Напоминание

"Создание эффективной модели организации предпрофильного и профильного обучения в Открытой школе"


Автор: Исаченко Марина Фёдоровна
Должность: директор
Учебное заведение: МОУ "Открытая (сменная) образовательная школа г. Надыма"
Населённый пункт: город Надым, ЯНАО
Наименование материала: проект
Тема: "Создание эффективной модели организации предпрофильного и профильного обучения в Открытой школе"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»

ПРОЕКТ

«Создание эффективной модели

организации предпрофильного и профильного

обучения в Открытой школе»

Автор:
Исаченко М.Ф.., директор
Надым

2015


Паспорт проекта по созданию эффективной модели

организации предпрофильного и профильного обучения в школе

Наименование проекта
«Создание эффективной модели о р г а н и з а ц и и предпрофильного и профильного обучения в Открытой школе»
Основания разработки

проекта
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. 2. Закон «Об образовании в РФ» 3. Конвенция ООН о правах ребенка 4. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2010 г. №834-р «О Плане действий по модернизации общего образования РФ, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов» 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. 6. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2013 № Пр-3086 по разработке и утверждению комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. 7. Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2014 №585-РП «Об утверждении комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа и развитию системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии в Ямало-Ненецком автономном округе».
Автор и руководитель

проекта
Исаченко М.Ф., директор
Цель проекта
Создание условий для предпрофильной и профильной профессиональной подготовки, осознанного выбора рабочих специальностей учащимися на основе интеграции общего образования и практического обучения на предприятиях города с учетом индивидуальных особенностей учащихся и потребностей государства в кадрах, перспективным планом развития Ямало-Ненецкого автономного округа.
Задачи проекта
1. спланировать, скоординировать, о р г а н и з о в ат ь м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с ко е , и н ф о р м а ц и о н н о - просветительское, научно-методическое обеспечение модели предпрофильного и профильного обучения в школе; 2. разработать, апробировать и внедрить модифицированные образовательные программы, включающие элементы практического обучения на предприятиях города. 3. повысить уровень профессиональных компетенций педагогов школы в направлении политехнического образования учащихся;
4. разработать, апробировать и внедрить индивидуальные маршруты профессиональных проб учащихся школы; 5. расширить формы взаимодействия с предприятиями и организациями города для формирования базы данных предприятий и организаций города для предоставления во зм ож н о с т и п олу ч е н и я ш коль н и ка м и о п ы т а профессиональных проб.
Участники проекта
 Администрация школы  Педагоги-мастера производственного обучения  Учащиеся школы  Родительская общественность  Педагог-психолог  Социальные партнеры
Сроки реализации проекта
2015-2016 годы
Ожидаемые результаты

проекта
Реализация данного проекта позволит: - повысить мотивацию учащихся к рабочим специальностям; - оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии; - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях; - установить профессиональные контакты с предприятиями г о р о д а для предоставления возможности получения школьниками опыта профессиональных проб.
География проекта
МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»
Контроль за выполнением

проекта
Непосредственный контроль осуществляет администрация школы.
Актуальность
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» создано в 1972 году как учебно-консультационный пункт школы рабочей молодёжи, которая трудилась на ударной комсомольской стройке, обустраивая город Надым, близлежащие посёлки, газовые промыслы. Школа росла вместе с городом Надымом и Надымским районом, трансформируясь, гибко и адекватно отвечая на вызовы времени, точно и верно решая задачи, поставленные жизнью (она сначала была вечерней, затем реальной, затем к школе был присоединён межшкольный учебно-производственный комбинат и общеобразовательные классы второй ступени для детей с правовой дезадаптацией). С 2003 года школа становится Муниципальным общеобразовательным учреждением «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма», как школа, реализующая общеобразовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, а также реализующая программы профессиональной подготовки для старшеклассников общеобразовательных учреждений города, для населения города и района и программы дополнительного образования. Школа имеет два структурных подразделения: общеобразовательное отделение и Центр профессиональной подготовки.
В школе имеются высококвалифицированные специалисты – ма с те р а производственного обучения, осуществляющие профессиональное образование, в тоже время являясь учителями-предметниками. Наша школа – «социальный лифт», где её ученики в соответствии с моделью организации предпрофильного и профильного обучения будут проходят профессиональные пробы на предпрофильных курсах в 8-9-х классах, будут получать профильное обучение рабочим специальностям в 10-11-х классах, совмещая теоретическую подготовку в школе с практическим обучением на предприятиях Надымского района, и приходить в систему среднего профессионального образования уже подготовленными специалистами своего дела и иметь большие шансы для поступления в ВУЗы технической направленности, совершая тем самым «вертикальный личностный рост». Актуальность данного проекта основана на Перечне поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2013 № Пр-3086 по разработке и утверждению комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и Распоряжении Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2014 №585-РП «Об утверждении комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ямало- Ненецкого автономного округа и развитию системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии в Ямало-Ненецком автономном округе». Рабочая профессия востребована. Она жива, она развивается и совершенствуется. Экономика в нашем регионе, как и в целом в стране, развивается. И без квалифицированных рабочих дальнейшее развитие не представляется возможным, следовательно, спрос на них растет.
Цель

