Напоминание

Что такое "музейная педагогика" и её роль в ДОУ.


Авторы: Крекотень Юлия Васильевна, Крекотень Оксана Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ Архиповский детский сад
Населённый пункт: с. Архиповка Россошанского Района Воронежской Области
Наименование материала: статья
Тема: Что такое "музейная педагогика" и её роль в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что такое «музейная педагогика» и её роль в ДОУ.

Крекотень Юлия Васильевна воспитатель

МКДОУ Архиповский детский сад

Крекотень Оксана Викторовна воспитатель

МКДОУ Архиповский детский сад

Ковалнеко Ирина Андреевна воспитатель

МКДОУ Архиповский детский сад

Что же такое «музейная педагогика» и откуда она к нам пришла? Попробуем

обосновать суть понятия и какие функции выполняет в образовательной

системе ДОУ. Что же такое музей?

По словам Ф. Дзери, «музей – это смесь искусства и истории, филологии и

басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч

света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.»

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он

появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как

учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-

воспитательная.

А.В. Запорожец, один из самых авторитетных исследователей детского

дошкольного

возраста,

показал,

что

центральными

достижениями

психического развития в этом периоде следует считать образные формы

познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления

материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж

социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Основой

педагогики музея является погружение ребенка в специально созданную

среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины,

памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником

формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу

нравственно-патриотического воспитания.

Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового

восприятия, усвоение информации; использование дидактических

материалов,

расширяющих

рамки

учебной

программы,

стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления,

развитие

интеллектуальных

чувств,

памяти,

сенсорно-

физиологических структур, обогащение словарного запаса;

просветительская,

направленная

на

формирование

умений,

навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой

информации;

воспитательная,

в

рамках

которой

осуществляется

целенаправленная деятельность по формированию личностных

качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в

систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость

в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и

экологического воспитания подрастающего поколения. только знаний, но и

других элементов социального опыта.

Современная музейная педагогика направлена в первую очередь на

расширение задач активизации творческих способностей личности детей.

Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных

и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой

системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это,

во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в

значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на

восприятие человека. Поэтому центральной в музейной педагогике стала

культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала

влияние теория диалога культур М.М. Бахтина

и Я.С. Библера, в

которой «музей призван стать местом культурного диалога».

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя

отбор событий, фактов особенно если этой деятельностью занимаются не

только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве

источника информации о людях и событиях, способен воздействовать

эмоционально,

вызывать

чувство

сопричастности,

так

как

роль

исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под

руководством взрослых.

Немецкий

учёный

Г.

Фройденталь

сформулировал «совокупность

требований к проведению занятий в музее», актуальных и сегодня:

- каждое

посещение

музея – это

занятие, и оно должно иметь

конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- педагог и дети должны знать, посещение музея – не развлечение, а

серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в

процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не

только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе

возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество

детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения,

педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную

систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую,

просветительскую и воспитательную задачи.

Педагогический

словарь

даёт

следующее

определение

музейной

педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю,

особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы

воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие

музеев с образовательными учреждениями».

Е.

Б.

Медведева,

М.Ю.

Юхневич

дают

следующее

определение:

«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на

стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей

культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации,

характер использования музейных средств в передаче и восприятии

информации с точки зрения педагогики».

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.

Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает

окружающий

мир,

овладевает

необходимыми

навыками,

приобретает

собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в

детском

возрасте,

помогают

ребенку

проникнуться

духом

иного

исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные

историко-культурные ценности.



В раздел образования