Напоминание

Педагогический опыт


Автор: Онькова Анна Ивановна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: детский сад "Колобок"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: "Использование дидактических игр и упражнений для формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Тема: Педагогический опыт
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический опыт

«Использование дидактических игр и упражнений для формирования

фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи»

Автор опыта работы:

учитель-логопед

Оньковой Анны Ивановны

Актуальность опыта

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что

развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления

речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к

тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные

по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав

которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в

нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности

фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов

для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по

развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают

окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в

предложении и т.д. Умение анализировать звуковой состав слова, является

важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте. То есть нарушение

фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени

словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи,

провоцирует появление трудностей в школьном обучении.

Применение системы дидактических игр как одного из наиболее продуктивных

средств обучения позволяет мне, во-первых, проводить коррекцию речи весело,

радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть педагогического

процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет.

Во-вторых, мне игра помогает наряду с развитием фонематического восприятия

организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями,

активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует

активную речь. В результате чего у детей появляется интерес к логопедическим

занятиям, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно

применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты

игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические

задания разноуровневого характера с учетом речевого недоразвития.

Функциональное назначение данной системы работы состоит в том, чтобы не

только решать основные коррекционные задачи, но и помочь в становлении

личностных новообразований (активности, самостоятельности, мотивационном

интересе), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей,

приобщать их с интересом относится к учебной деятельности. Не секрет, что

знания, полученные в игровой деятельности, значительно прочнее и надежнее

тех, что получены репродуктивным путем. Игровая ситуация, возникающая в

ходе выполнения дидактического задания, позволяет ребенкусамостоятельно

оценить свои умения, увидеть достижения или ошибки. Причем ошибки в

подобной ситуации «не ранят» самолюбие ребенка. Игра даёт шанс вернуться к

ней не однократно, добиваясь получения победного результата.

В связи с этим я считаю, что формирование фонематических процессов у детей

с ОНР будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе

использовать систему дидактических игр и упражнений, где одной из

важнейших задач будет мотивация ребенка на преодоление имеющихся

трудностей в развитии речи.

Педагогическая технология; средства реализации актуальных задач и их

педагогическая целесообразность.

Ведущая идея опыта состоит в формировании фонематических процессов в

игровой форме по принципу от «простого к сложному» с учетом

индивидуальных особенностей каждого ребенка с тяжелым нарушением речи.

Цель: разработать систему коррекционной работы с использованием

дидактических игр, упражнений для формирования фонематических процессов

у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

- Систематизировать дидактические игры, упражнения, мобильные карточки в

соответствии с периодом логокоррекционной работы, индивидуальных и

речевых возможностей детей.

- Разработать и апробировать перспективно - календарный план по

формированию фонематических процессов у дошкольников с включением в

него дидактических игр, упражнений, мобильных карточек.

- Определить эффективность использования системы по преодолению

фонематического недоразвития у детей с ОНР на занятиях и в свободной

деятельности детей.

- Разработать методические рекомендации педагогам и родителям.

При условии систематического использования дидактических игр и

упражнений, направленных на формирование фонематических процессов у

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ребенок сможет:

проявлять устойчивый познавательный интерес к учебно-игровой ситуации, где

он успешен и поощряем;

попав в «мир звуков», в игровой форме научится их слышать,

дифференцировать, анализировать и синтезировать;

вступать в диалог со взрослыми как полноправный партнер;

достигать игрового результата, иногда даже не с первой попытки;

использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;

учитывать мнение партнера по игре, оказывать помощь сверстникам и

принимать ее;

делать выводы, умозаключения;

самостоятельно себя оценивать.

Коррекционная работа по формированию фонематических процессов

проводилась через:

занятия с включением дидактических игр, упражнений;

игровые ситуации на прогулке и в свободной деятельности детей

использование мобильных карточек с игровыми заданиями на занятиях

применение мультимедийных презентаций, компьютерных игр во время

развлечений

Формы - непосредственно – образовательная деятельность в форме

индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактических игр

и упражнений.

Средства – дидактические игры, наглядные пособия, модели, опорные схемы,

мобильные карточки, компьютер, мультимедийные пособия, сеть Интернет,

познавательная литература и др.

Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность

коррекционно - образовательного процесса, экономят время, позволяют

варьировать различные виды деятельности, закрепляют и развивают навыки и

умения, повышают познавательную активность.

