Автор: Онькова Анна Ивановна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: детский сад "Колобок"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: "Использование дидактических игр и упражнений для формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Тема: Педагогический опыт
Раздел: дошкольное образование
Педагогический опыт
«Использование дидактических игр и упражнений для формирования
фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи»
Автор опыта работы:
учитель-логопед
Оньковой Анны Ивановны
Актуальность опыта
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что
развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления
речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к
тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные
по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав
которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в
нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности
фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов
для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по
развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают
окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в
предложении и т.д. Умение анализировать звуковой состав слова, является
важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте. То есть нарушение
фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени
словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи,
провоцирует появление трудностей в школьном обучении.
Применение системы дидактических игр как одного из наиболее продуктивных
средств обучения позволяет мне, во-первых, проводить коррекцию речи весело,
радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть педагогического
процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет.
Во-вторых, мне игра помогает наряду с развитием фонематического восприятия
организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями,
активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует
активную речь. В результате чего у детей появляется интерес к логопедическим
занятиям, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно
применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты
игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические
задания разноуровневого характера с учетом речевого недоразвития.
Функциональное назначение данной системы работы состоит в том, чтобы не
только решать основные коррекционные задачи, но и помочь в становлении
личностных новообразований (активности, самостоятельности, мотивационном
интересе), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей,
приобщать их с интересом относится к учебной деятельности. Не секрет, что
знания, полученные в игровой деятельности, значительно прочнее и надежнее
тех, что получены репродуктивным путем. Игровая ситуация, возникающая в
ходе выполнения дидактического задания, позволяет ребенкусамостоятельно
оценить свои умения, увидеть достижения или ошибки. Причем ошибки в
подобной ситуации «не ранят» самолюбие ребенка. Игра даёт шанс вернуться к
ней не однократно, добиваясь получения победного результата.
В связи с этим я считаю, что формирование фонематических процессов у детей
с ОНР будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе
использовать систему дидактических игр и упражнений, где одной из
важнейших задач будет мотивация ребенка на преодоление имеющихся
трудностей в развитии речи.
Педагогическая технология; средства реализации актуальных задач и их
педагогическая целесообразность.
Ведущая идея опыта состоит в формировании фонематических процессов в
игровой форме по принципу от «простого к сложному» с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка с тяжелым нарушением речи.
Цель: разработать систему коррекционной работы с использованием
дидактических игр, упражнений для формирования фонематических процессов
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- Систематизировать дидактические игры, упражнения, мобильные карточки в
соответствии с периодом логокоррекционной работы, индивидуальных и
речевых возможностей детей.
- Разработать и апробировать перспективно - календарный план по
формированию фонематических процессов у дошкольников с включением в
него дидактических игр, упражнений, мобильных карточек.
- Определить эффективность использования системы по преодолению
фонематического недоразвития у детей с ОНР на занятиях и в свободной
деятельности детей.
- Разработать методические рекомендации педагогам и родителям.
При условии систематического использования дидактических игр и
упражнений, направленных на формирование фонематических процессов у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ребенок сможет:
проявлять устойчивый познавательный интерес к учебно-игровой ситуации, где
он успешен и поощряем;
попав в «мир звуков», в игровой форме научится их слышать,
дифференцировать, анализировать и синтезировать;
вступать в диалог со взрослыми как полноправный партнер;
достигать игрового результата, иногда даже не с первой попытки;
использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;
учитывать мнение партнера по игре, оказывать помощь сверстникам и
принимать ее;
делать выводы, умозаключения;
самостоятельно себя оценивать.
Коррекционная работа по формированию фонематических процессов
проводилась через:
занятия с включением дидактических игр, упражнений;
игровые ситуации на прогулке и в свободной деятельности детей
использование мобильных карточек с игровыми заданиями на занятиях
применение мультимедийных презентаций, компьютерных игр во время
развлечений
Формы - непосредственно – образовательная деятельность в форме
индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактических игр
и упражнений.
Средства – дидактические игры, наглядные пособия, модели, опорные схемы,
мобильные карточки, компьютер, мультимедийные пособия, сеть Интернет,
познавательная литература и др.
Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность
коррекционно - образовательного процесса, экономят время, позволяют
варьировать различные виды деятельности, закрепляют и развивают навыки и
умения, повышают познавательную активность.
