Напоминание

Воспитание социально - нравственных качеств личности старших дошкольников 5 - 7 лет через средства художественной литературы


Автор: Алькаева Диана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание социально - нравственных качеств личности старших дошкольников 5 - 7 лет через средства художественной литературы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание социально-нравственных качеств личности старших

дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы

Воспитатель : Алькаева Диана Владимировна

ГБДОУ детский сад № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга

«Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из

какх источников черпал человек свои радости в годы детства»

В.А. Сухомлинский

Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты

социально-нравственного

развития,

воспитания,

совершенствования

дошкольников

занимают

особое

место

среди

проблемных

тем

педагогической науки и практики. Особенно эти аспекты приобрели свою

остроту сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие,

проблема

социально-нравственного

воспитания

старших

дошкольнков

становится все более актуальной.

Социально-нравственное воспитание - это процесс, направленный на

формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает

становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду,

своим обязанностям и к самому себе.

Задача социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы

социально необходимые требования общества педагоги превратили во

внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь,

совесть, достоинство.

И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от

принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше

оценка его нравственности со стороны окружающих.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане

могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботу и доброту

1

справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и

совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в

обществе, могли принять ответственность за свои действия и мысли [1, с. 50].

В процессе формирования личности старшего дошкольника важное

значение

имеет

формирование

ее

нравственности,

как

основной

составляющей духовой составляющей данной личности.

Соблюдение норм и правил не на а главным образом сознательности

самой на понимании этих норм и и необходимости их соблюдения.

Таким образом, можно констатировать, что для воспитания социально-

нравственных качеств личности старших дошкольников

необходимы

определенные средства и методы. И тут на помощь воспитателям и семье

приходят средства художественной литературы.

Как

известно,

дошкольный

возраст

отличается

повышенной

восприимчивостью к социальным воздействия. Поэтому роль взрослого как

«социального проводника» очень важна и ответственна.

Художественная литератра открывает и объясняет ребенку жизнь

общества и природы, мир человеческих чувст и взаимоотношений. Она

развивает эмоционально – эстетические чувства, оценки и суждения,

мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные

образцы русского литературного языка.

Через

художественные

образы

рассматриваются

проблемы

формирования у детей морального сознания, нравственных отношений,

нравственной

деятельности,

моральных

ценностей,

т.е.

все

стороны

нравственно зрелой личности. Мир сказок, рассказов, басен, стихов, былин

населен персонажами и событиями,привычными и понятными для детского

разума, и он с легкостью постигает их. Очень часто худоественное

произведение несет в себе ситуацию нравственноо выбора. Нравственный

конфликт подрузумевает выбор между двумя нравственными дилеммами:

добро

и

зло,

сострадание

и

черствость,

участие

и

безразличие,

гражданственность и предательство и т. д.

2

Целью

является

изучение

воспитания

социально-нравственных

качеств личности страших дошкольников через средства художественной

литературы.

Вопросы социально- воспитания всегда особое место в педагогике, во

подходы к воспитанию и

становлению личности

ее своеобразие и

уникальность.

Каковы особенности социально-нравственного воспитания в России?

События лет показали, мы многое потеряли. Мы жить по предков.

Наша наш быт многие традиции. Исчезает отношение к труду к служению

Родине, наших глазах наука и образование, сознания молодежи такие

понятия,

патриотизм, долг,

и, наоборот,

жестокость и насилие. Мы

преемственность традиционного

жизни, и нам

ее восстанавливать.

Несомненно, этому нужно с лет.

что размышления о о русской культуре к плодотворной постановке о ее

самобытности, которая наилучшим образом отражена в художественноом

литературном наследии.

В основе социально-нравственного

детской

личности лежат те

трансформации,

которые

вызвание

веяниями

современной

моды

на

асоциальные

мультипликационные

фильмы,

равнение

на

запад,

использование в развитии и воспитании дошкольников литературной

продукции низкого качества и содержания.

Утрата

детской

личности, виртуализация

крушение целостности,

образных структур в приводят к исчерпанию силы социума и личностных

ориентиров. [4,

Таким образом,

сделать вывод о

что в настоящее

все больше

должноо уделяться социально- нравственному подрастающего поколения.

