Автор: Грибанова Анна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1347"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по профилактике оптической дисграфии у дошкольников подготовительной к школе группы с применением песочной терапии
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по профилактике оптической дисграфии у
дошкольников подготовительной к школе группы
с применением песочной терапии
Коррекционно-логопедическая работа по профилактике нарушений
оптической дисграфии с использованием кинетического песка строится
поэтапно:
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
- развитию оптико-пространственных представлений;
- развитию зрительного и буквенного гнозиса.
Рассмотрим
первый
этап-
развитие
тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики.
Игры, которые применяются на
данном этапе, положительно влияют на развитие мелкой моторики рук,
координацию движений пальцев кистей рук, совершенствуют зрительный и
двигательный анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют
развитию концентрации внимания, формируют навыки наблюдения.
Также эти упражнения обладают колоссальным значением для развития
психики
ребенка.
Во-первых,
такого
рода
взаимодействие
с
водой
стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием
тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим
ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в
свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и
памяти.
Но
главное
-
ребенок
получает
первый
опыт
рефлексии
(самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для
дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Игры:
1.«Здравствуй, песок!»
Просим скользить ладонями по поверхности песка, выполняя
зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
2.«Согрей песок»
Просим ребенка взять в одну ладошку горсть песка и быстрыми движениями
обоих ладоней согреть его.
3.«Придумай узор!»
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами
ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
4.«Поиграй пальчиками»
5.«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки
поочередно (сначала только указательными, затем – средними,
безымянными, большими и наконец мизинчиками)
6.«Поиграй на клавиатуре компьютера».
При выполнении этой игры двигаются не только пальцы, но и кисти рук,
совершая мягкие движения вверх-вниз.
7.«Каляка-маляка»
Просим оставлять на песке самые разнообразные причудливые рисунки на
песке.
8.«Угадай игрушку»
Прячем в песке игрушку, и ребенок на ощупь описывает её, а затем
отгадывает, что это за игрушка.
9.«Нарисуй узор»
Просим ребенка нарисовать пальчиками правой руки узор по образцы
данному взрослым.
10.«Выложи домик»
Просим ребенка выложить из природного материала домик, комментируя
при этом свои действия.
11.«Доехали до гаража»
Взрослый рисует на песке «гараж», затем просим ребенка нарисовать на
влажном песке извилистую дорожку и проехать пальчиками до «гаража».
Рассмотрим второй этап- развитие оптико-пространственных представлений.
Данная проблема является актуальной т.к. оптико-пространственные
представления играют важнейшую роль во взаимодействии детей со средой,
являясь необходимым условием ориентировки в ней ребенка. Способность
воспринимать пространство, пространственные представления не даны
ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного
процесса
онтогенетического
развития,
в
свою
очередь,
определяя
становление высших психических процессов, письма, чтения.
Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают
отрицательное
влияние
на
речевую
и
познавательную
деятельность,
негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении
им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль
пространственного представления в развитии речи детей, пространственный
гнозис — один из главных психических процессов, создающих первичную
базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в
дальнейшем данный психический процесс (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А.
Люблинская и другие). Кроме того, развитие пространственного гнозиса
лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и
является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному
обучению.
Игры:
1.«Нарисуй фигуру»
Просим ребенка нарисовать на песке внизу-вверху-по центру, справа-слева,
правый верхний-правый нижний, левый верхний-левый нижний
геометрические фигуры.
2.»Что, где?»
Рисуем на песке квадрат, а затем просим ребенка расположить правильно
предмет относительно инструкции. (на, около, под)
3.«Угадай, где спрятано»
Взрослый прячет в правом верхнем углу предмет, ребенок должен догадаться
где спрятан предмет, а затем найти его.
4.«Разложи правильно»
Дети должны в течение одной минуты правильно разложить фигуры:
квадраты-по центру, круги- в левый верхний угол.
5.«Отгадай фигуру»
Взрослый по инструкции просит нарисовать указательным пальцем
фигуру, дети по описанию рисуют в нужном направлении линии фигуры, а в
конце говорят, что получилось.
6.«Наведи порядок»
Просим ребенка в левый верхний угол положить маленькие пуговицы, а в
правый нижний большие.
7.«Сделай лесенку»
Просим по указанному направлению сделать провести лесенку пальчиками.
(пальцами левой руки проведи лесенку от левого верхнего до левого нижнего
угла песочницы)
8.«Пальчики бегут»
Двумя пальчиками указательным и средним пробежать по песку от центра
песочницы к правому верхнему углу.
9. «Соедини»
Логопед рисует точки на поверхности песка, задача ребенка соединить линии
по точкам без отрыва от песка.
10. «Нарисуй фигуру»
Правой рукой нарисовать ромб по картинке, комментируя при этом в каком
направлении рисует тот, или иной элемент фигуры.
Рассмотрим третий этап- развитие зрительного и буквенного гнозиса.
Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее
высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-
моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень
сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков
письма и чтения.
Логопедические игры в песочнице:
1.
«Нарисуй букву»
Просим ребенка нарисовать на песке дорожку из предложенных логопедом
букв. (АУИЭ)
2.
«Узнай букву»
Засыпаем слоем песка элементы букв. Учитель-логопед предлагает ребенку
угадать, какие буквы лежат в песочнице.
3. «Какая буква?»
В песке, под небольшим слоем лежат карточки с написанными на них
буквами. Предлагаем ребенку небольшим сдуванием песка с карточки,
угадать по части всю букву.
4.«Узнай букву»
На песке пуговиц и палочек выложены буквы. Логопед просит ребенка
догадаться, какие буквы написаны на песке.
5. «Замени букву»
Логопед предлагает детям написать на песке слово, состоящее из одного или
двух слогов, а затем превратить его в другое заменив одну букву) (Ира-ура).
6. «Дострой букву»
Логопед рисует на песке букву, в которой не хватает одного элемента, задача
ребенка ее правильно дорисовать.
7.«Обведи букву»
Логопед рисует на песке буквы, а затем просит ребенка обвести правильно по
контуру с помощью природного материала нужную букву.
8. «Дорисуй букву»
Логопед пишет на песке короткое предложение, а затем стирает часть
элементов букв, ребенок должен нарисовать те элементы, которые стерты.
9. «Исправь ошибку»
Какую букву написали неправильно, объясни в чем ошибка.
10. «Путаница»
Восстановить слова из букв.
ОНС
МОД
АКМ
РЫС
АРК
11. «Найди букву»
Из ряда букв, написанных на песке, необходимо найти нужную. (АОИУП)
12. «Потерянное слово»
Из ряда слов, написанных на песке, найти нужное. (уткаигракит)
13. «Слепи предложение»
Просим ребенка слепить предложение из кинетического песка.
(У Иры бусы)
14. «Реконструируй букву»
Просим ребенка реконструировать букву, добавляя элемент.
(А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Д)
15. «Зазеркалье»
Учитель- логопед пишет на песке зеркальные буквы и просит ребенка
исправить ошибки.
16. «Расшифруй слово»
Просим ребенка с помощью песка выложить нужное слово и дать
характеристику каждому звуку в этом слове.
Таким образом, использование различных игр с применением песочной
терапии позволяет максимально улучшить процесс коррекционной
деятельности по профилактике появления оптической дисграфии у
дошкольников подготовительной к школе группы.