Работа состояла из трех этапов:

На первом этапе (аналитико-диагностическом) мной проведена диагностика

уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у

детей.

С целью диагностики уровня сформированности звукопроизношения и

фонематического слуха у дошкольников с ОНР мною была использована

модификация теста различения и выбора фонем. Первичное обследование

(сентябрь 2017 г.)

Анализ полученных данных позволил мне сделать вывод, что уровень

сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей

группы компенсирующей направленности 5-6 лет, значительно отставал от

возрастной нормы: у детей наблюдались все виды нарушения

звукопроизношения. Отмечались стойкие ошибки в звуконаполняемости слов,

нарушения слоговой структуры слова. Наряду с этим фиксировалась

недостаточная дифференциация звуков на слух, что проявляется в смешении

сходных по звучанию фонем, при узнавании заданного звука в ряду различных

звукокомплексов, в затруднениях при попытке составить слово из названных по

порядку звуков, а также в невозможности ребенка самостоятельно выделить

первый или последний звук в слове. Дети испытывали значительные трудности

в расчленении слов на отдельные звуковые элементы.

Я создала дидактические игры, упражнения опорные схемы, мнемотаблицы для

работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР и стала поэтапно

и систематически их проводить с детьми. Объединяла свою работу,

воспитателей и родителей, и коррекция речевого недоразвития стала более

эффективной.

На втором этапе осуществляла практическую работу с детьми по

формированию звукопроизношению и фонематического слуха , а также работу с

родителями и педагогами.

1. Работа с детьми. Она включала в себя использование системы мною

разработанных дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности .

2. Работа с родителями – консультирование, совместная

деятельность,презентации.

3. Работа с педагогами – помощь в использовании инновационной системы

дидактических игр.

Первое направление - работа с детьми:

Прежде всего, я сочла нужным пополнить предметно – развивающую среду в

логопедическом кабинете дидактическими играми, наглядно-иллюстративными

пособиями, опорными моделями и схемами для занятий, игр, а также изготовила

мнемотаблицы .

Далее, запланировала коррекционную работу по формированию

фонематических процессов, условно разделив её на шесть этапов:

1 этап – Развитие распознавания неречевых звуков.

2 этап – Различение высоты, силы, тембра, интонационных характеристик на

материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.

3 этап – Различение слов близких по звуковому составу.

4 этап – Дифференциация слогов.

5 этап – Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

6 этап – Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановлюсь подробнее на том, как я осуществляла развитие фонематического

восприятия у детей на каждом из этапов работы.

1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей

развивала способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия

способствовали также развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Проводила упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание

музыкальных инструментов, игрушек, голосов звуков природы по схеме: Что

звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко —

низко, непрерывно – с паузой).Далее предлагала задания на определение

количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?);

воспроизведение неречевых звуков - хлопков, ударов, сигналов, звонков с

разной силой, темпом, ритмом.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

Коррекционная работа проводилась по направлениям:

восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек,

действий;

дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...);

дифференциация по темпу (быстро – медленно);

дифференциация по ритму (ритмические рисунки);

дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

Игровые ситуации по различению на слух темпа, громкости, силы, высоты,

ритма звучания проводила не только на первом этапе, но и протяжении всего

коррекционного процесса .

2 этап : упражняла детей в умении различать звуки по мелодико –

интонационным характеристикам на материале одинаковых звуков, сочетаний

слов, фраз. Работа велась по направлениям:

дифференциация по тембру;

дифференциация по силе голоса;

дифференциация по интонации;

дифференциация по высоте.

В игровой форме дети различали на слух разные виды интонации, просьбу или

приказ, вопрос или повествование. Определяя на слух виды интонации, дети

лучше и точнее стали воспринимать содержание художественного

произведения, что помогло им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр

голоса при пересказе, драматизации. Развитию речевого слуха способствовало

выразительное чтение художественных произведений и прослушивание

аудиозаписей, прочитанных мастерами художественного слова. Дети, слыша

интонационно выразительную речь, сами стремились подражать голосам героев.

3 этап: Различение близких по звуковому составу слов.

