Автор: Сивкова Людмила Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат №13, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы".
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Арт-терапевтический тренинг с использованием элементов танцевально-двигательной и музыкальной терапии, для детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Тема: Разработка конспекта психологического занятия.
Раздел: начальное образование
Арт-терапевтический тренинг с использованием элементов
танцевально-двигательной и музыкальной терапии, для детей
младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Пояснительная записка
В процессе занятий арт-терапией у детей с нарушенным слухом
удовлетворяется актуальная потребность в признании, в позитивном
внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Использование
музыки способствует развитию слухового восприятия и является средством
эстетического воспитания учащихся. Элементы танцевально-двигательной
терапии помогают высвобождать психологическую энергию, которая
тратится ребенком на неэффективное напряжение. Во время тренинга дети
расслабляются, успокаиваются. Психологическая защита в виде
демонстративности, негативизма и агрессии уступает место инициативности
и творчеству. Через творчество учащиеся получают новую информацию о
себе и других людях, их внутреннем мире: «я успешен», «мои работы
нравятся окружающим людям», « я умею чувствовать и видеть прекрасное»,
«у меня есть способности», «мое мнение учитывают», « я умею справляться с
трудностями». Тренинг позволяет выработать у каждого участника умение
находить свое место в группе, адекватно оценивать ситуацию, развивает
коммуникативные и творческие способности, совершенствует речь, слух,
артикуляционную моторику, общую координацию движений. Во время
занятия активно ведется работа по профилактике нарушений осанки и
зрения.
Цель работы:
Устранить психологическое напряжение у детей;
Создать условия для личностного роста учащихся;
Формирование положительной самооценки;
Формирование способов эффективного взаимодействия.
Задачи:
Снятие эмоционального напряжения;
Развивать умение преодолевать психологические барьеры, мешающие
полноценному самовыражению;
Учить работать в группе, учитывая мнения окружающих людей;
Коррекция тревожности, негативных установок;
Воспитание доброго отношения к окружающим людям;
Развитие позитивных форм общения;
Развитие умения контролировать свои действия;
Развитие коммуникативных и творческих способностей;
Развитие воображения и фантазии;
Развитие слухового восприятия, стимулирование речевой активности;
Развитие координации движений, профилактика нарушений осанки и
зрения.
Материалы и оборудование:
Гуашь, акварель, кисти разной толщины, вода, баночки;
Цветные карандаши, маркеры, фломастеры;
Листы А-4 (по 3-4 на каждого ребенка);
Обои в рулоне;
Коробка с аксессуарами для ряжения;
Цветок.
Музыкальный проигрыватель с подборкой музыкальных произведений.
Схема занятия:
1.
Психологическая разминка- этюды, включающие участников в
активную работу.
Учащиеся рассаживаются кружком, психолог предлагает игры
направленные на снятие напряженности, поднятие настроения,
активизации внимания и мышления: «Снежный ком», «Поменяйтесь
местами те, кто…», «Поздороваемся по разному».
2.
Графическое задание «Лучи солнца».
Ребята каждый из вас – солнце Если у вас радостное настроение –от
вас отходят радостные лучи, если грустное – грустные .Давайте
нарисуем солнце лучи которого грустят, удивляются, радуются, злятся.
Это первое изо-задание, оно настраивает детей на дальнейшую
изобразительную деятельность.
3.
Беседа по басне Л.Н. Толстого «Два товарища».
Вопросы психолога по содержанию, подвести детей к выводу –
никогда не бросай друга в беде!
4.
Коллективная работа «Наш новый друг». Ребята сегодня мы будем
рисовать портрет человека в полный рост. Для этого мы разобьемся
на пары. Первый ребенок ложится на обои, второй обводит его
силуэт, затем идет коллективное творчество по украшению силуэта
любыми деталями. Обсуждение рисунков, какими чертами
характера они наделили бы своих новых друзей, что они ценят в
людях.
5.
Задание на создание ситуации успеха «Веселые клоуны».
Ребята я приготовила для вас сюрприз, психолог выкладывает на
середину коробку для ряжения, и предлагает детям нарядится
клоунами. Для клоунов включают разную по жанрам музыку, они
должны постараться исполнить подходящий танец. Заканчивается
упражнение аплодисментами.
6.
Упражнение для профилактики зрения и развития внимания
«Фокусник». Психолог рисует в воздухе: круг, восьмерку, дом,
слово-мама, дети отгадывают.
7.
Индивидуальное творческое задание «Волшебный цветок».
Детям предлагается пофантазировать и нарисовать под музыку
«Волшебный цветок», который исполняет самые заветные желания.
Дети рисуют цветы, рассказывают о своих мечтах. Заканчивается
задание выставкой цветов на стенде.
8.
Ритуал прощания.
Дети поочередно говорят друг другу до свидания и доброе пожелание
под музыку Шаинского «Улыбка». Вручаются дипломы всем
учатникам «Лучший детский художник».
Планируемый результат:
Занятие снимет у детей эмоциональное напряжение, поможет преодолеть
психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению,
научит детей работать в группе. У детей разовьются предпосылки
коммуникативных и творческих способностей, фантазия и воображение.
Занятие простимулирует слуховое восприятие и речевую активность. У детей
улучшится координация движений. Хочется верить, что дети станут добрее и
позитивнее. Успешность тренинга часто бывает отсроченной, ведь на
тренинге создаются условия для развития личности учащегося, а это
развитие у всех, происходит по разному, изменения происходят в более
широком жизненном контексте, за пределами тренинговой комнаты. Сама
жизнь создает необходимые условия для личностных изменений учащихся, а
психолог помогает взглянуть на себя субъективно.