Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Пушкарева Наталия Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ 94
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Использование цифровых образовательных технологий при проведении лабораторных работ по физике
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Общая характеристика программы

Программа «Роль физики в развитии медицины» относится к общеинтеллектуальному

направлению внеурочной деятельности.

Объем программы : 34 часа.

Срок реализации программы: 1 год

Форма проведения занятий: очная.

Периодичность проведения занятий: регулярная (еженедельная)

Планируемые результаты освоения курса.

Личностные:

-

умение управлять своей познавательной деятельностью;

-

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как

условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-

умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в

образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых

достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в

научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому

творчеству;

-

чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

-

положительное отношение к труду, целеустремленность;

-

экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам

России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и

разумное природопользование.

В том числе:

1.

Патриотическое воспитание:

ценностное отношение к отечественному

культурному, историческому и научному наследию, понимание способности владеть

достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и

отечественной физики, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и

общества.

2.

Гражданское воспитание и нравственное воспитание детей на основе

российских

традиционных ценностей:

представление о социальных нормах и

правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной

совместной

деятельности

при

выполнении

учебных,

познавательных

задач,

выполнении

экспериментов,

создании

учебных

проектов,

стремления

к

взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности

оценивать своё поведение и поступки своих товарищей. с позиции нравственных и

правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

3. Эстетическое воспитание: воспитание эстетических качеств физической науки:

ее гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности. Ценности научного

познания: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания

мира, основы развития технологии, важнейшей составляющей культуры; развитие

научной

любознательности,

интереса

к

исследовательской

деятельности.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, осознание

ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности

правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым

оборудованием

в

домашних

условиях,

сформированность

навыка

рефлексии,

признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

4.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и

природной среды: потребность во взаимодействии при выполнении исследований и

проектов

физической

направленности,

открытость

опыту

и

знаниям

других;

повышение

уровня

своей

компетентности

через

практическую

деятельность;

потребность в формировании новых знаний, в том числе формулирование идеи,

понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях; осознание дефицитов

собственных знаний и компетентности в области физики, планирование своего

развития в приобретении новых физических знаний; стремление анализировать и

выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием

физических знаний; оценка своих действий с учетом влияния на окружающую среду,

возможных глобальных последствий.

5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)

Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития

науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;

представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях

человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;

познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету,

необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и

информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными

текстами,

справочной

литературой,

доступными

техническими

средствами

информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности,

готовности и — способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к

осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья

- осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,

установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных

привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни.

7.

Трудового

воспитания

и

профессионального

самоопределения

-

коммуникативной

компетентности

в

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской,

творческой

и

других

видах

деятельности;

интереса

к

практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе

применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории

продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету,

общественных интересов и потребностей.

8. Экологического воспитания

-экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на

Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа

жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому

здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе

с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

-способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения

задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической

культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их

решения посредством методов предмета;

-экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,

коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные:

Освоение регулятивных универсальных учебных действий:

-

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-

оценивать

ресурсы,

в

том числе время и

другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-

сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

-

определять несколько путей достижения поставленной цели;

-

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

-

оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной

жизни и жизни окружающих людей.

Освоение познавательных универсальных учебных действий:

-

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

-

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-

использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления

выявленных в информационных источниках противоречий;

-

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые

(учебные и познавательные) задачи;

-

искать и находить обобщённые способы решения задач;

-

приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в

отношении действий и суждений другого человека;

-

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

-

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможности широкого переноса средств и способов действия;

-

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со

стороны других участников и ресурсные ограничения;

-

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником

и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные

функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять

совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-

осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как

внутри образовательной организации, так и за её пределами);

-

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом

проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,

презентующим и т. д.);

-

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;

-

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной

фазы;

-

согласовывать

позиции

членов

команды

в

процессе

работы

над

общим

продуктом/решением;

-

представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как

перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-

подбирать

партнёров

для

деловой

коммуникации,

исходя

из

соображений

результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-

воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

-

точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес

других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом

личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

-

сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений

природы, об объективности научного знания; о роли и месте физики в современной

научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и

функциональной грамотности человека для решения практических задач;

-

владение основополагающими физическимипонятиями, закономерностями, законами

и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

-

владение основными методами научного познания, используемыми в физике:

наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты

измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять

полученные результаты и делать выводы;

-

владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих

физических

закономерностей

и

законов,

проверять

их

экспериментальными

средствами, формулируя цель исследования, владение умениями описывать и

объяснять самостоятельно проведенные эксперименты, анализировать результаты

полученной измерительной информации, определять достоверность полученного

результата;

-

сформированность умения решать простые физические задачи;

-

понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов,

измерительных приборов;

-

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,

получаемой из разных источников.

