Автор: Татьяна Игоревна Жукова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НШДС № 106 "Ёлочка"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование компонентов функциональной грамотности на уроках, во внеурочной деятельности.Критическое мышление
Раздел: начальное образование
Формирование компонентов функциональной грамотности на уроках, во внеурочной
деятельности и реализации календарного плана воспитательной работы. Критическое
мышление.
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант Немецкий философ
В настоящее время существует множество определений критического мышления.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли,
тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные
приоритеты в личнойжизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за
сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией,
формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать
последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в
совместной деятельности.
Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое
мышление – это использование когнитивных (КОГНИТИВНЫЙ (от лат. cognitus – восприятие,
познание) техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого
конечного результата».
По мнению М.В. Кларина критическое мышление представляет собой рациональное,
рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие
действия следует предпринять.
Думать критически означает проявлять любознательность и использовать
исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск
ответов.
Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.
Это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется
высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его
информационному полю. Данный термин может относиться практически ко всей умственной
деятельности.
Критичность мышления позволяет находить верные пути решения проблем и не только в
учебе.
Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее
самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности.
Развивает умение работать с информацией, учит разностороннему и объективному
мышлению.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему
важно развить в себе ряд качеств:
1.
Готовность к планированию.
Мысли часто возникают хаотично.
Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
Упорядоченность мысли — признак уверенности.
2.
Гибкость.
Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором
собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока не
обладаешь разнообразной информацией.
3.
Настойчивость.
Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем её решение на потом. Вырабатывая
настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в
обучении.
4.
Готовность исправлять свои ошибки.
Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает
правильные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
5.
Осознание.
Очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной
деятельности, отслеживать ход рассуждений.
6.
Поиск компромиссных решений.
Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся
на уровне высказываний.
Вот ряд необходимых для педагога условий, выполнение которых будет способствовать
развитию у школьников критического мышления.
1. Важно предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического
мышления.
2. Необходимо давать учащимся возможность размышлять.
3. Важно принимать различные мнения и идеи.
4. Целесообразно способствовать активности учащихся в учебном процессе.
5. Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на
критические суждения.
7. Необходимо ценить проявления критического мышления
Приемы формирования критичности, которые я использую в своей работе и, которые, на мой
взгляд, наиболее эффективны.
Прием «Составление кластера». ( чаще всего использую на уроках русского языка,
окружающего мира)
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются
смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Прием "Кластеры"
использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом
мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при
подведении итогов.
В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или
коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Ещё один приём данной технологии, который часто использую, — это «ИНСЕРТ», маркировка
текста значками по мере его чтения.
« v » -уже знал
«+» — новое
«—» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы
Приём «Плюс - минус - интересно»
«+» положительные стороны явления;
« –»- отрицательные стороны явления
«и»-информация интересует
Синквейн – составление стихотворения. Каждый ученик имеет возможности сам
оценивать свои учебные достижения на уроке, высказывать собственное суждение. С помощью
синквейна создаются условия для самовыражения и самоактуализации знаний. В первом классе
синквейн составляет всем классом или в группах.
Приём “Лови ошибку”
В наше время любая перспективная, престижная и высокооплачиваемая профессия
связана с потоками данных, а развитие критического мышления и тренировка навыков работы с
информацией крайне важны для достижения успеха на любом поприще.
Всякий человек, заинтересованный в достижении успеха в обучении, на работе и в жизни
вообще, просто обязан научиться находить, собирать, анализировать, исследовать и хранить
информацию, а также делать на её основе правильные выводы.
Этапы работы с информацией для развития критического мышления.
Мозговой штурм
Первым этапом здесь станет своеобразный мозговой штурм: вы просто находите
информацию по теме, никак ее не анализируя, не сортируя и не отбирая. Ваша задача – собрать
материал для работы, т.е. любые сведения на исследуемую тему.
Фильтрация
Следует понимать, что случаи, когда полезным оказывается весь объем найденных
данных, – большая редкость. Практически всегда люди ищут ответы на конкретные вопросы или
раскрывают узкую тему. Получается, что на втором этапе вы должны отобрать полезные вам
сведения. Лучше всего сразу бегло ознакомиться с источником и отбросить все, что не касается
актуальной для вас темы. Далее следует третий этап.
Анализ
Как только вы отсеете все ненужное, вам останется проанализировать нужное и
определить его объективность и достоверность (не забывайте учитывать и достоверность
источников). Критически оценить информацию можно только через факты и логику – ни о каких
ощущениях и «здравом смысле» не может быть и речи. Подтвердить же факты и свидетельства
вы сможете лишь с помощью собственного исследования.
Повторный анализ
Делая окончательный анализ, нужно вернуться к основной теме и целям поиска, чтобы
посмотреть на полученные сведения именно под этим углом. Очень важно получить ответы
на основные вопросы:
Что теперь я могу уверенно сказать?
Что можно предположить?
Есть ли логические нестыковки или пробелы?