Работа состояла из трех этапов:
На первом этапе (аналитико-диагностическом) мной проведена диагностика
уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у
детей.
С целью диагностики уровня сформированности звукопроизношения и
фонематического слуха у дошкольников с ОНР мною была использована
модификация теста различения и выбора фонем. Первичное обследование
(сентябрь 2017 г.)
Анализ полученных данных позволил мне сделать вывод, что уровень
сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей
группы компенсирующей направленности 5-6 лет, значительно отставал от
возрастной нормы: у детей наблюдались все виды нарушения
звукопроизношения. Отмечались стойкие ошибки в звуконаполняемости слов,
нарушения слоговой структуры слова. Наряду с этим фиксировалась
недостаточная дифференциация звуков на слух, что проявляется в смешении
сходных по звучанию фонем, при узнавании заданного звука в ряду различных
звукокомплексов, в затруднениях при попытке составить слово из названных по
порядку звуков, а также в невозможности ребенка самостоятельно выделить
первый или последний звук в слове. Дети испытывали значительные трудности
в расчленении слов на отдельные звуковые элементы.
Я создала дидактические игры, упражнения опорные схемы, мнемотаблицы для
работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР и стала поэтапно
и систематически их проводить с детьми. Объединяла свою работу,
воспитателей и родителей, и коррекция речевого недоразвития стала более
эффективной.
На втором этапе осуществляла практическую работу с детьми по
формированию звукопроизношению и фонематического слуха , а также работу с
родителями и педагогами.
1. Работа с детьми. Она включала в себя использование системы мною
разработанных дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности .
2. Работа с родителями – консультирование, совместная
деятельность,презентации.
3. Работа с педагогами – помощь в использовании инновационной системы
дидактических игр.
Первое направление - работа с детьми:
Прежде всего, я сочла нужным пополнить предметно – развивающую среду в
логопедическом кабинете дидактическими играми, наглядно-иллюстративными
пособиями, опорными моделями и схемами для занятий, игр, а также изготовила
мнемотаблицы .
Далее, запланировала коррекционную работу по формированию
фонематических процессов, условно разделив её на шесть этапов:
1 этап – Развитие распознавания неречевых звуков.
2 этап – Различение высоты, силы, тембра, интонационных характеристик на
материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.
3 этап – Различение слов близких по звуковому составу.
4 этап – Дифференциация слогов.
5 этап – Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
6 этап – Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Остановлюсь подробнее на том, как я осуществляла развитие фонематического
восприятия у детей на каждом из этапов работы.
1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей
развивала способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия
способствовали также развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Проводила упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание
музыкальных инструментов, игрушек, голосов звуков природы по схеме: Что
звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко —
низко, непрерывно – с паузой).Далее предлагала задания на определение
количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?);
воспроизведение неречевых звуков - хлопков, ударов, сигналов, звонков с
разной силой, темпом, ритмом.
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
Коррекционная работа проводилась по направлениям:
восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек,
действий;
дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...);
дифференциация по темпу (быстро – медленно);
дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
дифференциация по силе звучания (громко – тихо).
Игровые ситуации по различению на слух темпа, громкости, силы, высоты,
ритма звучания проводила не только на первом этапе, но и протяжении всего
коррекционного процесса .
2 этап : упражняла детей в умении различать звуки по мелодико –
интонационным характеристикам на материале одинаковых звуков, сочетаний
слов, фраз. Работа велась по направлениям:
дифференциация по тембру;
дифференциация по силе голоса;
дифференциация по интонации;
дифференциация по высоте.
В игровой форме дети различали на слух разные виды интонации, просьбу или
приказ, вопрос или повествование. Определяя на слух виды интонации, дети
лучше и точнее стали воспринимать содержание художественного
произведения, что помогло им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр
голоса при пересказе, драматизации. Развитию речевого слуха способствовало
выразительное чтение художественных произведений и прослушивание
аудиозаписей, прочитанных мастерами художественного слова. Дети, слыша
интонационно выразительную речь, сами стремились подражать голосам героев.
3 этап: Различение близких по звуковому составу слов.
