «Геометрические тела», «Способы сложения
чисел в пределах 10», «Точка. Линии», «Виды углов», «Способы измерения
длины», «Правила написания цифр», «Учимся чертить отрезок», «Веселый
счет», «Выполнение арифметических действий» и др.
Обучение
детей
письму
сопровождается
наглядным
представлением
информации – презентаций: «Как правильно сидеть при письме», «Как
правильно держать ручку», «Как должна лежать тетрадь», «Элементы
письменных букв», «Правила написания букв», «Большая буква» и другие.
Таким образом, использование образовательных технологий в период
предшкольной
подготовки
дает
возможность
существенно
обогатить,
качественно обновить образовательный уровень будущего первоклассника.
Это позволит маленькому ученику преодолевать трудности новой школьной
жизни, уверенно чувствовать себя в новой роли, быть успешным.