Автор: Пушкарева Наталия Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ 94
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Использование цифровых образовательных технологий при проведении лабораторных работ по физике
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование
Общая характеристика программы
Программа «Роль физики в развитии медицины» относится к общеинтеллектуальному
направлению внеурочной деятельности.
Объем программы : 34 часа.
Срок реализации программы: 1 год
Форма проведения занятий: очная.
Периодичность проведения занятий: регулярная (еженедельная)
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные:
-
умение управлять своей познавательной деятельностью;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому
творчеству;
-
чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
-
положительное отношение к труду, целеустремленность;
-
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и
разумное природопользование.
В том числе:
1.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному
культурному, историческому и научному наследию, понимание способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной физики, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества.
2.
Гражданское воспитание и нравственное воспитание детей на основе
российских
традиционных ценностей:
представление о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной
совместной
деятельности
при
выполнении
учебных,
познавательных
задач,
выполнении
экспериментов,
создании
учебных
проектов,
стремления
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей. с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
3. Эстетическое воспитание: воспитание эстетических качеств физической науки:
ее гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности. Ценности научного
познания: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания
мира, основы развития технологии, важнейшей составляющей культуры; развитие
научной
любознательности,
интереса
к
исследовательской
деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, осознание
ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности
правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием
в
домашних
условиях,
сформированность
навыка
рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
4.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: потребность во взаимодействии при выполнении исследований и
проектов
физической
направленности,
открытость
опыту
и
знаниям
других;
повышение
уровня
своей
компетентности
через
практическую
деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе формулирование идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях; осознание дефицитов
собственных знаний и компетентности в области физики, планирование своего
развития в приобретении новых физических знаний; стремление анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием
физических знаний; оценка своих действий с учетом влияния на окружающую среду,
возможных глобальных последствий.
5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития
науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях
человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету,
необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и
информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными
текстами,
справочной
литературой,
доступными
техническими
средствами
информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности,
готовности и — способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к
осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
- осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни.
7.
Трудового
воспитания
и
профессионального
самоопределения
-
коммуникативной
компетентности
в
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской,
творческой
и
других
видах
деятельности;
интереса
к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории
продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету,
общественных интересов и потребностей.
8. Экологического воспитания
-экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на
Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому
здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе
с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
-способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их
решения посредством методов предмета;
-экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
Освоение регулятивных универсальных учебных действий:
-
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-
оценивать
ресурсы,
в
том числе время и
другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
-
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
-
определять несколько путей достижения поставленной цели;
-
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
-
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
-
оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Освоение познавательных универсальных учебных действий:
-
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
-
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
-
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
-
искать и находить обобщённые способы решения задач;
-
приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
-
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
-
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
-
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
-
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником
и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за её пределами);
-
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);
-
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
-
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
-
согласовывать
позиции
членов
команды
в
процессе
работы
над
общим
продуктом/решением;
-
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
-
подбирать
партнёров
для
деловой
коммуникации,
исходя
из
соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
-
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
-
точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
-
сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания; о роли и месте физики в современной
научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-
владение основополагающими физическимипонятиями, закономерностями, законами
и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
-
владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты
измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы;
-
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих
физических
закономерностей
и
законов,
проверять
их
экспериментальными
средствами, формулируя цель исследования, владение умениями описывать и
объяснять самостоятельно проведенные эксперименты, анализировать результаты
полученной измерительной информации, определять достоверность полученного
результата;
-
сформированность умения решать простые физические задачи;
-
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов,
измерительных приборов;
-
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
В результате изучения курса физики на уровне среднего общего образования
выпускник на базовом уровне научится:
-
объяснять на примерах роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей;
-
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными
науками, такими как биология, медицина;
-
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
-
использовать
информацию
физического
содержания
при
решении
учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически её оценивая;
-
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение
гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории),
демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
-
проводить
прямые
и
косвенные
измерения
физических
величин,
выбирая
измерительные приборы с учётом необходимой точности измерений, планировать ход
измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную
погрешность по заданным формулам;
-
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: выполнять
измерения
и
определять
на
основе
исследования
значения
параметров,
характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учётом
погрешности измерений;
-
использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
-
использовать для описания характера протекания физических процессов физические
законы с учётом границ их применимости;
-
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя
модели, физические величины и законы, выстраивать логические цепочки объяснения
(доказательства) предложенных в задачах процессов (явлений);
-
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и
законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчёты и оценивать
полученный результат;
-
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;
-
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для
решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
-
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Предлагаемые опыты рассчитаны на школьное оборудование или простые самодельные
приборы, которые можно легко сделать в домашних условиях.