На этом этапе дети овладевали умением различать слова, близкие по звуковому
составу. В процессе логопедической работы использовались словесные игры и
упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от
слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только
одним звуком. Дети упражнялись в умении:
определять на слух правильный вариант слова (правильное название предмета);
повторять похожие слова в названном порядке (по 2 слова, по 3 слова);
выделять на слух слова, которое по звуковому составу не похоже на остальные;
определять на какое из названных трех слов больше похоже четвертое слово;
выбирать слово из предложенных, добиваясь рифмы; подбирать слово к
рифмованному тексту.
Усложнение этих игр-упражнений в том, что дети стали реагировать на неверно
сказанное слово не хлопками, а определенными символами.
4 этап: Дифференциация слогов.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся
несколькими и одним звуком, широко использовали прием повторений серий
слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически
далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях использовала слоги
различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со
стечением согласных.
Придерживалась следующей последовательности в подаче речевого материала:
воспроизведение и дифференциация слогов с одним согласным, но разными
гласными звуками;
воспроизведение и дифференциация слогов с общим гласным, но разными
согласными звуками;
воспроизведение и дифференциация слогов с согласными звуками,
различающимися по звонкости /глухости, мягкости/твердости;
воспроизведение и дифференциация слоговых пар с наращиванием стечения
согласных звуков;
воспроизведение и дифференциация слоговых сочетаний с общим стечением
двух согласных звуков и разными гласными;
воспроизведение и дифференциация слогов со сменной позиций согласных
звуков в их стечении.
5 этап: Дифференциация звуков.
Работу по дифференциации звуков начала с уточнения произносительного и
слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагала
гласные, а затем согласные звуки (с постепенным переходом от акустически
далеких к акустически близким), звуки в звукоряде, в слогах, словах.
Содержание упражнений предусматривало, наряду с дифференциацией звуков,
развитие слуховой памяти. На данном этапе вводила графические обозначения
звуков. Символы гласных звуков схематично изображали артикуляцию данного
звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты
изобразительного знака. Переход от знака к его звуковому значению облегчен
тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в
произнесении. Символы гласных звуков изображались красным цветом, что
подготавливало ребенка к восприятию традиционного условного обозначения
гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме
слова.
Работа по дифференциации согласных проводила аналогично, но с учетом
артикуляционных и акустических особенностей данных звуков.
Дифференцировала согласные звуки:
артикуляторно близкие, но акустически далекие;
артикуляторно и акустически близкими;
по твердости/мягкости и по глухости/звонкости;
в звуковом потоке;
в потоке слогов.
Использовала разнообразные словесные игры, дидактические упражнения,
задания на мобильных карточках .
6 этап: Развитие элементарного звукового анализа и синтеза.
Фонематический анализ предполагает, как элементарные, так и сложные формы
звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на
фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего
звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма
фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их
количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед
каким звуком).
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и
последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводилась в
следующей последовательности:
Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в
слове;
Вычленение звука в начале и в конце слова, а также его место (начало,
середина, конец слова);
Звуковой анализ слогов, слов с различной звуконаполняемостью по методике
Г.А. Каше. Последовательно анализировали:
односложные слова;
двухсложные слова с двумя открытыми слогами;
двухсложные слова с одним закрытым слогом;
односложные слова со стечением согласных;
трехсложные слова с открытыми слогами
Учитывая заявленную последовательность в работе, я использовала
дидактические игры и упражнения, которые были направлены как на развитие
фонематических процессов, так и на формирование правильного
звукопроизношения. Одни дидактические игры использовались для закрепления
образа звука. Это игры на формирование шипящих, свистящих, сонорных
звуков: «Насос», «Сова», «Пчелы», «Жуки», «Колечко», «Чижик», «Кто
внимательней?», «Что пропало?», «Соблюдай порядок», «Найди свою
картинку». Другие дидактические игры способствовали воспитанию умения
слышать, узнавать звук в слове. В игре «Определи первый звук» дети
упражнялись в умении слышать, различать и определять первый звук в одном
слове, затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»).
Далее определяли позицию звука в слове и упражняли детей в умении
подбирать слова с определенным звуком (игра «Прятки звуков», «Кто в домике
живёт?», «Собери букет») Выяснить, умеет ли ребенок определять позицию
звука в слове, количество звуков и слогов позволяли дидактические игры
«Поезд», «Звуковая улица», «Светофор» Игры из серии «Про Незнайку»
совершенствовали умение самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает
одного звука, последнего или первого («Какой звук пропал в слове?»); находить
лишний звук («Какой звук в слове лишний?»); правильно заменять один звук
другим («Найди ошибку»). В дидактической игре «Найди пару» или «Звуковые
часы» дети, передвигая стрелки по диску, подбирали слова, близкие по
звучанию, но отличающиеся 1 звуком: миска - мишка и т.д. В игре «Составь
слово» составляли слово, ориентируясь на первые или последние звуки в
названиях предметов: кошка - ослик - мак (ком).
