Автор: Бакилина Светлана Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ№ 1
Населённый пункт: город Чайковский
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано "
Раздел: среднее профессиональное
Конспект открытого урока Бакилиной Светланы Владимировны,
преподавателя фортепиано ДШИ№ 1
Предмет « Фортепианный ансамбль»
Тема: «Развитие навыков ансамблевого музицирования в
классе фортепиано »
Обучающиеся: учащиеся 5 класса фортепианного отделения
Копосова Лена и Князева Лиза.
Вид урока: мелкогрупповой
Тип урока: смешанный (беседа и практическая работа)
Цель урока: Формирование и развитие у обучающихся навыков
ансамблевой игры
Задачи урока:
Образовательные:
1.Освоение специфики ансамблевых партий.
2.Приобретение навыка ансамблевого исполнения произведений.
Развивающие:
1.Научить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера;
2.Показать практическое применение приемов работы над музыкальным
произведением;
3.Воспитывать интерес учащихся к ансамблевой игре и концентрации
внимания на чувстве партнера
4.Развивать творческую индивидуальность каждого обучающегося
Воспитательные:
1.Воспитание чувства ответственности в коллективе
2.Развитиеграмотного исполнения произведения, которое подразумевает
(единый темп, необходимость слышать друг друга, синхронное звучание,
единство динамики, фразы, штриха, одновременное взятие и снятие звука)
Оборудование
:
фортепиано
, стулья по числу присутствующих в классе,
подставки, ноты
Музыкальные произведения:
1.
«Рэг кленового листа» С.Джоплин
2.
«Голубой вагон» В.Шаинский обр.В.Альченко
3.
Ожидаемый результат
Обучающиеся будут знать приёмы и методы, помогающие в преодолении
технических трудностей, смогут применить их в подобных произведениях.
Продолжительность урока — 40 мин.
План урока:
1.Вступительное слово преподавателя, настрой учащихся на
совместную творческую работу 1 минута
2.Проверка выполнения домашнего задания — 5 мин.
3.Работа над пьесой «Рэг кленового листа—12 мин.
4. Работа над пьесой «Голубой Вагон» 14 минут
5. Закрепление результатов работы — 5 мин.
6. Оценка, домашнее задание — 1 мин.
7. Заключение
Рефлексия, подведение итогов — 2 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
Словесный (объяснение, беседа),практический, иллюстративный,
творческий поисковый (поиск средств выразительности для образного
воплощения исполняемой пьесы),репродуктивный (исполнение с
поставленными преподавателем задачами), игровой метод, метод
наблюдения, метод самостоятельной работы, метод анализа и синтеза.
Открытый урок посвящён ансамблевой игре. Задача преподавателя -
познакомить обучающихся с приёмами работы по преодолению
артикуляционных трудностей в пьесе технического характера. В ходе урока
обсуждаются и отрабатываются приёмы игры совместно с обучающимися,
для того, чтобы они смогли в домашних условиях повторить и закрепить
технически сложные моменты.
В самом начале урока, во вступительном слове преподаватель
обязательно обращает внимание на посадку учащихся за инструментом.
Пьесы написаны для одного инструмента, поэтому обучающиеся должны
сесть так, чтобы не мешать друг к другу и в игре уметь уступать часть
клавиатуры напарнику с тем, чтобы ему было сподручней исполнять
технически трудные места пьесы. Этому правилу дети должны следовать на
каждом занятии в целях закрепления навыка посадки в данном
произведении.
При проверке домашнего задания, выясняются проблемы, над
которыми будет проводиться дальнейшая работа на уроке . Проблемы
следующие: не одновременное начало и окончание пьес, нет единого пульса
и темпа, качество исполнения каждой партии и работа над штрихами.
Приходя на урок, обучающиеся должны знать нотный текст наизусть, но
работа на всех занятиях ведётся по нотам для предупреждения динамических
и штриховых ошибок при исполнении.
В заключительный этап работы входит -обобщение навыков и умений,
предстоящие задачи, задание для самостоятельной домашней работы