Напоминание

Система занятий по теме "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через формирование представлений о добре и зле"


Автор: Морозова Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №32
Населённый пункт: г. Волгоград, Дзержинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система занятий по теме "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через формирование представлений о добре и зле"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система занятий по теме

«Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного

возраста через формирование представлений о добре и зле»

Воспитатель МДОУ «Детский сад №32

Дзержинского района Волгограда»

Морозова Оксана Васильевна

Вступление:

«Люди поступают дурно только потому, что не знают,

что считать

Добром, а что Злом», - сказал Древнегреческий философ Сократ в V до н.э.

Тема нравственного воспитания и необходимости соблюдения морали

обсуждалась людьми тысячи лет назад и обсуждается сегодня. Актуальность

проблемы нравственного воспитания в современном обществе и сегодня

выходит на первый план, так как, негативные явления в нравственной сфере

общества выражаются, прежде всего, в разрушении личности человека,

института семьи, росте наркомании и алкоголизма, социальной агрессии

молодежи, в проявлениях равнодушия и нетерпимости.

Все начинается с детства. Закладывание нравственных основ начинается с

рождения,

а

дошкольный

возраст

является

наиболее

благоприятным

периодом для формирования нравственной личности. Задумываясь об

истоках нравственных качеств, мы всегда возвращаемся к впечатлениям

детства. Ребенок не рождается злым или добрым, хорошим или плохим,

безразличным к каким-либо моральным или нравственным проявлениям, то

какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от

окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими

впечатлениями обогатят. Следовательно, детей нужно учить нравственности

так же, как мы учим их всему остальному – наука, музыке.

Для ребенка наиболее общими понятиями, служащими для разграничения

и противопоставления нравственного и безнравственного являются понятия

добра и зла. Без осознания ребенком, что есть добро и зло, невозможно

постижение других нравственных понятий.

Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими

нравственное сознание человека. Поэтому мы стремимся сформировать у

детей представления о добре, как о главном критерии всего положительного:

о нежности, честности, вежливости, верности, скромности, совести, радости,

любви, мире, дружбе, ласке, уважении, трудолюбии. И о Зле, которое

наоборот, является главным критерием всего отрицательного: о злости,

жестокости, жадности, грубости, наглости и т.д.

Для этого нами была разработана система занятии, которая включает в

себя различные игры, чтение и обсуждение произведении художественной

литературы (стихи Агнии Барто, авторские сказки) и произведений устного

народного творчества (русские народные сказки).

Система занятий:

Итак, работу с детьми в этом направлении начали мы с прочтения и

обсуждения стихотворения А. Барто «Шла вчера я по Садовой!» из сборника

«Вовка – добрая душа»

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена —

Паренёк белоголовый

Закричал мне из окна:

— С добрым утром!

С добрым утром!

Я спросила: — Это мне?—

Улыбнулся он в окне,

Закричал ещё кому-то:

— С добрым утром!

С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренёк махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка, — есть такой!

После прочтения, мы задали детям вопрос» «Чего пожелал прохожим

Вовка?». Доброго утра, то есть добра. Потом мы предложили детям

отправиться в путешествие по дороге Добра, чтобы самим поучиться

говорить добрые и вежливые слова, научиться отличать добрые и плохие

поступки, стараться совершать только добрые дела: улыбаться друг другу,

дружить, не обижать, не огорчать друг друга и т.п.

Основная

цель

нашего

большого

путешествия

это

формирование

представлений детей о добре и зле.

1.

И первая наша остановка называлась игра «Вежливый цветок».

Цель этой дидактической игры: вспомнить как можно больше вежливых слов

и объяснить их назначение (зачем и когда мы их произносим).

Материалы: цветок без лепестков, лепестки

Ход игры:

Мы попросили ребят представить, что каждый из вас – это цветок. Каждый

человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но,

посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все

лепестки! Как же возродить его?

-Мы попросили детей назвать как можно больше вежливых слов и оживить

цветок. (Дети называли вежливые слова, получали лепестки и прикладывали

их к сердцевине цветка). Выиграл тот ребенок, который назвал больше слов.

2. На следующий день мы прочитали детям сказку «Красная шапочка» (из

сказок Ш.Перро) и попросили детей оценить поступки героев этой сказки.

Так мы очутились на 2-ой остановке

«Добрые и злые герои любимых сказок».

