Автор: Ольга Алексеевна Авдеева
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Государственного общеобразовательного учреждения самарской области гимназии №1 имени Н.И. Ферапонтова городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Населённый пункт: города Новокуйбышевска
Наименование материала: Статья "Спортивный праздник КВН"
Тема: внеурочная деятельность
Раздел: среднее образование
Спортивный праздник КВН
Праздник проводится по типу КВН (клуб веселых и находчивых). В его
программу входит теоретические вопросы на спортивную тематику и
практические задания в виде веселых конкурсов и эстафет. Праздник не требует
большого количества инвентаря и какого-либо оборудования. Сценарий
праздника рассчитан на 40-50 мин. Он состоит из 6 этапов, в каждый из
которых входят теоретические вопросы командам, практические задания
(аттракцион или эстафета) и вопрос зрителям, которые за каждый правильный
ответ приносят своей команде 1 очко. Допускается видоизменение этапов,
увлечение или уменьшение их количества. Лучше всего если ведущим КВН
будет мальчик или девочка старшего класса, хорошо подготовленный к этой
роли и отлично знающий ответ на все теоретические вопросы. Ведущему
помогают два ассистента члены физкультурного актива. Оптимальное
количество участников в командах по 6 человек (3 мальчика и 3 девочки). Жюри
оценивает ответы на вопросы, выполнение конкурсных заданий, домашние
заготовки, команд, активность болельщиков; оно решает так же все спорные
моменты, возникающие по ходу КВН. Принципы выставления оценок заранее
оговариваются и доводятся до сведения участников и зрителей. Наиболее
целесообразно ставить оценки по 3-бальной системе: за правильный ответ - 3
балла, за неполный или насовсем правильный - 1 балл, за неправильный или
отказ отвечать - 0 баллов; за каждую победу в индивидуальном конкурсе - 1
балл, в эстафете (кроме заключительной викторины эстафеты) - 3б. После
каждого этапа необходимо подводить промежуточные итоги. Заранее
обуславливается и время на коллективное обдумывание вопросов 30 – 60
секунд. Праздник удобнее проводить в два этапа: первый - соревнования в
группах классах, второй - финальные состязания с участием сборных команд.
Если финал КВН проводится в спортивном зале, то надо заранее продумать его
оформления. Например, над сценой можно вывесить плакат «Привет
участникам спортивного КВН!» Стены украсить спортивными фотографиями,
красочно оформленными стендами, игрушками, а также рисунками ребят на
спортивную тематику. Болельщики рассаживаются в определённых местах,
например, в той половине зала, где расположены места их команды. Делается
это для того, чтобы жюри и ведущему было удобнее подсчитывать очки,
принесённые каждым болельщикам своей команде. Итак, наступил день
финальных состязаний. Звучит музыка. Команды – участницы финала входят в
спортивный зал. Ведущий представляет команды, поздравляет ребят с
окончанием первого (предварительного) этапа КВН, отмечает классы, в которых
соревнования прошли наиболее организованно, с большой массовостью. Затем
он объявляет условия финала, представляет жюри. После этого начинаются
соревнования. 1 этап - «Олимпийские игры Древней Греции»
1. Вопросы к командам – участницам
А) кто, по легенде древних Греков, учредил Олимпийские игры?
(мифологический герой Геракл в честь одного из своих подвигов)
Б) откуда пошло слово «стадион» (Геракл отмерил на земле 600 своих ступней,
и на этой дистанции – 192,77 м, называемой стадией; проводились
соревнования по бегу).
2. Второе зрителям
Какой античный ученый победил на олимпийских играх и в каком виде спорта?
(Древнегреческий философ и математик Пифагор, в кулачном бою)
3. Веселый конкурс для участников
Представители разных команд образуют пары, примерно равные по силе и весу.
Каждая пара встает спиной друг к другу внутрь металлического обруча или
прочной веревки со связанными концами и поднимает обруч (веревка) на
уровень пояса. В 1 - 1,5 м от каждого участника на стул или другое возвышение
ставят какой-либо предмет. По команде ведущего участники стараются,
преодолевая сопротивление соперника достать предмет со стула. Победитель в
каждой паре приносит своей комолая 1 очко. Перед тем как подать сигнал к
началу этого конкурса, ведущий должен удостоверится, что участники прижил
стартовое положение, слегка наклонившись вперед, а обруч плотно (веревка)
прижимает у каждого к поясу: это поможет избежать неожиданных
болезненных рывков.
