Напоминание

Рефлексивный анализ педагогической деятельности


Автор: Сабирова Лилия Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Рефлексивный анализ педагогической деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Рефлексивный анализ деятельности Сабировой Лилии Валентиновны,

учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 1» города Набережные Челны

по теме: «Формирование универсальных учебных действий посредством

организации проектной и исследовательской деятельности»

Проблема и актуальность.

Обычно будущие первоклассники с большим желанием ждут учебы в

школе. Общаясь с подготовишками, я всегда задаю им этот вопрос.

Большинство детей с интересом ждут новый этап своей жизни, но сейчас

часто можно услышать: Не хочу. Нежелание учиться эти дети связывают с

тем, что в школе будет трудно. Уже на занятиях с подготовишками стараюсь

организовать работу так, чтобы вовлечь каждого ребенка в увлекательный

процесс получения знаний. Проектная и исследовательская деятельность

позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы

организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их

коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Особое место в реализации ФГОС отводится формированию

универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных

действий невозможно, если работать по-прежнему.

Учет условий образовательного учреждения и контингента учащихся.

Я работаю в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1». В 3 «А»

классе 30 обучающихся: 19 девочек и 11 мальчиков. Качество обучения

составляет 65,5%, успеваемость – 100 %. Специального отбора учеников в

класс не проводилось.

Программно-методическое обеспечение представляемого опыта работы.

С 2003 года я работаю по программе «Планета знаний». Реализация

требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается его

целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам;

единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов.

Организация учебной деятельности учащихся строится на основе

системно-деятельностного подхода, который предполагает опору на

современные образовательные технологии деятельностного типа:

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию мини-исследования,

— технологию организации проектной деятельности.

Успешность апробации представляемого опыта;

трудности и проблемы реализации.

Проектная и исследовательская работа в начальных классах – трудно ли

это? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы. Но всё-таки это

возможно. В 1 классе это лишь элементы проектной деятельности в её

классическом

понимании,

мини-проекты,

не

такие

информационно

насыщенные, как у учеников старших классов. Но даже такие мини-проекты

с начальной школы приучают

ребенка к самостоятельной поисково-

творческой деятельности. При этом на первых шагах важна наглядность,

образец, шаблоны.

Организуя проектную деятельность обучающихся на уроках, я выделила

для себя ряд проблем:

-низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

-неумение следовать инструкции, неумение выделить последовательность

действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с

заданием;

-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из

учебной ситуации в жизненную.

На каждом этапе работы над проектом у обучающихся формируются

универсальные учебные действия.

На этапе постановки целей и задач формируются регулятивные действия –

- целеполагание – и познавательные действия – самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера.

На этапе организация деятельности формируются:

- регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

- познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

- коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов

взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации.

На этапе осуществления проектной деятельности формируются:

- регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

- познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка

процесса и результатов деятельности; моделирование.

- коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

На этапе презентации результатов формируются:

-познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого

высказывания в устной и письменной форме.

-коммуникативные действия – владение монологической и диалогической

формами речи.

Поэтому,

начиная

с

первого

полугодия

1-ого

класса,

вовлекаю

обучающихся в коллективную проектную деятельность.

Коллективные

проекты «Дерево успеха», «Школьный календарь» учат детей коллективной

работе, умению взаимодействовать и развивают творческие способности.

В 1 классе организую проект «Дерево успеха». Так как в 1 классе

безотметочное обучение, стараюсь отметить работу учащихся фишками,

наклейками. Дети наклеивают их на дерево. В конце года подводим итоги,

каждый ученик показывает своё дерево на родительском собрании.

Ребята уже знают, что по окончании изучения большого раздела, будь то

уроки математики, русского языка, литературного чтения или окружающего

мира, их ждет проектная работа. Во время изучения материала дети

продумывают тему и материал проекта, а также формат выполнения проекта.

Большими помощниками в проектной деятельности являются родители. К 4

классу ребята проявляют больше самостоятельности. За 3 года обучения

ребята представили проекты и исследования по следующим темам: «Дерево

успеха», «Тайны космоса», «Выращиваем на подоконнике», «Животные

севера», «Волшебное слово», «Словарные слова легко запомнить!», «Какие

предметы сильнее притягиваются к Земле» и т.д.

Большую роль играет исследовательская работа и во внеурочной

деятельности.

Так,

ребята провели исследование на тему: «Школьные

опасности». Сами исследовали опасности, которые могут их поджидать в

школе (резкий поворот, лестница, проектор, скользкий пол), придумали

знаки, наклеили их в коридорах школы. Остальные ребята, увидев знаки,

задумывались об опасностях, подстерегающих их в школе. Ребята стали

более внимательны и аккуратны. Также мы выполняем проекты по правилам

дорожного движения, экологии.

Перспективы дальнейшей работы, пути решения проблем с учетом

информации,

полученной

в

ходе

обучения

по

дополнительной

профессиональной образовательной программе.

К сожалению, еще не все ребята научились работать с проектами. Кому-

то мешает стеснение, кому-то – не хватает знаний, у кого-то нет желания. На

курсах повышения квалификации более подробно я познакомилась с новой

технологией коучинга, инструментами коучинга. Задумалась о том, чтобы

выявить трудности проектной и исследовательской работы на колесе

баланса, учесть все нюансы и продолжить работать. Учиться – это здорово!



В раздел образования