Напоминание

"Музыкально - оздоровительная работа"


Автор: Гуськова Ольга Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида "Калинка"
Населённый пункт: Московская область, г. о. Ступино, село Большое - Алексеевское
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Музыкально - оздоровительная работа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь

некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими

заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько

процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Не смотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа

жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство

родителей не заботятся должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви

к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде

первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические

свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов ( сила,

уравновешенность и подвижность). Но и эти особенности составляют лишь основу для

дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами

являются окружающая среда и воспитание ребёнка.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные

руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального,

эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно

внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю

историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на

эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции,

связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Здоровье ребёнка, как говориться во Всемирной организации здравоохранения, -

это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое,

психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает

социально-экономическое

состояние

страны,

отечественной

медицины,

а

также

отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным

направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые

приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их

внедрения,

основываясь

на

результатах

диагностики

состояния

здоровья

и

индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор,

Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью

гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё

тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19

века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи всё чаще

обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы

человека в борьбе с недугом.

Музыкально – оздоровительные работы в ДОУ – достаточно новое направление,

как в музыкальном, так и физическом воспитании дошкольников.

Музыкально-оздоровительная работа в детском оздоровительном учреждении – это

организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и

творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья

с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

- повышение уровня речевого развития;

- снижение уровня заболеваемости (в большой степени простудными болезнями);

- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года

независимо от погоды.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в

ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном

залах, групповых комнатах и «Русской горнице», на спортивной площадке и всей

территории ДОУ.

Помещение

Процессы

Участники

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика.

Музыкальные занятия.

Индивидуальные занятия.

Театральный кружок.

Праздники,

досуги,

развлечения.

Дети,

музыкальный

руководитель, воспитатели,

родители.

Групповая комната

Самостоятельная

музыкальная и театральная

деятельность в музыкальных

уголках.

Индивидуальная

работа

с

детьми.

Дети,

музыкальный

руководитель, воспитатели.

Физкультурный зал

Утренняя

музыкальная

разминка.

Физкультурные

занятия

с

музыкальным

сопровождением.

Музыкально-спортивные

праздники и развлечения.

Дети,

музыкальный

руководитель, воспитатели,

Инструктор

по

физвоспитанию.

«Русская горница»

Занятия по ознакомлению

детей

с

русским

фольклором.

Праздники,

развлечения, досуги.

Дети,

музыкальный

руководитель, воспитатели,

родители.

Территория детского сада

Праздники,

развлечения.

Музыкально-физкультурные

праздники.

Спортивные

праздники и развлечения.

Дети,

музыкальный

руководитель, воспитатели,

Инструктор

по

физвоспитанию, родители.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе

которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание

и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка.

Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию –

типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально – оздоровительные работы предполагает использование на

каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки - распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и

мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают

позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на

занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны

и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы.

Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх и

втягивание

живота

на

вдохе;

слишком

большой

вдох;

учащённость

дыхания;

укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.

Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в

осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц

и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии

дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы,

развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная

цель

артикуляционной

гимнастики

выработка

качественных,

полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению

фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В

результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих

навыков, улучшается музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и

под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок

детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад

тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так

как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приёмы

массажа полезны не только больному, но здоровому человеку. Делая самомассаж

определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная

уверенность в том, что он делает что – то прекрасное, развивает у человека позитивное

отношение к собственному телу. Ребёнок может легко этому научится в игре.

использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных

путей

и

всего

организма,

нормализует

вегетососудистый

тонус,

деятельность

вестибулярного

аппарата

и

эндокринных

желез.

Частота

заболеваний

верхних

дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки,

которые используются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь

ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев

рук(подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным

мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое

музыцирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со

слухом речевым. В речевых играх Т . Боровик и Т. Тютюнниковой текст поётся или

ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К

звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные

и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идёт при участии

жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в

речевое музыцирование пантомимические и театральные возможности. Использование

речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной

выразительности речи, двигательной активности.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы

ДОУ.

Это

создание

такого

музыкального

сопровождения,

которое

способствует

коррекции

психофизического

статуса

детей

в

процессе

их

двигательно-игровой

деятельности. Слушание правильной подобранной музыки повышает иммунитет детей,

снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает

спокойное дыхание.

Музыкальные

занятия

с

использованием

технологий

здоровьесбережения

эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его

интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на

освоении

детьми

определённого

содержания,

и

педагогической

импровизации,

варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий возможен без

совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно

помогает, организует самостоятельное музыцирование детей в группе.



В раздел образования