2 этап - Олимпийские игры современности
1. Вопросы командам и участникам А) кому принадлежит идея возрождения
олимпийских игр современности? (Французскому педагогу и просветителю
Пьеру де Кубертену)
Б) когда и где были проведены первые олимпийские игры современности? (В
1896г в Афинах)
2. Вопросы зрителям
Что представляет собой олимпийская эмблема и что она символизирует? (Пять
переплётных колец разных цветов символизируют дружбу спортсменов 5
континентов земли)
3. Веселая эстафета для участников
Командиры строятся перед линией старта в колонны по 1. У первых номеров в
руках гимнастическая палка. Они держат ее перед сомой двумя руками
широким хватом. По команде ведущего первые номера опускают палку и, не
отрывая рук, перешагивают через нее сначала одной, патом другой ногой, после
чего передают палку за спиной стоящим сзади на расстоянии вытянутой руки
партнером. Те выполнив аналогичное задание передают палку следующим и т.д.
Последние в колоннах, получив палку, бегут с ней вперед, встают перед
первыми номерами и перешагнув через палку, передают ее назад. Таким
образом, каждый участник выполняет задание дважды эстафета считается
законченной, когда палка в 3 раз оказывается в руках капитана и тот поднимет
ее над головой. Команда - победительница получает 3 очка.
3 этап - Зимние олимпийские игры
1. Вопросы командам - участникам
А) назовите рекордсмена по лыжным гонкам (это вопрос-ловушка.
Рекордсменов по лыжным гонкам не бывает, т. к. рекорды в этом виде спорта не
регистрируются из-за разных условий проведения соревнований - различного
рельефа местности на сажных трассах и др.)
Б) Какие лыжи тяжелее: гоночные, слаломные или прыжковые? (Прыжковые)
2. Вопрос зрителям
Назовите зверька - талисман зимних олимпийских игр в 1988 г. В г. Калгари
(Канада) (два белых медвежонка Хайди и Хаудина)
3. Веселый конкурс для участников
Представители разных команд образуют пары, примерно равные по силе и весу.
Соперники садятся друг напротив друга на пол. В руках у них гимнастическая
палка. Держась за палку и упираясь ступнями, по команде ведущего каждый
начинает тянуть соперника на себя, пытаясь оторвать его от поля и перетянуть
на свою сторону. Победитель в каждой паре приносит своей команде 1 очко.
4 этап - Летние олимпийские игры
1. Вопросы командам - участникам
А) назовите выдающегося советского пловца последних лет, трехкратного
олимпийского чемпиона (Владимир Сальников)
Б) назовите лидера советских атлетов в прыжках с шестом. Какой рубеж в этом
виде спорта он преодолел впервые в мире? (Сергей Губка, преодолел высоту в
6м)
2. Вопрос зрителям
Когда и где спортсмены Советского Союза впервые приняли участие в
Олимпийских играх? (В 1952 г в Хельсинки)
3. Веселая эстафета для участников
Команды строятся в колонны по 1 перед линией старта. В 8-10 против каждой
команды стоит стул, а на нем какой-либо предмет. Посередине между линией
старта и стульями обозначена линия финиша. Перед началом эстафеты ведущий
проходит вдоль колонн и, касаясь рукой каждого участника, называет его
порядковый номер: первый, второй и т.д. Затем ведущий встаёт сбоку от линии
финиша и громко называет какой-либо номер, например: «Второй!» По этой
команде вторые номера показывают свои места в колоннах, бегут каждый к
своему стулу, берут с него предмет и направляется к линии финиша. После её
пересечения они отдают предметы ассистентом ведущего, а самим
возвращаются строго на свое место в колонне. Ведущий определять победителя
в каждом забеге и начисляют ему одно очко. Игра продолжается до тех пор,
пока каждый участник не будет вызван 2-3 раза.
5 этап - домашнее задание
Соревнующиеся команды готовит по одному вопросу. Заранее оговаривается,
что вопросы не должны быть связаны с трудно запоминающимся датами,
фамилиями или специальными техническими данными. Вопросы желательно
готовить по наиболее популярным видам спорта, а если вопрос связан с
чемпионами, то наиболее известными и побеждавшими на крупнейших
соревнованиях, особенно последних лет. Ответ оценивают жюри по трёх
бальной системе.
