Авторы: Сухенко Александр Борисович, Александр Борисович Сухенко
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Московское военно-музыкальное училище им. генерал-лейтенанта В.М.Халилова.
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Методы работы над гаммами и арпеджированными трезвучиями.
Раздел: среднее профессиональное
Преподаватель Сухенко Александр Борисович.
19.03.2021г.
Методы работы над гаммами и арпеджированными трезвучиями.
Многолетняя педагогическая и исполнительская практика игры на
духовых инструментах сформировала целую систему ежедневных
занятий на инструменте. Из этой системы особо следует выделить
методические основы работы над гаммами и арпеджированными
аккордами. Без овладения их игрой немыслимо формирование
исполнительского мастерства музыканта.
Известно, что гаммы и арпеджио являются типичными видами
фактуры инструментальной музыки. Овладение ими дает музыканту
применять уже усвоенные /«готовые»/ технические формулы при игре
оркестровых партий, изучении этюдов и пьес.
Именно гаммы и арпеджио выступают в качестве испытанных
средств для развития многих сторон исполнительской техники и
способствуют:
- формированию правильной координации движения пальцев, кистей
с действиями губного аппарата, языка и дыхания;
- достижению ровности звучания во всех регистрах инструмента;
- выработке правильных аппликатурных навыков;
- совершенствованию ладово-слуховых представлений и
интонационной чистоты исполнения;
- воспитанию выразительности, а также развитию и
совершенствованию технической подвижности.
Изучение гамм и арпеджированных аккордов исполнителю следует
начинать с первого года обучения игре на инструменте. Но прежде
всего он должен хорошо изучить теоретические принципы строения и
ладовые тяготения мажорных и минорных гамм, тонических
арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов,
научиться определять их на слух и строить, и петь от любой ноты.
Основные принципы построения и исполнения гамм и арпеджио
Тоническое арпеджио в прямом движении исполняется в
триольном оформлении. Кроме того, тоническое трезвучие Гаммы
исполняются диатонические (мажорные и минорные), их
арпеджированные тонические трезвучия, доминантсептаккорды и
уменьшенные вводные септаккорды; гаммы хроматические и реже –
целотонные.
При изучении и исполнении гамм и арпеджио необходимо
придерживаться следующих методических указаний:
а) все виды гамм и арпеджио должны начинаться и заканчиваться
тоникой или основным звуком и, как правило, на сильной (иногда на
относительно сильной) доле такта. Арпеджированные аккорды в
прямом движении излагаются от основного и до основного звука.
Обращение септаккордов, для завершения всего цикла упражнений,
разрешаются в тонический звук;
б) в зависимости от вида инструмента и степени подготовленности
музыканта, нужно максимально использовать диапазон инструмента.
Гаммы и арпеджио строятся в 1, 1
1/2
, 2, 2
1/2
и 3 октавы. При обращении
аккордов, если имеется возможность, необходимо опускаться на
терцовый звук и продолжать последовательность обращения. Гаммы и
арпеждио в полторы и в две с половиной октавы играются вверх до
квинтового звука;
в) во всех гаммах должно быть определенное метро-ритмическое
оформление. Как правило, гаммы в 1, 1
1/2
, 2 октавы исполняются в
квартольном оформлении, в 2
1/2
и 3 октавы – в триольном изложении.
Тоническое арпеджио в прямом движении исполняется в триольном
оформлении, а в 2
1/2
октавы в квартольном. В обращении без повтора
верхнего основного звука в тиольном, а с повтором в квартольном
оформлении. Кроме того, тоническое трезвучие исполняется в
«ломаном»
движении
с
триольным
оформлением.
Д
7
и
ум.
вв
VII
исполняются в квартольном оформлении как в прямом движении,
так и в обращениях;
г) при исполнении гамм и арпеджио необходимо использовать
такие
виды
штрихов
как
– detache, legato, staccato, marcato,
а
также их комбинации. Нужно применять различные динамические
нюансы и разнообразные виды аппликатуры.
