Напоминание

Серебряный век русской поэзии


Автор: Пшенова Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мезиновская СОШ им.А.И.Солженицына"
Населённый пункт: Гусь-Хрустального района Владимирской области
Наименование материала: презентация
Тема: Серебряный век русской поэзии
Раздел: полное образование





Назад




СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

9 класс

Пшенова Е.В., учитель русского

языка и литературы

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПОЭЗИИ

«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

С начала 1890-х

до 1917 , вплоть до начала

1920 годов

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

ДЕКАДЕНТСТВО

РЕАЛИЗМ

МОДЕРНИЗМ

СИМВОЛИЗМ

АКМЕИЗМ

ФУТУРИЗМ

ИМАЖИНИЗМ

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ

ДЕКАДЕНТСТВО

(ЛАТ.ЯЗ) – ЯВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ КОНЦА 19-НАЧАЛА 20

ВЕКОВ, ОТМЕЧЕННОЕ ОТКАЗОМ ОТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПОГРУЖЕНИЕМ В

СФЕРУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.

МОДЕРНИЗМ

(ФР.ЯЗ.) – ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА,

СЛОЖИВШАЯСЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ОЩУЩЕНИЕМ

ДИСГАРМОНИИ МИРА, РАЗРЫВОМ С ТРАДИЦИЯМИ РЕАЛИЗМА, БУНТАРСКО-

ЭПАТИРУЮЩИМ МИРОВОСПРИЯТИЕМ, ПРЕОБЛАДАНИЕМ МОТИВОВ УТРАТЫ

СВЯЗИ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, ОДИНОЧЕСТВА И ИЛЛЮЗИЙ СВОБОДЫ ХУДОЖНИКА.

СИМВОЛИЗМ

(ГРЕЧ.ЯЗ.)

ЗНАК,

СИМВОЛ;

НАПРАВЛЕНИЕ

В

ИСКУССТВЕ

1870-1910

ГГ.;

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЭТОГО ВРЕМЕНИ.

АКМЕИЗМ

(ГРЕЧ.ЯЗ.)

ВЫСШАЯ

СТЕПЕНЬ

ЧЕГО-ЛИБО,

ЦВЕТУЩАЯ

СИЛА.

АКМЕИСТЫ

ПРОВОЗГЛАШАЛИ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, ПРЕДМЕТНОСТЬ ТЕМАТИКИ И ОБРАЗОВ, ТОЧНОСТЬ СЛОВА,

В ТО ВРЕМЯ КАК СИМВОЛИСТЫ ПРИБЕГАЛИ В ТЕКСТАХ К НЕДОСКАЗАННОСТИ И ЗАГАДОЧНОСТИ.

ФУТУРИЗМ

(ЛАТ.ЯЗ.) – БУДУЩЕЕ;

РАСПАДАЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ГРУППИРОВОК:

«АССОЦИАЦИЯ

ЭГОФУТУРИСТОВ» (И.СЕВЕРЯНИН),

«МЕЗОНИН ПОЭЗИИ» (Р.ИВНЕВ,

В.ЛАВРЕНЁВ),

«ЦЕНТРИФУГА»

(Н.АСЕЕВ,

Б.ПАСТЕРНАК),

«ГИЛЕЯ» (КУБОФУТУРИСТЫ,

БУДЕТЛЯНЕ – «ЛЮДИ ИЗ БУДУЩЕГО» –

Д.БУРЛЮК, В.МАЯКОВСКИЙ, В.ХЛЕБНИКОВ).

ИМАЖИНИ

́

ЗМ

(ЛАТ.ЯЗ.)

ЛИТЕРАТУРНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

В

РУССКОЙ

ПОЭЗИИ

XX

ВЕКА,

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОТОРОГО ЗАЯВЛЯЛИ,

ЧТО ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА СОСТОИТ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА.

ОСНОВНОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ИМАЖИНИСТОВ — МЕТАФОРА,

НА СТИЛЬ И ОБЩЕЕ

ПОВЕДЕНИЕ ИМАЖИНИЗМА ОКАЗАЛ ВЛИЯНИЕ РУССКИЙ ФУТУРИЗМ.