Знания детей о звуковом составе слов, полученные на предыдущих этапах,
объединились с умением членить слова на слоги. В схеме слова теперь
обозначали не только звуки, но и слоги. Дети узнали, что в каждом слоге
обязательно есть гласный звук; делили на слоги слова различной слоговой
структуры, определяли последовательность слогов в слове и их количество. Это
помогало детям эффективно овладеть звуко - слоговым анализом слова. Процесс
слогового анализа тесно связан с умением выделять ударный слог в слове.
Коррекция велась с помощью таких игр, как «Хлопушки», «Отстукивание
слогов», «Живые слоги», «Домики», «Волшебный поезд» «Ударный слог»
У дошкольников в ходе коррекционной работы сформировались умения:
различать изученные звуки, давать характеристику, сравнивать звуки по
предложенным параметрам, выделять любой из изученных звуков в составе
слов.
анализировать звуковой состав слогов и простых слов.
определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
анализировать слоговой состав слова, определять ударный слог в двухсложных
словах.
составлять предложения, короткие рассказы со словом с заданным звуком.
Важно отметить, что коррекционная работа, запланированная на каждом этапе
не заканчивалась после перехода на следующий этап, а продолжалась на новом
более усложненном материале, или как способ мотивации к самостоятельным
играм в качестве закрепления отработанных умений и навыков.
В группе компенсирующей направленности детей 6- 7 на II году обучения
планирую продолжать коррекционную работу по формированию
фонематических представлений.
В подготовительной группе коррекционная работа по формированию
фонематических процессов продолжится. Работу буду осуществлять поэтапно.
На 1 этапе буду закреплять умения и навыки, приобретенные детьми.
Дидактические игры, упражнения, словесные игры, задания на мобильных
карточках, компьютерные игры и мультимедийные презентации способствуют
развитию фонематических процессов .
На 2 этапе коррекционной работы я буду совершенствовать умение детей
дифференцировать фонемы русского языка, но помимо этой работы буду
вводить графическое обозначение звука – букву. При дифференциации фонем
буду связывать их с соответствующими буквами, обращать внимание детей на
разницу не только акустических и артикуляторных характеристик фонем, но и
на пространственно - графическую разницу букв, их обозначающих.
На 3 этапе дети овладеют умением сливать буквы в слоги. Будут начинать со
слияния двух гласных букв, затем дети овладеют чтением обратных слогов, и
открытых слогов без стечения согласных букв, далее односложных слов типа
(мак, кот, кит) и двусложных с открытыми слогами. И только овладев
уверенным чтением слов облегченных конструкций перейдут к словам более
сложной слоговой структуры. Наряду с традиционными дидактическими играми
и упражнениями, направленными на закрепление навыка по слогового слитного
чтения,буду использовать мультимедийные возможности и создавать слоговые
таблицы с поощрительным образом слога при верном его прочтении и игровое
чтение слов с постепенным проявлением слогов или букв согласно правилам
прочтения данного слова. Такие игровые приёмы очень нравятся детям и
мотивируют их полюбить процесс чтения.
На 4 этапе целенаправленно буду развивать умения осуществлять
фонематический анализ и синтез элементарных и более сложных форм.
Коррекционная работа будет проводиться по следующим направлениям:
упрочение связи звука и буквы;
развитие, совершенствование фонематического восприятия и фонематических
представлений; формирование элементарных и сложных форм фонематического
анализа;
развитие фонематического синтеза: составление слов из заданной
последовательности звуков; из данного количества звуков; составление слов с
учетом места звука по отношению к другим звукам в слове, составление
предложений с заданным звуком в словах и составление рассказов (сказок) для
заданного звука.
Одновременно с развитием операций фонематического анализа и синтеза буду
продолжать работу по развитию фонематического восприятия и представлений,
поскольку, чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова,
место каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука,
правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие фонематического анализа
способствует, таким образом, совершенствованию звуко-произносительной
дифференциации.
