Авторы: Мищенко Ирина Леонидовна, Сапожникова Галина Гаррьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Здоровый образ жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему «Здоровый образ жизни дошкольников»
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий
родителей
ребятишек
от
3
до
7
лет.
Здоровье
является
необходимым условием физического и психического развития.
Здоровье
–
это
базовая
ценность
и
необходимое
условие
полноценного психического, физического и социального развития
ребенка. [3, с.34]. Поэтому главными задачами по укреплению
здоровья детей в детском саду являются формирование у них
представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни,
формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить
ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного
для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых
лет правильное отношение к своему здоровью, воспитать чувство
ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем
создания
целостной
системы
по
сохранению
физического,
психического и социального благополучия ребенка.
Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно
сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создаётся
именно
в
дошкольном
возрасте,
именно,
на
этом
должны
сосредоточить внимание врачи, воспитатели, родители. [1, с.47].
В этот период происходит перестройка функционирования
разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо
всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста
привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию
и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач,
которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в это
время нужно начинать формирование основ здорового образа
жизни у дошкольника. В это же самое время активно формируется
характер,
привычки,
закладываются
жизненные
приоритеты
личности. [5, с.28]. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти
годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки
здорового образа жизни дошкольников.
В современном воспитательном процессе приоритетным
направлением в воспитании детей дошкольного возраста является
повышение
уровня
здоровья
детей,
формирование
навыков
здорового образа жизни, а также воспитание потребности в
регулярных занятиях и получении новых знаний. [7, с.31].
Воспитатели
в
детском
саду,
родители
дома
должны
постоянно учить ребенка правильному поведению в различных
жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным
ситуациям. [6, с.34]. В этот период ребенок должен четко усвоить,
что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители,
бабушки и
дедушки должны постоянно
прививать
малышу
правильное отношение к своему здоровью и ответственности за
него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться
созданием
целостной
системы
по
сохранению
физического,
психического
и
социального
благополучия
ребёнка.
Особо
пристальное внимание необходимо уделять родителям таким
составляющим здорового образа жизни дошкольников:
– Соблюдение режима дня, активности и сна.
– Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на
свежем воздухе.
– Правильное, здоровое питание.
– Закаливание.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка
в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни,
формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и
бережного отношения к здоровью окружающих. [4, с.29]. Работа в
изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне
традиционной для нашей группы. Формирование основ здорового
образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без
выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен
усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда
быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не
делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш
всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому
родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ
жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом,
комплексный подход в формировании культуры здорового образа
жизни
у
дошкольников
позволит
привить
им
необходимые
привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их
жизни. Для дошкольного возраста основным видом деятельности
является игра, что и надо учитывать при формировании важнейших
навыков здорового образа жизни. Сейчас же рассмотрим еще
несколько полезных вариантов, в которые можно поиграть с
ребенком, а если в семье несколько малышей – показать пример, а
далее – дать детям возможность пофантазировать самостоятельно.
Очень интересна игра в «Больницу», пациентами которой станут
игрушки,
не
занимавшиеся
спортом,
не
закаливающиеся,
неправильно питающиеся. На их примере ребенок рассмотрит, как
делать нельзя. Играть можно с детьми 3-4 лет и старше.
Систематизировать знания малыша о ЗОЖ и его компонентах
поможет игра «Разложи картинки». Родитель заранее готовит
дидактический материал – карточки, на которых изображены
различные гигиенические процедуры, сон, физические упражнения,
прогулка, и просит ребенка разложить их в верном порядке.
Сначала нужно разместить те картинки, на которых изображены
утренние действия, потом – дневные, вечерние и, наконец, сон.
Научить девочку одеваться в соответствии с погодными
условиями поможет простая игра «Одень куклу». Необходимо
приобрести или сделать самостоятельно бумажную куклу с
комплектом одежды, а далее – давать ребенку задание вроде «На
улице дождь .Как оденется кукла?»
А так же не менее важно внимание к физической подготовке
Для того чтобы научить малыша физической активности, следует
проводить с ним зарядку вместе, ребенок будет в восторге от того,
что мама или папа двигаются под музыку вместе с ним, поэтому
капризничать не будет, а постарается выполнить упражнения как
можно лучше. Занимаясь у открытого окна, можно убить одним
выстрелом двух зайцев – ребенок одновременно будет и закаляться.
В утреннюю гимнастику лучше всего включить простые
упражнения для всех групп мышц: прыжки, бег на месте, подъемы
рук и ног, приседания. Если у малыша наблюдается нарушение
осанки,
следует
уделить
внимание
ее
своевременной
корректировке. Кроме того, для дошкольного возраста будут
полезны и такие комплексы упражнений, которые следует вписать
в режим дня:
Дыхательная гимнастика Стрельниковой, направленная
на развитие дыхательного аппарата.
Пальчиковая гимнастика поможет улучшить мелкую
моторику ребенка.
Полезен
будет
и
самомассаж
кистей
и
пальцев,
выполняемый при помощи граненого карандаша или
ореха. Необходимо показать малышу, как делается
массаж, а далее – предложить попробовать.
В зимнее время нужно всей семьей отправиться на прогулку
на лыжах, покататься на санках, ватрушках. Если ребенку уже
исполнилось 5 лет, можно научить его кататься на коньках.
Укрепить иммунитет поможет посещение бассейна, кроме
того, плавание улучшает осанку, развивает мышцы спины, создает
мышечный корсет.
Если ребенку интересно, можно записать его на танцы или в
спортивную секцию, главное, чтобы малыш сам изъявил желание
посещать такие занятия, а не безропотно выполнял волю родителей,
тогда результат будет положительным.
Важно помнить, что ребёнок воспитывается не только в
условиях ДОУ, но и главным образом, в семье. А семья играет
главную и решающую роль в воспитании полноценного, здорового
и всесторонне развитого ребёнка.
Литература:
1.Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. –
Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
2.Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового дошкольника». /
Алямовская В.Г- М,: Просвещени, 1995.
3.Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения:
индивидуально-ориентированный подход / Ахутина, Т.В. // Школа
здоровья. – 2000г. – С.42.
4.Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом
образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-
реф.дис.канд.пед.наук/ Л.Г.Касьянова // Екатеринбург, 2004. – 22с.
5.Л.В.Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского
сада. Москва. Просвещение. 2005г.
6.Журнал» «Дошкольное воспитание»
7.Т.А.
Шорыгина
«Беседы
о
здоровье».
Методическое
пособие. Творческий , Москва, 2004г.