Автор: Иванова Ольга Брониславовна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГАПОУ "ББМК МЗ РБ"
Населённый пункт: пгт. Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Всестороннее развитие и социализация личности
Раздел: среднее профессиональное
Всестороннее развитие и социализация личности
В современном обществе актуальной проблемой профессионального образования
медицинских работников является формирование у них конкурентоспособности, готовности
реализовать сформированные компетенции в любой ситуации, требующей принятия
быстрого и адекватного решения. При этом важное влияние на формирование результатов
обучения имеет адаптация профессионального образования к запросам государства в целом и
здравоохранения в частности с учетом актуальных и перспективных образовательных
запросов потребителя.
В условиях модернизации образования личностная (внешняя) позиция студента в
образовательном процессе играет важную роль. Для студента такая позиция необходима,
как элемент его целостной позиции и заключается в придании ей смысла личностно
ориентированной позиции. Понимание личностно ориентированного обучения как создания
условий для становления личностной позиции в образовательном процессе требует
совместной реализации принципа деятельности и принципа коммуникации. Принцип
деятельности требует организации усвоения знаний и реализации знаний в действии
обучающимся как человеком мыслящим и переживающим. Принцип коммуникации
рассматривается как возможность диалога с присущими ему признаками, а не как обмена
сообщениями. Принцип коммуникации предполагает созидательное совместное действие,
совершаемое здесь и сейчас.
Личностную позицию и студент, и преподаватель выстраивает, организовывает сам,
поэтому она и самоорганизованна, и это главное. Этому способствует психолого-
педагогическая теория контекстного обучения. Контекстным является такое обучение, в
котором на языке наук с помощью всей системы традиционных и новых педагогических
технологий в формах учебной деятельности, все более приближающихся к формам
профессиональной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное
содержание профессионального медицинского труда. Тем самым, обеспечиваются условия
трансформации
учебной
деятельности
студента
в
профессиональную
медицинскую
деятельность Основной деятельности студента в контекстном обучении является поступок,
посредством которого будущий специалист не только выполняет предметные действия в
соответствии с профессиональными медицинскими требованиями и нормами, но и получает
нравственный опыт общения с пациентами, их родственниками и коллегами, поскольку
действует в соответствии с нормами, принятыми в данном обществе и в медицинском
профессиональном сообществе. Тем самым, решается проблема единства обучения и
воспитания.
В контекстном обучении, наряду с дидактически преобразованным содержанием
научных дисциплин, используется еще один источник – будущая профессиональная
деятельность. Она представлена в виде модели деятельности специалиста: описания
основных функций фельдшера при оказании неотложной помощи, для решения проблем,
возникших у пациента, и которые он должен компетентно решать с использованием системы
полученных теоретических знаний.
Воссоздание предметного и социального контекстов профессиональной медицинской
деятельности
дает
дополнительные
возможности
содержательной
реализации
компетентностного подхода, а именно:
обеспечивает системность и межпредметность знания между обеспечивающими
(анатомия, латинский язык, фармакология, ДПУ, основы патологии, пропедевтика
клинических дисциплин и другие) и обеспечиваемыми дисциплинами (синдромная
патология, основы реабилитации, реаниматология, и т.д);
позволяет составить план деятельности фельдшера в соответствии с алгоритмом
оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
знакомит студента с должностными функциями и обязанностями фельдшера ФАП и
скорой помощи;
Учебная деятельность студента предполагает не только работу преподавателя, но и
ответную деятельность самого студента. В этом заключается её двусторонний характер.
Работа
с
информацией
(амбулаторные
и
стационарные
карты
пациентов,
данные
субъективного обследования, анализ результатов обследования и т.д.) позволяет студенту
быть
информационно-грамотным,
информационно-компетентным
специалистом
в
медицинской профессиональной деятельности, что позволяет развиваться личностно и
профессионально.
Информационная деятельность – деятельность познавательного характера, которая
проявляется в интеллектуальных умениях студентов, отражающих каждодневную работу
будущего специалиста с информацией: умения составлять конспект изученного материала;
при подготовке к самостоятельному выступлению делить текст на части и составлять план
рассказа; анализировать полученную информацию при подготовке дипломной работы;
эффективно использовать отобранную информацию для решения учебно-профессиональных
задач; при составлении тезисов к дипломной работе обобщать и конкретизировать
информацию и т.д.
Из
наблюдений
в
процессе
работы
со
студентами
при
решении
проблемных
профессиональных ситуаций можно отметить, что не всегда студент чего-то не знает, чаще у
него нет самого желания узнать. Это позволяет акцентировать внимание на следующем
моменте, что неуспешность в информационной деятельности у студента (в т.ч. в учебно-
профессиональной), позволяет обратить его внимание на состояние своей собственной
психологической культуры, поскольку она является отражением любого вида деятельности и
жизнедеятельности человека.
По степени активности познавательной деятельности практические работы могут
носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый (проблемный) характер.
Работы, носящие репродуктивный характер отличаются тем, что при их проведении
студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указана цель работы,
оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения, контрольные вопросы,
литература. Этот метод повышает прочность знаний, т.к. обеспечивает систематическое
воспроизведение учебного материала. К таким работам можно отнести выполнение
практических манипуляций в виде алгоритмов.
Одним
из
основных
методов
обучения,
способствующих
формированию
профессиональной компетенции, является проблемный поиск. Работы, носящие частично
поисковый
характер,
не
сопровождаются
подробными
инструкциями
и
требуют
самостоятельного
подбора
оборудования,
выбор
способов
выполнения
с
помощью
справочной литературы.
Практические
работы
проблемно-поискового
характера
позволяют
наиболее
объективно определить степень готовности студента к практической деятельности,
сформированность таких важнейших интеллектуальных умений как анализ и синтез,
обобщение, сравнение, использование знаний в нестандартных условиях.
Практические работы должны быть построены таким образом, чтобы студенты
понимали цель работы, поставленные перед ними задачи. Путь от понимания цели работы до
выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.
Руководство практическими работами осуществляется в форме инструктирования. В
процессе вводного инструктирования раскрывается цель работы, осуществляется проверка
знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания, определяется план
проведения работы, даются необходимые инструктивные указания об организации работы.
Преподаватель контролирует ход работы, помогает справиться с возникшими
затруднениями, отвечает на вопросы. При выполнении сложной практической работы на
определённых особо ответственных её этапах полезно проводить промежуточный контроль и
текущее инструктирование. В ходе заключительного инструктирования подводятся итоги
практических работ. При этом преподаватель совместно со студентами анализирует
результаты эксперимента, делает сравнения, сопоставления, разбирает характерные ошибки.
Компетентность студента как будущего специалиста в той или иной области
формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач
на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта). Среднее
медицинское образование становится более осмысленным и практически значимым.
Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются
в активные субъекты поисковой деятельности, направленной на решение различных
проблем. Совместная деятельность студентов способствует формированию и развитию
личностных качеств, необходимых современному специалисту.
Исходя из вышеизложенного понятно, что вопрос о профессиональных личностных
особенностях студентов медицинского колледжа не вызывает сомнения, так как золотое
правило психологии труда гласит, что труд эффективен, если личностные особенности
субъекта, соответствуют требованиям, предъявляемым к ним самой профессией как
системой функций. В процессе профессионального обучения студентам медицинского
колледжа важно не только приобрести знания и умения, необходимые для профессиональной
самореализации, но и развить в себе профессиональные личностные качества, которые
являются залогом будущей успешной профессиональной деятельности.
Использование
преподавателями активных методов в медицинском колледже способствует повышению
качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным
ситуациям, развитию творческих способностей студентов.