Автор: Морозова Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №32
Населённый пункт: г. Волгоград, Дзержинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система занятий по теме "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через формирование представлений о добре и зле"
Раздел: дошкольное образование
Система занятий по теме
«Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного
возраста через формирование представлений о добре и зле»
Воспитатель МДОУ «Детский сад №32
Дзержинского района Волгограда»
Морозова Оксана Васильевна
Вступление:
«Люди поступают дурно только потому, что не знают,
что считать
Добром, а что Злом», - сказал Древнегреческий философ Сократ в V до н.э.
Тема нравственного воспитания и необходимости соблюдения морали
обсуждалась людьми тысячи лет назад и обсуждается сегодня. Актуальность
проблемы нравственного воспитания в современном обществе и сегодня
выходит на первый план, так как, негативные явления в нравственной сфере
общества выражаются, прежде всего, в разрушении личности человека,
института семьи, росте наркомании и алкоголизма, социальной агрессии
молодежи, в проявлениях равнодушия и нетерпимости.
Все начинается с детства. Закладывание нравственных основ начинается с
рождения,
а
дошкольный
возраст
является
наиболее
благоприятным
периодом для формирования нравственной личности. Задумываясь об
истоках нравственных качеств, мы всегда возвращаемся к впечатлениям
детства. Ребенок не рождается злым или добрым, хорошим или плохим,
безразличным к каким-либо моральным или нравственным проявлениям, то
какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от
окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими
впечатлениями обогатят. Следовательно, детей нужно учить нравственности
так же, как мы учим их всему остальному – наука, музыке.
Для ребенка наиболее общими понятиями, служащими для разграничения
и противопоставления нравственного и безнравственного являются понятия
добра и зла. Без осознания ребенком, что есть добро и зло, невозможно
постижение других нравственных понятий.
Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими
нравственное сознание человека. Поэтому мы стремимся сформировать у
детей представления о добре, как о главном критерии всего положительного:
о нежности, честности, вежливости, верности, скромности, совести, радости,
любви, мире, дружбе, ласке, уважении, трудолюбии. И о Зле, которое
наоборот, является главным критерием всего отрицательного: о злости,
жестокости, жадности, грубости, наглости и т.д.
Для этого нами была разработана система занятии, которая включает в
себя различные игры, чтение и обсуждение произведении художественной
литературы (стихи Агнии Барто, авторские сказки) и произведений устного
народного творчества (русские народные сказки).
Система занятий:
Итак, работу с детьми в этом направлении начали мы с прочтения и
обсуждения стихотворения А. Барто «Шла вчера я по Садовой!» из сборника
«Вовка – добрая душа»
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренёк белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: — Это мне?—
Улыбнулся он в окне,
Закричал ещё кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренёк махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка, — есть такой!
После прочтения, мы задали детям вопрос» «Чего пожелал прохожим
Вовка?». Доброго утра, то есть добра. Потом мы предложили детям
отправиться в путешествие по дороге Добра, чтобы самим поучиться
говорить добрые и вежливые слова, научиться отличать добрые и плохие
поступки, стараться совершать только добрые дела: улыбаться друг другу,
дружить, не обижать, не огорчать друг друга и т.п.
Основная
цель
нашего
большого
путешествия
–
это
формирование
представлений детей о добре и зле.
1.
И первая наша остановка называлась игра «Вежливый цветок».
Цель этой дидактической игры: вспомнить как можно больше вежливых слов
и объяснить их назначение (зачем и когда мы их произносим).
Материалы: цветок без лепестков, лепестки
Ход игры:
Мы попросили ребят представить, что каждый из вас – это цветок. Каждый
человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но,
посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все
лепестки! Как же возродить его?
-Мы попросили детей назвать как можно больше вежливых слов и оживить
цветок. (Дети называли вежливые слова, получали лепестки и прикладывали
их к сердцевине цветка). Выиграл тот ребенок, который назвал больше слов.
2. На следующий день мы прочитали детям сказку «Красная шапочка» (из
сказок Ш.Перро) и попросили детей оценить поступки героев этой сказки.
Так мы очутились на 2-ой остановке
«Добрые и злые герои любимых сказок».
3.На следующем занятии мы отправились на остановку
«Добрых и злых смайликов».
