Автор: Салгынова Изабелла Иннокентьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБО ДО ДШИ им.Ф.С.Аргунова
Населённый пункт: Таттинский улус, с.Ытык-Кюель
Наименование материала: Методическая разработка по музыкальной литературе
Тема: Жизненный путь Жиркова Марка Николаевича
Раздел: дополнительное образование
МБО ДО «ДШИ им. Ф.С. Аргунова
с.Ытык- Кюель МР «Таттинский улус»
Учебно- методическое пособие
по музыкальной литературе
Жизненный и творческий путь
композитора-
Марк Николаевич Жирков
Преподаватель теоретических дисциплин:
Салгынова Изабелла Иннокентьевна
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Н.Жиркова
Задача: 1. Воспитать интерес учащихся к творчеству М.Н.Жиркова
2. Развитие багажа учащихся
Воспитательная: 1.Духовно- нравственное воспитание
2.Воспитание устойчивого интереса к якутской музыке
3.Воспитание отзывчивости на музыку различного
характера
Развивающая: 1.Развитие мышления, памяти и внимания
2.Развитие эмоций
1892-1951
Жизненный путь композитора
Первый якутский композитор Марк Николаевич Жирков родился 8 апреля
1892 года в Вилюйске в семье народного учителя.
В 1899 году Марк поступил в Вилюйскую казачью школу, которую он
окончил в 1903 году. В том же году поступил в Якутское реальное училище.
За два года учебы он усвоил музыкальную грамоту и впервые научился
играть на скрипке у Моноила Жиркова- учителя реального училища. С малых
лет Марк впитывает в себя искусство певцов-олонхосутов, поет в хоре полит.
ссыльных, учится играть на домре, балалайке, гармоньке, гитаре и скрипке,
Недостаток материальных средств, обремененность родителей большой
семье, не дали ему возможности окончить реальное училище. В связи с этим
осенью 1908 года он приехал обратно в Вилюйск и сразу после приезда
поступил в третий класс Вилюйской высшей начальной школы. Видя любовь
Марка к музыке, купец Попов Прокопий Николаевич подарил ему скрипку.
Это имело большое значение: он смог продолжить свои занятия музыкой. В
1909 году в Вилюйске под руководством М.Н.Жиркова создан первый
музыкальный оркестр. В нем участвовали: Марк на скрипке (руководитель),
политссыльный Троицкий на цитре, П.Кочнев и С.Жирков на балалайке и
двое на гитаре.
В 1911 году М.Н.Жирков окончил Вилюйское высшее начальное
училище и началась его трудовая деятельность. Работал он писарем в
учреждениях города. В 1912-1914 гг. был учителем в свободное время от
работы время занимался музыкальным самообразованием, записывал
народные напевы, пытался создавать песни на их мотивы. Оркестр
руководимый М.Н.Жирковым, сопровождал все революционные праздники,
вечера,все русские и якутские пьесы и постановки. При этом часто музыку
сочинял сам М.Н.Жирков, часто проводились музыкально- литературные
вечера.
В 1933 году, как талантливый организатор художественной
самодеятельности, автор популярных якутских песен, собиратель и
исполнитель якутских народных песен М.Н.Жирков направляется на учебу в
Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского.
Там в течение трех лет занимается в классе композиции у И.И.
Дубовского, сверх индивидуального плана обучался на фортепиано, скрипке,
вокалу, по хоровому дирижированию. Во время учебы Жирков
организовывает небольшой хор студентов который с успехом выступил на
вечере дружбы народов СССР в Москве 1 мая 1936 году.
17 октября 1936 года при Якутском драматическом театре был создан
Якутский государственный национальный хор, где с 1936 по 1940 год работал
заведующим частью. Хор стал не только пропагандистом музыки советских
композиторов, якутских народных песен и песенного творчества народов
СССР, но и основой подготовки первых профессиональных певческих кадров.