Для
наиболее
эффективной
работы
над
вышеизложенными
упражнениями рекомендуется: выбирать те гаммы и арпеджио,
которые
бы
соответствовали
уровню
подготовки
музыканта
(тональность, диапазон, темп, штрих и т.п.). Гаммы и арпеджио,
необходимо исполнять только наизусть. Ежедневно исполнитель
должен работать на 1-2 мажорными и параллельными минорными
гаммами.
Характерные недостатки в исполнении гамм и арпеджио
Практика игры на духовых инструментах показывает, что при
исполнении гамм и арпеджио у начинающих музыкантов не редко
наблюдаются следующие недостатки:
- неритмичность исполнения;
- отсутствие ровности звучания различных регистров;
- неумелое интонирование;
- нерациональное использование аппликатуры;
- отсутствие выразительности в игре;
Неритмичность исполнения чаще всего проявляется в нарушении
взятого единого темпа, когда к концу исполнения гаммы ускоряют
темп /не хватает дыхания/ или же наоборот – несколько его
замедляют. Помимо этого встречаются нарушения ритмичности в
чередовании счетных долей, а также внутри ритмических групп.
Происходит
это
обычно
тогда,
когда
исполнение
связано
с
применением неудобной аппликатуры (для тромбониста – переход на
дальние позиции), наличием мелодических скачков, при изменении
регистров и динамических оттенков и т.п.
При наличии подобных явлений необходимо исполнять в таком
темпе, в котором возможно играть упражнение ровно от начала и до
конца. Предварительно нужно проработать неудобные в ритмическом
и аппликатурном отношении места в медленном темпе. А также четко
наметить и правильно производить смену дыхания (после четырех или
восьми четвертей).
Отсутствие ровности звучания обычно проявляется в том, что не
все звуки исполняются одинаково в смысле полноты, силы и тембра.
Этот недостаток характерен при отсутствии у музыканта навыков
игры на «опертом» дыхании, регулировании силы выдоха во
взаимодействии и губным аппаратом. Конструктивные особенности
инструмента также могут вызвать нарушения ровности звучания.
Наилучшим
способом
устранения
этого
недостатка
будет
ежедневная работа над исполнением продолжительных звуков на
полном дыхании. При этом необходимо обратить особое внимание на
те звуки, которые имеют отмеченные выше недостатки.
Неумелое интонирование при игре наблюдается у музыкантов со
слаборазвитым ладогармоническим слухом, когда исполнитель не
ощущает фальши при исполнении гаммы или арпеджио. Другой
причиной неточного интонирования может быть, когда музыкант
слышит нестройный звук, но не знает способов исправления в
подстройке данного звука.
Достигнуть соответствующей интонационной гибкости музыкант
может с помощью 3-х основных средств:
1) четкого усвоения ладогармонических тяготений;
2) использования согласованных действий губного аппарата и
дыхания;
3) применения наиболее рациональной и корректирующей
(дополнительной,
вспомогательной)
аппликатуры,
а
также
систематическими занятиями сольфеджио.
Все эти средства должны быть теснейшим образом связаны как
между собой, так и со слуховым самоконтролем играющего.
Приведем
некоторые
примеры
исправления
неточности
интонирования:
а) на 4-х вентильных медных инструментах (туба, баритон) при
игре
в
нижнем
регистре,
очень
часто
неточность
интонации
исправляется с помощью включения 4-го вентиля. На тубе для
понижения звуков «ми», «си», контроктавы, вместо 1-2-3 вентилей,
нужно применять 2 и 4 и др.
б) на 3-х вентильных инструментах для повышения звука «ми» 2-й
октавы необходимо исполнять с помощью 1 и 2 вентилей. «Ре» 2-й
октавы лучше – с 1 и 3, а «фа-диез» малой октавы – с выдвижением
двух построечных кронов и т.п.
в) на кларнетах «французской» и «немецкой» системы обычно
висят звуки «соль», «ля» 1-й октавы, для их понижения следует в
нижнем колене закрыть все звуковые отверстия. Если же этого будет
недостаточно для понижения, то можно еще закрыть отверстие в
верхнем колене четвертым пальцем левой руки. Звук «ре» 3-й октавы
на
кларнетах
«французской»
системы,
извлекаемый
основной
аппликатурой, часто низит. Для его повышения нужно мизинцем
правой руки дополнительно открыть клапан «ми-бемоль».
