Автор: Туратпаева Жупаргуль Киыскановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ "Ташантинская ООШ"
Населённый пункт: с. Ташанта
Наименование материала: Технологическая карта внеклассного мероприятия
Тема: "Образование Ойротской автономной области"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта внеклассного мероприятия ( ФГОС)
Учитель: Туратпаева Жупаргуль Киыскановна
Тема: «Образование Ойротской автономной области»
Класс:9
Цель: Знакомство с образованием Ойротской автономной областью
Учебные
задачи,
направленные
на
достижение
личностных
результатов
обучения:
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
-воспитании любви к своей малой Родине;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые
решения, выполненный творческий продукт.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов
обучения:
-развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация);
-формирование умения целеполагания, умения планировать пути достижения целей;
-формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную деятельность со сверстниками;
-развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами
коммуникации.
Ключевые вопросы: Когда была образована Ойротская автономная область?
Оборудование занятия: сообщения учащихся
Предварительная подготовка: Класс был разделен на две группы. Первой группе
было дано задание найти материал об образовании Ойротской автономной области,
второй группе о личностях , участвовавших в создании области.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ Этап занятия
Деятельность
учителя
Деятельност
ь учащихся
Формируемые УУД
1
Самоопределен
ие к
деятельности
Вступительное
слово учителя
Коммуникативные
Регулятивные (самоопределение
к деятельности)
3
Постановка
учебных задач
100 лет назад
Горный Алтай
впервые в
российской
летописи
выделен в
отдельную
административ
но-
территориальну
ю единицу.
Ребята как вы
думаете как
будет
называться
тема
сегодняшнего
внеклассного
мероприятия?
Образование
Ойротской
автономной
области
Личностные (самоопределение к
познавательной деятельности),
регулятивные (целеполагание),
коммуникативные
3
Актуализация
вопроса,
рассматриваем
ого на занятии
Проблемный
вопрос
Какие
сложнейшие
проблемы
стояли перед
автономной
областью?
Личностные,
Коммуникативные
(формулировка собственного
мнения), регулятивные
(воспринимать критику)
5
Организация
взаимодействи
я учителя с
учащимися по
овладению
темы занятия.
Учитель
организует
работу в
группах
Личностные (личностное
самоопределение, нравственно-
этическое оценивание, умение
выделять нравственный аспект
поведения, знание моральных
норм),
коммуникативные(интегрируют
ся в группу, умение слушать и
слышать, выражение своих
мыслей с достаточной точностью
и полнотой),
регулятивные(оценка своей
деятельности), познавательные
(осознанное построение речевого
высказывания)
6
Работа над
проектом
1 группа
работает по
теме:
«Образовани
е Ойротской
Коммуникативные(планировани
е учебного сотрудничества,
управление поведением
партнера, диалог в группе),
познавательные (работа с
автономной
области»
2 группа
работает по
теме:
«Личности ,
участвовавш
ие в
создании
области».
информацией, моделирование,),
регулятивные (целеполагание,
планирование деятельности), .
7
Защита
проектов
Организует
вопросы
учащихся к
выступающим
Задают
вопросы,
высказываю
т свое
мнение
Ответ на
проблемный
вопрос
Коммуникативные, личностные,
регулятивные
8
Рефлексия
деятельности
Прием «Плюс-
минус-
интересно»
Коммуникативные(формулирова
ние и аргументация своего
мнения в
коммуникации),,регулятивные(о
ценка своей деятельности)
Прогнозируемый результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся выполняют
исследовательскую работу «Образование Ойротской автономной области»,
«Личности, участвовавшие в создании области».