На этом этапе дети овладевали умением различать слова, близкие по звуковому

составу. В процессе логопедической работы использовались словесные игры и

упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от

слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только

одним звуком. Дети упражнялись в умении:

определять на слух правильный вариант слова (правильное название предмета);

повторять похожие слова в названном порядке (по 2 слова, по 3 слова);

выделять на слух слова, которое по звуковому составу не похоже на остальные;

определять на какое из названных трех слов больше похоже четвертое слово;

выбирать слово из предложенных, добиваясь рифмы; подбирать слово к

рифмованному тексту.

Усложнение этих игр-упражнений в том, что дети стали реагировать на неверно

сказанное слово не хлопками, а определенными символами.

4 этап: Дифференциация слогов.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся

несколькими и одним звуком, широко использовали прием повторений серий

слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически

далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях использовала слоги

различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со

стечением согласных.

Придерживалась следующей последовательности в подаче речевого материала:

воспроизведение и дифференциация слогов с одним согласным, но разными

гласными звуками;

воспроизведение и дифференциация слогов с общим гласным, но разными

согласными звуками;

воспроизведение и дифференциация слогов с согласными звуками,

различающимися по звонкости /глухости, мягкости/твердости;

воспроизведение и дифференциация слоговых пар с наращиванием стечения

согласных звуков;

воспроизведение и дифференциация слоговых сочетаний с общим стечением

двух согласных звуков и разными гласными;

воспроизведение и дифференциация слогов со сменной позиций согласных

звуков в их стечении.

5 этап: Дифференциация звуков.

Работу по дифференциации звуков начала с уточнения произносительного и

слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагала

гласные, а затем согласные звуки (с постепенным переходом от акустически

далеких к акустически близким), звуки в звукоряде, в слогах, словах.

Содержание упражнений предусматривало, наряду с дифференциацией звуков,

развитие слуховой памяти. На данном этапе вводила графические обозначения

звуков. Символы гласных звуков схематично изображали артикуляцию данного

звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты

изобразительного знака. Переход от знака к его звуковому значению облегчен

тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в

произнесении. Символы гласных звуков изображались красным цветом, что

подготавливало ребенка к восприятию традиционного условного обозначения

гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме

слова.

Работа по дифференциации согласных проводила аналогично, но с учетом

артикуляционных и акустических особенностей данных звуков.

Дифференцировала согласные звуки:

артикуляторно близкие, но акустически далекие;

артикуляторно и акустически близкими;

по твердости/мягкости и по глухости/звонкости;

в звуковом потоке;

в потоке слогов.

Использовала разнообразные словесные игры, дидактические упражнения,

задания на мобильных карточках .

6 этап: Развитие элементарного звукового анализа и синтеза.

Фонематический анализ предполагает, как элементарные, так и сложные формы

звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на

фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего

звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма

фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их

количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед

каким звуком).

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и

последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводилась в

следующей последовательности:

Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в

слове;

Вычленение звука в начале и в конце слова, а также его место (начало,

середина, конец слова);

Звуковой анализ слогов, слов с различной звуконаполняемостью по методике

Г.А. Каше. Последовательно анализировали:

односложные слова;

двухсложные слова с двумя открытыми слогами;

двухсложные слова с одним закрытым слогом;

односложные слова со стечением согласных;

трехсложные слова с открытыми слогами

Учитывая заявленную последовательность в работе, я использовала

дидактические игры и упражнения, которые были направлены как на развитие

фонематических процессов, так и на формирование правильного

звукопроизношения. Одни дидактические игры использовались для закрепления

образа звука. Это игры на формирование шипящих, свистящих, сонорных

звуков: «Насос», «Сова», «Пчелы», «Жуки», «Колечко», «Чижик», «Кто

внимательней?», «Что пропало?», «Соблюдай порядок», «Найди свою

картинку». Другие дидактические игры способствовали воспитанию умения

слышать, узнавать звук в слове. В игре «Определи первый звук» дети

упражнялись в умении слышать, различать и определять первый звук в одном

слове, затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»).