Отметим, что на всех деревянных духовых инструментах имеется в
наличии большой арсенал вспомогательной аппликатуры, которую
необходимо применять не только для преодоления аппликатурных
неудобств, но и для исправления интонационной неточности.
Нерациональное применение аппликатуры обычно наблюдается у
музыкантов, прибегающих к раз и навсегда заученной неудобной
аппликатуре в игре. Примером этого может служить применение
«вилочной» аппликатуры на деревянных инструментах, особенно на
кларнетах «немецкой системы» (при соединении звуков «ля» - «си-
бемоль» малой октавы и «ми» - «фа» 2-й октавы); скользящих
движений мизинцев при игре на кларнетах «французской» системы
(переход от звука «до» 2-й октавы на «ми-бемоль» 2-й октавы и др.).
Исполнители на медных духовых инструментах при игре технических
пассажей не всегда находят и применяют «экономную» аппликатуру,
требующую минимума пальцевых движений.
Отсутствие музыкальности и выразительности при исполнении гамм
и
арпеджио
присуще
тем
музыкантам,
которые
считают
эти
упражнения лишь «сухой» технической тренировкой. Вместе с тем
работа над гаммами и арпеджио требует высокохудожественного и
эмоционального исполнения.
Одним из важных средств достижения выразительного исполнения
гамм и арпеджио является широкое применение разнообразных
штрихов и метроритмических построений. Для этого рекомендуется
начинающим музыкантам применять штрихи detache и legato, более
подготовленным
музыкантам,
кроме
них
–
штрихи: staccato, marcato, non legato и portato.
Помимо отдельного применения каждого из указанных штрихов,
следует использовать и комбинации штрихов.
Кроме того, для усиления выразительности исполнения гамм
необходимо применять контрастную динамику: «p-f »; «pp-ff », а
также варианты – p < f > p; pp < ff > pp; f > p <f ; ff > pp < ff и др.
Достижению выразительности исполнения гамм и арпеджио будет
способствовать также правильная смена дыхания и метроритмическая
завершенность упражнения.
ВЫВОДЫ:
1. Начинающим музыкантам следует исполнять гаммы и арпеджио (без
обращений) в спокойном темпе штрихом detache. В дальнейшем
использовать штрих legato и staccato.
2. Смену
дыхания
в
начальный
период
обучения
необходимо
осуществлять через каждые 2-4 четверти (особенно играющим на
крупных медных духовых инструментах), затем – через 4-е – 8-мь
четвертей.
3. Параллельно
с
изучением
гамм
и
арпеджио
рекомендуется
систематически заниматься развитием своего музыкального слуха –
сольфеджированием, определением интервалов и аккордов на слух,
записью диктантов, изучением ладовых тяготений и т.п.
4. Для достижения четкости звукоизвлечения, музыкантам медной
группы,
после
прочного
овладения
исполнением
гамм
в
штрихах detache и legato, полезно применять штрихmarcato.
5. Изучение гамм и арпеджио нужно начинать в одну октаву, а по мере
укрепления
губного
аппарата,
развития
дыхания,
овладения
аппликатурой инструмента, рекомендуется постепенно увеличивать
диапазон до 1
1/2
, 2-х, 2
1/2
и 3-х октав. При этом изучаются наиболее
доступные, не многозначные тональности.
6. Наиболее целесообразным темпом при исполнении гамм для медной
группы должен быть умеренный темп, для деревянной – более
подвижный.
7. Музыкантам, достаточно хорошо владеющим игрой на своем
инструменте, необходимо исполнять гаммы в изложении терциями,
квартами и т.п.
Весьма важно, чтобы каждый музыкант при исполнении любых
упражнений, в том числе гамм и арпеджио, научился ставить перед
собой определенные цели (звуковые, технические, ритмические или
художественно-выразительные) и в процессе занятий добиваться их
выполнения.