Автор: Симаш Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ11 СП "Детство" корпус2
Населённый пункт: Пермский край, п.Оверята
Наименование материала: Проект
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Зимующие птицы нашего края»
“Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого
содержания” И.В.Гете
Цели и задачи проекта:
Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим
птицам, формировать экологические знания о них.
Задачи проекта:
для детей: расширить знания детей о зимующих птицах, формировать
бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные
экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных
зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое
отношение к миру природы.
для родителей: формировать активность и заинтересованность в
воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению
кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере
показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и
заботиться о ней.
для педагогов: пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта,
внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов
и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
Краткая аннотация проекта:
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются
основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам,
людям), ценностной ориентации в нем.
Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей
составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего
гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать.
Формирование понимания того, что человек – часть природы, он должен
беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано.
Воспитание умения правильно вести себя в природе, беречь ее.
Вид проекта:
Познавательный, творческий, краткосрочный.
Срок реализации
: 1неделя
Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатели, родители
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема нравственного, трудового и
экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и
актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит
становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях
интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь
окружающий мир и заботиться о нем.
Тема проекта «Птицы зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы
окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное
время года доступной пищи становиться значительно меньше, но
потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться
практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и
погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей
видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и
образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Постановка проблемы:
Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни,
повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в
зимнее время.
Ожидаемый результат:
для детей: имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам
легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют,
совместно с родителями изготовить кормушку; знают как и каким кормом
подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную
деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к
окружающему миру.
для родителей: проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду;
оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные
участники проекта.
для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный
-Постановка целей проекта
-Определение знаний, актуальности проекта
-Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала,
художественной литературы, фотографий
- Организация развивающей среды
- Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном
отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2 этап Практический
Познавательное развитие:
Занятие «У кормушки»
Беседы: «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы»
Дидактические игры:
«Счет птиц" Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с
существительными.
«Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их
внешнем виде.
Викторина «Кто больше знает о птицах»
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышках сидят», «Воробушки и
автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные
птицы» (с мячом).
Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело».
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Зрительная гимнастика «Сова»
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Художественно – эстетическое развитие:
1. Рисование - «Птицы синие и красные», «Птенчик»
2. Конструирование из бумаги «Синичка»
3. Конструирование из строительных материалов «Кормушка для птиц"»
4. Лепка – «Воробей из шишки»
Исследовательская деятельность:
- обследование и рассматривание перьев;
- называть части тела;
- окраску;
- чем питаются;
Чтение художественной литературы :
В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица»,
Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягина «Воробей», Т.Евдошенко
«Берегите птиц», Ю.Никонов «Зимние гости», М.Горький «Воробьишко»,
В.Бианки «Подкидыш»
Речевое развитие:
1.Рассматривание плаката «Зимующие птицы».
2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у
кормушки».
3.Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
4.Заучивание стихотворения А. Прокофьев «Снегири»
5. Отгадывание загадок о зимующих птицах
6. Дид.игра «Найди птичку по описанию», «Назови ласково» Цель:
упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек).
7. Театрализованная игра по сказке «Птичий теремок»
Деятельность на прогулке:
Экскурсия по площадкам детского сада .
Наблюдения за птицами.
Труд:
кормление птиц, очистка кормушек от снега.
Совместная работа с родителями:
Закреплять название зимующих птиц
Буклет «Покормите птиц зимой»
3 этап Заключительный
Просмотр обобщающей презентации: «Птицы зимой»
Семейная мастерская "Птичье кафе"
Развешивание кормушек на участке и в сосновом бору
Кормление птиц в течении всей зимы
Открытое занятие "Зимующие птицы"
Игра-инсценировка "Птичий теремок"
В результате проведенной работы дети узнают:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам
на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы.
Приложение
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах.
вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать
представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.
Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие).
Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать
эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и
пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц,
помогать им.
Содержание:
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют
холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья
скрепят от холода.
- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней
спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы
зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые,
перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять
погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы, Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы В серой корке ледяной.
Даже белки – непоседки В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки, Не вылазят из дупла.
И голодная синица Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться, Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью, Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю, Не дожить мне до весны! »
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить!
Дорог каждый час!
- Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно! Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке, Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна, А на лист – пшена,
Конопли две горсти – Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и
делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями
для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну
для детского сада, а другую для дома.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных
трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что
в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом
бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола.
Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно
предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят
очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири –
семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые
пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время,
птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от
времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в
трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними
понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество
птичьих тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой, Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма, Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их – Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть И для них тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать Заодно с людьми…
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших
садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки,
вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользят, Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»
Загадки
Грудка ярче, чем заря, у кого?.. У снегиря.
