Напоминание

Звук и буква Ч. Насекомые.


Автор: Котова Надежда Фёдоровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Горушинская НШ - детский сад
Населённый пункт: Ярославская область, г. Данилов
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: Звук и буква Ч. Насекомые.
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого фронтального логопедического

занятия для 1 класса VII вида

Тема: Звук и буква Ч. Насекомые.

Учитель – логопед:

Котова Надежда Фёдоровна

Цель: закрепить знания детей о звуке и букве Ч.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

формирование правильной артикуляции звука [ч];

развитие мелкой моторики;

стимуляция речевых зон коры головного мозга;

профилактика зрительного утомления;

обогащение словарного запаса;

формирование

умения

употреблять

в

речи

приставки

и

предлоги

пространственного значения;

совершенствование фонематического слуха;

совершенствование навыка фонематического анализа.

Образовательные:

закрепление понятий «звук», «буква», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой»

звук.

Воспитательные:

создание положительного эмоционального фона;

воспитание любви к природе;

воспитание чувства доброжелательности.

Оборудование: презентация, интерактивная доска,звуковой домик, буква из разрезной

азбуки, шарики су – джок, пособия для ниткописи, звуковые поезда, «волшебная

палочка», звуковые светофоры, звуковые дощечки, цветные крышечки, ромашка,

предметные картинки «насекомые».

Ход занятия

Вхождение в занятие

Логопед: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Они посмотрят, как вы

работаете, что вы знаете и как умеете себя вести. Повернитесь к ним, поприветствуйте

своей улыбкой.

На меня все посмотрели

И на место дружно сели.

Логопед: Ребята, однажды над жителями цветочной поляныпронёсся злой колдун,всех

заколдовал и превратил в цветы.

Чтобы бабочки порхали,

Чтоб трудился муравей,

И осы чтоб жужжали,

Помогите им скорей.

С собой возьмите знанья,

И доброту возьмите,

И этим шестиногим малышкам помогите!

Логопед: Поможем избавиться жителям полянки от колдовских чар?

Дети: Да!

Основная часть

Логопед:

Тогда вам придётся потрудиться и выполнить все задания злого колдуна.

Выполняя каждое задание, вы будете освобождать от колдовских чар одного жителя

полянки. Чтобы помочь нашим друзьям, нам необходимо попасть на цветочную поляну.

Как вы думаете, на чём мы можем до неё добраться?

Ответы детей.

Логопед: Но наша волшебная поляна находится так далеко, что добраться до неё можно

только на поезде. Давайте представим, что мы садимся в поезд. Все расположились

удобно? Тогда вперёд!

Звучит мелодия «Голубой вагон».

Логопед: Представьте, что мы едем в вагоне и слушаем, как стучат колёса поезда. Как

пыхтит поезд?

Дети: ч-ч-ч.

Логопед: Возьмите свои зеркала и посмотрите, что делают губы, когда мы произносим

звук [ч]?

Дети: Губы округлены и принимают положение «рупора».

Логопед: Как располагаются зубы, когда мы произносим звук [ч]?

Дети: Зубы разомкнуты.

Логопед: Как расположен язык, когда мы произносим звук [ч]?

Дети: Кончик языка поднят наверх, боковые края языка плотно прижаты к коренным

зубам.

Логопед: Давайте ещё раз пошумим, как поезд.

Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия?

Дети: Звук и буква Ч.

Логопед: Вот мы и очутились на волшебной поляне. Посмотрите, сколько вокруг цветов.

И в этих цветах злой колдун заколдовал наших друзей. Вы готовы помочь им избавиться

от колдовских чар?

Дети: Да.

Логопед:

Вот вам первое задание колдуна: ответьте, какой буквой на письме мы

обозначаем звук [ч]?

Дети: Буквой Ч.

Логопед: Верно. Давайте попробуем написать букву Ч с помощью ниточки. Но сначала

мы подготовим наши пальчики и помассируем их.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

Вы размяли пальчики и теперь готовы ниточкой выложить письменную букву Ч.

Логопед: Молодцы, ребята. Вот вы и расколдовали первого жителя цветочной полянки!

Логопед: Ребята, букву Ч, которая обозначает звук [ч], нам нужно поселить в домик. Но

для этого необходимо дать характеристику звуку [ч]. Во-первых, нам нужно решить, в

каком домике будет жить буква Ч, которая обозначает звук [ч]?

