Автор: Дегтярёва Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №507
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Важность игры в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Игра в начальной школе.
Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения,
формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той
деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и
отлет от действительности, и проникновение в неё.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –
важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным
средством формирования личности младшего школьника, его морально-
волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –
это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Исследования психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина)
свидетельствуют, что использование метода игры в учебном процессе
помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную
активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает
интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное
мышление, снимает утомление у детей, делает процесс обучения
занимательным для ребенка. Разумное сочетание игровой занимательности и
серьезности заданий помогает ученикам заниматься с интересом, быть
активными и внимательными на уроках.
Игра помогает ребенку постепенно включаться в деятельность, играть
увлеченно, проявлять самостоятельность, действовать, учитывая
складывающиеся обстоятельства, переживатьяркие впечатления и быстрее
приобретатьзнания, умения и привычки правильного поведения. В игре
отражается мир взрослых, а дети через нее познают окружающую
действительность. Игравыступает и как форма коллективной деятельности, и
как элемент всех других ее видов. В игровых ситуациях ребенок находит в
себе силы, чтобы преодолеть недостатки; в активном общении он стремится
перенять у одноклассников те знания и навыки, которые обеспечивают успех
в игре. Любая применяемая форма внеурочной деятельностиможет включать
элементы игры или проводиться в форме игры.
Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные
качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость
в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные
способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и
чужих поступков.
Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без
трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, учителю, а
также его родителям. С поступлением ребенка в школу меняется отношение
окружающих к его игре. Как следствие, изменяется место игры в жизни
самого ребенка. Пока он был дошкольником, игра воспринималась всеми как
его естественное и нужное дело, добровольное, ограниченное только
правилами, которые он сам и придумал, или с охотой принял от других
детей. Взрослые поощряли его игровую деятельность и этим самым
способствовали самоутверждению ребенка. В играх со сверстниками ребенок
приобретал свое место в детском обществе.
Но вот наступил момент, когда он пошел в школу. И неожиданно, игра
перестала быть его естественным занятием. Теперь от него ждут достижений
не в играх, как было до этого, а в учебной деятельности. Теперь успехи,
которые ребенок достигал в игре, за которые его хвалили взрослые,
перестали быть средством самоутверждения и утратили свое первоначальное
значение. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении
людей, начавших жизнь с чистого листа. И не все из них обнаруживают
новые способы самоутверждения. Активизировать учебный процесс, сделать
его более интересным помогают проблемные задания, поисковые и
лингвистические задачи, игры.