При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать,
что всякое умственное действие, как уже отмечалось выше, проходит
определенные этапы формирования: составление предварительного
представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в
плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное
становление умственного действия (П. Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин). Учитывая
поэтапность формирования умственного действия ,буду предлагать задания,
сначала с опорой на вспомогательный материал (фишки, схемы, цифровой ряд и
т.д.), затем в речевом плане, и - по представлению, например: соотнесите ряд
картинок и ряд схем; ряд слов и ряд схем и т.д.
Таким образом, работа по развитию фонематических процессов должна
проводиться поэтапно и систематически: начиная с выделения и различения
неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-
артикуляторным свойствам через систему дидактических игр и упражнений.
Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и
памяти.
Информационные технологии открывают новые возможности в организации
непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических
процессов. В коррекционной работе я использовала как авторские
компьютерные игры («Весёлые игры для развития речи и слуха»),
мультимедийные презентации («Звукарик», «Звук заблудился»), так и
созданные мной («Узнай звук», «Кто как голос подаёт?», «Сравним слова»,
«Цепочка звуков», «Волшебный поезд», «Тест – игра Диагностика уровня
сформированности фонематических процессов»)
Новизна данной формы работы в том, что процесс обучения становится более
занимателен для ребенка, дает возможность упражнять детей при
формировании определенного умения. В условиях игры легче активировать
внимание детей и удерживать его на предлагаемом задании. Ребенок
незамедлительно видит результат своих действий, а в процессе исправления
ошибок постепенно совершенствует свои умения, получая новые знания и не
испытывая дискомфорта от боязни что-то сделать не так. Детей привлекает и
возможность быстрого перехода от одной игры к другой и необычное
поощрение в конце правильно выполненного упражнения. Практическая
значимость подобных игровых упражнений для развития фонематических
процессов и навыков звукового анализа заключается в повышении
эффективности коррекционного воздействия, за счет формирования
мотивационной готовности детей к преодолению дефектов речи, что имеет
неоценимое значение для социальной реализации и адаптации детей с речевыми
нарушениями.
Работа с родителями.
В коррекционной работе с детьми с речевой патологией совершенствуется
содержание логопедического сопровождения детей, а именно семейное
воспитание под которым нужно понимать:
1.
Обеспечение родителей необходимой информацией об отличиях
коммуникативного развития ребенка в норме и патологии;
2.
Обеспечение необходимым материалом для стимуляции речевого развития.
Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями:
консультирование, беседы, «Круглый стол», деловые игры,, анкетирование, а
также мобильные карточки , компьютерные игры . С целью обеспечения
преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы
работы.
Консультации по вопросам обучения и воспитания. Дают возможность
установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по
формированию фонематического восприятия, правильного звукопроизношения
через игры и игровые упражнения. Я консультирую родителей не только по
проблемам речевого развития, но и о методах и приёмах работы с детьми по
формированию правильного звукопроизношения, обучаюпрактическим
приёмам, показываю занятия с детьми. Проведена консультация «Играем с
детьми дома».
Ширмы, папки передвижки дают информационный материал по проблеме
формирования правильного произношения у дошкольников. Например,
«Знакомство с органами речи», «Игры и упражнения для развития умения
слышать звуки.
Выступления на родительских собраниях. В ходе данных выступлений
знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в
коррекционной работе с детьми.
Специфическая форма работы с родителями логопедической группы «Круглый
стол» с приглашением специалистов.
Практикумы для родителей. Помогают научить родителей несложным
артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в
игровой форме, знакомят с видами работ по развитию фонематического слуха:
«Играем-звуки получаем », «От звука к букве».
Разработаны еженедельные мобильные карточки с подробными инструкциями
по выполнению заданий с ребенком для закрепления материала в домашних
условиях. Такая форма работы повышает грамотность родителей, подталкивает
их к изучению материала необходимого для закрепления с детьми в условиях
семьи.
Результаты работы с родителями логопедической группы.
1. У родителей сформирован интерес к проведению коррекционной работы с
детьми в условиях семьи по развитию фонематического восприятия и работе по
автоматизации поставленных звуков.
2. Налажена консультативная и разъяснительная работа по коррекции речи,
организуемая по инициативе родителей.
3. Родители активно посещают родительские собрания, открытые занятия.