Дети: Буква Ч будет жить в домике для согласных.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что при произношении звука [ч] воздух встречает преграду и пропеть его

нельзя.

Логопед: Если звук [ч] согласный, что ещё о нём мы должны сказать?

Дети: Звук [ч] звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Логопед: Как мы определим, звук [ч] звонкий или глухой?

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [ч] звонкий или глухой?

Дети: Глухой.

Логопед: Что ещё нам нужно сказать о звуке [ч]?

Дети: Звук [ч] твёрдый или мягкий?

Логопед: Этот вопрос вам нужно решить в парах, а затем вы обсудите это в группах и

примете решение. Посовещавшись, вы должны поместить букву Ч, обозначающую звук

[ч], в одно из окошечек нашего поезда: синее, зелёное или сине – зелёное.

Логопед: В какое окошечко вы поместили букву Ч, обозначающую звук [ч]?

Дети: В зелёное.

Логопед: Почему?

Дети: Потому, что звук [ч] – всегда мягкий, он не имеет твёрдой пары.

Логопед: Давайте дадим полную характеристику звука [ч].

Дети: Звук [ч] согласный, глухой, мягкий.

Логопед: В каком подъезде будет жить буква Ч.

Дети: В подъезде без колокольчика.

Логопед: В какой квартире будет жить буква Ч?

Дети: В квартире с зелёными стенами.

Логопед:

Молодцы, ребята. Вот вы и расколдовали ещё одного жителя цветочной

полянки!

Я вам предлагаю отдохнуть вместе со стрекозой. Проследите глазками за траекторией

движения стрекозы, не поворачивая головы.

Офтальмопауза«Стрекоза»

Логопед: Злой колдун приготовил для вас следующее задание. Он украл маленькие слова

из предложений. Я вам буду читать предложения, а ваша задача – добавить пропущенное

слово. Кому палочка придёт, тот ответ свой и даёт. Остальные слушают внимательно

отвечающего. Если ваш товарищ правильно построил предложение, хлопаем в ладоши, а

если допустил ошибку – свои аплодисменты не дарим.

Бабочка села … цветок. Майский жук … с цветка на цветок.

Шмель спрятался … листом ромашки. Муха … в форточку.

Муравей заполз… муравейник. Паук … из-за шкафа.

Пчела вылетела … улья. Стрекоза парит … водоёмом.

Божья коровка…с травинки на травинку. Кузнечик…с листка на листок.

Комар…из окна.

После дополнения детьми каждых 2-х предложений появляется новое изображение

насекомого.

Логопед: Молодцы! Вы помогли избавиться от колдовских чар сразу нескольким жителям

полянки.

Музыкальная физкультминутка

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Светофор». Я вам буду называть расколдованных

жителей цветочной полянки, а вы,если в слове услышите звук [ч], поднимите зелёный

кружок, а если нет – красный.

Логопед: Вы расколдовали ещё одного жителя цветочной полянки!

Логопед:А теперь злой колдун хочет проверить, умеете ли вы зашифровывать слова.

Давайте поиграем в игру «Шифровальщики». С помощью звуковых дощечек и цветных

крышечек зашифруйте жителей цветочной полянки, в названиях которых спрятался звук

[ч]. (пчела, бабочка, кузнечик)

После выполнения звукового анализа каждого слова перед детьми появляется новое

изображение насекомого.

Логопед: Вы расколдовали последнего жителя цветочной полянки! Давайте вспомним

всех, кого мы расколдовали. Как одним словом назвать всех, кто изображён на картинках?

Дети: Насекомые.

Итог занятия

Логопед: Молодцы, ребята, вы избавили от колдовских чар всех жителей цветочной

полянки и в благодарность за это они дарят вам подарки. Теперь пора возвращаться в

класс. Мы снова садимся на волшебный поезд, который домчит нас до школы.

Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам на память о путешествии на волшебную цветочную полянку

поместить картинки с изображением насекомых на ромашку. Оцените свою работу на

занятии: если занятие вам понравилось и вы считаете, что работали хорошо, то

прикрепите на ромашку пчёлку; если занятие вам понравилось, но вы работали не в

полную силу, то прикрепите бабочку; если занятие не понравилось и вы работали плохо –

кузнечика.



В раздел образования