От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает на далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам, житель севера... (снегирь).
Выпал снег, а эта птица снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем красногрудым...(снегирем).
Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку, кто узнал ее? (синичка)
Спинка зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится —
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится... (синица).
Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах, А зовут её … (Ворона.)
На голом суку сидит, на весь двор кричит: "Кар-кар-кар!" (ворона)
Посмотрите на балкон: он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон, пролетит любой маршрут. (Голубь.)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая! (сорока)
Со спины черным-черна брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи, хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (сорока)
Над жуком и короедом держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук: кто для леса верный друг? (Дятел.)
В серой шубке перьевой, и в морозы он герой,
Назови его скорей, кто там скачет? (Воробей.)
Серых перьев комок на морозе продрог,
Скачет по дорожке, собирает крошки. (воробей)
Игра-инсценировка «Птичий теремок».
Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни
пернатых.
Демонстрационный материал : кормушка, плоскостные изображения птиц.
Ведущий: Голодно, холодно, Галки, воробьи
Голодно, холодно, Воробушки мои?
Прилетайте в гости, Полны у нас горсти!
Клюйте, гостите, Не пугайтесь, клюйте!
Выходят дети и разыгрывают диалог, используя плоскостные изображения
птиц.
Ведущий: Висел на дереве теремок. Небольшой теремок, без окон, без
дверей, но очень просторный. И в том теремочке никто не жил. Но в том
теремочке было много еды для птиц. Однажды на дерево прилетел воробей и
увидел теремочек. Подлетел воробей к теремочку и спрашивает:
Воробей: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Я маленькая птичка с пушистыми перышками серого или коричневого цвета,
живу у вас круглый год. Я очень быстрая и красивая птичка. В холодную пору
мы с братьями сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Можно
залететь в гости?
Ведущая: Никто не ответил воробью, и воробей сам решил погостить в
птичьем теремочке.
(подлетает синица)
Синица: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Воробей: Я воробей, а ты кто?
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки
белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина
– желто-зеленая, а брюшко – желтое. Можно залететь в гости?
Воробей: Залетай синичка, я не привык есть в одиночку.
(подлетает дятел)
Дятел: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Вместе: Я воробей. Я синичка. А ты кто?
Дятел: Я дятел.У меня красивая пестрая окраска: верх тела – черный, на
голове и на шее – белые пятна, на головке красная шапочка, клюв острый. Я
очень хорошо лазаю по деревьям. Надоело долбить дерево, так хочется семян
поклевать.
Вместе: Милости просим! Еды всем хватит.
(подлетает снегирь)
Снегирь: Какой красивый птичий теремок! Я так голоден!
Вместе: А мы тебя раньше не видели в нашем лесу. Ты кто?
Снегирь: Я ваш гость. Я прилетел к вам с Севера. У меня верх головы,
крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв
короткий, толстый. Мое любимое лакомство: ягоды рябины.
Вместе: Залетай снегирь. У нас в теремке есть такое лакомство.
(подлетает сорока)
Сорока: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Вместе: Я воробей. Я синичка. Я дятел. Я снегирь. А ты кто?
Сорока: Я сорока. Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам
белые перышки. Хвост длинный и прямой, а клюв острый. Пустите
полакомится несоленым салом.
Вместе: Залетай сорока. Расскажешь лесные новости.
(подлетает ворона)
Ворона: А мне местечко найдется? Я ворона. У меня крупное туловище и
большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и
крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Вместе: Залетай ворона,будем очень рады.
Вот так собрались дружной семьей зимующие птицы. Теперь им никакие
морозы не страшны. Спасибо людям за помощь!
Викторина «Что мы знаем о птицах»
Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший
большее количество правильных ответов.
Вопросы к викторине:
1. Какая птица на земле самая большая?
2. Какая птица самая маленькая на земле?
3. Какие птицы не умеют летать?
4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?
5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?
6. Какую птицу называют «лесным доктором»?
7. Какую птицу называют «лесным санитаром»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «У КОРМУШКИ»
Цель: обучение составлению рассказа по картине; учить согласовывать слова
в предложениях; упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;
Задачи: Развивать связную монологическую речь, стимулировать и развивать
речевое творчество детей («Коммуникация»); Продолжать воспитывать
стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту,
следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении
(«Познание»).
Оборудование: картина «Кормушка», предметные картинки с изображением
зимующих птиц, проектор.
Ход занятия:
Воспитатель: Бескрайни просторы нашего края. Прекрасны леса, реки и
озера. Разные птицы прилетают к нам весной и остаются на зиму. Дни зимой
коротки, редко выглядывает солнце, а ночи длинные и морозные. В такое
время года птицы всегда страдают от голода и холода. Люди проявляют
заботу о них и помогают перезимовать.