На занятии учащиеся учатся:
· овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу;
· планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
· работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями
мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
· слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения;
Приложение № 1 «Образование Ойротской автономной области»
В ХIХ – начале ХХ в. территория Горного Алтая входила в Бийский уезд Томской
губернии. В административно-податном отношении алтайское коренное население
было распределено по 7 алтайским дючинам, 9 кочевым волостям и трем оседлым
управам. Кочевые волости и дючины не имели территориальных границ. Они были
созданы по родовому принципу, т.е. в административном отношении люди одного
рода входили в одну определенную дючину или волость. До административной
реформы начала ХХ в. во главе кочевой дючины (волости) стоял зайсан, выбираемый
мужским податным населением (домохозяевами). Административной и земельной
реформами начала ХХ столетия (1911 – 1913 гг.) было упразднено родовое управление
и землевладение. Вместо этого введена система местного управления и
землепользования общекрестьянского образца: территориальные волости, земельные
общества во главе со старшинами и старостами. В 1913 г. на территории Горного
Алтая было образовано 15 волостей, входившие в состав Бийского уезда Томской
губернии.
Февральская революция 1917 г. и последовавшие за ней широкие преобразования
активизировали освободительное движение, был поставлен вопрос о предоставлении
самостоятельности живущим в России народам. 1-6 июня 1917 г. состоялся съезд
представителей инородческих волостей Алтая, на котором был создан орган по
местному управлению коренных жителей Бийского и Кузнецкого уездов Алтайская
Горная дума. Лидеры Горной думы, в частности, Г.И.Гуркин вначале предлагали
выделить в самостоятельную административную единицу волости с преимущественно
алтайским населением, которые подчинялись бы Горной думе, а, волости, населенные
преимущественно русскими, - Бийскому исполнительному комитету. Идея создания
национально – ограниченных алтайских волостей и объединения их затем в
самостоятельную административную единицу не встретила поддержки ни у населения
Горного Алтая, ни у центральной власти. Поэтому к осени 1917 г. было решено
выделить Горный Алтай в уездную земскую единицу без различия национальностей.
В октябре 1917 г., как известно, Временное правительство России было свергнуто и
установлена советская власть. 3 ноября 1917 г. российское правительство
опубликовало «Декларацию прав народов России». Она провозглашала равенство прав
народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и
образования самостоятельных государств. В движении за национально-
территориальную автономию Горного Алтая в 1917 – 1922 гг. можно выделить два
этапа. На первом этапе (1917 – 1920 гг.) ставились требования о выделении
территории Горного Алтая из состава Бийского уезда и образовании самостоятельной
земской единицы. Это годы существования Горной думы, Каракорум-Алтайского
округа (уезда). На втором этапе (1920 – 1922 гг.) решался вопрос об образовании
национальной автономии алтайцев.
В июне 1921 г. в Томске совещание представителей туземного населения Горно-
Алтайского, Бийского и Ачинского уездов однозначно высказалось за образование
Ойротской автономной области. Однако Томский губернатор отнесся довольно
сдержанно к данному предложению и вынес его на обсуждение народного
комиссариата по делам национальностей, которое состоялось в сентябре 1921 г. С
докладом «Об объединении Горно-Алтайского, Бийского, Кузнецкого, Минусинского
и Ачинского уездов в республику Ойрот» выступил заместитель Алтайским губнацем
Сары – Сэп Конзычаков. Эмоциональный доклад и предложенный Конзычаковым
проект получил неоднозначную оценку. Сама по себе идея автономии не встретила
каких-либо возражений. Сомнения вызывали обстоятельства, которые были позднее
сформулированы Сиббюро ЦК РКП(б): 1. Территория предполагаемой автономии ни в
географическом, ни в экономическом отношении не представляет собой единого
целого. 2. Коренное население предполагаемого объединения составляет явное
меньшинство. Иначе говоря, при таких условиях, резюмировало Сиббюро ЦК,
организовывать советскую власть по национальному признаку на огромной
территории протяжением 1500 верст длины и 200 – 300 верст ширины практически
невозможно. «А посему предложенный наркомнацем проект считаем
нежизнеспособным и политически опасным, ибо его принятие может привести к
политической дестабилизации южных границ Сибири».
Однако, нарком, в противовес мнению партийной инстанции, что само по себе было
явлением весьма редким, поддерживает проект о создании Ойрот – Хакасской
автономии и постановляет внести это предложение на рассмотрение ЦК РКП(б).
