Напоминание

Использование кукольного театра в развитии социальной одаренности детей дошкольного возраста.


Автор: Бессонова Лариса Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ДОУ "Незабудка"
Населённый пункт: п. Серебряный бор, Нерюнгринский район
Наименование материала: Статья
Тема: Использование кукольного театра в развитии социальной одаренности детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование кукольного театра в развитии социальной

одаренности детей дошкольного возраста.

Бессонова Лариса Васильевна,
музыкальный руководитель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №46 «Незабудка» п. Серебряный Бор Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)






В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность. В системе работы с одарёнными детьми я ставлю следующие задачи: · Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей · Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей в образовательном процессе и в свободной деятельности · Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в театрализованной деятельности · Стимулирование творческой деятельности одаренных детей ·Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей · Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми. Существуют несколько сфер одарённости ребёнка: 1. Интеллектуальная сфера, 2.Сфера академических достижений (чтение), 3. Математика, 4. Естествознание 5.Творчество, 6.Общение и лидерство, 7. Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство), 8. Музыка 9. Двигательная сфера. В своей работе по дополнительному образованию (театральная студия), и как музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения я выделила для себя пять из девяти сфер одарённости: 1.Интеллектуальная сфера - ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью-охотно и хорошо занимается, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания. 2.Творческая сфера - ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие; демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему; изобретателен в изобразительной деятельности, играх.
3.Общение и лидерство - ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; c легкостью общается с другими детьми и взрослыми; в общении со сверстниками проявляет инициативу. 4. Музыкальная сфера - ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски. 5. Двигательная сфера - ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движения (бег, пряжки, лазание); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным во всех девяти сферах. Развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка я осуществляю в рамках работы театральной студии «Артемошка».Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе интеллектуальных и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: - художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием коммуникативных качеств личности; - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи. - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру. Работа по созданию театра проходила в несколько этапов.
На первом этапе
работы, с целью повышения своей компетентности по данному направлению, мною были изучены и проанализированы литературные источники по театрализованному развитию детей дошкольного возраста, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного. Для повышения своих теоретических знаний в этой области, я познакомилась с некоторыми программами по организации театральной деятельности. Проделанная в данном направлении работа, позволила мне составить авторскую программу дополнительного образования «Артемошка».
Второй этап
работы над созданием кукольного театра включал в себя: создание необходимой материально-технической базы, при отсутствии которой невозможно осуществлять театральную деятельность. Была изготовлена
мобильная ширма, закуплен необходимый материал для изготовления кукол- перчаток, сменных декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы и т.д.), заготовлены необходимые выкройки будущих персонажей кукольного театра, подготовлен различный постановочный и дидактический материал, методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству и кукловождению, специальная литература по изготовлению кукол и декораций, музыкальное сопровождение для постановок, сценарии. Когда была полностью подготовлена материально – техническая база я п р и с т у п и л а к р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы « А р т е м о ш к а » . Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников посредством кукольного театра, приобретение нового социального опыта. Данную цель реализую через решение следующих з а д ач : 1.Создание условий для творческого, интеллектуального и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр. 2.Знакомство воспитанников с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра). 3.Создание предпосылок к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами. 4.Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности и организация содержательного досуга. Программа «Артемошка» базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:  снятие, по возможности, всех стрессовых факторов;  раскрепощённость, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности;  развитие реальных мотивов: - игра и обучение по желанию ребёнка, - внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними,- внутренние мотивы должны включать мотивацию успешности (у тебя обязательно всё получиться). Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток. Опосредуя куклами взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают» на себя разные модели социального поведения. Играя роль Волка или Медведя, ребёнок может