М.Н.Жирковым были организованы экспедиции в Ленский, Сунтарский,
Вилюйский ,Амгинский ,Усть- Алдаский районы. При этом собраны свыше 450
якутских напевов, которые составили основу репертуара национального хора
и якутской профессиональной музыки.
Особенно плодотворно работал Марк Николаевич в годы Великой
Отечественной войны. Его песни были полны патриотизма и веры в победу
советского народа. Особую популярность завоевали: «Капитан Гастелло»,
«Биир ньыгыл кэккэнэн», «Уерулээх чаастарым ууннулэр», «Бардыбыт
боевой походка», «Хайыьар ырыата», «Чуумпуга».
22 марта 1940 года состоялась премьера первой национальной
музыкальной драмы «Дьурулуйар Ньургун Боотур» по мотивам драмы П.А.
Ойунского «Туйаарыма Куо», музыка М.Н. Жиркова, либретто Д.К. Сивцева-
Суорун Омоллоона.
Музыкальная драма имела огромный успех. Как вспоминает народная
артистка ЯАССР П.К Розинская, спектакли шли всегда при сплошном аншлаге.
Нельзя было пройти по двору театра. Со всех ближайших окрестностей
г.Якутска съезжались на санях, желающие послушать драму.
Секрет такого успеха прежде всего заключается в том, что М.Н.Жирков и
Г.И.Литинский сумели сохранить в музыке традиции народного стиля и
соединить воедино с традициями классической оперы.
Особенно интересно было содружество М.Н.Жиркова с ныне
заслуженным деятелем искусств РСФСР и Чувашской АССР, народным
артистом Якутской и Татарской АССР, профессором Г.И. Литинским. В
процессе их творческого союза в 1945 году рождается опера «Дьулуйар
Нюргун Боотур». Немного позднее композиторы создают оперу «Сыгый
Кырынаастыыр » (1947), балет-сказка«Полевой цветок», балет «Алый
платочек», (1949). Также 5 симфонических произведений, сюита для
фортепиано из 10 частей, марш для симфонического оркестра,
инструментальные произведения, кантаты, квартеты, театрализованный
концерт «Ысыах», 35 песен для хора. Автор песен на слова якутских поэтов,
записывал и обрабатывал якутские народные песни. Издал сборник
«Якутские песни для голоса и хора с сопровождением фортепиано» В
сороковые годы М.Н. Жирков ведет огромную работу по воспитанию
профессиональных кадров. Содействует открытию республиканской детской
музыкально- хореографической школы (1944), Якутского музыкально-
художественно- хореографического училища (1949).
В 1945 году стал членом Союза композиторов СССР
В последние годы жизни М.Н.Жирков посвятил исследовательской
работе. Им была написана на основе собранных материалов 2-х томная
монография «Якутская народная музыка» состоящая из трех разделов:
1.
«Якутские народные песни»
2.
«Якутский инструментарий и перспективы его развития»
3.
«Прогрессивное влияние великой русской нации на развитие якутского
народа»
Марк Николаевич Жирков исследователь якутского фольклора и
музыкальных инструментов. Один из основателей профессионального
музыкального и композиторского творчества в Якутии, автор книги «Якутская
народная музыка» (Якутск 1981). Заслуженный деятель искусств Якутской
АССР (1941), РСФСР (1947)
Умер Марк Николаевич Жирков в 1951 году
Творчество композитора
М.Н.Жирков первый профессиональный композитор Якутии. Благодаря этому
замечательному человеку и его активным позициям в Якутии открылся
первый музыкальный театр. Внес огромный вклад в становлении якутской
советской музыки как фольклорист, композитор, ученый и музыкально-
общественный деятель
М.Н.Жирков в своем труде заинтересованно рассматривает весь
музыкальный фольклор: типы народных песен, описывает обрядовые танцы,
якутские музыкальные инструменты
Якутские народные песни:
Когда-то песни якутского народа были стоном. Но, перед нами, в новую эпоху
выдвинулась благородная задача: создать песню, подобную кличу радости,
выражению торжества и счастья. Вот каких песен ждет от нас народ и мы
должны приложить все силы, все свое дарование к тому, чтобы указать пути
к таким песням.