Далее определяли позицию звука в слове и упражняли детей в умении

подбирать слова с определенным звуком (игра «Прятки звуков», «Кто в домике

живёт?», «Собери букет») Выяснить, умеет ли ребенок определять позицию

звука в слове, количество звуков и слогов позволяли дидактические игры

«Поезд», «Звуковая улица», «Светофор» Игры из серии «Про Незнайку»

совершенствовали умение самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает

одного звука, последнего или первого («Какой звук пропал в слове?»); находить

лишний звук («Какой звук в слове лишний?»); правильно заменять один звук

другим («Найди ошибку»). В дидактической игре «Найди пару» или «Звуковые

часы» дети, передвигая стрелки по диску, подбирали слова, близкие по

звучанию, но отличающиеся 1 звуком: миска - мишка и т.д. В игре «Составь

слово» составляли слово, ориентируясь на первые или последние звуки в

названиях предметов: кошка - ослик - мак (ком).

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на предыдущих этапах,

объединились с умением членить слова на слоги. В схеме слова теперь

обозначали не только звуки, но и слоги. Дети узнали, что в каждом слоге

обязательно есть гласный звук; делили на слоги слова различной слоговой

структуры, определяли последовательность слогов в слове и их количество. Это

помогало детям эффективно овладеть звуко - слоговым анализом слова. Процесс

слогового анализа тесно связан с умением выделять ударный слог в слове.

Коррекция велась с помощью таких игр, как «Хлопушки», «Отстукивание

слогов», «Живые слоги», «Домики», «Волшебный поезд» «Ударный слог»

У дошкольников в ходе коррекционной работы сформировались умения:

различать изученные звуки, давать характеристику, сравнивать звуки по

предложенным параметрам, выделять любой из изученных звуков в составе

слов.

анализировать звуковой состав слогов и простых слов.

определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

анализировать слоговой состав слова, определять ударный слог в двухсложных

словах.

составлять предложения, короткие рассказы со словом с заданным звуком.

Важно отметить, что коррекционная работа, запланированная на каждом этапе

не заканчивалась после перехода на следующий этап, а продолжалась на новом

более усложненном материале, или как способ мотивации к самостоятельным

играм в качестве закрепления отработанных умений и навыков.

В группе компенсирующей направленности детей 6- 7 на II году обучения

планирую продолжать коррекционную работу по формированию

фонематических представлений.

В подготовительной группе коррекционная работа по формированию

фонематических процессов продолжится. Работу буду осуществлять поэтапно.

На 1 этапе буду закреплять умения и навыки, приобретенные детьми.

Дидактические игры, упражнения, словесные игры, задания на мобильных

карточках, компьютерные игры и мультимедийные презентации способствуют

развитию фонематических процессов .

На 2 этапе коррекционной работы я буду совершенствовать умение детей

дифференцировать фонемы русского языка, но помимо этой работы буду

вводить графическое обозначение звука – букву. При дифференциации фонем

буду связывать их с соответствующими буквами, обращать внимание детей на

разницу не только акустических и артикуляторных характеристик фонем, но и

на пространственно - графическую разницу букв, их обозначающих.

На 3 этапе дети овладеют умением сливать буквы в слоги. Будут начинать со

слияния двух гласных букв, затем дети овладеют чтением обратных слогов, и

открытых слогов без стечения согласных букв, далее односложных слов типа

(мак, кот, кит) и двусложных с открытыми слогами. И только овладев

уверенным чтением слов облегченных конструкций перейдут к словам более

сложной слоговой структуры. Наряду с традиционными дидактическими играми

и упражнениями, направленными на закрепление навыка по слогового слитного

чтения,буду использовать мультимедийные возможности и создавать слоговые

таблицы с поощрительным образом слога при верном его прочтении и игровое

чтение слов с постепенным проявлением слогов или букв согласно правилам

прочтения данного слова. Такие игровые приёмы очень нравятся детям и

мотивируют их полюбить процесс чтения.

На 4 этапе целенаправленно буду развивать умения осуществлять

фонематический анализ и синтез элементарных и более сложных форм.

Коррекционная работа будет проводиться по следующим направлениям:

упрочение связи звука и буквы;

развитие, совершенствование фонематического восприятия и фонематических

представлений; формирование элементарных и сложных форм фонематического

анализа;

развитие фонематического синтеза: составление слов из заданной

последовательности звуков; из данного количества звуков; составление слов с

учетом места звука по отношению к другим звукам в слове, составление

предложений с заданным звуком в словах и составление рассказов (сказок) для

заданного звука.

Одновременно с развитием операций фонематического анализа и синтеза буду

продолжать работу по развитию фонематического восприятия и представлений,

поскольку, чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова,

место каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука,

правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие фонематического анализа

способствует, таким образом, совершенствованию звуко-произносительной

дифференциации.

