Автор: Кучер Дина Андреевна
Должность: мбдоу д/с №5
Учебное заведение: МБДОУ д/с №5
Населённый пункт: Славянск-на-Кубани
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: "Как помочь птицам зимой"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в старшей группе
Тема: «Как помочь птицам зимой»
Цель : Сформировать представление об основных видах птиц Кубани и о способах заботы о них.
Задачи: - Познакомить с видами птиц , обитающих рядом с человеком , с их внешнем видом , с
голосом и повадками.
- Расширить представления о том , как можно помочь птицам Кубани.
- Сформировать познавательный интерес к изучению окружающего мира
- Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам , желание помогать и оберегать их.
Предварительная работа: Цикл познавательных бесед о птицах ; рассматривание иллюстраций ;
чтение рассказов ; стихов о птицах ; отгадывание загадок ; Д/и : «Четвертый лишний» , « Назови
силуэт птицы» , «Найди жилище птиц»; Презентации и альбомы «Птицы»
Оборудования и материалы: Иллюстрации птиц , конверт с перьями , ноутбук , аудиозапись с
голосами птиц, мнемотаблица, «шапочки-птички».
Ход занятия:
Мотивация: На столе конверт в нем перо птиц; Ребята , что это ? Кто мог его оставить? Кому оно
принадлежит? Вы догадались о ком сегодня мы будем говорить и с кем знакомиться
Д.: О птицах
Ребята сели за столы
В.: Птицы сопровождают человека везде: и в дикой природе, и рядом с жильем .Круглый год мы
можем слышать их пение , видеть их в поисках корма или таскающих веточки для гнезда. Без птиц
сложно представить наши города и поселки, а их польза огромна.
Ребята птиц очень много, они все очень разные (большие, маленькие, пестрые, однотонные, кто
прыгает, кто скачет.)Но сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах.
– А вы знаете, как отличить птичку от другого животного?
Д.: Да. Птицы умеют летать.
В.: Давайте познакомимся с зимующими птицами Кубани. Некоторых, вы можете встретить, если
выгляните в окошко или выйдете из дома.
Ребята, а как вы думаете почему их называют зимующими птицами?
Д.: Остаются у нас.
Работа по мнемотаблице (Дети составляют рассказ с опорой на образец)
В.: Отлично! Молодцы! Вы справились.
Рассмотрение и обсуждение презентации на ноутбуке.
В.: Давайте , посмотрим на их изображения и ответим на вопросы для самых внимательных.
- Кто больше по размеру – воробей или голубь?
- Какие цвета можно найти в оперение голубя?
- А какой цвет есть в оперении воробья , но отсутствует у голубя?
- Какого цвета крылышки голубя?
- Какого цвета «шапочка» воробья?
- Голубей какой окраски вы встречали на улице?(Молодцы! Хорошо! Продолжаем дальше!)
В.: А вот следующее задание , сравни две птицы -ворону и сороку.
- На каком рисунке изображена сорока?
- У кого длиннее хвост – у сороки или вороны?
- Какие цвета можно найти в оперение вороны? А в оперение сороки?
- Почему сороку в сказках называют «сорока-белобока» ?
Включается аудиозапись с голосами птиц.
В.: Все мы знаем , что птицы непоседы , долго на месте не сидят. Давайте и мы встанем и немного
подвигаемся, как птички.
Игра «Шапочки-птички» (Дети одевают шапочки с изображением птиц , под музыку имитируют
повадки птиц и крики(звуки))
Дети присаживаются.
Показ кормушки (деревянная) и карточки зимующих птиц. Берет карточку-птиц и знакомит с
детьми. Детям предлагается обсудить внешний вид птицы, обратить внимание на цвета в
оперении.
В.: Синица – которая питается насекомыми , но на зиму все равно остается зимовать рядом с нами;
её красивый голос мы слышим не только летом , но и зимой ; ее расцветка очень яркая-черно-синяя
шапочка, желтый животик (брюшко),черный «галстук» и белые щечки.
Щегол-его называют «птица-цветок», потому что в его оперении можно найти пять цветов. В
оперении этой птички есть-черный, белый, коричневый , красный и желтые цвета. Песня у него
громкая, веселая.
Трясогузка -узнать ее очень просто: бегает она вдоль дорожек и хвостиком трясет, потому и названа
трясогузкой. В оперении всего -два цвета-белый и черный.
Дятел-кто из нас не слышал, как стучит , долбит по дереву неугомонный барабанщик.
Дятел – настоящий красавец , в его оперении есть , черно-белая гамма и красные пятна. Очень умная
птица, стуча по дереву,он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает
их из под коры. И ещё , у дятла , очень длинный язык .
В.: - Кто мне скажет , для чего ему длинный язык ? Дятел ведь не болтун.
Д.: (Облизываться)
В.: Языком из труднодоступных мест он вытаскивает насекомых , которые вредят дереву. Ведь не зря
его называют «доктор-леса».
Предлагается детям встать и сделать пальчиковую гимнастику « Зимующие-птицы»
Шишка, ты вкусна, толста(Сцепить указательные пальцы)
И прекрасна для клеста ( Перецепить пальцы)
А снегирь , стряхнув снежинки,(«смахнуть снег» с тыльной стороны кисти)
Поклюет зимой рябинки( Пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и поклевать чуть согнутую
левую ладонь –«гроздь рябины»)
В.: Ребята, мы назвали птиц. Узнали как они выглядят , как поют , какие домики им нужны.
- Но мы о чем то забыли ?
- Что нужно ещё птичкам в холодное время года?
Д.: покормить.
В.: Действительно ,зима – трудное время для птиц . Голодные птицы сильно страдают от голода и
холода. Нужно поддержать их.
- Ребят как мы можем их помочь?
Д.:Сделать кормушку и покормить их.
В.: А любую ли еду, можно класть в кормушку? Как человеку есть все подряд нельзя, так и птицам
нужна еда не только вкусная, но и полезная. Причём для каждой птицы свой корм.
Ребята послушайте стихотворение :
А. Яшин «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
В.:Запомнили, ребята, чем можно покормить зимой птиц? А теперь давайте поиграем Д/и «У
кормушки»
Детям предлагается совместить изображения птиц и изображение корма, который можно класть
им в кормушку. Предлагается также «вредная» птичья еда – конфеты, соленые сухарики, чтобы
закрепить знания о том, что данную еду нельзя класть в кормушку.
В.:Вот молодцы, теперь вы обязательно сумеете покормить птиц правильно
Оценка деятельности детей: -О чем мы сегодня с вами говорили?
- С какими птицами мы с вами познакомились?
- А как называются птицы, которые остаются зимовать?