проекта:
создание условий для предпрофильной и профильной профессиональной подготовки, осознанного выбора рабочих специальностей учащимися на основе интеграции общего образования и практического обучения на предприятиях города с учетом индивидуальных особенностей учащихся и потребностей государства в кадрах, перспективным планом развития Ямало-Ненецкого автономного округа.
Задачи проекта:
1. спланировать, скоординировать, организовать материально-техническое, информационно- просветительское, научно-методическое обеспечение модели предпрофильного и профильного обучения в школе; 2. разработать, апробировать и внедрить модифицированные образовательные программы, включающие элементы практического обучения на предприятиях города. 3. повысить уровень профессиональных компетенций педагогов школы в направлении политехнического образования учащихся; 4. разработать, апробировать и внедрить индивидуальные маршруты профессиональных проб учащихся школы; 5. расширить формы взаимодействия с предприятиями и организациями города для формирования базы данных предприятий и организаций города для предоставления возможности получения школьниками опыта профессиональных проб.
Основная идея проекта
Современная молодёжь отдает предпочтение таким специальностям как юрист, экономист, менеджер, маркетолог, психолог. Эти специальности сейчас на пике популярности у нынешних абитуриентов, ведь считается, что именно они принесут быстрые и большие деньги. Но это не всегда правильный выбор. Не всем дано быть юристами и экономистами, которых сейчас на рынке труда предостаточно. В итоге многие юристы и экономисты по образованию работают продавцами в обычных продуктовых магазинах.
Действительность такова, что рабочие профессии «вымирают» в глазах молодежи. Кто же в обозримом будущем будет работать на заводах, кто будет строить здания под офисы для тех же юристов и экономистов? Кто построит супермаркеты, в которых будут работать те же менеджеры и маркетологи? Простой рабочий. Именно благодаря его «золотым» рукам решатся многие наши проблемы – будет в порядке отопительная система, будет исправен двигатель автомобиля, штукатурка в подъезде дома не будет сыпаться на голову. Получить рабочие специальности можно в колледжах, профессиональных лицеях, профессионально-технических училищах, а также устроившись учеником-подмастерьем непосредственно на производство. Для занятия многих рабочих вакансий достаточно и начального профессионального образования, но преимуществами на рынке труда вполне обоснованно пользуется тот, кто имеет среднее специальное образование. Как и в любом другом деле, выбирая рабочую профессию, необходимо быть высококлассным специалистом, знать свое дело от «а» до «я». Что значительно повышает шансы на успех и движение вперед по карьерной лестнице. Нередко успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии. Часто для карьерного роста значение имеет именно мастерство и навыки, а не уровень образования. Так, однажды придя на завод простым токарем, при желании и приложении усилий можно дойти до мастера участка на производстве, а потом уже получить высшее образование. Но всё начинается в школе. Формируя у учащихся знания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, о научном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихся с основами общей теории трудовой деятельности. В рамках данного проекта планируется существенно расширить материально- техническую базу имеющегося центра Профессионального развития школы, дополнив её современным оборудованием, электронными образовательными ресурсами. Педагогам школы необходимо разработать, апробировать и в нед р ит ь модифицированные образовательные программы, включающие элементы практического обучения на предприятиях города. По завершении реализации проекта предполагается выход МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» на более продуктивный качественный уровень образовательной деятельности, современно оборудованные развивающие зоны помогут проведению профессиональных проб, что положительно скажется на реализации предпрофильного и профильного образования и осознанного выбора учащимися квалифицированных рабочих специальностей, возрастет доля учащихся, охваченных политехническим образованием в рамках реализации проекта до 100%, осуществление практического обучения на предприятиях города – до 50% часов учебного плана. Доля педагогов, владеющих профессиональными компетенциями в рамках проекта, достигнет 100%.
Этапы реализации проекта:

I.
Организационно-аналитический этап (январь 2015г. – июнь 2015г.)  формирование рабочей группы по реализации проекта, распределение функций членов рабочей группы;  разработка нормативно-правовой базы модели организации предпрофильного и профильного обучения в школе;  изучение спроса на профильные направления (диагностика по системе «Профориентатор», опросы, анкетирование учащихся, индивидуальное консультирование учащихся и родителей, совместные собрания родителей и учащихся и т.д.);  рекламная кампания предпрофильного и профильного обучения;  ведение мониторинга профессиональных устремлений;  разработка методических материалов по направлению профориентационного сопровождения учащихся;
 отбор инструментария для проведения мониторинга эффективности деятельности профориентационного центра;  создание странички профильного обучения на официальном сайте школы;  оснащение материально-технической базы современными развивающими и профессиональными комплексами;  формирование проекта учебного плана модели предпрофильного и профильного обучения учащихся в соответствии с запросами (см. Приложение);  разработка модифицированных образовательных программ, включающих элементы практического обучения на предприятиях города.  установление профессиональных контактов с социальными партнерами, предприятиями города, которые станут перспективной базой для получения школьниками опыта профессиональных проб рабочих специальностей.
II.
Деятельностный этап (сентябрь 2015г. – апрель 2016 г.)  реализация модели интегративного взаимодействия в системе предпрофильной и профильной школы «учащийся - школа - социальный партнер»;  апробация и внедрение модифицированных образовательных программ, включающих элементы практического обучения на предприятиях города;  организация получения профессиональных навыков учащимися школы через различные формы взаимодействия с социальными партнерами (организации и предприятия города);  участие учащихся в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;  реализация непрерывного психолого-педагогического сопровождения и поддержки участников проекта;  проведение промежуточного и итогового мониторингов эффективности реализации проекта;  обеспечение научно-методической, информационной поддержки проекта.
III.
Рефлексивный этап (май 2016 г.)  анализ результатов мониторингов и соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами;  обобщение и распространение полученного опыта работы на различных уровнях;  определение перспектив дальнейшего развития мо;  перевод реализации проекта в плановый режим.
Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые

ресурсы
(директор школы, заместители директора, служба социально- психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, педагоги-мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин).
Материально-технические ресурсы
Для осуществления идеи проекта необходимо существенно расширить материально- техническую базу школьного профориентационного центра, оснастив её современным профессиональным оборудованием, психодиагностическими комплексами.
Финансовое обоснование проекта
Финансовое обеспечение предполагает использование средств, предусмотренных сметой расходов МОУ и активное привлечение спонсорских средств, средств от грантов различного уровня.
Информационно-рекламное обеспечение проекта
Предполагается размещение материалов о ходе реализации основных мероприятий проекта в СМИ, на школьном сайте.
Оценка результативности проекта