При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать,

что всякое умственное действие, как уже отмечалось выше, проходит

определенные этапы формирования: составление предварительного

представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в

плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное

становление умственного действия (П. Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин). Учитывая

поэтапность формирования умственного действия ,буду предлагать задания,

сначала с опорой на вспомогательный материал (фишки, схемы, цифровой ряд и

т.д.), затем в речевом плане, и - по представлению, например: соотнесите ряд

картинок и ряд схем; ряд слов и ряд схем и т.д.

Таким образом, работа по развитию фонематических процессов должна

проводиться поэтапно и систематически: начиная с выделения и различения

неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-

артикуляторным свойствам через систему дидактических игр и упражнений.

Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и

памяти.

Информационные технологии открывают новые возможности в организации

непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических

процессов. В коррекционной работе я использовала как авторские

компьютерные игры («Весёлые игры для развития речи и слуха»),

мультимедийные презентации («Звукарик», «Звук заблудился»), так и

созданные мной («Узнай звук», «Кто как голос подаёт?», «Сравним слова»,

«Цепочка звуков», «Волшебный поезд», «Тест – игра Диагностика уровня

сформированности фонематических процессов»)

Новизна данной формы работы в том, что процесс обучения становится более

занимателен для ребенка, дает возможность упражнять детей при

формировании определенного умения. В условиях игры легче активировать

внимание детей и удерживать его на предлагаемом задании. Ребенок

незамедлительно видит результат своих действий, а в процессе исправления

ошибок постепенно совершенствует свои умения, получая новые знания и не

испытывая дискомфорта от боязни что-то сделать не так. Детей привлекает и

возможность быстрого перехода от одной игры к другой и необычное

поощрение в конце правильно выполненного упражнения. Практическая

значимость подобных игровых упражнений для развития фонематических

процессов и навыков звукового анализа заключается в повышении

эффективности коррекционного воздействия, за счет формирования

мотивационной готовности детей к преодолению дефектов речи, что имеет

неоценимое значение для социальной реализации и адаптации детей с речевыми

нарушениями.

Работа с родителями.

В коррекционной работе с детьми с речевой патологией совершенствуется

содержание логопедического сопровождения детей, а именно семейное

воспитание под которым нужно понимать:

1.

Обеспечение родителей необходимой информацией об отличиях

коммуникативного развития ребенка в норме и патологии;

2.

Обеспечение необходимым материалом для стимуляции речевого развития.

Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями:

консультирование, беседы, «Круглый стол», деловые игры,, анкетирование, а

также мобильные карточки , компьютерные игры . С целью обеспечения

преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы

работы.

Консультации по вопросам обучения и воспитания. Дают возможность

установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по

формированию фонематического восприятия, правильного звукопроизношения

через игры и игровые упражнения. Я консультирую родителей не только по

проблемам речевого развития, но и о методах и приёмах работы с детьми по

формированию правильного звукопроизношения, обучаюпрактическим

приёмам, показываю занятия с детьми. Проведена консультация «Играем с

детьми дома».

Ширмы, папки передвижки дают информационный материал по проблеме

формирования правильного произношения у дошкольников. Например,

«Знакомство с органами речи», «Игры и упражнения для развития умения

слышать звуки.

Выступления на родительских собраниях. В ходе данных выступлений

знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в

коррекционной работе с детьми.

Специфическая форма работы с родителями логопедической группы «Круглый

стол» с приглашением специалистов.

Практикумы для родителей. Помогают научить родителей несложным

артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в

игровой форме, знакомят с видами работ по развитию фонематического слуха:

«Играем-звуки получаем », «От звука к букве».

Разработаны еженедельные мобильные карточки с подробными инструкциями

по выполнению заданий с ребенком для закрепления материала в домашних

условиях. Такая форма работы повышает грамотность родителей, подталкивает

их к изучению материала необходимого для закрепления с детьми в условиях

семьи.

Результаты работы с родителями логопедической группы.

1. У родителей сформирован интерес к проведению коррекционной работы с

детьми в условиях семьи по развитию фонематического восприятия и работе по

автоматизации поставленных звуков.

2. Налажена консультативная и разъяснительная работа по коррекции речи,

организуемая по инициативе родителей.

3. Родители активно посещают родительские собрания, открытые занятия.

