Формы введения культурных практик в жизнь дошкольника
Автор: Есионова Нина Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №2" Населённый пункт: город Валуйки, Белгородская область Наименование материала: Статья Тема: Формы введения культурных практик в жизнь дошкольника Раздел: дошкольное образование
Формы введения культурных практик в жизнь дошкольника.
Использование
феномена
культурных
практик
в
содержании
образования
в
рамках
его
культурной
парадигмы
вызвано
объективной
потребностью:
расширить
социальные
и
практические
компоненты
содержания образования.
Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится
субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия
или непринятия чего – либо в своей жизни.
Культурные практики - это идущие от взрослого виды деятельности.
К ним относятся:
игровая,
продуктивная,
познавательно-исследовательская деятельность,
коммуникативная практика (в дошкольном возрасте выступает как
взаимодействие игрового или продуктивного, или исследовательского
характера)
Особенностью
организации
образовательной
деятельности
является
ситуационный
подход .
Игровая
деятельность
является
ведущей
деятельностью
ребенка
дошкольного
возраста.
В
организованной
образовательной
деятельности
она
выступает
в
качестве
основы
для
интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игровая
деятельность
представлена
в
образовательном
процессе
в
разнообразных
формах
-
это
дидактические
и
сюжетно-дидактические,
развивающие,
подвижные
игры,
игры-путешествия,
игровые
проблемные
ситуации,
игры-инсценировки,
игры-этюды
и
пр.
Культурные
практики,
ориентированы
на
проявление
детьми
самостоятельности
и
творчества
в
разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается
атмосфера
свободы
выбора,
творческого
обмена
и
самовыражения,
сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит
преимущественно подгрупповой характер.
- Совместная игра воспитателя и детей
-Ситуации
общения
и
накопления
положительного
социально-
эмоционального опыта
-Музыкально-театральная и литературная гостиная
-Сенсорный и интеллектуальный тренинг
Культурные
практики
рассматриваются
нами
в
соответствии
с
подходом Н.А. Коротковой - это обычные для ребенка (привычные) способы
самоопределения,
саморазвития
и
самореализации,
тесно
связанные
с
содержанием его бытия и события с другими людьми».
Это также – апробация (постоянные и единичные пробы) новых
способов
и
форм
деятельности
и
поведения
в
целях
удовлетворения
разнообразных
потребностей
и
интересов.
Культурные
практики
–
разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка
виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с
первых дней его жизни. Культурные практики ребёнка обеспечивают его
активную
и
продуктивную
образовательную
деятельность.
Культурные
практики
–
разнообразные,
основанные
на
текущих
и
перспективных
интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта,
складывающегося с первых дней его жизни.
В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают
вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать
объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные
решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности.
Форма
введения
культурных
практик
в
жизнь
дошкольников
–
это
совместная
партнерская
деятельность,
доброжелательное
внимание
иуважительное
отношение
со
стороны
взрослого,
сотрудничество
с
ним,
равноправное включение взрослого в процесс деятельности. («Я буду...»-
«партнер-модель»; «Давайте будем...» - «партнер-сотрудник»).
Организация культурных практик происходит во 2-ой половине дня и
носит преимущественно подгрупповой характер.
На основе культурных практик ребёнка формируются его интересы и
излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль
поведения.
Какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь
дошкольников?
Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в
принципе возможна тремя путями:
через
наблюдение
за
старшими
(взрослыми),
являющимися
носителями культурных образцов,
через непосредственное включение в их деятельность,
через
специальное
обучение
отдельным
элементам
искусственно
расчлененной деятельности.
Два первых пути мы можем обозначить как неформальное партнерство
взрослого и детей (партнерская позиция взрослого), третий — как прямое
обучение (учительская позиция взрослого).
Аргументы в пользу того, что в дошкольном возрасте основной формой
взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть
совместная партнерская деятельность, а не прямое обучение, мы находим в
2
исследованиях онтогенеза общения, в частности проведенных М. И. Лисиной
с сотрудниками. Эти исследования свидетельствуют о том, что дошкольный
возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и
уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним (при
этом ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым к концу дошкольного
возраста
переходит
во
внеситуативно-познавательное
с
широким
использованием речевых форм).