2. Защита эмблемы, девиза, название своей команды
За No – 5 минут команды должны убедительно защитить эмблему, название и
девиз своей команды. Разрешается использовать плакаты, рисунки, различный
реквизит, разыгрывать сценку на спортивную тему, спеть песню прочесть
стихотворный монтаж. Помимо великолепных средств можно придумать и
другие. Команды должны проявлять максимум творчества и выдумки. Конкурс
оценивает жюри по трёх бальной системе.
3. Весёлый конкурс для участников
Посреди сцены на расстоянии 6 – 8 м стоят два стула спинками друг другу,
подними пропущенные верёвка так, чтобы её концы слегка выглядывали из-под
ножек. Соревнуются пары. По выбору капитанов выходит по одному
представителю от команды, каждый встаёт с правой раны от стула рядом с ним
(рукой можно держаться за спинку) по команде ведущего участники бегут по
кругу против часовой стрелки огибая противоположные стул. Сделав заранее
обусловлено число кругов, каждый садится на свой стул, нагибается и рывком
тянет верёвку на себя, выхватывая из под стула соперника. Тот, кто успел
сделать это первым, приносит своей команде одно очко. Ассистенты вновь
растягивать верёвку, после чего капитаны вызывают другую пару. Конкурс
продолжается до тех пор, пока в нём не примут участие все члены команд.
Ведущий внимательно следить за тем, чтобы участники брались за верёвку
только после того, как сели на стул.
6 этап - конкурс капитанов
Конкурс – аттракцион для капитанов
Капитаны встают лицом друг к другу на расстоянии 3 – 5 м. В руках перед
собой они держат по короткой толстой палочке, на который закреплены конце
длинные верёвки. Посередине верёвки привязаны яркая метка (ленточка).
Верёвка плотно натянута. По команде ведущего капитаны начинают наматывать
верёвку каждый на свою палку. По мере того как верёвка укорачивается, они
постепенно приближаться друг другу. Побеждает тот капитан, который первым
достиг своей палочкой контрольный метки. Соревнования повторяется трижды.
За победу в каждой попытке капитан получает одно очко.
Викторина - эстафета
Обе команды выстраиваются перед линии старта в колонны по одному. В 8 – 10
м против каждой команды стоит столик с разложенными 6 билетами, по числу
ребят в команде. Билеты сделано следующим образом: на одной половине
написан вопрос, а на другой в колонку несколько ответов, лишь один из
которых правильный. Все билеты лежат вопросами вниз. В руках у первых в
колоннах карандаш или ручка. По сигналу ведущего они бегут каждый к своему
столу и берут любой билет. Быстро прочитав вопрос, они отмечают
правильный, с их точки зрения, ответ, отдают билет ассистенту ведущего, бегут
к своей команде, отдают карандаш – «эстафету» вторым номером, а сами
встают в конец колонны. Эстафету продолжают вторые номера и т.д.
Ассистенты ведущего собирают все билеты и по окончании игры подсчитывают
количество правильных ответов. В билеты викторины – эстафеты лучше
включать не сложные вопросы, например:
1. Сколько времени длится один раунд в боксе?
2. Сколько игроков выходит на поле во время матча в составе футбольной
команды? И
т.п. Итак викторины эстафеты проводится следующим образом. Команде,
первой закончившей эстафету независимо от правильности ответов начисляется
два очка. За каждый правильный ответ дается одно очко. Выигрывает команда,
набравшая большую сумму очков. Таким образом, даже ответившая по времени
команда может выигрывать, если у неё будет больше правильных ответов. При
подведении итогов ведущий может обратить внимание участников и зрителей
на нелепые ответы, которые иногда случаются из-за недостатка времени на
обдумывание. По окончании каждого этапа КВН, пока члены жюри подводят
итоги, ведущий оглашает ответы на вопросы. Если позволяет время, он может
сообщить интересные подробности, связанные с данной темы. Оценив ответы,
жюри на на специальном табло, хорошо видно участникам и зрителям,
напротив название команд проставляет количество баллов. После
заключительной викторины-эстафеты жюри подводит окончательные итоги и
определяет команду-победительницу. Пока жюри работает, образовавшиеся
нарезку можно закончить декорации кратковременного спортивного фильма или
замечательными вступление юных спортсменов. Сразу по окончании праздника
победители награждаются памятными сувенирами и грамотами.