Содержание курса.
Тема 1. Физика и медицина – 4 часа.
История медицины. Возникновение медицины и её развитие до 16 века. Медицина в 16 -
19 вв. Развитие медицины в современном мире.
Тема 2. Температура. Термометры- 3 часа.
Термометры . Сборка действующей модели термоскопа. Жидкостные и электронные
термометры. Принцип действия и устройство.
Тема 3. Давление в физике и медицине -10 часов.
Атмосферное давление.
Роль атмосферного давления в жизни живых организмов.
Измерение давления. Сердце и насос. Подсчет пульса в разных условиях. Определение
артериального давления крови методом Короткова. Капиллярные явления в физике и
медицине. Смачиваемость. Поверхностное натяжение жидкости. Вязкость жидкости.
Определение коэффициента вязкости жидкости.
Тема4. Физика зрения- 3 часа.
Глаз и зрение. Очки.Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза. Наблюдение
изображения светлого пучка на сетчатке глаза.
Тема 5. Магниты в медицине- 3 часа.
Магниты в медицине. Сборка действующей модели простейшего электромагнита.
Взаимодействие тока и магнитов в медицине.
Тема 6. Доктор Ток – 6 часов.
Открытие Гальвани. Биотоки. Вольтов столб. Изучение гальванического элемента.
Применение постоянного тока с лечебной целью. Изучение электрических свойств
биологических тканей. Определение области слышимости уха методом порогов.
Тема 7. Доктор Луч- 5 часов.
Инфракрасные,
ультрафиолетовые
и
рентгеновские
лучи.
Физические
факторы,
применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека.
Экскурсия в физиотерапевтический кабинет больницы. Изучение микроскопа и методом
измерения малых объектов.
Тематическое планирование
10 класс-34 часа
Разде
л
Кол-во
часов
Темы
Кол-
во
часо
в
Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне
универсальных действий)
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности
1.
Физи
ка и
меди
цина
4
1.История медицины
1
-
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
-
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
-
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций;
-
распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
1,2,5
2.Возникновение
медицины и её развитие до
16 века
1
3.Медицина в 16 -19 вв
1
4.Развитие
медицины
в
современном мире
1
2.Тем
ператур
а.
3
5.Термометры
1
-
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для
достижения цели ресурсы;
-
определять несколько путей достижения поставленной цели;
-
задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
-
сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
1,2,5,7
6.Лабораторная
работа
«Сборка
действующей
модели термоскопа»
1
7.Жидкостные и электронные
1
термометры.
Принцип
действия и устройство.
поставленной заранее целью;
-
оценивать
последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
3.Дав
ление в
физике
и
в
медицин
е.
10
8.Атмосферное давление
1
-
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций;
-
распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
-
использовать различные модельно-схематические средства для
представления
выявленных
в
информационных
источниках
противоречий;
-
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-
искать и находить обобщённые способы решения задач;
-
приводить
критические
аргументы,
как
в
отношении
собственного суждения, так и в отношении действий и суждений
другого человека;
-
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые
ситуации;
1,2,5,7
9.Роль
атмосферного
давления
в
жизни
живых
организмов
1
10.Измерение
давления.
