Автор: Гуськова Ольга Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида "Калинка"
Населённый пункт: Московская область, г. о. Ступино, село Большое - Алексеевское
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Музыкально - оздоровительная работа"
Раздел: дошкольное образование
«Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь
некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими
заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько
процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Не смотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа
жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство
родителей не заботятся должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви
к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде
первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические
свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов ( сила,
уравновешенность и подвижность). Но и эти особенности составляют лишь основу для
дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами
являются окружающая среда и воспитание ребёнка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные
руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального,
эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно
внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю
историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на
эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции,
связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Здоровье ребёнка, как говориться во Всемирной организации здравоохранения, -
это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает
социально-экономическое
состояние
страны,
отечественной
медицины,
а
также
отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.
Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным
направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые
приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их
внедрения,
основываясь
на
результатах
диагностики
состояния
здоровья
и
индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор,
Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью
гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё
тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19
века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи всё чаще
обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы
человека в борьбе с недугом.
Музыкально – оздоровительные работы в ДОУ – достаточно новое направление,
как в музыкальном, так и физическом воспитании дошкольников.
Музыкально-оздоровительная работа в детском оздоровительном учреждении – это
организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и
творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья
с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости (в большой степени простудными болезнями);
- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года
независимо от погоды.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в
ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном
залах, групповых комнатах и «Русской горнице», на спортивной площадке и всей
территории ДОУ.
Помещение
Процессы
Участники
Музыкальный зал
Утренняя гимнастика.
Музыкальные занятия.
Индивидуальные занятия.
Театральный кружок.
Праздники,
досуги,
развлечения.
Дети,
музыкальный
руководитель, воспитатели,
родители.
Групповая комната
Самостоятельная
музыкальная и театральная
деятельность в музыкальных
уголках.
Индивидуальная
работа
с
детьми.
Дети,
музыкальный
руководитель, воспитатели.
Физкультурный зал
Утренняя
музыкальная
разминка.
Физкультурные
занятия
с
музыкальным
сопровождением.
Музыкально-спортивные
праздники и развлечения.
Дети,
музыкальный
руководитель, воспитатели,
Инструктор
по
физвоспитанию.
«Русская горница»
Занятия по ознакомлению
детей
с
русским
фольклором.
Праздники,
развлечения, досуги.
Дети,
музыкальный
руководитель, воспитатели,
родители.
Территория детского сада
Праздники,
развлечения.
Музыкально-физкультурные
праздники.
Спортивные
праздники и развлечения.
Дети,
музыкальный
руководитель, воспитатели,
Инструктор
по
физвоспитанию, родители.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе
которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание
и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка.
Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию –
типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально – оздоровительные работы предполагает использование на
каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки - распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и
мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают
позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на
занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны
и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы.
Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх и
втягивание
живота
на
вдохе;
слишком
большой
вдох;
учащённость
дыхания;
укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.
Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в
осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц
и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии
дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы,
развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика.
Основная
цель
артикуляционной
гимнастики
–
выработка
качественных,
полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению
фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В
результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих
навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и
под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок
детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад
тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так
как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приёмы
массажа полезны не только больному, но здоровому человеку. Делая самомассаж
определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная
уверенность в том, что он делает что – то прекрасное, развивает у человека позитивное
отношение к собственному телу. Ребёнок может легко этому научится в игре.
использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных
путей
и
всего
организма,
нормализует
вегетососудистый
тонус,
деятельность
вестибулярного
аппарата
и
эндокринных
желез.
Частота
заболеваний
верхних
дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки,
которые используются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь
ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев
рук(подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным
мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление
на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое
музыцирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со
слухом речевым. В речевых играх Т . Боровик и Т. Тютюнниковой текст поётся или
ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К
звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные
и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идёт при участии
жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в
речевое музыцирование пантомимические и театральные возможности. Использование
речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной
выразительности речи, двигательной активности.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы
ДОУ.
Это
создание
такого
музыкального
сопровождения,
которое
способствует
коррекции
психофизического
статуса
детей
в
процессе
их
двигательно-игровой
деятельности. Слушание правильной подобранной музыки повышает иммунитет детей,
снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает
спокойное дыхание.
Музыкальные
занятия
с
использованием
технологий
здоровьесбережения
эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его
интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на
освоении
детьми
определённого
содержания,
и
педагогической
импровизации,
варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий возможен без
совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно
помогает, организует самостоятельное музыцирование детей в группе.