В результате изучения курса физики на уровне среднего общего образования

выпускник на базовом уровне научится:

-

объяснять на примерах роль и место физики в формировании современной научной

картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической

деятельности людей;

-

демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными

науками, такими как биология, медицина;

-

устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные

физические модели для их описания и объяснения;

-

использовать

информацию

физического

содержания

при

решении

учебных,

практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из

различных источников и критически её оценивая;

-

различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы

научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение

гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории),

демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

-

проводить

прямые

и

косвенные

измерения

физических

величин,

выбирая

измерительные приборы с учётом необходимой точности измерений, планировать ход

измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную

погрешность по заданным формулам;

-

проводить исследования зависимостей между физическими величинами: выполнять

измерения

и

определять

на

основе

исследования

значения

параметров,

характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учётом

погрешности измерений;

-

использовать для описания характера протекания физических процессов физические

величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

-

использовать для описания характера протекания физических процессов физические

законы с учётом границ их применимости;

-

решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя

модели, физические величины и законы, выстраивать логические цепочки объяснения

(доказательства) предложенных в задачах процессов (явлений);

-

решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа

условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и

законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчёты и оценивать

полученный результат;

-

учитывать границы применения изученных физических моделей при решении

физических и межпредметных задач;

-

использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных

характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для

решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

-

использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для

обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей

среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Предлагаемые опыты рассчитаны на школьное оборудование или простые самодельные

приборы, которые можно легко сделать в домашних условиях.

Содержание курса.

Тема 1. Физика и медицина – 4 часа.

История медицины. Возникновение медицины и её развитие до 16 века. Медицина в 16 -

19 вв. Развитие медицины в современном мире.

Тема 2. Температура. Термометры- 3 часа.

Термометры . Сборка действующей модели термоскопа. Жидкостные и электронные

термометры. Принцип действия и устройство.

Тема 3. Давление в физике и медицине -10 часов.

Атмосферное давление.

Роль атмосферного давления в жизни живых организмов.

Измерение давления. Сердце и насос. Подсчет пульса в разных условиях. Определение

артериального давления крови методом Короткова. Капиллярные явления в физике и

медицине. Смачиваемость. Поверхностное натяжение жидкости. Вязкость жидкости.

Определение коэффициента вязкости жидкости.

Тема4. Физика зрения- 3 часа.

Глаз и зрение. Очки.Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза. Наблюдение

изображения светлого пучка на сетчатке глаза.

Тема 5. Магниты в медицине- 3 часа.

Магниты в медицине. Сборка действующей модели простейшего электромагнита.

Взаимодействие тока и магнитов в медицине.

Тема 6. Доктор Ток – 6 часов.

Открытие Гальвани. Биотоки. Вольтов столб. Изучение гальванического элемента.

Применение постоянного тока с лечебной целью. Изучение электрических свойств

биологических тканей. Определение области слышимости уха методом порогов.

Тема 7. Доктор Луч- 5 часов.

Инфракрасные,

ультрафиолетовые

и

рентгеновские

лучи.

Физические

факторы,

применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека.

Экскурсия в физиотерапевтический кабинет больницы. Изучение микроскопа и методом

измерения малых объектов.

Тематическое планирование

10 класс-34 часа

Разде

л

Кол-во

часов

Темы

Кол-

во

часо

в

Основные

виды

деятельности

обучающихся

(на

уровне

универсальных действий)

Основные

направления

воспитатель

ной

деятельности

1.

Физи

ка и

меди

цина

4

1.История медицины

1

-

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать

собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных

ситуациях;

-

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные

ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных

позиций;

-

распознавать и фиксировать противоречия в информационных

источниках;

1,2,5

2.Возникновение

медицины и её развитие до

16 века

1

3.Медицина в 16 -19 вв

1

4.Развитие

медицины

в

современном мире

1

2.Тем

ператур

а.

3

5.Термометры

1

-

сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для

достижения цели ресурсы;

-

определять несколько путей достижения поставленной цели;

-

задавать параметры и критерии, по которым можно определить,

что цель достигнута;

-

сопоставлять

полученный

результат

деятельности

с

1,2,5,7

6.Лабораторная

работа

«Сборка

действующей

модели термоскопа»

1

7.Жидкостные и электронные

1

термометры.

Принцип

действия и устройство.

поставленной заранее целью;

-

оценивать

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

3.Дав

ление в

физике

и

в

медицин

е.

10

8.Атмосферное давление

1

-

критически оценивать и интерпретировать информацию с

разных позиций;

-

распознавать и фиксировать противоречия в информационных

источниках;

-

использовать различные модельно-схематические средства для

представления

выявленных

в

информационных

источниках

противоречий;

-

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на

его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-

искать и находить обобщённые способы решения задач;

-

приводить

критические

аргументы,

как

в

отношении

собственного суждения, так и в отношении действий и суждений

другого человека;

-

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые

ситуации;

1,2,5,7

9.Роль

атмосферного

давления

в

жизни

живых

организмов

1

10.Измерение

давления.