После долгой и холодной зимы приходят кратковременные весна и лето.
Якуты всегда встречают эту пору. Поэтому в народно- песенном творчестве
большое место занимают лирические песни, воспевающие весеннюю и
летнюю природу.
Несколько примеров обработки песен «дэгэрэн»
Песня весны. Мелодия ее народная из Амгинского района, записана от
артистки якутского хора А.Степановой в 1939 году.
Обработанная мелодия песен является основой якутского романса,ее
сопровождение выдержано в мягкой гармонизации и отражает аромат
благоухающей весенней природы Якутии.
2.Песня о реке Лене
Обработана в широком диапазоне, исполняется плавно и протяжно:
3.Кыталык (Стерх). Из всех диких птиц, прилетающих в Якутию, стерх
считается самой красивой и любимой.
Мелодия записана от народной певицы, позднее артистки якутского хора
Варвары Шарабориной, а текст- от ее отца.
Обработанная песня под названием «Кыталык ырыата» («Песня стерха»)
создана на стихи поэта Х.Константинова, где сказано о новой расцветающей
Якутии.
Музыка якутских балетов, созданных на основе «дэгэрэн ырыа».
До революции якутский народ не имел балетной музыки. Мысль о создании
балета возникло у Марка Жиркова в (1936-37г)
К созданию балетной музыки предшествовали изучение в течение
целого ряда якутской культуры и музыки якутских народных песен, создание
на их основе массовых танцев. И только в 1944-45 годах было создано
совместно с профессором Г.И.Литинским музыка первого якутского балета в
4-х актах «Полевой цветок».
Балет «Полевой цветок» написан на сюжет якутской сказки
«Бэйбэрикээн эмээхсин».Впервые поставлен на сцене Якутского
государственного музыкально- драматического театра в июле 1947 года.
Второй якутский балет «Красный платочек» в 4-х актах, основанный на
советскую тематику из истории гражданской войны в Якутии написан также
совместно с профессором Г.И. Литинским в 1949 году.
Якутская опера, созданная на основе напевов олонхо и народных песен.
Опера «Ньургун Боотур»
До революции якутский народ не имел даже представления об опере.
Поэтому для первой национальной музыкальной драмы был избран сюжет
из эпоса «Нюргун Боотур Стремительный» как сюжет близкий народу.
Либретто написано драматургом Д.К .Сивцевым. Создавать оперу на
понятном якутском музыкальном языке оказалось самой трудной работой.
Во-первых, в конце 1930-х годов в республике не имелось музыкально
грамотных артистических кадров.
Во-вторых, оперная форма в то время для широкой аудитории была
незнакомой.
В- третьих, самобытный литературный язык либретто требовал
передачи текста через знакомые народные мелодии олонхо. Поэтому
ставилась задача бережного отношения к народным песенным темам.
Для изучения музыкального народного стиля олонхо в г.Якутск из районов
республики вызывались олонхосуты. При этом организовывалось
коллективное прослушивание творчества певцов.
Такими методами сбора и обработки песенного фольклора в 1930-40
годах была написана первая якутская музыкальная драма «Дьурулуйар
Ньургун Боотур».
Музыкальная драма стала любимым произведением якутского народа. В
1943 году широко отмечена ее сотая постановка, Все спектакли шли с
аншлагом.