Для более эффективной взаимосвязи создала методические рекомендации для
родителей.
Еще одно направление - работа с педагогами.
Задачи:
1. Приобщение и обучение педагогов использовать в своей работе с детьми
игры, упражнения, карточки-символы, как средство для развития
фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения.в ходе занятий, в
индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в свободной
деятельности.
2. Привлечение педагога к поиску и изготовлению новых игр, игровых
упражнений, обновлению карточек-символов по развитию фонематического
восприятия.
3. Обсуждение с педагогами результатов работы с детьми при использовании
карточек-символов, игр, упражнений по развитии фонематического восприятия.
Формы и методы работы с педагогами.
1.
Воспитателям предлагала устные и письменные консультации. Они повышают
уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают
практические советы по развитию фонематического слуха, и навыков звукового
анализа, по формированию фонетической стороны речи.
2.
Обсуждение планов индивидуальной работы с детьми по работе над
звукопроизношением, уровнем развития фонематического слуха для выработки
единых требований к речи детей.
3.
Совместное составление консультаций для родителей по работе над
звукопроизношением и развитием фонематического слуха.
4.
Обсуждение в ходе педагогических часов проблем, с которыми сталкиваются
педагоги в работе по звуковой культуре речи и на занятиях по овладению
детьми элементами грамоты.
5.
Совместная подготовка и проведение родительских собраний.
Повышению эффективности работы способствовало:
1.
Использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в
сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра,
тренинг);
2.
Умение строить работу на основе индивидуально-дифференцированного
подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и
интересов;
3.
Обеспечение активной позиции педагога при организации консультирования
(создать возможность для участия в роли консультанта, проявления творчества,
овладения практическими приемами);
Результативность.
Воспитатели овладели теоретическими и практическими умениями и навыками:
по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков
звукового анализа через использование игр, игровых упражнений, символов.
Познакомились с новинками литературы, повысили профессиональный уровень.
Оказали помощь в пополнении речевой зоны новыми играми по развитию
фонематического слуха, по работе над звуками с элементами моделирования и
использования символов. Педагоги используют рекомендации, данные мною по
развитию фонематического слуха, автоматизации звуков с использованием игр,
карточек-символов звуков в индивидуальной работе с детьми, в ходе
подгрупповых занятий и режимных моментов.
По результатам проделанной работы были созданы методические рекомендации
для педагогов.
Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное
пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на
поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и
творческой активности.
Все выше изложенное позволяет мне сделать вывод, что необходимо
объединять усилия всех специалистов, работающих с детьми и родителей детей,
имеющих тяжелые нарушения речи , а также помогать детям и взрослым
перейти от учебной ситуации в игровую, что повышает мотивацию
сотрудничества со взрослыми ни как «источника знаний», а как игрового
партнера. .
Результативность опыта:
За время работы над проблемой мною был выполнен следующий объем работы:
Изучена методическая и практическая литература по данной теме.
Пополнена предметно – развивающая среда в логопедическом кабинете
дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.
Апробирована методика работы по формированию фонематических процессов в
условиях компенсирующей группы.
Итогом методической и практической работы считаю:
Систематизацию содержания работы по преодолению фонематического
недоразвития у детей.
Разработку и реализацию системы работы по формированию фонематических
процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи через использование
дидактических игр и упражнений..
Составление конспектов НОД по формированию фонематических процессов.
Систематизацию взаимодействия с родителями воспитанников и воспитателями
ДОУ.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я
пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для
развития фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
Критериями результативности опыта является диагностика уровня развития
звукопроизношения и фонематического слуха детей с ОНР, которая
осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий различения и выбора
фонем: «Эхо», «Веселые звуки», «Картинки - пары», «Потерявшиеся звуки»,
«Сосчитай сколько звуков», «Цепочка слов» и другие (авторы Л. В. Лопатина
(2004), Т. А. Фотекова (2000), Г. В. Чиркина (1982), Н. А .Шевердина (2004)
Использование дидактических игр и упражнений при формировании
фонематических процессов также оказало влияние на умение:
Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами
русского языка. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых
в самостоятельной речи. Дети овладели правильным звуко-слоговым
оформлением речи, научились дифференцировать, анализировать и
синтезировать звуки речи, слоги, слова, предложения, овладели навыками
звукового и слогового анализа и синтеза различных звукокомплексов,
элементарными навыками письма и чтения, обследования слоговой структуры
слова и звуконаполняемости.