Подобное решение наркомнаца окрылило С.Конзычакова. Он пишет письмо Сталину,
занимавшего в тот период пост наркома по делам национальностей, и просит
содействия по созыву совещаний и конференций по подготовке выделения Ойрот –
Хакасской автономной единицы. Ознакомившись с посланием, И.В.Сталин наложил
на нем 13 ноября 1921 г. резолюцию: «Я за удовлетворение». Но, несмотря на
принятые решения, принципиальное согласие должны были высказать вышестоящие
партийные и советские органы, в частности Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревком.
Решение затягивалось в силу следующих обстоятельств. Во-первых, решение вопроса
было предложено отложить до окончания гражданской войны в Горном Алтае. Во-
вторых, выявились различные точки зрения при обсуждении вопросов об
административных границах будущей автономной области и принципах ее
управления. И, в-третьих, определенный негатив в решение вопросов образования
автономной области внесла проблема формирования ее будущих руководящих кадров.
Сиббюро отклонило рекомендацию представительства наркомнаца при Сибревкоме о
назначении С.Конзычакова председателем облревкома и рекомендовало на этот пост
Н.Ф.Иванова.
Сибревком признал 18 марта 1922 г. необходимость образовать Ойротскую
автономную область на территории, границы которой определены комиссией
Алтгубкома и решил не включать шорцев в состав Ойротии. Апрель – май месяцы
проходят в подготовке документов, согласовании создания областных органов. 1 июня
1922 г. ВЦИК принимает «Декрет об образовании автономной области Ойротского
народа», первый пункт которого гласит: «Образовать автономную область Ойротского
народа как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
с административным центром в с Улалинском» (протокол №37 от 7 июня 1922 г.
Декрет подписан М.И.Калининым). В состав области было включено 20 волостей
Горно-Алтайского и 3 волости Бийского уездов. Автономная область создавалась с
правами губисполкома, но с бюджетом и штатами уисполкома. Был утвержден состав
ревкома области в количестве 5 человек: председатель – Иванов Н.Ф., заместитель
председателя С.Конзычаков, члены – П.А.Чагат-Строев, Л.А.Папардэ, Г.И.Чусов.
Таким образом, Горный Алтай, впервые в российской летописи, был выделен в
отдельную административно-территориальную единицу – Ойротскую автономную
область в составе РСФСР. Взаимоотношения Ойротии с центральными органами
государственной власти и управления РСФСР осуществлялись первоначально через
Сибирский край (1925 г.), потом Западно – Сибирский край (1930 г.), а с 1937 г. –
через Алтайский край. Образование области способствовало складыванию устойчивой
территориальной, экономической и культурной общности алтайцев и других народов в
пределах Горного Алтая, а также ускорению социально – экономических
преобразований того времени. Историческое значение Декрета ВЦИК от 1 июня 1922
г. состоит в том, что он заложил прочную основу для преобразования Горно –
Алтайской автономной области в 1991 г. в Республику Алтай как полноправного
субъекта Российской Федерации.
Приложение №2 Личности, участвовавшие в создании области
Никита Федорович Меджит-Иванов (05.09.1882-11.10.1937гг.)- первый председатель
Ойротского (Горно-Алтайского) облисполкома Родился в с.Сараса Алтайского края. С
1896 по 1917 годы жил в Монголии, работал в разных торговых фирмах. С 1900 по
1905 годы бывал в восточных и западных городах Монголии, в пустыне Гоби, на
Тибете, в Лхасе, Южном Китае. Хорошо владел алтайским, русским, монгольским,
тувинским и казахским языками. После февральской буржуазной революции вернулся
из Монголии в Россию, на Алтай. С 1917 года–член ВКП(б). В 1921 году первый
уездный съезд Советов избрал уисполком, председателем которого стал Н.Ф.Меджит-
Иванов. С 1022 по 1924 годы он–первый председатель ойротского (Горно-Алтайского)
облисполкома. В феврале 1922 года вторая Горно-Алтайская уездная партийная
конференция обсудила доклад Н.Ф.Меджит-Иванова об образовании горно-алтайской
автономной области. Никита Федорович–делегат XI Всероссийского и II Всесоюзного
съездов Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. С 1924 по 1932
годы Меджит-Иванов служил в Баинтуменском консульском округе, с 1935 по 1937
годы–в Кобдосском консульском округе–консулом СССР в МНР. 27 мая 1937 года при
проезде советско-монгольской границы в с.Кош-Агач арестован органами НКВД. В
протоколе допроса на вопрос: «По каким причинам вы были сняты с должности
председателя облисполкома?» Н.Ф.Иванов ответил: «Причины мне объявлены не
были. Я считаю, что был снят за постановку вопроса о присоединении к ойротии
территории Горно-Шорского района и за выдвижение национальных кадров».
