Напоминание

"Сказки- наши друзья"


Автор: Билалова Айсылу Нафисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Солнышко"
Населённый пункт: с.Сарманово
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Сказки- наши друзья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение “Детский сад №1 “Солнышко”

общеразвивающего вида” Сармановского муниципального района

Республики Татарстан

Проект “Сказки-наши друзья”

для детей подготовительной группы

Составили: Билалова А.Н.

2022

Для чего нужны нам сказки?

1

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить…

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая

заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства —

это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным

уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один

из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка

связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.

Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре

внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с

детьми дошкольного возраста.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка —

это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу

ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она

естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в

детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького

человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить

диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной

задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь

ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов

воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

2

Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание -

непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность,

простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.

Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого

развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного

строя и навыков связной речи.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение

делать нравственный выбор.

Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям,

терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью

принимать помощь.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно,

доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети 6-7 лет: участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой,

практической).

Воспитатель: осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме;

организует деятельность детей и родителей.

Родители: участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими.

ТИП ПРОЕКТА: - творческий

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный

Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное

развитие, познавательое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Этапы работы над проектом

I этап. Подготовительно-информационный: .

Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок.

Составление перспективного плана по данному проекту.

3

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми

II этап. Практический- познавательный:

Работа с родителями

Сроки

реализации

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9

10.

11.

12

Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

Ознакомление родителей с проектом на родительском собрании

Помощь в пополнении книжного уголка сказками;

Чтение сказок с детьми;

Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого

характера (придумывание загадок и сказок);

Организация выставки поделок

Изготовление декораций, костюмов сказочных героев к сказке

З.Хуснияра «Аюның туган көне»

Подготовка консультаций для родителей по данной тематике:

1.«Читайте детям сказки»

2.«Какие сказки читать ребенку на ночь?»

3.«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного

возраста»

Выставка детского творчества:

сотворчество детей и родителей: конкурс рисунков «Моя любимая

сказка»;

Рекомендации к посещению с детьми кинотеатров

Сентябрь

26 сентября

октябрь

регулярно

ноябрь

апрель

октябрь

октябрь

январь

март

февраль

регулярно

Работа с детьми

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Беседы:

«Сказки–добрые друзья»

«Мои любимые сказки»

«Какие сказки вам читают дома»

Чтение разных сказок

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных

героях;

октябрь - ноябрь

в течение года

периодически

декабрь

4

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Пересказ прочитанных сказок, их инсценированние;

Сочинение своих сказок ;

Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного

сочинения;

Разучивание и исполнение народных танцев, песен, игр (по теме

проекта)

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Загадки о сказках, героях сказок.

Литературная викторина для «В гостях у сказки» (Приложение 5)

Прослушивание аудиозаписи сказок

Инсценирование сказки З.Хуснияра «Аюның туган көне”

Просмотр мультфильмов, фильмов

Посещение кинотеатра

Дидактические игры:

«Узнай, из какой сказки?»

Серия сюжетных картинок, «Кто лишний?»

«Кому что нужно?» (серия предметных картинок)

«Собери сказку» (разрезные картинки).

Подвижные игры Поволжья: “Аю янында, урманда”, “Шалкан”,

“Гуси-гуси...” (рус халык уеннары); “Бүре һәм куян” (чуваш халык

уены), “Су анасы” (удмурт халык уены) һ.б.

Экскурсия в библиотеку

Участие в различных муниципальных, региональных,

республиканских конкурсах на данную тематику

февраль

периодически

периодически

периодически

регулярно

апрель

октябрь

периодически

По плану

работников

кинотеатра

регулярно

в течение года

май

по плану

III этап.

-Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

-Оформление выставки «Наши любимые сказки»;

-Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей;

-Показ инсценировки сказки «Аюның туган көне”

5

-Презентация проекта

Достигнутые результаты:

оформление предметно - пространственной игровой среды, совместно со взрослыми;

проявление интереса к чтению сказок ;

участие родителей в оформлении выставки детских и семейных поделок по сказкам;

презентация проекта на педсовете

Результатом нашей работы по проекту «В гостях у сказки» стал сплоченный коллектив

детей и родителей, доброжелательная, доверительная атмосфера в семье, проведение

совместного семейного досуга. Следовательно, цель нашего проекта достигнута

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.

Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.

2.

Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией

Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г.

3.

О.А.Шорохова «Играем в сказку» , сказкотерапия и занятия по развитию связной речи

дошкольников.

4.

4.Интернет-ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация для родителей «Читайте детям сказки»

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

6

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны,

гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина,

никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не

умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2». Почему это

происходит??? Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка

полюбить книгу.

Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, сказочников на

творчестве которых мы выросли сами, поэтому нужно больше уделять внимания ознакомлению

детей с художественной литературой сказками. Замечательные сказки Корнея Чуковского

донесут детям много полезного. Родители, читая его сказки, получат не меньшее удовольствие,

чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам

книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного,

желание поделиться этим с другими.

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими

свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок

просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая

доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то, что делают

обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней

трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое

главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы, сказки и внутренний

мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую

аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много

путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в

данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции,

принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и

мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем

проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

А какова же польза сказок?

- Сказки развивают внимание.

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок

задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою

очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове

множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

7

-Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я

слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать,

склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

-Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих,

добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать

правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет

необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем

мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим

сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых

чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся

родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно

тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

-Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок

еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок

очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку

становится понятен окружающий его мир.

-Учат справляться с трудными ситуациями . Ребенок, который сталкивается с какой- либо

трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами

подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и

рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в

детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и

растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром,

полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с

помощью страшилок.

-Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают

трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие.

Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем

возрасте.

-Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и

помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором,

запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем

родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с

детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую

фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом

(заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из

8

сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта,

поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

-Польза сказок перед сном. Сказка испокон веков использовалась,

как средство

положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого

воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов,

слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от

дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят

плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое

профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не

стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам

достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить

внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь,

помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём

воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради

других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают

нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в

прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая

сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для

речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. Потешки,

гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Без сказок не обойтись. Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком

станешь), что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет),

что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома,

построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором

оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом

придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или

наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если

вы с ребенком прочитали какую-то книжку, не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь

к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого,

пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие

разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать

изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они

были написаны все же доступным языком - если в них будет много незнакомых слов, ребенок

9

быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку, ему потом будет самому легче

научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно,

то учиться гораздо приятнее.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие

к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы

объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает

мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С. Михалкова, К.

Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди

которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна.Сказки с их

чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие

от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится

сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так

как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в

развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку. Поговорите с ним: о

чем сказка, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего

мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал

сказку. Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка,

не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и,

сами тоже

постарайтесь почувствовать

все происходящее в сказке. Проживайте сказку вместе, и вы

получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком.

Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть

что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в

большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет

развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем,

он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь. Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним

в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не

может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не

уступает

воспитательному

воздействию

ролевой

игры.

Овладевая

действиями

игры,

изобразительной

деятельностью

и

слушая

сказки,

ребёнок

одновременно

осваивает

произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному

жизненному периоду.

Список использованной литературы

1. Короткий В. И. Психология для родителей. – М.: Айрис – пресс, 2004. - 45

10

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа: Издательство

КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА. Творческий центр СФЕРА: Москва 2007.

3. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под ред.

С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. – М.: Издательский центр «Академия» 2007

4. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность младшие и средняя группы. Издательство –

торговый дом: Волгоград 20

11

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для родителей

"Какие сказки читать ребенку на ночь?"

Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи.

Только не короткое или небрежное, а длинное и

обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и

заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на

волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные

уроки жизни.

Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так

же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как

поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул,

почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь,

прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает

маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос.

И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом

зависит от того, что оно услышит и почувствует перед

тем, как заснуть.

Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а

своего рода подведение итога дня, один из самых

интимных

моментов

общения

между

взрослым

и

ребенком.