Загадка о кормушке.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Почему столовую для птиц называют кормушкой?
Показ картины и беседа по ней.
1. Куда прилетели птицы? (в столовую для птиц, к кормушке)
2. Кто сделал кормушку для птиц? (папа, дедушка)
3. Как вы думаете, что нужно для постройки кормушки? (дощечки, гвозди,
молоток, верёвка)
4. Куда дети повесили кормушку? (на дерево, на ветку)
5. Какие угощения дети приготовили для птиц? (сало, ягодки рябины,
семечки, пшено, крошки)
6. Какие птицы прилетели к кормушке? (Синицы, воробьи, снегири)
7. Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы)
Воспит. Ребята я предлагаю вам послушать рассказ по этой картине.
Наступила холодная зима. Голодно птицам в лесу. Дети попросили папу
сделать кормушку. Принесли дощечки, гвозди, молоток. Когда кормушка
была готова, дети закрепили её на деревце, и насыпали в неё угощение:
семечки, пшено, крошки, подвесили кусочек сала и гроздь рябины. Сначала
на кормушку прилетели воробьи, потом синицы, а потом и снегири. Птицы
быстро клевали корм. Дети остались довольны.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам ребята придумать свой рассказ по
этой картине.
Творческое задание.
1. Придумать рассказ по аналогии.
(дети придумывают свои рассказы аналогичные воспитателю 2-3 реб.)
Воспитатель: Вы составили интересные рассказы, давайте немного
отдахнём.
Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками показывают грудку)
В красных майках снегири
Распустили пёрышки (хлопают себя по бокам)
Греются на солнышке
Головой вертят,
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (бегут по кругу взмахивая руками)
За метелью, за метелью.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Узнай по описанию»:
1. Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый боевой, смелый. (воробей)
2. Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный. (снегирь)
3. Желтогрудая,тонконогая, юркая, весёлая, умная. (синица)
4. Красноголовый, большой, умный, зимующий, всё время стучащий. (дятел)
5. Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая. (сова)
Воспитатель: Какие молодцы всех угадали.
Итог:
1. Чем страшна зима птицам?
2. Как дети помогли птицам?
3. Какие угощения дети приготовили для птиц?
4. Какие птицы прилетели к кормушке?
5. Как назвать этих птиц одним словом?
Конспект занятия
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема : «Птицы синие и красные» в старшей группе
Программные задачи: Формировать умение воспитанников передавать в
рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму,
красиво располагать птиц на листе бумаги. Закрепить умение рисовать
акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное,
эстетическое восприятие, умение составлять рассказы – описания.
Материал: Иллюстрации птиц, бумага светлого тона, краски, палитра. Банки
с водой, салфетки.
Ход:
Мотивационный момент:
Чтение стихотворения японского поэта Китахёра Хакусю "Птица ,птица
красная"
-Птица, Птица красная, Отчего красная? -Поклевала красных ягод.
-Птица, Птица белая, Отчего ты белая? -Поклевала белых ягод.
-Птица, Птица синяя, Отчего ты синяя? -Поклевала синих ягод.
Помочь детям увидеть заключенную в стихотворении шутку. Поупражняться
краской на отдельном листе в рисовании контуров птиц в разных позах.
Потом предложить придумать композицию и выполнить ее на большом листе.
Напомнить о том, что на одном рисунке птица должна быть одинакового
цвета с зернышками, которые она клюет.
Давайте вспомним схему рисования птицы.
На середине листа намечаем линию наклона птицы. На этой линии отмечаем
середину, от нее в разные стороны еще две точки (одинакового размера от
центра). Это будет туловище. Вдоль линии между этими точками рисуем
овал. Сверху овала рисуем круг (это будет голова).
С низу узкий, длинный прямоугольник (хвост).
С левой стороны круга полоской отмечаем клюв.
Теперь начинаем рисовать птицу. Рисовать начинаем с головы.
Начинаем рисовать с клюва, вверх прорисовываем голову и спину. Внизу от
клюва грудку, слегка утолщая овал. Обратите внимание голова птицы плавно
переходит в пухленький животик (шейка у нашей птички не выделяется).
Теперь прорисовываем хвостик и глаз.
Чтобы правильно нарисовать лапки, необходимо " посадить " птичку на
веточку. Для этого отступаем от тела небольшое расстояние, проводим две
линии параллельно птички и это будет веточка. Обратите внимание у птички
тонкие и длинные ножки с крепкими коготками. Крылья не длинные, но
заостренные на конце. Вот такая птичка у нас с вами получилась.
Посмотрите пожалуйста на доску какую же птичку мы нарисовали? (ответы)
Конечно, наша птичка похожа и на снегиря, и на синичку, и на воробья т. к.