Решение задач

1

11.Самостоятельная работа

по теме «Манометры»

1

12.Сердце и насос

1

13.Лабораторный

практикум «Подсчет пульса в

разных условиях»

1

14.Определение

артериального

давления

крови методом Короткова.

1

15.Капиллярные явления в

физике и медицине.

1

16.Смачиваемость.

Поверхностное

натяжение

жидкости.

Вязкость

1

жидкости.

17.Лабораторная

работа

«Определение коэффициента

вязкости жидкости».

1

4.Физ

ика

зрения

3

18.Глаз и зрение. Очки

1

-

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые

ситуации;

-

выходить

за

рамки

учебного

предмета

и

осуществлять

целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и

способов действия;

-

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,

учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные

ограничения;

-

менять

и

удерживать

разные

позиции

в

познавательной

деятельности

(быть

учеником

и

учителем;

формулировать

образовательный запрос и выполнять консультативные функции

самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением;

управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

1,2,5,7

19.Экспериментальное

задание № 1 «Наблюдение

изображения

тени

на

сетчатке глаза»

1

20.Экспериментальное

задание № 2 «Наблюдение

изображения светлого пучка

на сетчатке глаза»

1

5.Маг

ниты

в

медицин

е.

3

21.Магниты в медицине.

Решение задач

1

-

критически оценивать и интерпретировать информацию с

разных позиций;

-

распознавать и фиксировать противоречия в информационных

источниках;

-

использовать различные модельно-схематические средства для

1,2,5,7

22.Экспериментальное

задание

3

«Сборка

действующей

модели

простейшего

1

электромагнита»

представления

выявленных

в

информационных

источниках

противоречий;

-

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на

его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-

искать и находить обобщённые способы решения задач;

-

приводить

критические

аргументы,

как

в

отношении

собственного суждения, так и в отношении действий и суждений

другого человека;

23.Взаимодействие тока и

магнитов в медицине.

1

6.Док

тор ток.

6

24.Открытие

Гальвани.

Биотоки

1

-

выходить

за

рамки

учебного

предмета

и

осуществлять

целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и

способов действия;

-

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,

учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные

ограничения;

-

менять

и

удерживать

разные

позиции

в

познавательной

деятельности

(быть

учеником

и

учителем;

формулировать

образовательный запрос и выполнять консультативные функции

самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением;

управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

1,2,5,7

25.Вольтов

столб.

Лабораторная

работа

«Изучение

гальванического

элемента»

1

26.Применение

постоянного тока с лечебной

целью

1

27.Решение

тестовых

заданий

по

темам

«Электрические

явления»,

«Электрический ток»

1

28.Лабораторная

работа

«Изучение

электрических

1

свойств

биологических

тканей»

29.Лабораторная

работа

«Определение

области

слышимости

уха

методом

порогов»

1

7.Док

тор луч

5

30.Инфракрасные,

ультрафиолетовые

и

рентгеновские лучи

1

-

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать

собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных

ситуациях;

-

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные

ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-

критически оценивать и интерпретировать информацию с

разных позиций;

-

распознавать и фиксировать противоречия в информационных

источниках;

-

использовать различные модельно-схематические средства для

представления

выявленных

в

информационных

источниках

противоречий;

-

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на

его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

1,2,5,7

31.Физические

факторы,

применяемые

с

лечебно-

профилактической целью, и

действие

их

на

организм

человека

1

32.Экскурсия

в

физиотерапевтический

кабинет больницы

1

33.Лабораторная

работа

«Изучение

микроскопа

и

методом

измерения

малых

объектов»

1

34Итоговый тест по теме

«Физика и медицина»

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей естественно научного цикла МАОУ

СОШ № 94

от «__» ___________20__ г. № 1

____________ ___________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

____________ ______________________

«__» ______________ 20__ года

Список литературы:

1.

Антонов В.Ф., Черныш А.М. и др. Биофизика.-М.: Владос, 2000.

2.

Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачов А.Д. и др. Биология: Человек: Учеб. Для 9 кл. – М.: Просвещение, 1994.

3.

Блохин М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике. – М.:

Дрофа, 2002.

4.

Волобуев А.Н. Курс физики и биофизики. – Самара: ФГУП Изд-во «Самарский дом печати», 2004.

5.

Гальперштейн Л. Забавная физика: научно-популярная книга. – М.: Детская литература, 1993.

6.

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.

7.

Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1987.

8.

Справочник по физиотерапии/ Под ред. А.Н. Обросова – М.: Медицина, 1976.

9.

Элементарный учебник физики: Учебное пособие в 3 т./ Под ред. Г.С. Лансберга. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. _

М.: Наука, 1935.



В раздел образования