Для более эффективной взаимосвязи создала методические рекомендации для

родителей.

Еще одно направление - работа с педагогами.

Задачи:

1. Приобщение и обучение педагогов использовать в своей работе с детьми

игры, упражнения, карточки-символы, как средство для развития

фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения.в ходе занятий, в

индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в свободной

деятельности.

2. Привлечение педагога к поиску и изготовлению новых игр, игровых

упражнений, обновлению карточек-символов по развитию фонематического

восприятия.

3. Обсуждение с педагогами результатов работы с детьми при использовании

карточек-символов, игр, упражнений по развитии фонематического восприятия.

Формы и методы работы с педагогами.

1.

Воспитателям предлагала устные и письменные консультации. Они повышают

уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают

практические советы по развитию фонематического слуха, и навыков звукового

анализа, по формированию фонетической стороны речи.

2.

Обсуждение планов индивидуальной работы с детьми по работе над

звукопроизношением, уровнем развития фонематического слуха для выработки

единых требований к речи детей.

3.

Совместное составление консультаций для родителей по работе над

звукопроизношением и развитием фонематического слуха.

4.

Обсуждение в ходе педагогических часов проблем, с которыми сталкиваются

педагоги в работе по звуковой культуре речи и на занятиях по овладению

детьми элементами грамоты.

5.

Совместная подготовка и проведение родительских собраний.

Повышению эффективности работы способствовало:

1.

Использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в

сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра,

тренинг);

2.

Умение строить работу на основе индивидуально-дифференцированного

подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и

интересов;

3.

Обеспечение активной позиции педагога при организации консультирования

(создать возможность для участия в роли консультанта, проявления творчества,

овладения практическими приемами);

Результативность.

Воспитатели овладели теоретическими и практическими умениями и навыками:

по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков

звукового анализа через использование игр, игровых упражнений, символов.

Познакомились с новинками литературы, повысили профессиональный уровень.

Оказали помощь в пополнении речевой зоны новыми играми по развитию

фонематического слуха, по работе над звуками с элементами моделирования и

использования символов. Педагоги используют рекомендации, данные мною по

развитию фонематического слуха, автоматизации звуков с использованием игр,

карточек-символов звуков в индивидуальной работе с детьми, в ходе

подгрупповых занятий и режимных моментов.

По результатам проделанной работы были созданы методические рекомендации

для педагогов.

Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное

пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на

поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и

творческой активности.

Все выше изложенное позволяет мне сделать вывод, что необходимо

объединять усилия всех специалистов, работающих с детьми и родителей детей,

имеющих тяжелые нарушения речи , а также помогать детям и взрослым

перейти от учебной ситуации в игровую, что повышает мотивацию

сотрудничества со взрослыми ни как «источника знаний», а как игрового

партнера. .

Результативность опыта:

За время работы над проблемой мною был выполнен следующий объем работы:

Изучена методическая и практическая литература по данной теме.

Пополнена предметно – развивающая среда в логопедическом кабинете

дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.

Апробирована методика работы по формированию фонематических процессов в

условиях компенсирующей группы.

Итогом методической и практической работы считаю:

Систематизацию содержания работы по преодолению фонематического

недоразвития у детей.

Разработку и реализацию системы работы по формированию фонематических

процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи через использование

дидактических игр и упражнений..

Составление конспектов НОД по формированию фонематических процессов.

Систематизацию взаимодействия с родителями воспитанников и воспитателями

ДОУ.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я

пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для

развития фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Критериями результативности опыта является диагностика уровня развития

звукопроизношения и фонематического слуха детей с ОНР, которая

осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий различения и выбора

фонем: «Эхо», «Веселые звуки», «Картинки - пары», «Потерявшиеся звуки»,

«Сосчитай сколько звуков», «Цепочка слов» и другие (авторы Л. В. Лопатина

(2004), Т. А. Фотекова (2000), Г. В. Чиркина (1982), Н. А .Шевердина (2004)

Использование дидактических игр и упражнений при формировании

фонематических процессов также оказало влияние на умение:

Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами

русского языка. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых

в самостоятельной речи. Дети овладели правильным звуко-слоговым

оформлением речи, научились дифференцировать, анализировать и

синтезировать звуки речи, слоги, слова, предложения, овладели навыками

звукового и слогового анализа и синтеза различных звукокомплексов,

элементарными навыками письма и чтения, обследования слоговой структуры

слова и звуконаполняемости.