имеет более округлую форму тела, маленький клюв и небольшой величины.
А вы хотели бы полетать как птицы? (ответы)
Тогда вставайте из-за столов и идите ко мне.
Физминутка под мелодичную мелодию
"Стая птиц летит на юг.)
Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг
(дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать.
Птички начали спускаться, На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь Надо птичкам отдохнуть.
(дети садятся в глубоком приседе и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу Пролететь нам надо много
(дети встают и машут "крыльями ")
Вот и юг. Ура! Ура! Приземлятся нам пора (дети садятся за стол)
Так как наша птичка похожа сразу на несколько птиц, я предлагаю Вам
превратить их в необычных птиц и разукрасить их в красный и синий цвет.
(Дети рисуют)
Рефлексия.
Выставка рисунков
О чем мы сегодня беседовали?
В какую игру играли? Что изобразили на рисунках?
Расскажите о своем рисунке.
Поэтическая страничка «Зимующие птицы»
Синица
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок, завертелась как волчок.
А. Барто
Снегири
Выбегай поскорей, посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос им рябинки принес.
А. Прокофьев
Покормите птиц
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна —и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
А. Яшин
«Новая столовая»
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед, будет вам зимой обед.
В гости первый день недели к нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог налетело семь сорок.
З. Александрова
Пословицы и поговорки о зимующих птицах
Видна птица по полёту. (Русская)
Воробьи до ста лет прыгают. (Японская)
Всякая птица к своей стае летит. (Русская)
Всякая птица свои песни поёт. (Русская)
Всякая птица тепло ищет. (Русская)
Где птица не летает, а своё гнездо знает. (Русская)
Изба без детей, что гнездо без птиц. (Украинская)
Красна птица перьями, а человек учением. (Русская)
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. (Русская
Нет дерева, на которое бы птица не садилась. (Русская)
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой. (Русская)
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь (русская)
Дидактические и подвижные игры
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку,
должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или
загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы
меняются местами.
«ПТИЦЫ».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное,
дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет
«ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие).
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно
следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в
ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
Цель: учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры. Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки,
которые ребята должны исправить.
Воробей ходит по земле.
Ворона долбит дерево.
Клест клюет сало, и т.д.
Игра «Птичий концерт».
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается
хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробьи – чирик – чирик.
Синицы – тинь – тинь.
Ворона – кар – кар.
Дятел – тррр – тррр.
Снегирь – дю – дю – дю.
Клёст – цок – цок – цок.
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Подвижные игры:
«ПТИЧКИ И КОШКА»
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги;
в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок -
кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях -
скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в
круге, нарисованном на полу.
Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя
некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на
корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на
деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать
птиц. Пойманный становится кошкой.
Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в
пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
«СОВУШКА»
Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро
реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое
время; развивать выдержку; организованность.
Ход: все дети - птички, бабочки и т.д., один - сова, которая находится в
стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь»
все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех,
кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал
«день». Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все
оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть
музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.
«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ»
Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту
реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в
двигательной активности
Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки.
На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» -
говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную,
подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» -
ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда.
Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.
«Птичка и птенчики»
Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять
игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать
потребность в двигательной активности.
Ход: Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой
домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой
обруч или связанная за концы веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках,
изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. На слова
«Полетели — полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются
улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!»
птенчики возвращаются в свои гнездышки.
Игра повторяется 3—4 раза.
Правила: Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу,
напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше
от дома — там больше корма.
«Воробышки и кот»
Цель: упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги; в умении
быстро реагировать на сигнал; бегать с увертыванием.
Ход: Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу
по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот
(воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели», -
говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья,
разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-
мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных
кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5—6 раз.
«Воробышки»
Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать
совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.
Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром
воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят
клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит
музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается,
звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.
«Попрыгай, как….»
Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении;
развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению
движений; воображение в передаче образных движений.
Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают.
Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети
говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:»
Правильно, угадали».
Пальчиковая гимнастика
«Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (Ритмично сжимают и
разжимают кулачки)
Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному
пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Зрительная гимнастика
«Сова»
Цель: Развивать зоркость.
Дети проговаривают чистоговорку. Хором.
Ва-ва-ва - сидит на дереве сова. Вытягивают перед собой указательный палец
и фокусируют взгляд на нем. Прослеживают взглядом движение пальца
вправо-влево; вверх-вниз.
Ву-ву-ву - сегодня рисовали мы сову.
Вы-вы-вы -есть птенцы у совы.
Рисуют пальцем в воздухе круг и прослеживают движение взглядом
Физкультминутка
«Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Дыхательная гимнастика
«Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: ребёнок стоит прямо,
слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в
стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе:
«каррр», максимально растягивая звук [р].