Развились способности к сосредоточению, умения следовать единому замыслу
работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий, умения
реализовывать правила дидактической игры, доведения начатой деятельности
до предполагаемого результата, возможности использования помощи партнера
по работе.
Приобрели необходимые социальные навыки: стали внимательней друг к другу,
научились руководствоваться не столько собственными мотивами, но и
установленными нормами. Дидактическая игра стала более привлекательной, а
сами дошкольники стали интересны друг другу.
Сформировались коммуникативные навыки, что позволит детям успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Нельзя не сказать о влиянии данного опыта на педагогов. Педагогическое
творчество заставило нас, педагогов, постоянно находиться в пространстве
возможностей для привлечения интереса детей к формированию
фонематических процессов, что изменило мировоззрение и не допустило
применения стандартных, шаблонных действий, потребовало ежедневного
профессионального личностного роста.
В ходе внедрения опыта работы по формированию фонематических процессов
развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал более интересен
родителям, поскольку стал выдвигать различные идеи, открывая новое в уже
знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым
содержанием. У родителей появился повод гордиться «ростом» возможностей
своего ребёнка.
Таким образом, использование дидактических игр, упражнений и игровых
заданий на мобильных карточках в формировании фонематических процессов
позволило мне эффективнее проводить коррекцию недостатков речевого
развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, создать
условия для формирования учебно – игровой мотивации и способствовать
налаживанию эмоционально – положительного партнерства между всеми
участниками образовательного процесса.
Наглядность пособий, доступность методических рекомендаций предложенных
к каждой дидактической игре и упражнениям на мобильных карточках,
применяемых в коррекционной работе сможет объединить детей, родителей и
педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и
сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Новизна опыта заключается в том, что через использование игровых приемов в
формировании фонематических процессов у дошкольников, приведет к
активизации механизма детского саморазвития, в результате которой
познавательная инициативность, социальная и творческая активность
дошкольников перейдут на качественно новый уровень, возрастет мотивация к
образовательному процессу.
Технология опыта включает внедрение педагогических приёмов и методов в
образовательной деятельности, стимулирующих и развивающих
познавательную активность, творческое воображение у дошкольников,
разработку конспектов непосредственно организованной деятельности педагога
с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.
Реализация содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с
детьми старшего дошкольного возраста, в течение двух лет. Данный опыт
формирования фонематических процессов, через использование дидактических
игр и упражнений у детей охватывает дошкольный возраст (5-7лет), включает
поэтапные периоды реализации. Считаю, что организация работы с детьми на
основе предложенной технологии актуальна и инновационна для дошкольного
образования в современных условиях.
Считаю, что данный опыт работы будет полезен многим педагогам,
работающим с детьми, имеющими нарушения речи.
Библиографический список
1.
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие
для родителей, логопедов, воспитателей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
2.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим
недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2016.
3.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во
АРД ЛТД, 2017. – 320с.
4.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 2008. –
143с.
5.
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей,
страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты):
Учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед. уч. заведений: В 2
тт. Т.IV Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.- М.:Владос,2009. – с.41-51
6.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы
педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами
в развитии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с.
7.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений /
Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2005.
8.
Мещерякова Л.В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков
и их коррекция у дошкольников. // Логопед. – 2006. - №4. – с.42-47
9.
Микляева Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с
дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой
способности: Дис…канд.пед.наук. – М.,2001. – 154с
10.
Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием
речи. // Дефектология. – 2001. - №2. – с.56
11.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.:
ТЦ Сфера,2007. – 192 с.
12.
Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис…канд.пед.наук. – М.,
2016. – 90с.
13.
Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. –
М.:Экономика, 1997. – 304 с.
14.
Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных
нарушений речевого развития. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и
практики. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Л.И.Беляковой,
О.Н.Усановой, С.Н.Шаховской. – М.: МГПИ, 2014. – с.3-12.
15.
Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной
коммуникации детей с ОНР 6-го г.ж.: Дис…канд.пед.наук. – М.,2014.
16.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Спб.:Питер, 1999.
17.
Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. // Вопросы психологии.
– 2016. - №2. – с.62
18.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.
Дис…докт.пед.наук в форме научного доклада. – М.,2000.