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ — ТВОРЧЕСТВО ГРУППЫ РУССКИХ ПОЭТОВ

ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX

ВЕКА,

КОТОРЫЕ

ОБНОВЛЯЛИ РУССКУЮ ПОЭЗИЮ,

ИСПОЛЬЗУЯ,МОДЕРНИСТСКУЮ ПОЭТИКУ,С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО — С ДРУГОЙ.

НОВОКРЕСТЬЯНСКИХ ПОЭТОВ ОБЪЕДИНЯЕТ

ОТЧЕТЛИВАЯ

ОРИЕНТАЦИЯ

НА

СЛЕДОВАНИЕ

НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ

ТРАДИЦИИ И ИЗОБРАЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО МИРА КАК ЦЕЛОСТНОГО И

ГАРМОНИЧНОГО. ЯДРО НОВОКРЕСТЬЯНСКОГО ТЕЧЕНИЯ СОСТАВИЛИ Н.

А.

КЛЮЕВ, С.

А.

ЕСЕНИН, С.

А.

КЛЫЧКОВ, П.

В.

ОРЕШИН, А.

В.

ШИРЯЕВЕЦ, П.

А.

РАДИМОВ, А.

А.

ГАНИН И ДР.

В ОТЛИЧИЕ ОТ СИМВОЛИСТОВ,

АКМЕИСТОВ И

ФУТУРИСТОВ,

НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ

ПОЭТЫ

НЕ

ОБРАЗОВЫВАЛИ

ЛИТЕРАТУРНОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ

ИЛИ

НАПРАВЛЕНИЯ

С

ЕДИНОЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМОЙ.

МОДЕРНИЗМ

символизм

• А.Блок

• Бальмонт

• А.Белый

акмеизм

• А.Ахматова

• Н.Гумилёв

• Б.Пастернак

футуризм

• Маяковский

• Хлебников

• Асеев

Критерии

для

сопоставлен

ия

Символисты

Акмеисты

Футуристы

1.

Цель

творчества

Расшифровка тайнописи,

воплощённой в слове,

пророчество

Возвращение поэзии

ясности, вещности

Вызов традиции

2.Отношение к

миру

Стремление создать

картину идеального мира,

существующего по законам

вечной красоты

Понимание мира как

совокупности простых

предметов, острых,

резких, вещных знаков

Одержимость идеей

разрушения старого

мира

3.Отношение к

слову

Понимание слова как

многосмыслен

ного послания, вести

Стремление придать

слову определённое,

точное значение

Интерес к «самовитому»

слову, словесным

деформациям,

создание неологизмов

4.Особеннос

ти формы

Господства намёков и

иносказания, изысканная

образность,

музыкальность, знаковое

наполнение обычных слов

Конкретная образность,

«прекрасная ясность»

Обилие неологизмов,

разговорная интонация,

пафос эпатажа

ПОЭЗИЯ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» РАЗВИВАЛАСЬ В

2-Х НАПРАВЛЕНИЯХ

ВНУТРИ (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ)

НАПРИМЕР:

ВОЛОШИН

АХМАТОВА

ЦВЕТАЕВА

ПАСТЕРНАК И ДР.

ПОЭЗИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

НАПРИМЕР:

ХОДАСЕВИЧ

АДАМОВИЧ

А.А.АХМАТОВА

Я НАУЧИЛАСЬ ПРОСТО, МУДРО ЖИТЬ,

СМОТРЕТЬ НА НЕБО И МОЛИТЬСЯ БОГУ,

И ДОЛГО ПЕРЕД ВЕЧЕРОМ БРОДИТЬ,

ЧТОБ УТОМИТЬ НЕНУЖНУЮ ТРЕВОГУ.

КОГДА ШУРШАТ В ОВРАГЕ ЛОПУХИ

И НИКНЕТ ГРОЗДЬ РЯБИНЫ ЖЕЛТО-КРАСНОЙ,

СЛАГАЮ Я ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ

О ЖИЗНИ ТЛЕННОЙ, ТЛЕННОЙ И ПРЕКРАСНОЙ.

