Авторы: Крекотень Юлия Васильевна, Крекотень Оксана Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ Архиповский детский сад
Населённый пункт: с. Архиповка Россошанского Района Воронежской Области
Наименование материала: статья
Тема: Что такое "музейная педагогика" и её роль в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Что такое «музейная педагогика» и её роль в ДОУ.
Крекотень Юлия Васильевна воспитатель
МКДОУ Архиповский детский сад
Крекотень Оксана Викторовна воспитатель
МКДОУ Архиповский детский сад
Ковалнеко Ирина Андреевна воспитатель
МКДОУ Архиповский детский сад
Что же такое «музейная педагогика» и откуда она к нам пришла? Попробуем
обосновать суть понятия и какие функции выполняет в образовательной
системе ДОУ. Что же такое музей?
По словам Ф. Дзери, «музей – это смесь искусства и истории, филологии и
басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч
света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.»
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он
появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как
учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-
воспитательная.
А.В. Запорожец, один из самых авторитетных исследователей детского
дошкольного
возраста,
показал,
что
центральными
достижениями
психического развития в этом периоде следует считать образные формы
познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления
материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж
социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Основой
педагогики музея является погружение ребенка в специально созданную
среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины,
памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником
формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу
нравственно-патриотического воспитания.
Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового
восприятия, усвоение информации; использование дидактических
материалов,
расширяющих
рамки
учебной
программы,
стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления,
развитие
интеллектуальных
чувств,
памяти,
сенсорно-
физиологических структур, обогащение словарного запаса;
просветительская,
направленная
на
формирование
умений,
навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой
информации;
воспитательная,
в
рамках
которой
осуществляется
целенаправленная деятельность по формированию личностных
качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в
систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость
в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и
экологического воспитания подрастающего поколения. только знаний, но и
других элементов социального опыта.
Современная музейная педагогика направлена в первую очередь на
расширение задач активизации творческих способностей личности детей.
Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных
и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой
системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это,
во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в
значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на
восприятие человека. Поэтому центральной в музейной педагогике стала
культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала
влияние теория диалога культур М.М. Бахтина
и Я.С. Библера, в
которой «музей призван стать местом культурного диалога».
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя
отбор событий, фактов особенно если этой деятельностью занимаются не
только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве
источника информации о людях и событиях, способен воздействовать
эмоционально,
вызывать
чувство
сопричастности,
так
как
роль
исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под
руководством взрослых.
Немецкий
учёный
Г.
Фройденталь
сформулировал «совокупность
требований к проведению занятий в музее», актуальных и сегодня:
- каждое
посещение
музея – это
занятие, и оно должно иметь
конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- педагог и дети должны знать, посещение музея – не развлечение, а
серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в
процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не
только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе
возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество
детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения,
педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную
систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую,
просветительскую и воспитательную задачи.
Педагогический
словарь
даёт
следующее
определение
музейной
педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю,
особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы
воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие
музеев с образовательными учреждениями».
Е.
Б.
Медведева,
М.Ю.
Юхневич
дают
следующее
определение:
«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на
стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей
культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации,
характер использования музейных средств в передаче и восприятии
информации с точки зрения педагогики».
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.
Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает
окружающий
мир,
овладевает
необходимыми
навыками,
приобретает
собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в
детском
возрасте,
помогают
ребенку
проникнуться
духом
иного
исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные
историко-культурные ценности.