Также Ж. Пиаже в своих работах утверждал, что развитие ребенка во многом
зависит
от
практики
взаимодействия
с
другими
людьми,
строящейся
на
основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений
закладываются начала децентрации —
* познавательной (умения взглянуть на вещи, события с разных сторон)
*
и
социальной
(умения
увидеть
вещи
глазами
другого,
встать
на
его
позицию, понять его желания).
(Термин
децентрацияобозначает
возрастающую
способность
ребенка
рассматривать
события
из
перспективы
других
людей,
а
не
только
из
собственной перспективы.Так, пятилетний мальчик, имеющий сестру, может
ответить, что у него есть сестра, но когда его спросят, есть ли у сестры брат,
он
ответит
отрицательно.
Ребенок
более
старшего
возраста,
способный
поставить
себя
на
место
сестры,
ответит
утвердительно.
Термин
имеет
альтернативное применение в теории Пиаже, где он обозначает способность
ребенка
отходить
от
сосредоточенности
на
перцептуальных
свойствах
стимула в тестах принципа сохранения. Ребенок, способный к децентрации,
редко заблуждается насчет одинакового объема воды, налитой в два сосуда
различной формы, и основывает свой ответ на более или менее логичных
доводах.)
Л. С. Выготский, рассуждая о том, какие программы способствуют
развитию,
указывал,
что
до
трех
лет
ребенок
обучается
по
спонтанным
(своим собственным) программам,
а после семи лет — по реактивным
программам (то есть по программам взрослого), а дошкольный возраст —
время спонтанно-реактивных программ (сочетания собственного интереса
ребенка и педагогических задач взрослого).
По сути, отвечая этой идее Л. С. Выготского, совместная партнерская
деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию
ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему,
сотрудничать с ним, с другой — стремление делать то, что интересно.
Партнерство мы связываем, прежде всего, с такой функциональной
характеристикой,
как
равноправное
включение
взрослого
в
процесс
деятельности.
Возможны два варианта реализации взрослым позиции «включенного»
партнера. Он может ставить цель сам для себя («Я буду...») и начинать
действовать,
предоставляя
детям
возможность
свободного
выбора
—
подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не
получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее
3
результат. Такую позицию взрослого мы условно обозначаем как «партнер-
модель».
Взрослый может осуществлять свою партнерскую позицию и иначе:
предлагать
детям
цели
для
работы,
исследования
бе з модуса
обязательности(«Давайте
будем...
»),
и
в
ходе
достижения
этих
целей
проявлять за-интересованность в результатах, включаясь в обсуждение, а в
зависимости
от
характера
цели
—
и
во
взаимодействие
с
другими
участниками. Мы называем эту позицию «партнер-сотрудник».
Мотивированность детей к деятельности, их активность значительно выше
при использовании взрослым обеих партнерских позиций, нежели позиции
учителя
(объясняющего
и
контролирующего).
К
старшему
дошкольному
возрасту
позиция
«партнер-сотрудник»
становится
более
эффективной
в
сравнении с позицией «партнер-модель» (то есть партнерские отношения
взрослого с детьми должны усложняться с возрастом).
Таким образом, основанием организации целостного образовательного
процесса
в
детском
саду
должны
выступать
возрастные
закономерности,
связанные
с
динамикой
изменения
игрового
отношения
в
дошкольном
детстве
—
дифференциацией
видов
деятельности
ребенка,
органично
(генетически) связанных, коренящихся в процессуальной игре.
Расщепление
изначальной
диффузной
активно сти
д е т е й
осуществляется за счет вводимых взрослым культурных практик:
чтения
художественной литературы, игры (во всем разнообразии форм сюжетной
игры и игры с правилами), продуктивной и познавательно-исследовательской
деятельности и их совместных форм, на фоне которых совершенствуется
коммуникативная практика (взаимодействие и общение).
Эти
культурные
практики,
выступающие
в
образовательном
процессе
в
форме партнерства взрослого (их носителя) с детьми, на наш взгляд, могут
быть
представлены
для
дошкольного
возраста
как
стержневые,
формообразующие,
обеспечивающие
в
своем
сочетании
полноценное
развитие
ребенка.
Они
и
должны
составлять
нормативное
содержание
целостного образовательного процесса в детском саду.
4