Я ВОЗВРАЩАЮСЬ. ЛИЖЕТ МНЕ ЛАДОНЬ

ПУШИСТЫЙ КОТ, МУРЛЫКАЕТ УМИЛЬНЕЙ,

И ЯРКИЙ ЗАГОРАЕТСЯ ОГОНЬ

НА БАШЕНКЕ ОЗЕРНОЙ ЛЕСОПИЛЬНИ.

ЛИШЬ ИЗРЕДКА ПРОРЕЗЫВАЕТ ТИШЬ

КРИК АИСТА, СЛЕТЕВШЕГО НА КРЫШУ.

И ЕСЛИ В ДВЕРЬ МОЮ ТЫ ПОСТУЧИШЬ,

МНЕ КАЖЕТСЯ, Я ДАЖЕ НЕ УСЛЫШУ.

Н.ГУМИЛЁВ

ЕЩЕ НЕ РАЗ ВЫ ВСПОМНИТЕ МЕНЯ

И ВЕСЬ МОЙ МИР ВОЛНУЮЩИЙ И СТРАННЫЙ,

НЕЛЕПЫЙ МИР ИЗ ПЕСЕН И ОГНЯ,

НО МЕЖ ДРУГИХ ЕДИНЫЙ НЕОБМАННЫЙ.

ОН МОГ СТАТЬ ВАШИМ ТОЖЕ И НЕ СТАЛ,

ЕГО ВАМ БЫЛО МАЛО ИЛИ МНОГО,

ДОЛЖНО БЫТЬ, ПЛОХО Я СТИХИ ПИСАЛ

И ВАС НЕПРАВЕДНО ПРОСИЛ У БОГА.

НО КАЖДЫЙ РАЗ ВЫ СКЛОНИТЕСЬ БЕЗ СИЛ

И СКАЖЕТЕ: «Я ВСПОМИНАТЬ НЕ СМЕЮ.

ВЕДЬ МИР ИНОЙ МЕНЯ ОБВОРОЖИЛ

ПРОСТОЙ И ГРУБОЙ ПРЕЛЕСТЬЮ СВОЕЮ».

В.В.МАЯКОВСКИЙ

В УШАХ ОБРЫВКИ ТЁПЛОГО БАЛА,

А С СЕВЕРА — СНЕГА СЕДЕЙ —

ТУМАН, С КРОВОЖАДНЫМ ЛИЦОМ

КАННИБАЛА,

ЖЕВАЛ НЕВКУСНЫХ ЛЮДЕЙ.

ЧАСЫ НАВИСАЛИ, КАК ГРУБАЯ БРАНЬ,

ЗА ПЯТЫМ НАВИС ШЕСТОЙ.

А С НЕБА СМОТРЕЛА КАКАЯ-ТО ДРЯНЬ

ВЕЛИЧЕСТВЕННО, КАК ЛЕВ ТОЛСТОЙ

М.И.ЦВЕТАЕВА

МОИМ СТИХАМ, НАПИСАННЫМ ТАК РАНО,

ЧТО И НЕ ЗНАЛА Я, ЧТО Я — ПОЭТ,

СОРВАВШИМСЯ, КАК БРЫЗГИ ИЗ ФОНТАНА,

КАК ИСКРЫ ИЗ РАКЕТ,

ВОРВАВШИМСЯ, КАК МАЛЕНЬКИЕ ЧЕРТИ,

В СВЯТИЛИЩЕ, ГДЕ СОН И ФИМИАМ,

МОИМ СТИХАМ О ЮНОСТИ И СМЕРТИ,

— НЕЧИТАННЫМ СТИХАМ!

РАЗБРОСАННЫМ В ПЫЛИ ПО МАГАЗИНАМ,

ГДЕ ИХ НИКТО НЕ БРАЛ И НЕ БЕРЕТ,

МОИМ СТИХАМ, КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ,

НАСТАНЕТ СВОЙ ЧЕРЕД.

