Автор: Наталья Леонидовна Писаревская
Должность: заместитель директора по увр, учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ - СОШ №5
Населённый пункт: Брянская область, г. Клинцы
Наименование материала: статья
Тема: Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности современного учителя и проектирования современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Раздел: полное образование
Доклад
«
Переход на новые стандарты
.
образования в основной школе
Профессиональные компетентности
современного учителя и
проектирования современного урока в
соответствии с требованиями ФГОС
».
ООО
Подготовил:
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ – СОШ №5
Писаревская Наталья Леонидовна
2022г.
Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования является сегодня одним из приоритетных направлений
модернизации образования как в стране, так и в отдельно взятом образовательном
учреждении. Школа в целях обеспечения современного качества образования стремится к
организации комплексного подхода в создании условий для осмысления нового
понимания образовательных стандартов, подходов к их оцениванию, проектированию,
реализации основной образовательной программы, функционирования образовательного
процесса на основе системно деятельностного подхода.
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования;
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего
образования;
Требования
к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
основного общего образования.
Нормативной базой введения ФГОС ОО является приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
Что же является отличительной особенностью нового Стандарта?
В образовании осуществляется переход на компетентностную модель образования.
«Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых
человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» Отличительной
особенностью нового стандарта является его системно – деятельностный подход,
ставящий главной целью развитие и воспитание личности гражданина России. Система
образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде
знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды
деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу основного обучения.
Самообразование – очень важный момент в современном обществе. В случаях, когда
объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания
человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это
принципиальное изменение. На уроке сейчас основное внимание должно быть уделено
развитию
видов
деятельности
ребенка,
выполнению
различных
проектных,
исследовательских работ.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов –
личностных, матапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-
познавательных и учебно – практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе
обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том
числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих
задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и
специфических
для
данного
учебного
предмета:
личностных,
регулятивных,
коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным
учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Как видится результат реализации ФГОС?
- Воспитание успешного
поколения, владеющих адекватными времени знаниями,
навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в
соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками
Таким образом, можно выделить следующие особенности ФГОС ООО:
Направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального
проектирования и конструирования;
Раскрытие возможностей подростка, подготовка к жизни в современных условиях
на основе системно – деятельностного подхода;
Преемственность ООП начального и основного общего образования;
Индивидуализация обучения;
Нелинейный формат реализации ООП ООО;
Новые
методологические
основы
построения
системы
оценки
достижений
результатов образования.
Говоря о преемственности ООП начального и основного общего образования, вместе с
тем необходимо отметить, что существует главное различие ВГОС НОО и ФГОС ООО,
которое заключается в содержании и ведущем виде деятельности:
в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная
самостоятельность),
в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (систем проб,
проектная деятельность).
Для того чтобы говорить о переходе на ФГОС ООО
необходимо знать критерии
готовности образовательного учреждения к введению стандарта и выяснить насколько
деятельность школы отвечает данным критериям.
Итак, основными критериями готовности образовательного учреждения к переходу на
ФГОС являются:
Разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего
образования;
Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с
требованиями ФГОС;
Приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными
характеристики;
Определен список учебников и учебных пособий;
Определена модель образовательного процесса, обеспечивающая организацию
внеурочной деятельности обучающихся;
Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения
ФГОС;
Осуществлено повышение квалификации педагогов основной школы;
Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия
реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС.
Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в
ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому
особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей
к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе.
Поэтому целями стратегии развития образования на современном этапе модернизации
образования являются:
1.Обновление содержания образования в школе на ступени основного общего образования
и, в частности в 5-х,6-х,7-х классах, в условиях перехода на новые образовательные
стандарты.
2.Создание условий и механизмов для повышения качества образования на основе
перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-
исследовательским
видам
работы,
преемственности
образовательных
программ
и
технологий на всех ступенях общего образования.
Процесс внедрения стандарта основной школы с очевидностью выявляет ряд проблем и
противоречий.
Данные
противоречия проявляются на целевом,
организационном,
содержательном и технологическом уровнях.
1.Целевой уровень:
- избегание новых форм взаимодействия с учащимися, отдельными педагогами, связанных
со страхом потери авторитета;
-
неподготовленность
ряда
педагогов
к
внедрению
ФГОС
ООО,
объясняемая
недостаточным уровнем владения содержанием Стандарта.
2. Организационный уровень:
- нерешительность отдельных педагогов при введении новых курсов. Следует отметить,
что большинство педагогов не готовы к написанию авторских программ курсов, которые
вводятся как школьный компонент и направлены на решение задач, которые выдвигают
современные условия нашей жизни.