Решение задач
1
11.Самостоятельная работа
по теме «Манометры»
1
12.Сердце и насос
1
13.Лабораторный
практикум «Подсчет пульса в
разных условиях»
1
14.Определение
артериального
давления
крови методом Короткова.
1
15.Капиллярные явления в
физике и медицине.
1
16.Смачиваемость.
Поверхностное
натяжение
жидкости.
Вязкость
1
жидкости.
17.Лабораторная
работа
«Определение коэффициента
вязкости жидкости».
1
4.Физ
ика
зрения
3
18.Глаз и зрение. Очки
1
-
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые
ситуации;
-
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и
способов действия;
-
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
-
менять
и
удерживать
разные
позиции
в
познавательной
деятельности
(быть
учеником
и
учителем;
формулировать
образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением;
управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
1,2,5,7
19.Экспериментальное
задание № 1 «Наблюдение
изображения
тени
на
сетчатке глаза»
1
20.Экспериментальное
задание № 2 «Наблюдение
изображения светлого пучка
на сетчатке глаза»
1
5.Маг
ниты
в
медицин
е.
3
21.Магниты в медицине.
Решение задач
1
-
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций;
-
распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
-
использовать различные модельно-схематические средства для
1,2,5,7
22.Экспериментальное
задание
№
3
«Сборка
действующей
модели
простейшего
1
электромагнита»
представления
выявленных
в
информационных
источниках
противоречий;
-
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-
искать и находить обобщённые способы решения задач;
-
приводить
критические
аргументы,
как
в
отношении
собственного суждения, так и в отношении действий и суждений
другого человека;
23.Взаимодействие тока и
магнитов в медицине.
1
6.Док
тор ток.
6
24.Открытие
Гальвани.
Биотоки
1
-
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и
способов действия;
-
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
-
менять
и
удерживать
разные
позиции
в
познавательной
деятельности
(быть
учеником
и
учителем;
формулировать
образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением;
управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
1,2,5,7
25.Вольтов
столб.
Лабораторная
работа
«Изучение
гальванического
элемента»
1
26.Применение
постоянного тока с лечебной
целью
1
27.Решение
тестовых
заданий
по
темам
«Электрические
явления»,
«Электрический ток»
1
28.Лабораторная
работа
«Изучение
электрических
1
свойств
биологических
тканей»
29.Лабораторная
работа
«Определение
области
слышимости
уха
методом
порогов»
1
7.Док
тор луч
5
30.Инфракрасные,
ультрафиолетовые
и
рентгеновские лучи
1
-
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
-
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
-
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций;
-
распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
-
использовать различные модельно-схематические средства для
представления
выявленных
в
информационных
источниках
противоречий;
-
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
1,2,5,7
31.Физические
факторы,
применяемые
с
лечебно-
профилактической целью, и
действие
их
на
организм
человека
1
32.Экскурсия
в
физиотерапевтический
кабинет больницы
1
33.Лабораторная
работа
«Изучение
микроскопа
и
методом
измерения
малых
объектов»
1
34Итоговый тест по теме
«Физика и медицина»
1
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественно научного цикла МАОУ
СОШ № 94
от «__» ___________20__ г. № 1
____________ ___________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
____________ ______________________
«__» ______________ 20__ года
Список литературы:
1.
Антонов В.Ф., Черныш А.М. и др. Биофизика.-М.: Владос, 2000.
2.
Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачов А.Д. и др. Биология: Человек: Учеб. Для 9 кл. – М.: Просвещение, 1994.
3.
Блохин М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике. – М.:
Дрофа, 2002.
4.
Волобуев А.Н. Курс физики и биофизики. – Самара: ФГУП Изд-во «Самарский дом печати», 2004.
5.
Гальперштейн Л. Забавная физика: научно-популярная книга. – М.: Детская литература, 1993.
6.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
7.
Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1987.
8.
Справочник по физиотерапии/ Под ред. А.Н. Обросова – М.: Медицина, 1976.
9.
Элементарный учебник физики: Учебное пособие в 3 т./ Под ред. Г.С. Лансберга. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. _
М.: Наука, 1935.