С.А.ЕСЕНИН

ПОРОША

ЕДУ. ТИХО. СЛЫШНЫ ЗВОНЫ

ПОД КОПЫТОМ НА СНЕГУ.

ТОЛЬКО СЕРЫЕ ВОРОНЫ

РАСШУМЕЛИСЬ НА ЛУГУ.

ЗАКОЛДОВАН НЕВИДИМКОЙ,

ДРЕМЛЕТ ЛЕС ПОД СКАЗКУ СНА.

СЛОВНО БЕЛОЮ КОСЫНКОЙ

ПОВЯЗАЛАСЯ СОСНА.

ПОНАГНУЛАСЬ, КАК СТАРУШКА,

ОПЕРЛАСЯ НА КЛЮКУ,

А ПОД САМОЮ МАКУШКОЙ

ДОЛБИТ ДЯТЕЛ НА СУКУ.

СКАЧЕТ КОНЬ, ПРОСТОРУ МНОГО.

ВАЛИТ СНЕГ И СТЕЛЕТ ШАЛЬ.

БЕСКОНЕЧНАЯ ДОРОГА

УБЕГАЕТ ЛЕНТОЙ ВДАЛЬ

НИКОЛАЙ КЛЮЕВ

КАК СЛАДОСТНЫЙ ОРГАН, ДЕСНИЦЕЮ НЕБЕСНОЙ

ТЫ ВЫЗВАН ИЗ ЗЕМЛИ, ЧТОБ БУРИ УТИШАТЬ,

ЖИВЫМ ДАРИТЬ ПОКОЙ, ЖИЛЬЦАМ МОГИЛЫ ТЕСНОЙ

НЕСБЫТОЧНЫЕ СНЫ ДЫХАНЬЕМ НАВЕВАТЬ.

ТВОИХ ЗЕЛЕНЫХ ВОЛН ПРИБОЙ ТЫСЯЧЕУСТНЫЙ,

ПОД СВОДАМИ ДУШИ РОЖДАЕТ СМУТНЫЙ ЗВОН,

КАК БУДТО МОРЯКУ, ТОСКУЮЩИЙ И ГРУСТНЫЙ,

С РОДИМЫХ БЕРЕГОВ ДОНОСИТСЯ ПОКЛОН.

КАК БУДТО В ЗЫБЯХ ХВОЙ РЫДАЮТ СЕРАФИМЫ,

И ТЯЖКИ ВЗДОХИ ИХ И ГУЛ СКОРБЯЩИХ КРЫЛ,

О ТОМ, ЧТО САВАОФ БРОНЕЙ НЕУЯЗВИМОЙ

ОТ ХИЩНОСТИ ЛЮДСКОЙ ТЕБЯ НЕ ОГРАДИЛ.

А.А.БЛОК

НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ, АПТЕКА,

БЕССМЫСЛЕННЫЙ И ТУСКЛЫЙ СВЕТ.

ЖИВИ ЕЩЕ ХОТЬ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА —

ВСЁ БУДЕТ ТАК. ИСХОДА НЕТ.

УМРЕШЬ — НАЧНЕШЬ ОПЯТЬ СНАЧАЛА

И ПОВТОРИТСЯ ВСЁ, КАК ВСТАРЬ:

НОЧЬ, ЛЕДЯНАЯ РЯБЬ КАНАЛА,

АПТЕКА, УЛИЦА, ФОНАРЬ.

Б. ПАСТЕРНАК

ВСЕ НАДЕНУТ СЕГОДНЯ ПАЛЬТО

И ЗАДЕНУТ ЗА ПОРОСЛИ КАПЕЛЬ,

НО ИЗ НИХ НЕ ЗАМЕТИТ НИКТО,

ЧТО ОПЯТЬ Я НЕНАСТЬЯМИ ЗАПИЛ.

ЗАСРЕБРЯТСЯ МАЛИНЫ ЛИСТЫ,

ЗАПРОКИНУВШИСЬ КВЕРХУ ИЗНАНКОЙ,

СОЛНЦЕ ГРУСТНО СЕГОДНЯ, КАК ТЫ,-

СОЛНЦЕ НЫНЧЕ, КАК ТЫ, СЕВЕРЯНКА.

