Напоминание

Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности современного учителя и проектирования современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО


Автор: Наталья Леонидовна Писаревская
Должность: заместитель директора по увр, учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ - СОШ №5
Населённый пункт: Брянская область, г. Клинцы
Наименование материала: статья
Тема: Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности современного учителя и проектирования современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Раздел: полное образование





Назад




Доклад

«

Переход на новые стандарты

.

образования в основной школе

Профессиональные компетентности

современного учителя и

проектирования современного урока в

соответствии с требованиями ФГОС

».

ООО

Подготовил:

учитель биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ – СОШ №5

Писаревская Наталья Леонидовна

2022г.

Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов

основного общего образования является сегодня одним из приоритетных направлений

модернизации образования как в стране, так и в отдельно взятом образовательном

учреждении. Школа в целях обеспечения современного качества образования стремится к

организации комплексного подхода в создании условий для осмысления нового

понимания образовательных стандартов, подходов к их оцениванию, проектированию,

реализации основной образовательной программы, функционирования образовательного

процесса на основе системно деятельностного подхода.

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования;

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего

образования;

Требования

к

условиям

реализации

основной

образовательной

программы

основного общего образования.

Нормативной базой введения ФГОС ОО является приказ Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

Что же является отличительной особенностью нового Стандарта?

В образовании осуществляется переход на компетентностную модель образования.

«Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых

человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» Отличительной

особенностью нового стандарта является его системно – деятельностный подход,

ставящий главной целью развитие и воспитание личности гражданина России. Система

образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде

знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды

деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу основного обучения.

Самообразование – очень важный момент в современном обществе. В случаях, когда

объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания

человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это

принципиальное изменение. На уроке сейчас основное внимание должно быть уделено

развитию

видов

деятельности

ребенка,

выполнению

различных

проектных,

исследовательских работ.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов –

личностных, матапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-

познавательных и учебно – практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе

обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том

числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих

задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и

специфических

для

данного

учебного

предмета:

личностных,

регулятивных,

коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным

учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Как видится результат реализации ФГОС?

- Воспитание успешного

поколения, владеющих адекватными времени знаниями,

навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в

соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками

Таким образом, можно выделить следующие особенности ФГОС ООО:

Направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального

проектирования и конструирования;

Раскрытие возможностей подростка, подготовка к жизни в современных условиях

на основе системно – деятельностного подхода;

Преемственность ООП начального и основного общего образования;

Индивидуализация обучения;

Нелинейный формат реализации ООП ООО;

Новые

методологические

основы

построения

системы

оценки

достижений

результатов образования.

Говоря о преемственности ООП начального и основного общего образования, вместе с

тем необходимо отметить, что существует главное различие ВГОС НОО и ФГОС ООО,

которое заключается в содержании и ведущем виде деятельности:

в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная

самостоятельность),

в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (систем проб,

проектная деятельность).

Для того чтобы говорить о переходе на ФГОС ООО

необходимо знать критерии

готовности образовательного учреждения к введению стандарта и выяснить насколько

деятельность школы отвечает данным критериям.

Итак, основными критериями готовности образовательного учреждения к переходу на

ФГОС являются:

Разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего

образования;

Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с

требованиями ФГОС;

Приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными

характеристики;

Определен список учебников и учебных пособий;

Определена модель образовательного процесса, обеспечивающая организацию

внеурочной деятельности обучающихся;

Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения

ФГОС;

Осуществлено повышение квалификации педагогов основной школы;

Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия

реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС.

Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в

ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому

особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей

к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе.

Поэтому целями стратегии развития образования на современном этапе модернизации

образования являются:

1.Обновление содержания образования в школе на ступени основного общего образования

и, в частности в 5-х,6-х,7-х классах, в условиях перехода на новые образовательные

стандарты.

2.Создание условий и механизмов для повышения качества образования на основе

перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-

исследовательским

видам

работы,

преемственности

образовательных

программ

и

технологий на всех ступенях общего образования.

Процесс внедрения стандарта основной школы с очевидностью выявляет ряд проблем и

противоречий.

Данные

противоречия проявляются на целевом,

организационном,

содержательном и технологическом уровнях.

1.Целевой уровень:

- избегание новых форм взаимодействия с учащимися, отдельными педагогами, связанных

со страхом потери авторитета;

-

неподготовленность

ряда

педагогов

к

внедрению

ФГОС

ООО,

объясняемая

недостаточным уровнем владения содержанием Стандарта.

