Автор: Алькаева Диана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание социально - нравственных качеств личности старших дошкольников 5 - 7 лет через средства художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
Воспитание социально-нравственных качеств личности старших
дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы
Воспитатель : Алькаева Диана Владимировна
ГБДОУ детский сад № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга
«Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из
какх источников черпал человек свои радости в годы детства»
В.А. Сухомлинский
Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты
социально-нравственного
развития,
воспитания,
совершенствования
дошкольников
занимают
особое
место
среди
проблемных
тем
педагогической науки и практики. Особенно эти аспекты приобрели свою
остроту сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие,
проблема
социально-нравственного
воспитания
старших
дошкольнков
становится все более актуальной.
Социально-нравственное воспитание - это процесс, направленный на
формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает
становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду,
своим обязанностям и к самому себе.
Задача социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы
социально необходимые требования общества педагоги превратили во
внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь,
совесть, достоинство.
И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от
принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше
оценка его нравственности со стороны окружающих.
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане
могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботу и доброту
1
справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и
совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в
обществе, могли принять ответственность за свои действия и мысли [1, с. 50].
В процессе формирования личности старшего дошкольника важное
значение
имеет
формирование
ее
нравственности,
как
основной
составляющей духовой составляющей данной личности.
Соблюдение норм и правил не на а главным образом сознательности
самой на понимании этих норм и и необходимости их соблюдения.
Таким образом, можно констатировать, что для воспитания социально-
нравственных качеств личности старших дошкольников
необходимы
определенные средства и методы. И тут на помощь воспитателям и семье
приходят средства художественной литературы.
Как
известно,
дошкольный
возраст
отличается
повышенной
восприимчивостью к социальным воздействия. Поэтому роль взрослого как
«социального проводника» очень важна и ответственна.
Художественная литератра открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувст и взаимоотношений. Она
развивает эмоционально – эстетические чувства, оценки и суждения,
мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные
образцы русского литературного языка.
Через
художественные
образы
рассматриваются
проблемы
формирования у детей морального сознания, нравственных отношений,
нравственной
деятельности,
моральных
ценностей,
т.е.
все
стороны
нравственно зрелой личности. Мир сказок, рассказов, басен, стихов, былин
населен персонажами и событиями,привычными и понятными для детского
разума, и он с легкостью постигает их. Очень часто худоественное
произведение несет в себе ситуацию нравственноо выбора. Нравственный
конфликт подрузумевает выбор между двумя нравственными дилеммами:
добро
и
зло,
сострадание
и
черствость,
участие
и
безразличие,
гражданственность и предательство и т. д.
2
Целью
является
изучение
воспитания
социально-нравственных
качеств личности страших дошкольников через средства художественной
литературы.
Вопросы социально- воспитания всегда особое место в педагогике, во
подходы к воспитанию и
становлению личности
ее своеобразие и
уникальность.
Каковы особенности социально-нравственного воспитания в России?
События лет показали, мы многое потеряли. Мы жить по предков.
Наша наш быт многие традиции. Исчезает отношение к труду к служению
Родине, наших глазах наука и образование, сознания молодежи такие
понятия,
патриотизм, долг,
и, наоборот,
жестокость и насилие. Мы
преемственность традиционного
жизни, и нам
ее восстанавливать.
Несомненно, этому нужно с лет.
что размышления о о русской культуре к плодотворной постановке о ее
самобытности, которая наилучшим образом отражена в художественноом
литературном наследии.
В основе социально-нравственного
детской
личности лежат те
трансформации,
которые
вызвание
веяниями
современной
моды
на
асоциальные
мультипликационные
фильмы,
равнение
на
запад,
использование в развитии и воспитании дошкольников литературной
продукции низкого качества и содержания.
Утрата
детской
личности, виртуализация
крушение целостности,
образных структур в приводят к исчерпанию силы социума и личностных
ориентиров. [4,
Таким образом,
сделать вывод о
что в настоящее
все больше
должноо уделяться социально- нравственному подрастающего поколения.