ВСЕ НАДЕНУТ СЕГОДНЯ ПАЛЬТО,

НО И МЫ ПРОЖИВЕМ БЕЗ УБЫТКА.

НЫНЧЕ НАМ НЕ ЗАМЕНИТ НИЧТО

ЗАТУМАНИВШЕГОСЯ НАПИТКА.

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

ЕСЛИ УТРО ЗИМНЕЕ ТЕМНО,

ТО ХОЛОДНОЕ ТВОЕ ОКНО

ВЫГЛЯДИТ, КАК СТАРОЕ ПАННО:

ЗЕЛЕНЕЕТ ПЛЮЩ ПЕРЕД ОКНОМ;

И СТОЯТ, ПОД ЛЕДЯНЫМ СТЕКЛОМ,

ТИХИЕ ДЕРЕВЬЯ ПОД ЧЕХЛОМ —

ОТО ВСЕХ ВЕТРОВ ЗАЩИЩЕНЫ,

ОТО ВСЯКИХ БЕД ОГРАЖДЕНЫ

И ВЕТВЯМИ ПЕРЕПЛЕТЕНЫ.

ПОЛУСВЕТ СТАНОВИТСЯ ЛУЧИСТ.

ПЕРЕД САМОЙ РАМОЙ — ШЕЛКОВИСТ

СОДРОГАЕТСЯ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ

В.Я.БРЮСОВ

ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧЬЮ ЛЮБОВЬ МЫ ИЗЛИВАЕМ В ЗВУКИ?

ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЗА СКОРБЬ В ПОЭЗИИ ЦАРИТ?

ТО МИРА ЦЕЛОГО ЖЕЛАНИЯ И МУКИ,

ТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СТРЕМИТСЯ И ГРУСТИТ.

В МОЛЕНЬЯХ О ЛЮБВИ, В МУЧЕНИЯХ РАЗЛУКИ

НЕ НАШ, А ОБЩИЙ СТОН В АККОРДАХ ДИВНЫХ СЛИТ.

СТРАДАЯ ЗА СЕБЯ, МЫ СИЛОЮ ИСКУССТВА

В ГАРМОНИИ СТИХА СЛИВАЕМ МИРА ЧУВСТВА.

К.Д.БАЛЬМОНТ

МЕСЯЦА НЕ ВИДНО. СВЕТИТ МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

ГОЛОВУ СЕДУЮ СВЕСИВШИ НА ГРУДЬ,

СПИТ ЯМЩИК УСТАЛЫЙ. КОНИ ЧУТЬ ИДУТ

ЗВЕЗДЫ МЕЖ СОБОЮ РАЗГОВОР ВЕДУТ.

ЗВЕЗДЫ ЗОЛОТЫЕ БЛЕЩУТ БЕЗ КОНЦА

ЗВЕЗДЫ ПРОСЛАВЛЯЮТ ГОСПОДА ТВОРЦА.

«ГОСПОДИ», СПРОСОНОК ПРОШЕПТАЛ ЯМЩИК,

И, КРЕСТЯСЬ, ЗЕВАЕТ, И ОПЯТЬ ПОНИК

И ОПЯТЬ СКЛОНИЛ ОН ГОЛОВУ НА ГРУДЬ.

И СКРИПЯТ ПОЛОЗЬЯ. УБЕГАЕТ ПУТЬ.

Общим для большинства крупных поэтов серебряного века было стремление к свободе от эстетической

нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых

художественных канонов, складывавшихся в ближайшем литературном окружении.

Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и

состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный

интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были

символизм, акмеизм и футуризм.

Любые новаторские проявления в искусстве вызывали живой интерес к их многоликому творчеству у

современных потомков. С момента возникновения этого яркого явления прошло более века, а интерес к

сочинениям мастеров этого времени не ослабевает! Серебряный век по праву можно назвать

национальным достоянием русской поэзии.



В раздел образования