выразить агрессию, играя роль Зайчика – осторожность, играя роль Петушка – решимость и храбрость. Этот опыт позволяет ребёнку впоследствии в различных жизненных ситуациях проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту. Для ребёнка персонаж кукольного театра – это, прежде всего, игрушка. Ребёнок видит, как с помощью кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Примерно к среднему дошкольному возрасту ребёнок сам уже без помощи кукол пробует повторить и разыграть знакомую сказку. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют. Но для многих детей выйти на сцену – серьёзное испытание. Нередко от лица куклы ребёнок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически п р я ч е т с я з а к у к л у . Дети должны уметь: самостоятельно создавать художественный образ, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации; использовать различные приёмы вождения кукол; различать и называть различные виды кукольных театров; самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию; передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создавая яркий образ героя; владеть интонационной выразительностью речи, пользоваться прямой и косвенной речью при инсценировании сказок; вести монолог и диалог; самостоятельно подбирать костюмы и декорации к театральным постановкам по знакомым произведениям; использовать песенные, игровые, танцевальные импровизации в самостоятельной деятельности; использовать умения и навыки, приобретённые в ходе кружковой работы, в праздниках и развлечениях. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме; подбор репертуара. Использование музыки и искусства кукольного театра очень важно для воспитания и развития эмоциональной сферы ребенка, так как органичное объединение в одном спектакле музыки и искусства театра может привести к взаимному усилению эстетического воздействия каждого из этих видов искусства. Музыка и искусство театра являются важнейшими средствами эстетического воспитания и развития, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое воздействие. Музыка в кукольных спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, фортепиано, гармошке, свирели и др. Музыка вводится с целью создания определённого настроения, в качестве музыкального оформления. Однако в кукольном спектакле она не всегда носит вспомогательный характер. Зачастую музыка играет очень важную роль. На
какое количество времени хватит внимания ребёнка – дошкольника, если он во время театрализованного действия неподвижно сидит на стуле? Не более чем на 10 минут. А если он принимает активное участие в спектакле, например, исполняя в роли зрителя какое-нибудь особо важное для успешного продолжения спектакля музыкальное произведение? Это количество возрастает в два (иногда и в три) раза! При этом формируются эмоциональная отзывчивость детей, навыки хорового пения и детского исполнительского мастерства (одно дело – петь для зрителей, и совсем другое – для самих артистов!). Музыкальный репертуар для таких спектаклей готовится с детьми заранее на музыкальных занятиях, при этом детях необязательно знать, где он будет ими использован. Это поможет сохранить момент сюрпризности. Насыщенность спектаклей эмоциональными и занимательными моментами также повышает заинтересованность детей. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений. Кукольный театр благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений, активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка. Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, интеллекта и мышления. Через театр ребенок учится без лишнего труда понимать человеческие взаимоотношения, по достоинству будет ценить искренность, доброту, честность и всегда отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Театр в детском саду – это импровизационная игра с элементами научности, которую малыши могут донести, выполнить при посторонних, показать зрителям. Театр – это проверка мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков. Театр – это не только зрелище, эстетический результат, но и в первую очередь различные техники работы над собой: над своей речью, артикуляцией, умением двигаться, слышать себя и других и т. п.

Литература:
1. Л –ра «дош. воспитание», № 3, 1995г., №9, 10,11 – 1996г. 2. Журнал «Обруч», №3 – 1999г., №4 – 1999г. 3. «Детский оркестр», С. Бублей, Ленинград, 1988г. 4. «Азбука хореографии», Т. Барышникова, Москва, 2000г. 5. журнал «Директор школы», №5 – 1995г., №5 – 1997г. 6. «Педагогика», Б. Лихачев, Москва, 1999г. 7. «Искусство» в 3 – х частях, Москва, «Просвещение», 1988г. 8. «Развлечение в дет. саду», Москва «Просвещение», 1975г. 9. «Театр кукол для детей», Н. Соловьева, Москва. 10. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», Л. Н. Комисарова, Э. П. Костина. 11. «Эмоциональное развитие школьника», А.Д. Кошелева, Москва, «Просвещение», 1985г. 12. «Музыкально – двигательные упражнения в д/с», Москва, «Просвещение», 1991г. 13. «Дошкольная педагогика», под ред. В.Л. Логиновой, П. Т. Саморуковой, 1988г. 14. «Дошкольная педагогика» С. А. Козлова, 1998г.


В раздел образования