Напоминание

"Важность игры в начальной школе"


Автор: Дегтярёва Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №507
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Важность игры в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Игра в начальной школе.

Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения,

формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той

деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и

отлет от действительности, и проникновение в неё.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –

важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным

средством формирования личности младшего школьника, его морально-

волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –

это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Исследования психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина)

свидетельствуют, что использование метода игры в учебном процессе

помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную

активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает

интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное

мышление, снимает утомление у детей, делает процесс обучения

занимательным для ребенка. Разумное сочетание игровой занимательности и

серьезности заданий помогает ученикам заниматься с интересом, быть

активными и внимательными на уроках.

Игра помогает ребенку постепенно включаться в деятельность, играть

увлеченно, проявлять самостоятельность, действовать, учитывая

складывающиеся обстоятельства, переживатьяркие впечатления и быстрее

приобретатьзнания, умения и привычки правильного поведения. В игре

отражается мир взрослых, а дети через нее познают окружающую

действительность. Игравыступает и как форма коллективной деятельности, и

как элемент всех других ее видов. В игровых ситуациях ребенок находит в

себе силы, чтобы преодолеть недостатки; в активном общении он стремится

перенять у одноклассников те знания и навыки, которые обеспечивают успех

в игре. Любая применяемая форма внеурочной деятельностиможет включать

элементы игры или проводиться в форме игры.

Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные

качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость

в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные

способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и

чужих поступков.

Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без

трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, учителю, а

также его родителям. С поступлением ребенка в школу меняется отношение

окружающих к его игре. Как следствие, изменяется место игры в жизни

самого ребенка. Пока он был дошкольником, игра воспринималась всеми как

его естественное и нужное дело, добровольное, ограниченное только

правилами, которые он сам и придумал, или с охотой принял от других

детей. Взрослые поощряли его игровую деятельность и этим самым

способствовали самоутверждению ребенка. В играх со сверстниками ребенок

приобретал свое место в детском обществе.

Но вот наступил момент, когда он пошел в школу. И неожиданно, игра

перестала быть его естественным занятием. Теперь от него ждут достижений

не в играх, как было до этого, а в учебной деятельности. Теперь успехи,

которые ребенок достигал в игре, за которые его хвалили взрослые,

перестали быть средством самоутверждения и утратили свое первоначальное

значение. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении

людей, начавших жизнь с чистого листа. И не все из них обнаруживают

новые способы самоутверждения. Активизировать учебный процесс, сделать

его более интересным помогают проблемные задания, поисковые и

лингвистические задачи, игры.



В раздел образования