- недостаточное материально – техническое оснащение (например, отсутствие цифровых
лабораторий,
расходных
материалов
и
т.д.),
особенно
предметной
области
«Естествознание»;
- не определены нормативы финансирования реализации ФГОС ООО на уровне субъекта
Федерации.
3. Содержательный уровень:
Трудности
внедрения
ФГОС
ООО
частично
провоцируются
недостаточностью
методического обеспечения и отсутствием УМК на данный период времени. Учитель не
может познакомиться с теми учебниками, по которым ему придётся работать. В
настоящее время не определено каким образом будет формироваться насыщение
предметов учебного плана УМК. От неопределенности не спасают и вебинары, которые
проводятся различными издательствами. На мой взгляд, трудности реализации Стандарта
могут возникнуть и по причине неготовности отдельных учителей самостоятельно
конструировать содержание обучения по предмету.
4. Технологический уровень:
Очевидно, что цели и содержание обучения должны найти отражение в методике и
технологии обучения, а, значит, и в средствах обучения.
Не в полной мере решена первостепенная задача разработчиков средств обучения – их
совершенствование с учетом планируемых результатов образования:
- уменьшение числа репродуктивных заданий, которые пока в значительной части
учебников превалируют;
- увеличение числа учебных задач, требующих ответа на вопрос «как делать» (пока
средства обучения строятся на практических задачах и отвечают на вопрос «что делать»);
- раскрытие в учебниках алгоритмов пошаговых действий ученика (пока преобладает
структура «правило – упражнение»);
- усиление внимания к метапредметной составляющей средства обучения (пока учебник
отражает в основном предметную составляющую учебного курса).
Необходимым
условием
успешного
введения
ФГОС
является
проблемно
–
ориентированный
анализ
учителем
собственной
профессиональной
готовности
к
реализации ФГОС.
В качестве схемы такого анализа можно предложить каждому учителю вдумчиво поискать
ответы на следующие вопросы:
Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с
переходом на ФГОС?
Как эти изменения должны отразиться на характере личной профессиональной
деятельности педагога?
В чем состоят критерии практической готовности учителя к эффективной
реализации ФГОС? (что он должен знать, понимать, чем должен владеть)
Какие
проблемные
моменты
(профессиональные
дефициты)
в
своей
профессиональной подготовке видит педагог в связи с изменениями решаемых
задач и условий образовательной деятельности? Какие из них являются наиболее
насущными и требуют восполнения в первую очередь?
На какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта
коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки
к решению задач ФГОС?
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации
учебного
процесса.
И для того,
чтобы реализовать
требования,
предъявляемые
Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который:
•
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
•инициирует действия учащихся
•консультирует и корректирует их действия
•находит способы включения в работу каждого ученика
•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации
системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса:
учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для
учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения,
а не
передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть обучающийся
становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно
перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго
поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем
и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
обучающихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:
•свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику
предоставляется право выбора);
•открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с
проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
•деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме
деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,
интересы самих учащихся);
•обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой
системы приемов обратной связи).
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному
уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1.Определение темы учебного материала.
2.Определение дидактической цели темы.
3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков;
обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и
навыков
учащихся.
4.Продумывание структуры урока.
5.Обеспеченность урока.
6.Отбор содержания учебного материала.
7.Выбор методов обучения.
8.Выбор форм организации педагогической деятельности
9.Оценка знаний, умений и навыков.
10.Рефлексия урока.
Также необходимо акцентировать внимание и на дидактические требования к
современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его
составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
•требований
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы;
•требований
к
структуре
основной
образовательной
программы;
•требований к условиям реализации основной образовательной программы.
Всем нам предстоит четко усвоить, что основным изменением в содержании образования
является постепенный переход от учебно – предметной, основанной на усвоении основ
наук, знаний, умений и навыков, парадигмы к ориентации овладения каждым учеником с
учетом особенностей личности совокупностью универсальных умений.
Изменения должны произойти и в организации учебно – воспитательного процесса,
методики проведения учебных занятий, отслеживании результатов обучения.
Меняются требования к школьной подготовке учащихся, а, значит, меняется и сама
модель школьника, то есть меняется конечный продукт образовательного процесса.
Главным критерием успешности ученика в освоении учебных предметов становятся не
«знания» в чистом виде, а способность к решению учебно – практических и учебно –
исследовательских задач на основе системы знаний и представлений обобщенных
способов деятельности, умений в учебно – познавательной и практической деятельности;
коммуникативных и информационных умений.