Подвергся репрессиям, посмертно реабилитирован.
Папардэ Леонид Андреевич (по документам Мишке Карл Рудольфович), (1893-1938),
деятель большевистской партии. Родился в Пальтемальской волости Рижского уезда
Лифляндской губернии в семье крестьянина. В 1911 г. Вступил в РСДРП. В 1914 г.
Окончил учительскую семинарию, в 1916 уехал в Сибирь, работал в сельской школе
Енисейской губернии. После февральской революции 1917 - член редколлегии
"Рабоче-крестьянской газеты" (Красноярск), организатор отрядов Красной гвардии.
Осенью 1918 прибыл в Барнаул, избран чл. Барнаульского, подпольного комитета РКП
(б), затем - заведующий отделом пропаганды и агитации Алтайского губ-ревкома, с
августа 1920 - заведующий барнаульским уездным отделом народного образования.
Одновременно председатель Латышской секции Барнаульского комитета РКП (б).
Часто выступал в печати, перед аудиторией. В 1924-1928 гг. - первый секретарь
обкома ВКП (б) в Ойротии (Горный Алтай). Организатор частей особого назначения,
создавал первые колхозы, инициатор наступления на неграмотность. За заслуги в
области советского хозяйства и культурного строительства награждён орденом
Трудового Красного Знамени. В 1929-1934 гг. работал в Новосибирске: заведующий
агитмассовым отделом, секретарь Западно-Сибирского крайкома ВКП(б), позднее - в
Западном округе (Смоленск). Делегат XI, XII, XIII съездов РКП (б), XIV, XV и XVII
съездов ВКП(б). Репрессирован, расстрелян. Реабилитирован в октябре 1956 г. Имя
Папардэ присвоено улице в райцентре с. Майма (Республика Алтай).
Павел Александрович Чагат-Строев (1887-1938гг.) Родился 9 февраля 1887 г. в с.
Мыюта Шебалинского района. Его настоящая фамилия Трепихин, из рода чагат. В 8
лет мальчик остался без отца, в 12 лет потерял мать. Осиротевшего Павла забрал к
себе в Онгудай дядя по матери и дал ему свою фамилию - Строев. Дядя отдал его в
Бийскую церковно-приходскую школу, где он проучился один год. Павел вернулся в
Онгудай. Тогда дядя передает его помощником купцу Филатову. Тот брал его в
Монголию в торговых целях. В 25 лет Чагат-Строев оставляет торговлю и начинает
самостоятельную жизнь. Сначала он определился писарем в селах Актёл, Ильинка
Шебалинского района. С установлением Советской власти работал на самых
различных участках культурного строительства: в литколлегии, в книжном
издательстве, в редакции газеты "Кызыл Ойрот". В 1922 г. на Всероссийском съезде
Советов был избран членом ВЦИК от Горно-Алтайской автономной области. П.А.
