Напоминание

Индивидуальный план логопедической работы с ребенком дошкольного возраста, страдающим общим недоразвитием речи


Автор: Щеколдина Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1272
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный план логопедической работы с ребенком дошкольного возраста, страдающим общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Щеколдина Татьяна Сергеевна, учитель-логопед

ГБОУ Школа №1272

Россия, г. Москва

Индивидуальный план логопедической работы

с ребенком дошкольного возраста,

страдающим общим недоразвитием речи.

Планирование является важным аспектом в деятельности логопеда. Один из видов

планирования – это индивидуальный план логопедической работы с ребенком на

определенный период обучения. Он позволяет наметить основные направления работы,

актуальные для коррекции того или иного речевого нарушения, которое выявлено у

конкретного ребенка, определить их содержание. Предлагаем примерный вариант

индивидуального плана работы с ребенком, страдающим общим недоразвитием речи

(третий уровень речевого развития) на первом году обучения. Данное планирование

рассчитано на один учебный год и включает в себя работу над словарем, грамматическим

строем речи, связной речью, фонетико-фонематической системой языка и обучение

элементам грамоты.

1. Развитие словаря.

1.

Обеспечение перехода пассивного словаря в активный;

2.

Расширение объема правильно произносимых существительных - названий

предметов, объектов, их частей, названий природных явлений;

3.

Развитие понимания и употребление обобщающих слов;

4.

Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению приставочных

глаголов, возвратных и невозвратных глаголов;

5.

Развитие понимания и использования в речи относительных и притяжательных

прилагательных, слов-синонимов и слов – антонимов;

6.

Расширение понимания значения предлогов и активизирование использования их в

речи;

7.

Обеспечение

усвоения

притяжательных

местоимений,

определительных

местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

2. Формирование грамматического строя речи.

1.

Развитие навыков образования и практического использования в активной речи

форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов

настоящего времени, глаголов прошедшего времени.

2.

Формирование навыка образования и употребления существительных в косвенных

падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.

3.

Формирование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи

существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.

Формирование навыков образования и использования в экспрессивной речи

глаголов с различными приставками.

5.

Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.

6.

Формирование навыка согласования и использования в речи прилагательных и

числительных с существительными в роде, числе, падеже.

7.

Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации

действий, по картине и согласованию слов в предложении. Формирование навыка

распространения

простого

нераспространенного

предложения

однородными

членами и с помощью определений.

8.

Обучение составлению сложносочиненных предложений

3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

и синтеза.

1. Развитие просодической стороны речи: правильного речевого дыхания, умеренного

темпа речи, интонационной выразительности, модуляции голоса.

2. Коррекция произносительной стороны речи.

-

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию

правильной артикуляции звуков.

- Формирование правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков

и их автоматизация в речевой деятельности.

3. Работа над слоговой структурой слова:

-

Формирование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и

воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонаций, цепочек слогов с

разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением

согласных.

- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры односложных; двусложных и

трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных со стечением

согласных и двусложных слов с одним закрытым слогом,

двумя закрытыми

слогами, трехсложных слов со стечением согласных и использования их в речи.

-

Формирование понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и

синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

4. Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа

и синтеза.

- Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия

звонкий согласный звук, глухой согласный звук.

- Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков,

из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук;

различать гласные и согласные звуки.

- Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки по признакам:

глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.

- Формирование навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова.

Формирование умения определять место звука в слове.

- Формирование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех

звуков (ам, бу, ни, мак, кит).

4. Обучение элементам грамоты.

1.

Формирование представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.

2.

Ознакомление с буквами.

3.

Формирование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и

мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4.

Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с

недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и

зеркально изображенных букв.

5.

Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и

открытых слогов, слов с пройденными буквами.

5. Развитие связной речи и речевого общения.

1.

Воспитание

активного

произвольного

внимания

к

речи,

развивать

умения

вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в

чужой и своей речи.

2.

Формирование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести

диалог, выслушивать друг друга до конца.

3.

Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу,

алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных

картинок.

4.

Формирование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и

помощью педагога.



В раздел образования