Русская и

традиции в художественной литературе социально-

нравственного

старших дошкольников

достаточно богаты и,

на опыт

поколений, способны коренным образом перевернуть текущую ситуацию.

3

Воспитывать детей патриотов необходимо на основе произведений

лучших русских писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И.

Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого. [2, с. 56]

Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая

добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем

раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их

связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта,

его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть

отрывки из сказок, показывают инсценировки (“Разговор Елисея с ветром”,

“Три девицы под окном”, “Разговор с зеркальцем”), выбирая для себя

подходящие роли; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о

защитниках.

В сказках А.С. Пушкина – веками накопленная мудрость, нравственная

чистота, жизнь русского народа. Образ жадной, неблагодарной старухи в

“Сказке о рыбке” помогает ребёнку разобраться в поступках людей,

убедиться в правильности их понимания. Актуальное значение в настоящее

время имеют пословицы. Они сохранились до наших дней: “Не садись ни в

свои сани”, “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Сколько в них

мудрости, поучительности! [2, с. 59]

Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины

русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к

родному краю, к своей Родине.

Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма.

Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение

“Бородино” М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле

костра дети (одетые в костюмы солдат 1812 года) вспоминают героизм

русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует

себя богатырём, защитником Отечества.

Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского.

С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются

4

в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом,

верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.

Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.

Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой

комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них

положительные качества.

Они осуждают жадного крокодила, волнуются за доброго доктора

Айболита, которому так трудно добраться до Африки, где ждут его не

дождутся больные зверята; радуются храброму комару-победителю, который

освободил Муху-Цокотуху. С большим удовольствием дети используют

сюжеты из произведений в сюжетно-ролевых играх: устраивают именины

Мухи-Цокотухи, приводят лечить зверей к Айболиту, ходят в гости к

Мойдодыру, играют в “телефон”.

Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями

сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность. Из

этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания

человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к

взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки К.И. Чуковского

имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное

воспитание – это часть патриотического. [3,

Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака,

оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень

нравятся книги Маршака. [2, с. 64]

Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому

стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван,

чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит

услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой

Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка. Разве найдётся

такой ребёнок, который не веселится в цирке, не радуется в зоопарке!

5

Смех, который вызывают эти стихи – довод поэта в пользу гармонии и

порядка.

С.Я. Маршак высмеивает опасное всезнайство. Он создаёт своего

“мастера-ломастера”: “Ну, уж, гвоздь забить – я могу”. Маршак добродушно

смеётся над маленькой неумейкой, но у него ведь всё ещё впереди, всё

получится, когда вырастет. [2, с. 56]

Сказанное как в отношении находящихся в норме так и детей с

интеллектуального развития. Данные

необходимы для

здорового и

высоконравственного общества.

Таким социально-нравственное воспитание ребёнка – одна самых

важных . И это

потому что в

нашего общества

более возрастает

нравственных начал, сфера действия фактора.

В

социально-нравственного воспитания литература формирует у

старшего дошкольника чувство патриотизма,

активное отношение к

глубокое уважение к труда.

Стержнем

определяющим

социально-нравственное

является

формирование отношений и взаимоотношений детей.

В результате исследованного материала подтверждается

нравственного

воспитания средствами художественной литературы: человека учат - в

результате будет добро».

6

Список

1.

Азбука нравственного воспитания. /

ред. И.А. Каирова, О.С.

Богдановой.– Просвещение, 2016– 17с.

2.

Васильева

Оморокова

М.И.,

А.А.

Воспитание

средствами

литературы. // школа.- 2014.- С.11.

3.

Выготский Л.С. Педагогическая /Под редакцией В.В. Давыдова. –

Педагогика, 2017.- с.

4.

Карпов И.А. Азбука воспитания/ И.А. Карпов. – Просвещение, 2014.-

с.

5.

Нравственные

развития личности. /

ред. А.И. Титаренко. —

«Просвещение», 2017.

6.

Харламов

И.Ф.

Педагогика:

лекций.

-

М.:

2014.

7



В раздел образования