Чагат-Строев является одним из зачинателей алтайской советской литературы. В 20-е
годы он издал три книги "Ойгор Баатыр" ("Мудрый богатырь" 1925г.) - поэма о
Ленине. Это была первая в истории алтайской советской литературы художественная
книга, вышедшая отдельным изданием. "Кара - Корум" (1927г.), "Ӱч - jÿзÿн кожоҥ"
("Три разновидности песен",1929г.). В 1934 году им составлена первая хрестоматия по
литературе, куда кроме собственных произведений вошли его переводы произведений
А.С.Пушкина, И.А.Крылова, А.М. Горького и алтайских писателей. Стихи и поэмы
его печатались в газетах «Кызыл Ойрот» и «Ойроттыҥ комсомолы», в книгах для
чтения «Ойрот школа» и «Таҥ Чолмон», в сборнике "Совет Ойроттыҥ öзÿми"
("Расцвет советской Ойротии",1935г.) В 1937 году он был незаслуженно арестован и
отправлен в г.Тайшет Иркутской области. Умер ( а может быть, расстрелян-
неизвестно) 11 марта 1938 года. Член Союза писателей СССР (1934)
Сары-Сэп-Канзычаков Леонид Алексеевич 1891 г.р., ур с. Черный Ануй Усть-
Канского аймака Ойротской Области ЗСК. Сын священника, представитель земской
управы Горной Шории. До, ареста работал счетоводом колхоза имени Розы
Люксембург Старо-Бардинского района. Обвинен в проведении контрреволюционной
агитации., арестован 06.05.1937 г. Ойротским обл. УНКВД. Осужден по ст. 58-2-9-11
УК РСФСР к высшей мере наказания. Заключением Алтайского краевого суда от
30.08.1956 г. дело прекращено за отсутствием состава преступления и Сары-Сеп-
Канзычаков Л.А. полностью реабилитирован.
Виктор Тимофеевич Тибер-Петров (1879-1927) - один из первых врачей алтайской
национальности, православный. Общественный и политический деятель времен
Алтайской Горной Думы. Родился в семье алтайцев-учителей в селе Мыюта Горного
Алтая. (Тибер - тубаларский сеок, входивший в Кергешскую или Тиргешскую
волость). Окончил Улалинскую миссионерскую школу, Томскую семинарию, затем
поступил в Томский университет. Однако за увлечение политикой был исключен.
Эмигрировал в Мюнхен (Германия), но вскоре переехал в Юрьев (Тарту), где закончил
образование, получив диплом врача. По другим данным окончил и Венский
университет. До революционных событий 1917 года Тибер-Петров работал в городе
Либава. Зимой 1918 из-за угрозы ареста уезжает в Китай (Харбин), где работает во
временном Дерберовском правительстве. Далее во Владивостоке работает министром
туземных экстерриториальных дел Временного правительства. В сентябре 1918 года
снял себя полномочия, вернулся на Алтай. Здесь он принял самое активное участие в
работе Алтайской Горной Думы, вошел в состав правительства, созданного
Каракорумской управой. После ареста Г.И. Чорос-Гуркина встал во главе
Каракорумской управы. В период установления в Сибири колчаковского режима
Тибер-Петров работает земским врачом в Улале (хронология событий в разных
источниках разнится). Репрессирован особым отделом 5 армии за службу в белой
армии (25.06.1920), решение не принято. Член коллегии Сибздрава, санитарный
инспектор Сибирского управления военно-учебных заведений, врач-инспектор
санитарной части дивизии. Занимался курортологией, написал статью «Солоновка-
Кучук — открытый народный курорт Западной Сибири». После расформирования
дивизии он жил попеременно в Барнауле и Новосибирске, занимаясь частной
практикой. В январе 1921 г. отделом национальных меньшинств при Горно-Алтайском
управлении народного образования (Унаробраз) было созвано собрание, на котором
выступил Тибер-Петров и выразил пожелание Сибнаца об организации при
исполкомах, губисполкомах – Отдела национальных меньшинств по «охране
вымирающих племен». Собрание постановило: «Ввиду того, что у алтайского
населения нет представителей в ответственных учреждениях, которые могут защищать
их интересы и высказывать их нужды – считать организацию Отдела необходимым
мероприятием и предложение Сибнаца приветствовать». Трагически погиб в 1927
году. На похороны одного из первых врачей Ойротии в Новосибирск ездила делегация
из Улалы. Реабилитирован 06.06.1996. Мемориальная доска Тибер-Петрову В.Т. в с.
Мыюта В 2016 году Ассоциацией врачей Республики Алтай в Мыюте открыта
мемориальная доска посвященная первому врачу алтайской национальности ТИБЕР-
ПЕТРОВУ Виктору Тимофеевичу. .