Однако сказка на ночь, насыщенная действием и

эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями,

волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато

динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и

чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше,

какие еще приключения ждут героев!

Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми,

чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи

12

должны стать обязательной семейной традицией в любом доме. В психологии есть даже

отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том,

что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках.

То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и

разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки

представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек

учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой

сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Вы можете

решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым

концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что

"терпенье и труд все перетрут" - то читайте и обсуждайте вместе с

малышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" - то

"Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького

слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен

ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию

и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается

хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте

вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то

искренне заботится о своих

детях, кто-то упорно идет к своей цели.

Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи

на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она

короткая, простая, со счастливым концом и несет именно

ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной

ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

13

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Консультация для родителей «Роль сказки в нравственном

воспитании детей дошкольного возраста»

Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье. Очень рано ребенок

начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой

литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в

его жизнь входит сказка.

В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями,

выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В

сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости. В народных сказках находят

отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного

воспитания.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия,

народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в

образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка, вселить в него

уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и

как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не

было.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы,

живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового

народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле

уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто «бытовом»

сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал

соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной

фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это

духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной

народ. В русских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что

человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает

свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда

человек перестает быть человеком.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм

сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. В сказке

непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых,

о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные

14

пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек

отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За

ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В

таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа -

твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему

противостоящее. Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек

идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха,

преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде

всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности,

смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым

образцом для подражания. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или

дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка

старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к

психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество:

лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен.

Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу

Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, -

пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы. … Так возникает

цепь действий и удивительных сказочных событий.

Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов.

Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в

ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к

абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны-лягушки, ни Кощея

Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту

же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых

немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю,

страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только

познает, но откликается на события и явления окружающего

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно

исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

1.Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им

очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают

человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку

знания о мире людей, а не животных.

15

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и

отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью

характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость,

поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во

взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный

образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если

в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и

медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и

главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это

сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и

других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают:

то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о семерых козлятах).

Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок,

золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка…»; поет и петух, призывая на

помощь кота: «несет меня лиса за темные леса…»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки!

Вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки

изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок - кривоног по горке скок»,

«комар – пискун», «муха – говорюха» и другие. Песенно-ритмическое начало сообщает

повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты

необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут

самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой

форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

2. Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все

происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в

одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а

на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные

противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей

Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этой нечистью, герой

как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе

он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на

счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в

ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем

ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто,

16

подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот

события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости.

В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или

иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и

волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства:

ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица,

стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение

ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его

нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и

поскольку сам герой безупречен.

3.Бытовая (сатирическая). Наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно

включает в себя чудеса. Одобрение или окружение всегда подается в ней открыто, четко

выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Даже когда, кажется, что герои

просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены

значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Постоянными героями

сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают

верх над «непростыми» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной

сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников -

лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Свои первые представления об окружающем мире дети получают, слушая или читая

волшебные истории про Колобка, Морозко, Курочку Рябу, Золушку и других сказочных

персонажей. Как узнать, правильно ли малыш понимает смысл этих сказок? Конечно — обсудить

их с ребенком.

Детский психолог Ирина Соковня разработала вопросы, которые могут помочь ребенку

наиболее полно постичь смысл сказок, смоделировать свое поведение в различных ситуациях,

расширить словарный запас и получить новые знания.

-О чем эта сказка?

-Кто главный герой этой сказки?

-Какой он ?

-Почему герои поступают именно так, а не иначе?

-Как бы ты поступил на месте того или иного персонажа?

-Что тебе больше всего понравилось в сказке?

и так далее.

Задавая ребенку эти вопросы, вы сможете ненавязчиво направить ход его мыслей в нужное

русло и научить его нормам морали и негласным правилам поведения. Это будет очень кстати,

когда малыш пойдет в школу.

17

Приложение

Викторина “Әкиятләр иленә сәяхәт”.