Мы попросили детей вспомнить русские народные сказки («Три поросенка»,
«Семеро козлят», «Гуси-лебеди» и другие). Дети разглядывали сюжетные
иллюстрации к знакомым сказкам и старались оценить поступки героев с
помощью показа добрых или злых смайликов.
4. Потом мы предложили детям прогуляться по «Тропинке добрых дел»
и сыграть в игру, целью которой было закрепление представлений детей о
добре и зле.
С помощью этой игры мы постарались
1. Познакомить детей с понятием «поступок», как реальным действием
обычных детей, таких же, как они.
3. Показать им красоту добрых поступков и не красоту злых. Закрепить
умение анализировать поступки персонажей иллюстрации.
4. Активизировать словарь детей: продолжили учить составлять всем вместе
связный рассказ (развивать навыки связной речи).
5. Подвести детей к доказательству того, что из добрых поступков рождается
дружба (что очень важно для социализации ребенка)
6. Сделать выводы, что добро, добрые поступки – это радость для
окружающих и самого себя.
Оборудование: игровое поле «добрых поступков», карточки с изображением
добрых и злых поступков, корзинка для «злых поступков».
Ход игры:
Детям раздаются карточки с иллюстрациями добрых и злых поступков. Дети
разглядывают их, рассказывают о содержании каждой картинки, дают свою
оценку поступку и определяют его место на поле, если это добрый поступок,
или скидывают картинку в корзину, если это злой поступок. Выигрывает тот,
кто правильно распределил карточки.
5. Далее мы предложили детям игры, развивающие положительные качества
ребенка и отправились на остановку «Ласковые имена»
Это подвижная игра (можно играть в группе) «Назови ласково по
имени»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение
одного
ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников
бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Лерочка,
Лизонька, т. д. Второй игрок бросает следующему, выигрывает тот, кто
назвал больше ласковых имен.
И игра «Пирамида любви»
Дети строят пирамиду, вспоминая, кого они любят, называя их ласково.
6.
Следующая остановка «Сундучок-копилка добрых дел»
Мы вырезали из цветной бумаги сердечки. В конце каждого дня предлагали
каждому ребенку положить в сундучок столько сердечек с его именем,
сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребенок затруднялся,
помогали ему найти это доброе дело даже в малейших положительных
поступках (хорошо покушал, убрал на место игрушки и т.д.). Такая игра
стимулирует ребенка совершать что–то хорошее.
7. Следующая остановка «Выбрасываем злость»
Противоположная игре «Сундучок добрых дел». Эта игра побуждает ребенка
рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. И если они были,
ребенок берет черную кляксу и выкидывает её в мешочек. Так мы старались
договорится с ребенком о том, чтобы он избавлялся от отрицательных
эмоций (злости, обиды), складывал их в мешочек, а потом мы вместе
выбрасывали их.
8. Потом мы предложили детям
заглянуть в «Мастерскую волшебных бус»
и сыграть в игру «Соберем бусы из волшебных слов»
Цель: та же, что и у игры «Вежливый цветок», назвать как можно больше
добрых и вежливых слов
Оборудование: бусы, леска.
Ход игры: каждому ребенку раздаются в руки бусинки, дети по очереди
называют добрые и вежливые «волшебные» слова и нанизывают бусины на
леску. Воспитатель замечает, что от этих слов на душе становится радостнее
и теплее, что бусинки плотно прилегают друг к другу, как будто очень
дружны между собой и выражает надежду на то, что все ребята в нашей
группе будут такими же сплоченными и дружными.
9. И последняя остановка в нашем путешествии «Юные художники».
Здесь мы решили с детьми сделать доброе и полезное дело: нарисовать
маме подарок «Доброе солнышко» просто так.
В групповом чате с родителями мы рассказали им о нашем небольшом
путешествии по дороге Добра и посоветовали показать детям добрый
советский мультфильм «Просто так».
Мы очень надеемся, что в результате нашей работы по формированию
представлений детей о добре и зле, у них появилось желание совершать
только добрые поступки, что они будут стараться правильно оценивать их и
поймут, что злые поступки приносят окружающим обиду, боль и слезы, а
добрые - улыбку, радость и счастье.
На этом, конечно же, работа с детьми по формированию у них духовно-
нравственных качеств не закончилась, а только началась.
Спасибо за внимание!