Автор: Бауэр Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Синяя птица"
Населённый пункт: ЯНАО г.Салехард Тюменская обл
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ дошкольного возраста через дидактическую игру.
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ дошкольного возраста через
дидактическую игру.
Воспитатель Бауэр О.М.
Игра – основная деятельность детей с ОВЗ дошкольного возраста - в процессе,
которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость.
Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра
является
одним
из
средств
умственного
воспитания.
В
ней
ребенок
отражает
окружающую действительность, выявляет свои знания.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она
активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу
познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у
детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс
усвоения знаний.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи
различных
разделов
речевой
работы,
что
создаёт
предпосылки
для
наиболее
эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в
режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять
самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.
Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий,
например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета».
Дидактическая игра создается специально в обучающих целях, когда обучение протекает
на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок с ОВЗ не
только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Игра выступает
одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия
воспитателя с ребенком.
Таким образом, использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют и
развитию
речевой
активности
детей
с
ОВЗ,
и
повышению
результативности
коррекционной работы. Дидактическая игра позволяет развивать речь у детей: пополняет
и активизирует словарный запас слов, формирует правильное звукопроизношение,
развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Поэтому, основной
целью для работы заключается развитие всех элементов устной речи детей с помощью
использования дидактической игры.
Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и
формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством
совершенного воспитания личности ребёнка.
Дидактическая игра имеет две цели: одна – обучающая, а другая – игровая, ради
которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и
обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра представляет собой многообразное, педагогическое явление: она
является и игровым методом обучения детей с ОВЗ. Игра развивает язык, а язык
организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность
благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок с ОВЗ получает
возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь,
словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои
мысли.
Методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с
содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре
(показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. Использование
дидактических игр способствуют развитию речевой активности детей с ОВЗ. Дети
должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры
и уметь правильно поставить цели и задачи.
Для снятия зрительной нагрузки и смены действий важно проводить физкультминутки в
игровой форме, пальчиковую гимнастику. Использую в работе настольно – печатные
игры: «Парные картинки», «Лото», «Найди пару» и другие. В таких играх формируется
речь, закрепляются знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и
фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие
понятия (одежда, посуда, мебель, транспорт). В играх «Больше – меньше», «Чудесный
мешочек», «Один - много», учим детей видеть особенности предметов и выделять
характерные признаки и качества, закреплять у детей знания о цвете и величине,
обогащение словаря с прилагательными.
Регулярно
предлагаю
детям
составление
разрезных
картинок
и
кубиков.
В данном виде игр формируется у детей с ОВЗ умение логически мыслить, развить у них
умение
составлять
целый
предмет
из
отдельных
частей.
В работе с детьми с ОВЗ, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие
предметы и картинки вызывают у детей желание их рассмотреть. Познавая окружающий
мир,
ребёнок
с
ОВЗ
усваивает
словесные
обозначения
предметов
и
явлений
действительности, их свойств, связей и отношений. Обогащается словарь детей с ОВЗ в
таких дидактических играх как: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто
что делает?», «Назови животных и скажи, кто как кричит?».
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход
игры, регулирует двигательную деятельность детей с ОВЗ, их поведение. Дети
вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании, формируется
фонематический слух, например: «Найди что звучит», «Угадай, откуда идёт звук».
Движения
с
речевым
сопровождением
воспитывают
чувство
красоты,
умение
прислушиваться к каждому слову педагога. Движения с проговариванием отдельных слов,
звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики,
стимулятором развития слухового восприятия. Дидактические игры можно проводить со
всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей
ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего
мира,
овладевать
практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
В течение последних лет в нашей группе активно используется интерактивная доска
«Колибри».
В своей работе мы в первую очередь исходим из перспективного плана, темы
и целей занятий. Далее рассматриваем возможность максимального использования
данных интерактивной
доски.
Необходима продуманная
предварительная работа:
составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление
самих дидактических игр.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками
требуется соблюдение методических рекомендаций:
1.
Интерактивная
доска
должна
использоваться
в
работе
со
старшими
дошкольниками
при
безусловном
соблюдении
физиолого-гигиенических,
эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих
норм и рекомендаций.
2.
Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными
психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
3.
Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике
проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам
дошкольной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько
частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
4.
При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся
знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной
образовательной программы.
5.
ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
6.
Обязательно
использовать
на
занятиях
с
ИД
традиционную
предметно-
развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Преимущества работы с интерактивной доской:
1.
Усиливает подачу материала.
2.
Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
3.
Электронные
средства
обучения
передают
информацию
быстрее,
чем
традиционные.
4.
Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества
иллюстративного материала.
5.
Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
6.
Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и
динамичной подачи материала.
Игра
«
Загадки от зайчат
»
Цель: Упражнять детей в умении отгадывать загадки и
доказывать правильность своего ответа, в построении сложных предложений.