3.На следующем занятии мы отправились на остановку

«Добрых и злых смайликов».

Мы попросили детей вспомнить русские народные сказки («Три поросенка»,

«Семеро козлят», «Гуси-лебеди» и другие). Дети разглядывали сюжетные

иллюстрации к знакомым сказкам и старались оценить поступки героев с

помощью показа добрых или злых смайликов.

4. Потом мы предложили детям прогуляться по «Тропинке добрых дел»

и сыграть в игру, целью которой было закрепление представлений детей о

добре и зле.

С помощью этой игры мы постарались

1. Познакомить детей с понятием «поступок», как реальным действием

обычных детей, таких же, как они.

3. Показать им красоту добрых поступков и не красоту злых. Закрепить

умение анализировать поступки персонажей иллюстрации.

4. Активизировать словарь детей: продолжили учить составлять всем вместе

связный рассказ (развивать навыки связной речи).

5. Подвести детей к доказательству того, что из добрых поступков рождается

дружба (что очень важно для социализации ребенка)

6. Сделать выводы, что добро, добрые поступки – это радость для

окружающих и самого себя.

Оборудование: игровое поле «добрых поступков», карточки с изображением

добрых и злых поступков, корзинка для «злых поступков».

Ход игры:

Детям раздаются карточки с иллюстрациями добрых и злых поступков. Дети

разглядывают их, рассказывают о содержании каждой картинки, дают свою

оценку поступку и определяют его место на поле, если это добрый поступок,

или скидывают картинку в корзину, если это злой поступок. Выигрывает тот,

кто правильно распределил карточки.

5. Далее мы предложили детям игры, развивающие положительные качества

ребенка и отправились на остановку «Ласковые имена»

Это подвижная игра (можно играть в группе) «Назови ласково по

имени»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение

одного

ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников

бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Лерочка,

Лизонька, т. д. Второй игрок бросает следующему, выигрывает тот, кто

назвал больше ласковых имен.

И игра «Пирамида любви»

Дети строят пирамиду, вспоминая, кого они любят, называя их ласково.

6.

Следующая остановка «Сундучок-копилка добрых дел»

Мы вырезали из цветной бумаги сердечки. В конце каждого дня предлагали

каждому ребенку положить в сундучок столько сердечек с его именем,

сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребенок затруднялся,

помогали ему найти это доброе дело даже в малейших положительных

поступках (хорошо покушал, убрал на место игрушки и т.д.). Такая игра

стимулирует ребенка совершать что–то хорошее.

7. Следующая остановка «Выбрасываем злость»

Противоположная игре «Сундучок добрых дел». Эта игра побуждает ребенка

рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. И если они были,

ребенок берет черную кляксу и выкидывает её в мешочек. Так мы старались

договорится с ребенком о том, чтобы он избавлялся от отрицательных

эмоций (злости, обиды), складывал их в мешочек, а потом мы вместе

выбрасывали их.

8. Потом мы предложили детям

заглянуть в «Мастерскую волшебных бус»

и сыграть в игру «Соберем бусы из волшебных слов»

Цель: та же, что и у игры «Вежливый цветок», назвать как можно больше

добрых и вежливых слов

Оборудование: бусы, леска.

Ход игры: каждому ребенку раздаются в руки бусинки, дети по очереди

называют добрые и вежливые «волшебные» слова и нанизывают бусины на

леску. Воспитатель замечает, что от этих слов на душе становится радостнее

и теплее, что бусинки плотно прилегают друг к другу, как будто очень

дружны между собой и выражает надежду на то, что все ребята в нашей

группе будут такими же сплоченными и дружными.

9. И последняя остановка в нашем путешествии «Юные художники».

Здесь мы решили с детьми сделать доброе и полезное дело: нарисовать

маме подарок «Доброе солнышко» просто так.

В групповом чате с родителями мы рассказали им о нашем небольшом

путешествии по дороге Добра и посоветовали показать детям добрый

советский мультфильм «Просто так».

Мы очень надеемся, что в результате нашей работы по формированию

представлений детей о добре и зле, у них появилось желание совершать

только добрые поступки, что они будут стараться правильно оценивать их и

поймут, что злые поступки приносят окружающим обиду, боль и слезы, а

добрые - улыбку, радость и счастье.

На этом, конечно же, работа с детьми по формированию у них духовно-

нравственных качеств не закончилась, а только началась.

Спасибо за внимание!



В раздел образования