Развились способности к сосредоточению, умения следовать единому замыслу

работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий, умения

реализовывать правила дидактической игры, доведения начатой деятельности

до предполагаемого результата, возможности использования помощи партнера

по работе.

Приобрели необходимые социальные навыки: стали внимательней друг к другу,

научились руководствоваться не столько собственными мотивами, но и

установленными нормами. Дидактическая игра стала более привлекательной, а

сами дошкольники стали интересны друг другу.

Сформировались коммуникативные навыки, что позволит детям успешно

адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Нельзя не сказать о влиянии данного опыта на педагогов. Педагогическое

творчество заставило нас, педагогов, постоянно находиться в пространстве

возможностей для привлечения интереса детей к формированию

фонематических процессов, что изменило мировоззрение и не допустило

применения стандартных, шаблонных действий, потребовало ежедневного

профессионального личностного роста.

В ходе внедрения опыта работы по формированию фонематических процессов

развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал более интересен

родителям, поскольку стал выдвигать различные идеи, открывая новое в уже

знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым

содержанием. У родителей появился повод гордиться «ростом» возможностей

своего ребёнка.

Таким образом, использование дидактических игр, упражнений и игровых

заданий на мобильных карточках в формировании фонематических процессов

позволило мне эффективнее проводить коррекцию недостатков речевого

развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, создать

условия для формирования учебно – игровой мотивации и способствовать

налаживанию эмоционально – положительного партнерства между всеми

участниками образовательного процесса.

Наглядность пособий, доступность методических рекомендаций предложенных

к каждой дидактической игре и упражнениям на мобильных карточках,

применяемых в коррекционной работе сможет объединить детей, родителей и

педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и

сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Новизна опыта заключается в том, что через использование игровых приемов в

формировании фонематических процессов у дошкольников, приведет к

активизации механизма детского саморазвития, в результате которой

познавательная инициативность, социальная и творческая активность

дошкольников перейдут на качественно новый уровень, возрастет мотивация к

образовательному процессу.

Технология опыта включает внедрение педагогических приёмов и методов в

образовательной деятельности, стимулирующих и развивающих

познавательную активность, творческое воображение у дошкольников,

разработку конспектов непосредственно организованной деятельности педагога

с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.

Реализация содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с

детьми старшего дошкольного возраста, в течение двух лет. Данный опыт

формирования фонематических процессов, через использование дидактических

игр и упражнений у детей охватывает дошкольный возраст (5-7лет), включает

поэтапные периоды реализации. Считаю, что организация работы с детьми на

основе предложенной технологии актуальна и инновационна для дошкольного

образования в современных условиях.

Считаю, что данный опыт работы будет полезен многим педагогам,

работающим с детьми, имеющими нарушения речи.

Библиографический список

1.

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие

для родителей, логопедов, воспитателей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

2.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим

недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2016.

3.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во

АРД ЛТД, 2017. – 320с.

4.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с

нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 2008. –

143с.

5.

Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей,

страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты):

Учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед. уч. заведений: В 2

тт. Т.IV Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.- М.:Владос,2009. – с.41-51

6.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы

педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами

в развитии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с.

7.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений /

Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2005.

8.

Мещерякова Л.В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков

и их коррекция у дошкольников. // Логопед. – 2006. - №4. – с.42-47

9.

Микляева Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с

дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой

способности: Дис…канд.пед.наук. – М.,2001. – 154с

10.

Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием

речи. // Дефектология. – 2001. - №2. – с.56

11.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.:

ТЦ Сфера,2007. – 192 с.

12.

Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис…канд.пед.наук. – М.,

2016. – 90с.

13.

Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. –

М.:Экономика, 1997. – 304 с.

14.

Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных

нарушений речевого развития. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и

практики. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Л.И.Беляковой,

О.Н.Усановой, С.Н.Шаховской. – М.: МГПИ, 2014. – с.3-12.

15.

Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной

коммуникации детей с ОНР 6-го г.ж.: Дис…канд.пед.наук. – М.,2014.

16.

Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Спб.:Питер, 1999.

17.

Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. // Вопросы психологии.

– 2016. - №2. – с.62

18.

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.

Дис…докт.пед.наук в форме научного доклада. – М.,2000.



В раздел образования