Ход: На доске несколько картинок зайчат. Ребенку предлагается выбрать одного,
кликнуть на него стилусом и прослушать загадку, которую ему
«
загадает
»
зайчонок
(звучит запись). Дети отгадывают загадку и доказывают правильность своего ответа (Я
думаю (я считаю), что это …, потому что (так как, значит) … и т.д.). Далее ребенок
открывает шторку и проверяет правильность отгадки.
Игра
«
Мой, моя, моё, мои
»
Цель: Учить ориентироваться на окончания слов при
определении родовой принадлежности существительных.
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки, и разложить их на четыре группы, в
зависимости от того, какое слово можно к ним подставить: мой, моя, моё, мои (
«
мой заяц,
мои санки, моя лиса, моё облако
»
и т.д. Дети по очереди выходят к доске и распределяют
слова –
«
Молодец
», «
Умница
»
и т.д.
Игра
«
Подбери пару и объясни
»
Цель: Упражнять в умении подбирать пару по
аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь-рассуждение.
Ход: Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и установить связь между первой
парой картинок, и, исходя из этого, подобрать картинку во второй паре из трех
предложенных (перенести ее к стрелке на пустое место) и объяснить свой ответ. (
«
Собака
живет в будке, а птица в гнезде, поэтому я подберу к слову
«
птица
»,
слово
«
гнездо
»
и
т.д.). Если слово подобрано ребенком верно, то его можно перенести, если ошибся,
картинка зачеркивается крестиком и ее перенести невозможно. В игре 4-5 заданий.
Игра
«
Что лишнее?
»
Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения,
развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.
Ход: На ИД расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет
здесь лишний и объяснить - почему. Ребенок выбирает картинку и кликает на нее
стилусом (если ответ правильный она сама зачеркивается, если неправильный – то нет).
Ребенок объясняет почему он сделал такой выбор (
«
Здесь лишняя картинка свиньи,
потому что у этого домашнего животного нет рогов и оно не дает молока, а у коровы и
козы есть рога и они могут давать молоко
»
и т.д.).
Игра:
«
Загадки – описания
»
Цель: Упражнять в составлении небольшого рассказа
описания, выделяя характерные признаки.
Ход: На
доске,
под
«
шторками
»
спрятаны
картинки
зимней
тематики
(снегирь,
новогодняя елка, санки, подарки, ледянка, варежки). Вызывается один ребенок, другие
закрывают глаза. Ребенку у доски предлагается в это время открыть одну шторку,
посмотреть картинку, снова закрыть. Затем придумать, и загадать детям загадку-описание
Дети отгадывают. Если правильно, ребенок открывает шторку и демонстрирует отгадку.
Игра
«
Засели домики
»
Цель: Закреплять умения выделять заданные звуки в слове
(
«
ш
»),
определять их местоположение (начало, середина, конец слова).
Ход: Педагог предлагает выделить в слове звук
«
ш
»,
определить его местоположение и
ориентируясь на схему на крыше, заселить в соответствующий домик. По завершении
работы, необходимо сдвинуть смайлик-проверку, за которым находится правильный
ответ, и проверить себя. Аналогично проводится работа со звуками "с", "ж", "з".
Игра
«
Кто внимательный?
»
Цель: Закреплять умение определять наличие звука в
слове (
«
к
», «
р
», «
л
», «
м
»),
произносить отчетливо выделяя определенный звук в .
Ход: На доске несколько картинок, необходимо определить какой звук встречается во
всех словах, и выбрать его, нажав стилусом. Правильный ответ – на экране останется
только верный звук и появляется надпись –
«
молодец
», «
умница
», «
правильно
»
и т.д.
Неправильный выбор – буква, обозначающая данный звук зачеркивается.
Игра
«
Лисенок считает
»
Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа
множественного числа неодушевленных существительных
Ход: На экране сюжетная картинка с лисенком. Ребятам предлагается задать лисенку,
который умеет считать вопросы типа:
«
Сколько, у тебя носов ( хвостов, лап, глаз, бровей,
ушей, ртов, усов, щек)
».
На правильно заданный вопрос лисенок отвечает (записан голос
– включается педагогом с помощью гиперссылки), неверный ответ – молчит.
Игра
«
Назови детенышей
»
Цель: Упражнять в образовании названий детенышей
диких животных, в именительном и родительном падежах множественного числа.
Ход: На ИД представлены картинки животных и их детенышей. Ребенку предлагается
выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести.
Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра является
широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников с ОВЗ.
Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей
при помощи дидактических игр. Это поможет детям с ОВЗ обогатить свой словарный
запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с
окружающими людьми и сверстниками. Я считаю, что дидактические игры, игровые
задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей с ОВЗ, разнообразят
учебную деятельность ребенка, несут занимательность в процесс образования.
Список литературы:
1.Бондаренко А. К. «Дидактическая игра в детском саду». Москва – 1991г
2. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Москва- 2009г
3. Выготский Л.С. «Умственное развитие в процессе обучения»
4.Новоторцева Н.В. «Развитие речи у детей». Пособие для родителей и педагогов.
Ярославль – 1998 г.
5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984г.
6. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 1993г.
7. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» Просвещение -1983 г.