2. Организационный уровень:

- нерешительность отдельных педагогов при введении новых курсов. Следует отметить,

что большинство педагогов не готовы к написанию авторских программ курсов, которые

вводятся как школьный компонент и направлены на решение задач, которые выдвигают

современные условия нашей жизни.

- недостаточное материально – техническое оснащение (например, отсутствие цифровых

лабораторий,

расходных

материалов

и

т.д.),

особенно

предметной

области

«Естествознание»;

- не определены нормативы финансирования реализации ФГОС ООО на уровне субъекта

Федерации.

3. Содержательный уровень:

Трудности

внедрения

ФГОС

ООО

частично

провоцируются

недостаточностью

методического обеспечения и отсутствием УМК на данный период времени. Учитель не

может познакомиться с теми учебниками, по которым ему придётся работать. В

настоящее время не определено каким образом будет формироваться насыщение

предметов учебного плана УМК. От неопределенности не спасают и вебинары, которые

проводятся различными издательствами. На мой взгляд, трудности реализации Стандарта

могут возникнуть и по причине неготовности отдельных учителей самостоятельно

конструировать содержание обучения по предмету.

4. Технологический уровень:

Очевидно, что цели и содержание обучения должны найти отражение в методике и

технологии обучения, а, значит, и в средствах обучения.

Не в полной мере решена первостепенная задача разработчиков средств обучения – их

совершенствование с учетом планируемых результатов образования:

- уменьшение числа репродуктивных заданий, которые пока в значительной части

учебников превалируют;

- увеличение числа учебных задач, требующих ответа на вопрос «как делать» (пока

средства обучения строятся на практических задачах и отвечают на вопрос «что делать»);

- раскрытие в учебниках алгоритмов пошаговых действий ученика (пока преобладает

структура «правило – упражнение»);

- усиление внимания к метапредметной составляющей средства обучения (пока учебник

отражает в основном предметную составляющую учебного курса).

Необходимым

условием

успешного

введения

ФГОС

является

проблемно

ориентированный

анализ

учителем

собственной

профессиональной

готовности

к

реализации ФГОС.

В качестве схемы такого анализа можно предложить каждому учителю вдумчиво поискать

ответы на следующие вопросы:

Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с

переходом на ФГОС?

Как эти изменения должны отразиться на характере личной профессиональной

деятельности педагога?

В чем состоят критерии практической готовности учителя к эффективной

реализации ФГОС? (что он должен знать, понимать, чем должен владеть)

Какие

проблемные

моменты

(профессиональные

дефициты)

в

своей

профессиональной подготовке видит педагог в связи с изменениями решаемых

задач и условий образовательной деятельности? Какие из них являются наиболее

насущными и требуют восполнения в первую очередь?

На какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта

коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки

к решению задач ФГОС?

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии

обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации

учебного

процесса.

И для того,

чтобы реализовать

требования,

предъявляемые

Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который:

демонстрирует универсальные и предметные способы действий

•инициирует действия учащихся

•консультирует и корректирует их действия

•находит способы включения в работу каждого ученика

•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации

системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса:

учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для

учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения,

а не

передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть обучающийся

становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно

перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго

поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно

преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем

и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность

обучающихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль

класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:

•свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику

предоставляется право выбора);

•открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с

проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

•деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме

деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

•обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному

уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.Определение темы учебного материала.

2.Определение дидактической цели темы.

3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков;

обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и

навыков

учащихся.

4.Продумывание структуры урока.

5.Обеспеченность урока.

6.Отбор содержания учебного материала.

7.Выбор методов обучения.

8.Выбор форм организации педагогической деятельности

9.Оценка знаний, умений и навыков.

10.Рефлексия урока.

Также необходимо акцентировать внимание и на дидактические требования к

современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его

составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

•требований

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы;

•требований

к

структуре

основной

образовательной

программы;

•требований к условиям реализации основной образовательной программы.

Всем нам предстоит четко усвоить, что основным изменением в содержании образования

является постепенный переход от учебно – предметной, основанной на усвоении основ

наук, знаний, умений и навыков, парадигмы к ориентации овладения каждым учеником с

учетом особенностей личности совокупностью универсальных умений.

Изменения должны произойти и в организации учебно – воспитательного процесса,

методики проведения учебных занятий, отслеживании результатов обучения.

Меняются требования к школьной подготовке учащихся, а, значит, меняется и сама

модель школьника, то есть меняется конечный продукт образовательного процесса.

Главным критерием успешности ученика в освоении учебных предметов становятся не

«знания» в чистом виде, а способность к решению учебно – практических и учебно –

исследовательских задач на основе системы знаний и представлений обобщенных

способов деятельности, умений в учебно – познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений.



В раздел образования