Автор: Щеколдина Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1272
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный план логопедической работы с ребенком дошкольного возраста, страдающим общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование
Щеколдина Татьяна Сергеевна, учитель-логопед
ГБОУ Школа №1272
Россия, г. Москва
Индивидуальный план логопедической работы
с ребенком дошкольного возраста,
страдающим общим недоразвитием речи.
Планирование является важным аспектом в деятельности логопеда. Один из видов
планирования – это индивидуальный план логопедической работы с ребенком на
определенный период обучения. Он позволяет наметить основные направления работы,
актуальные для коррекции того или иного речевого нарушения, которое выявлено у
конкретного ребенка, определить их содержание. Предлагаем примерный вариант
индивидуального плана работы с ребенком, страдающим общим недоразвитием речи
(третий уровень речевого развития) на первом году обучения. Данное планирование
рассчитано на один учебный год и включает в себя работу над словарем, грамматическим
строем речи, связной речью, фонетико-фонематической системой языка и обучение
элементам грамоты.
1. Развитие словаря.
1.
Обеспечение перехода пассивного словаря в активный;
2.
Расширение объема правильно произносимых существительных - названий
предметов, объектов, их частей, названий природных явлений;
3.
Развитие понимания и употребление обобщающих слов;
4.
Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению приставочных
глаголов, возвратных и невозвратных глаголов;
5.
Развитие понимания и использования в речи относительных и притяжательных
прилагательных, слов-синонимов и слов – антонимов;
6.
Расширение понимания значения предлогов и активизирование использования их в
речи;
7.
Обеспечение
усвоения
притяжательных
местоимений,
определительных
местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
2. Формирование грамматического строя речи.
1.
Развитие навыков образования и практического использования в активной речи
форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов
настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
2.
Формирование навыка образования и употребления существительных в косвенных
падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
3.
Формирование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4.
Формирование навыков образования и использования в экспрессивной речи
глаголов с различными приставками.
5.
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
6.
Формирование навыка согласования и использования в речи прилагательных и
числительных с существительными в роде, числе, падеже.
7.
Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации
действий, по картине и согласованию слов в предложении. Формирование навыка
распространения
простого
нераспространенного
предложения
однородными
членами и с помощью определений.
8.
Обучение составлению сложносочиненных предложений
3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
и синтеза.
1. Развитие просодической стороны речи: правильного речевого дыхания, умеренного
темпа речи, интонационной выразительности, модуляции голоса.
2. Коррекция произносительной стороны речи.
-
Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию
правильной артикуляции звуков.
- Формирование правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков
и их автоматизация в речевой деятельности.
3. Работа над слоговой структурой слова:
-
Формирование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и
воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонаций, цепочек слогов с
разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением
согласных.
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры односложных; двусложных и
трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных со стечением
согласных и двусложных слов с одним закрытым слогом,
двумя закрытыми
слогами, трехсложных слов со стечением согласных и использования их в речи.
-
Формирование понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и
синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
4. Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа
и синтеза.
- Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия
звонкий согласный звук, глухой согласный звук.
- Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков,
из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук;
различать гласные и согласные звуки.
- Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки по признакам:
глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
- Формирование навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова.
Формирование умения определять место звука в слове.
- Формирование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех
звуков (ам, бу, ни, мак, кит).
4. Обучение элементам грамоты.
1.
Формирование представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
2.
Ознакомление с буквами.
3.
Формирование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и
мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
4.
Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с
недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и
зеркально изображенных букв.
5.
Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и
открытых слогов, слов с пройденными буквами.
5. Развитие связной речи и речевого общения.
1.
Воспитание
активного
произвольного
внимания
к
речи,
развивать
умения
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в
чужой и своей речи.
2.
Формирование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести
диалог, выслушивать друг друга до конца.
3.
Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу,
алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных
картинок.
4.
Формирование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и
помощью педагога.