Әкиятләр – халык иҗатының бик борынгы төре. Гасырлар буе телдән телгә күчеп

килгәнлектән халык аларны тыңлау, мавыктыргыч итеп сөйләү өчен уңай бер формага салган.

Әкиятләрнең теле гади, аңлаешлы.

- Балалар, бүген без сезнең белән “Әкиятләр иле”нә сәяхәткә чыгарбыз.

18

- Әкиятләр, әкиятләр,

Тылсымлы һәм кызыклы.

Хыял диңгезенә чума

Сине сөйгән укучы.

1нче бирем. “Әкиятнең исемен әйт”.

- Мин сөйлим, син тыңла.

Сүзне башлыйм ерактан.

Карап тор да тап –

Бу кайсы әкияттән?

1) “Мин белмәгән эшкә тыгылмыйм. Сәхнәгә чыгам да бак-бак итеп бакылдап күрсәтәм, шул

җитәр, - дигән Үрдәк”. (Ә. Бикчәнтәева. Үрдәк беренчелекне алган.)

2) “Ә! Мин белдем! Белдем дуслыкның нәрсә икәнен! – дип, шатланып чыңлап куйган шулчак

Кыңгырау чәчәк”. (Р. Вәлиева. Кыңгырау чәчәк.)

3) “Тукта, качма, качма и карак!

Ник аласың син аны?

Ул бит минем алтын тарак! (Г. Тукай. Су анасы.)

4) “Төлке бик ашамакчы була икән дә, чүлмәккә авызы сыймый, ди. (Татар халык әкияте.

Хәйләгә каршы хәйлә.)

5) “Бүләгең ярыйсы икән, - дигән Аю абзый Төлкегә”. ( Ф. Яруллин. Урман әкияте.)

6) “Шөпшәне күргәч, “кар-р” диде Карга һәм икенче урыннан чукый башлады”. (Ф.

Зыятдинов. Карга белән шөпшә.)

2 нче бирем. “Табышмак әйтәм, җавабын тап”.

- Мин сезгә табышмаклар әйтәм. Җавапларындагы сүзләр нинди әкиятләрдә очрый?

1. Су коена инештә;

Оча алса да, җирдә йөри,

Ите яхшы бәлешкә. (Үрдәк)

2. Көлтә-көлтә койрыгым

Селки-селки барамын.

Кетәкләргә кереп, мин

Тавык-чеби аламын. (Төлке)

3. Җәен соры, кышын ак

Шул ни булыр, әйтеп бак? (Куян)

4. Сорыдыр төсе,

Үткендер теше.

Урманда йөри,

Бозаулар эзли. (Бүре)

5. Сакаллы килеш туа,

Берәү дә гаҗәпләнми. (Кәҗә)

6. Мыеклы, сакалы юк,

Туны бар, чапаны юк,

Сыйпый аны һәммәсе,

Шуны ярата... (мәче)

3 нче бирем. “Мәкальләр”

- Мин мәкальләр укыйм. Ә сез бу мәкаль кайсы әкияткә туры килә, шуны әйтегез.

1. Хәйләкәрнең хәйләсе соңыннан үзенә кайта.

2. Мактанма, каз, һөнәрең аз.

3. Бүләкнең кечкенәсе булмый.

4 нче бирем. “Иң оста әкият сөйләүче”.

- Мин әкиятне укыйм, ә сез дәвам итегез.

а) “ Борын-борын заманда булган, ди, бер хатын. Аның булган, ди, өч кызы. Бу хатын,

кызларымның өсләре бөтен, тамаклары тук булсын ди-ди, көне-төне эшләгән, ди...”

ә) “Яшел нарат урманында, аның иркен аланында бик нәфис, бик назлы бер Кыңгырау чәчәк үсеп

чыккан...”

19

5 нче бирем. “ Әкият геройларын әйтегез”

- Мин әкиятләрнең исемнәрен әйтәм, сез шул әкият геройларын искә төшерегез.

1. Р.Вәлиева. Кыңгырау чәчәк.

3. Татар халык әкияте. Өч кыз.

4. А. Алиш. Куян кызы.

Йомгаклау.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка».

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и

пр.)?

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

СПАСИБО!

21



В раздел образования