В 1945 году она переведена М.Н.Жирковым совместно с Г.И.Литинским в
оперу под тем же названием- «Дьулуруйар Ньургун Боотур», которая с
большим успехом прошла на сцене Якутского театра в 1947 году. Сюжет
оперы-олонхо «Ньургун Боотур» М.Н.Жиркова и Г.И.Литинского основан на
извечной теме борьбы и добра и зла. «В Среднем мире во время обручения
красавицы Туйаарыма Куо» с юным витязем Урун Уоланом ее похищает
чудовище Нижнего мира Уот Усутаакы. Люди обращаются за помощью к
богатырю Ньургун Боотур. Он спускается в Нижний мир, возвращает жизнь
поверженному в бою с чудовищем Уолану и убивает ведьму Кыыс
Кыыскыйдаан, которая изъяла из тела Туйаарымы душу и отослала ее,
заключенную в железный шарик, в пасть Черного колдуна АлыпХара, Уолан
уносит бездыханную невесту в Средний мир, а Ньургун Боотур в длительном
единоборстве побеждает Уот Сутааки , а потом и оборотня Алып- Хара.
Вместе с освобожденными, томившимися в плену богатыря Ньургун Боотур
возвращается в Средний мир, передает Уолану шарик с душой Туйаарымы, и
тот воскрешает невесту.
Первая песня Урун Уолаана
Второе ариозо Туйаарымы Куо
Первая песня Нюргун Боотура:
Вторая якутская опера «Сыгый Кырынаастыыр», создана М.Н.Жирковым
совместно с профессором Г.И.Литинским, написана в 1945-46 годах на сюжет
якутской легенды. Либретто сделано И.Д.Избековым на основе записей
устного народного творчества.
Музыка ее написана совершенно в другом плане, чем в опере
«Дьулуруйар Нюргун Боотур». Основой арии послужили не мотивы олонхо, а
более современные якутские мелодии в их широкой и свободной
разработке. В музыке этой оперы не всегда можно ощутить четкую грань
между фольклором и профессиональным оперным искусством. Здесь
фольклор не только не растворяется в новой для него форме европейской
музыки, а наоборот ( происходит обратное явление), народно- песенное
творчество осваивает европейскую форму музыки- оперу.
Якутский инструментарий и перспективы его
развития
Видное место в развитии якутского инструментария, как и в целом
музыкальной культуры, занимает многогранная деятельность
основоположника профессионального якутского музыкального искусства
Марка Николаевича Жиркова. В результате музыкально-этнографических
исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал
и дал описание 14 разных видов инструментов. Дальнейшее развитие
якутского музыкального инструмента он видел в реконструкции самобытных
якутских инструментов, в обогащение якутского музыкального
инструментария за счет инструментов родственных азиатских народов и
организация оркестра. Свою мечту М.Н.Жирков выразил в словах «Наш
народ должен иметь замечательную инструментальную музыку. Путь к этой
культуре предстоит начать с создания якутского национального оркестра».
Роль М.Н.Жиркова в формировании
музыкального образования в Якутии
Жирков попробовав себя в инструментальных жанрах, сосредоточил усилия
в области сольной и хоровой песни и музыкально- сценических жанров,
прибегнув при этом к соавторству с Г.И. Литинским. Заметно особое
отношение Жиркова к хоровому искусству. Это подчёркивается тем,что свою
организационную исполнительскую и композиторскую деятельность он
начинает в качестве художественного руководителя якутского национального
хора (с 9 декабря 1936г)
Хор довольно быстро осваивает многоголосное пение и создает для
воспитания национальных кадров, хотя далось это нелегко многие хористы,
как отмечал Жирков обладали ограниченным диапазоном голоса, слабой
слуховой восприимчивостью в новой для них системе интонирования и долго
Осваивали музыкальную грамоту, испытывая большие трудности при
вхождении в репертуар. В этих сложных условиях Жирков стремился решить
две основные задачи- увеличить состав хора, приглашая всех желающих и
добиться существенного роста исполнительского мастерства. Основой
опорой в этих поисках становились для него народные певцы, лучшие
исполнители народной песни.