Для оценки процесса реализации проекта применяются следующие методы: 1. общелогические: контроль, самоконтроль, учет, анализ и сравнение; 2. социологические: мониторинг, анкетирование, опрос; 3. психологические: тестирование, диагностика. Контроль качества процесса реализации проекта охватывает все этапы деятельности. Критериями оценки эффективности проекта могут быть как количественные, так и качественные.
Количественные:
 вовлечённость подростков в мероприятия профориентационной направленности;  полугодовые, годовые отчёты, процентное соотношение участников проектных мероприятий по плану и по факту;  количество мероприятий профориентационной направленности полугодовые, годовые отчёты, процентное соотношение;  количество организаций – партнёров, вовлечённых в реализацию данного проекта анализ работы, письма-обращения, договоры о сотрудничестве;  информационно-методическая работа по реализации проекта, количество разработанных и распространённых информационно-методических материалов (буклеты, листовки, рекламные проспекты, обобщение опыта, методические разработки).
Качественные:
 сформированный благоприятный имидж школы как школы с предпрофильным и профильным обучением;  позитивный отзыв о мероприятиях проекта, освещение в СМИ, на школьном сайте;  скоординированность деятельности школы и социальных партнеров (предприятий города, других МОО), наличие соглашений по сотрудничеству, договоров по взаимодействию;  повышение престижа и мотивации к получению учащимися высококвалифицированных профессий рабочих специальностей;  выстраивание индивидуального профессионального маршрута учащимися;  формирование учащимися индивидуального портфолио профессиональных успехов.
«Антикризисный» план

Возможные трудности

Способы устранения
1. Недостаточная материально- техническая оснащенность проекта. Привлечение внебюджетных средств, средств программ различного уровня, средств грантовой поддержки. 2. Недостаточная методическая подготовка педагогов - участников проекта. О бу ч е н и е п е д а го го в н а к у р с а х п о в ы ш е н и я квалификации, профессионально ориентированных семинарах и т.д. (в том числе и дистанционно). 3. Труд н о с т и в о р г а н и з а ц и и производственных баз (предприятия г о р о д а ) д л я п р о в е д е н и я профессиональных проб учащихся. Привлечение родительской о б щ е с т в е н н о с т и , спонсорской помощи, сил специалистов ЦЗН г. Надыма, обращение к позитивному опыту других ОО. 4. Низкая мотивация учащихся на обучение в классе технологического п р о ф и л я ( п о л у ч е н и е п р о ф е с с и о н а л ь н ы х н а в ы ко в специальностей рабочего профиля). Усиление мероприятий п р о ф о р и е н т а ц и о н н о й направленности, привлечение специалистов ЦЗН г. Надыма, руководителей предприятий го р од а , заинтересованных в высококвалифицированных кадрах рабочих специальностей.
Заключение

Таким образом, создание модели организации предпрофильного и профильного обучения в школе обеспечит социальную успешность учащихся в направлении получения средне-специального и высшего образования технического спектра. В рамках модели будет обеспечена преемственность предпрофильного и профильного технического образования, возрастание престижа рабочих профессий, формирование у учащихся практических навыков. По завершении реализации проекта предполагается внесение изменений и дополнений в его содержание с целью выхода на более продуктивный качественный уровень профильной деятельности школы и повышения привлекательности образовательного учреждения для городского социума.

Приложение

Проект учебного плана модели предпрофильного и профильного обучения в школе

в части компонента образовательного учреждения

8-е классы

9-е классы

10-е классы

11-е классы

Элективные учебные предметы,

профессиональные пробы

Профильные предметы
Моделирование и дизайн одежды (девочки) 1 ч. Основы выбора профессии - 1 ч. Математика – 6 ч. Математика – 6 ч. Технология – 4 ч. Технология – 4 ч. С т о л я р н о е д е л о (мальчики) Черчение - 1 ч. Общетехнологическая подготовка – 1 ч. Специальная подготовка – 3 ч., в том числе: Общетехнологическая подготовка – 1 ч. Специальная подготовка – 3 ч., в том числе: Web-дизайн - 1 ч. Профессиональные пробы - 1 ч. Компьютерная графика – 1 ч. Моделирование в среде macromedia и flash – 1 ч.
Всего: 2 ч.

Всего: 3 ч.
Проекционное черчение – 1 ч. Строительный дизайн – 1 ч. Автодело – 1 ч. Автодело – 1 ч.
Дополнительные предпрофессиональные программы:
Технологический и информационный сервис – 1 ч. Оператор ЭВМ – 1 ч. Парикмахер-универсал – 1ч. Бухгалтерия: 1С
Всего: 2 ч.

Всего: 2 ч.

Элективные учебные предметы
Арттехнологии – 1 ч. Опасности технологической среды и защита от них – 1 ч. Социальные сервисы и сети - 1
Всего: 2 ч.

Всего: 2 ч.


В раздел образования