Русская и
традиции в художественной литературе социально-
нравственного
старших дошкольников
достаточно богаты и,
на опыт
поколений, способны коренным образом перевернуть текущую ситуацию.
3
Воспитывать детей патриотов необходимо на основе произведений
лучших русских писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И.
Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого. [2, с. 56]
Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая
добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем
раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их
связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта,
его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть
отрывки из сказок, показывают инсценировки (“Разговор Елисея с ветром”,
“Три девицы под окном”, “Разговор с зеркальцем”), выбирая для себя
подходящие роли; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о
защитниках.
В сказках А.С. Пушкина – веками накопленная мудрость, нравственная
чистота, жизнь русского народа. Образ жадной, неблагодарной старухи в
“Сказке о рыбке” помогает ребёнку разобраться в поступках людей,
убедиться в правильности их понимания. Актуальное значение в настоящее
время имеют пословицы. Они сохранились до наших дней: “Не садись ни в
свои сани”, “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Сколько в них
мудрости, поучительности! [2, с. 59]
Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины
русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к
родному краю, к своей Родине.
Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма.
Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение
“Бородино” М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле
костра дети (одетые в костюмы солдат 1812 года) вспоминают героизм
русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует
себя богатырём, защитником Отечества.
Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского.
С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются
4
в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом,
верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.
Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.
Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой
комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них
положительные качества.
Они осуждают жадного крокодила, волнуются за доброго доктора
Айболита, которому так трудно добраться до Африки, где ждут его не
дождутся больные зверята; радуются храброму комару-победителю, который
освободил Муху-Цокотуху. С большим удовольствием дети используют
сюжеты из произведений в сюжетно-ролевых играх: устраивают именины
Мухи-Цокотухи, приводят лечить зверей к Айболиту, ходят в гости к
Мойдодыру, играют в “телефон”.
Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями
сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность. Из
этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания
человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к
взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки К.И. Чуковского
имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное
воспитание – это часть патриотического. [3,
Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака,
оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень
нравятся книги Маршака. [2, с. 64]
Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому
стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван,
чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит
услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой
Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка. Разве найдётся
такой ребёнок, который не веселится в цирке, не радуется в зоопарке!
5
Смех, который вызывают эти стихи – довод поэта в пользу гармонии и
порядка.
С.Я. Маршак высмеивает опасное всезнайство. Он создаёт своего
“мастера-ломастера”: “Ну, уж, гвоздь забить – я могу”. Маршак добродушно
смеётся над маленькой неумейкой, но у него ведь всё ещё впереди, всё
получится, когда вырастет. [2, с. 56]
Сказанное как в отношении находящихся в норме так и детей с
интеллектуального развития. Данные
необходимы для
здорового и
высоконравственного общества.
Таким социально-нравственное воспитание ребёнка – одна самых
важных . И это
потому что в
нашего общества
более возрастает
нравственных начал, сфера действия фактора.
В
социально-нравственного воспитания литература формирует у
старшего дошкольника чувство патриотизма,
активное отношение к
глубокое уважение к труда.
Стержнем
определяющим
социально-нравственное
является
формирование отношений и взаимоотношений детей.
В результате исследованного материала подтверждается
нравственного
воспитания средствами художественной литературы: человека учат - в
результате будет добро».
6
Список
1.
Азбука нравственного воспитания. /
ред. И.А. Каирова, О.С.
Богдановой.– Просвещение, 2016– 17с.
2.
Васильева
Оморокова
М.И.,
А.А.
Воспитание
средствами
литературы. // школа.- 2014.- С.11.
3.
Выготский Л.С. Педагогическая /Под редакцией В.В. Давыдова. –
Педагогика, 2017.- с.
4.
Карпов И.А. Азбука воспитания/ И.А. Карпов. – Просвещение, 2014.-
с.
5.
Нравственные
развития личности. /
ред. А.И. Титаренко. —
«Просвещение», 2017.
6.
Харламов
И.Ф.
Педагогика:
лекций.
-
М.:
2014.
7