Став по существу учебной лабораторией, хор решал ряд задач по развитию
якутского искусства в целом, Так он обеспечивал возможность исполнения
обработок народных песен и оригинальных сочинений Жиркова. Только за 9
месяцев с ноября 1936 года по июль 1937 года им было написано для этого
творческого коллектива 57 сольных песен, аранжировано 33 песни. Для
музыкального оформления драматических спектаклей сочинено 33 песен 20
платных концертов.
Изменение статуса хора его превращение из национального якутского
хора при драматическом театре в Государственный якутский хор произошло
в июне 1933 года. Следующий шаг был сделан летом 1940 года. На базе хора
создан Музыкально- вокальный коллектив – учебная студия.
В 40-е годы, когда вопрос подготовки музыкальных кадров становится
особенно злободневным, на Жиркова возлагается обязанность разработать
систему музыкального образования. Так 1944 году открывается детская
музыкальная школа.
Уникальная музыка Марка Жиркова- искренняя лучезарная с одной
стороны, и настраивающая на серьезные мысли, заставляющая задуматься
над жизнью с другой. Она любима профессионалами и любителями
глубиной замысла и идей, удивительным мастерством их воплощения, и
вместе с тем, привлекающая широкий круг любителей музыки легкостью
восприятия, бесконечной красотой и неповторимой мелодичностью,
этническими мотивами, которые напоминают каждому- свое, дорогое
хранимое глубоко в душе.
Проверка знаний:
Расскажи, пользуясь таблицей жизненный путь композитора Жиркова М.Н
1892
1933
1899
1936
1903
1940
1908
1945
1909
1947
1911
1949
1912-1914
1951
Ответь на вопросы теста:
1.В каком году родился М.Н.Жирков
Ω.1892 Ω.1890
Ω.1889
2.Где родился М.Жирков
Ω.Сунтар
Ω.Вилюйск
Ω.Верхневилюйск
3.Любимый инструмент М.Жиркова
Ω.фортепиано
Ω.скрипка
Ω.баян
4.В каком году М.Жирков создал первый оркестр
Ω.1910 Ω.1909
Ω.1912
5.Где Жирков получил музыкальное образование?
Ω.Уральская государственная консерватория
Ω.Казанская государственная консерватория
Ω.Московская государственная консерватория
6.Сколько якутских напевов было собрано М.Жирковым.
Ω.440 Ω.450
Ω.455
7.В каком году состоялось премьера первой национальной музыкальной
драмы «Дьурулуйар Ньургун Боотур»
Ω.1942 Ω.1944
Ω.1940
8.Сколько симфонических произведений сочинил М.Жирков
Ω.3 Ω.5.
Ω.4
9.Как называется балет-сказка «Полевой …»
Ω.жаворонок
Ω.лунь
Ω.цветок
10. Сколько песен для хора сочинено М.Жирковым
Ω.25 Ω.35
Ω.46
11.В каком году была переведена драма в оперу «Дьурулуйар Ньургун
Боотур»
Ω.1945 Ω.1943
Ω.1942
12.Имя купца подаривший Марку скрипку.
Ω.Прокопий
Ω.Николай
Ω.Прохор
Реши кроссворд:
По горизонтали:
2.Один из инструментов, которым владел М.Н.Жирков.
3.Сольный музыкальный номер в опере?
5.Улус(район) где родился М.Н.Жирков?
7.Какой музыкальный инструмент подарил купец Прокопий Марку
9.Искусство, к которому было особое отношение М.Н.Жирков
По вертикали:
1.Композитор, который совместно работал с М.Н.Жирковым?
2.Название оперы «Дьурулуйар Ньургун …»
4.Город где учился М.Н.Жирков
8.Балет М.Н.Жиркова «… цветок»
10.Как называется театрализованный концерт?
Использованная литература:
1 .Г.Г.Алексеева «Якутская народная музыка»
2.Наумова Нелли Юрьевна статья «Жирков Марк Николаевич (1892-1951)»
3.И.И. Головнева, З.И. Кириллина «Якутская музыкальная литература»