Автор: Иевлева Ирина Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Населённый пункт: Сыктывдинский район, с.Выльгорт
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приемы психологических тренингов
Раздел: среднее образование
Приемы психологических тренингов
У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и
общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда
требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со
сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить
в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь
психологические тренинги для детей и подростков.
цель тренинга может быть направлена на:
1.
Развитие у детей навыков коммуникации
2.
Формирование способности с комфортом общаться в любом
обществе
3.
Приобретение желания и привычки разрешать конфликты
4.
Развитие привычек лидера, умение продемонстрировать свои
способности миру и близким людям
Педагоги-психологи применяют различные виды тренингов,
которые
помогают развивать:
навыки межличностного и межгруппового взаимодействия;
навыки общения;
навыки саморегуляции.
Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей
дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего,
увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется
практическое обучение.
Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма
обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников
тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться
каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.
.Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том
случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения,
мировоззрения и личностном росте.
Тренинги по психологии для детей не обязательно
должны
проводиться
квалифицированными
психологами, воспитатель или учитель также может
успешно справиться с этой задачей.
Для каждого возраста предполагаются разные виды тренингов:
Для младшего школьного возраста:
«Река»
Нужно поставить детей в одну колонну. С этого момента они становятся
большой рекой, которая может разливаться на два так называемых рукава –
две небольшие речки. Чтобы показать, как эта река разливается, ведущий
ставит в начале речки двух ребят – лидеров – и разводит их в разные
стороны. Ребята за ними должны встать за одним из лидеров, затем за другим
– по очереди. Важно учесть желание каждого лидера. Так дети учатся
образовывать подгруппы.
«Мне нравится…»
Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему
слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне
нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как
ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до
начинавшего.
«Барометр настроения» спросить, провести
«Барометр настроения»
Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр и
рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята
должны с помощью рук могут «измерить» свое настроение. Например,
плотно сжатые руки (ладони) обозначат плохое настроение, а разведенные,
свободные руки – хорошее.
Тренинги в подростковом возрасте
Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны
ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию
в постоянно меняющемся современном мире.
Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят
совершенно неподготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе,
так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в
той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.
Наиболее популярны:
тренинг общения для подростков;
тренинг личностного роста для подростков.
Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом
возрасте
ведущей
деятельностью становится
именно
общение
со
сверстниками. И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его
дальнейшее развитие, становление его личности. Поэтому очень важно
научить
ребят
выстраивать
дружеские
отношения.
Научить
самоутверждаться
в
коллективе
сверстников
и
привлекать
внимание
противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не
пренебрегая этическими и моральными ценностями.
Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие
цели:
повысить уверенность в себе;
снять страх перед публичными выступлениями;
развить целеустремленность;
совершенствовать коммуникативные навыки;
повысить школьную успеваемость;
сформировать лидерские качества.
Определения»
В каждом новом коне этой игры для тренинга межличностных
взаимоотношений один из участников должен выходить из комнаты,
остальные в это время загадывают кого-то из оставшихся.
Вернувшись участник должен задать пять вопросов о загаданном
человеке.
Ответами
на
эти
вопросы
должны
быть
прилагательные,
описывающие загаданного участника. Игра продолжается до тез пор, пока
каждый из участников не попробует угадать загаданного человека. В среднем
это занимает около 20 минут.
15. «Ваш сад»
Ваш сад . Коротенький тест.
Сочините и запишите коротенькую историю, в которой использовались
бы следующие слова: садовник, сад, медведь, лес, река, цветы, ключ.
Долго не думайте, пишите что первое придет в голову.
Важно: Не читайте расшифровку до того как напишите рассказ, будет
неинтересно!
16. РАСШИФРОВКА:
1. Садовник - это и есть Вы! Каким вы его представили, таким вы и являетесь
в жизни: или любящим свое дело, с любовью ухаживающим за садом, или
наоборот!
2. Сад – территория садовника. То есть, либо ваш внешний мир (больше
присуще экстравертам), либо ваш внутренний мир (для интровертов). Сад
может быть, к примеру, чистым и ухоженным, или запрошенным и пустым.
3. Медведь - это противоположный пол, то есть или ваш мужчина или ваша
женщина. Или то, как вы себе его (её) бессознательно представляете.
4. Лес - это место обитания противоположного пола. Например, если лес
далеко, за семью преградами, то и вы так же далеко в ваших отношениях от
вашего мужчины или женщины.
17. 5. Цветы - дело жизни, то есть, то чем вы занимаетесь, ваша работа, ваши
цели, миссия и т.д.
6. Река - Ваша жизнь, в целом. Она может быть бурлящей, глубокой, с чистой
водой, которая и ассоциируется с вашей жизнью. А может быть узкой, с
грязной водой, серой и неприятной.
7. Ключ – способ открыться во взаимоотношениях с партнером и решать
возникающие в них проблемы. Например, если вы потеряли ключ, то
возможно в жизни есть ситуации, которые вы не знаете как решить в данный
момент.
«Рисуночная экспресс диагностика»