Автор: Егорова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Алые паруса"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ
Раздел: дополнительное образование
СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА
ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ
Еще в начале 19 века Г. Песталоцци указывал, что в традиционных условиях
обучения происходит «удушение» развития ребенка, убийство его здоровья.
Расплата за образование - сгорбленная спина, тросточка. Причем в то время
еще была достаточно чистая экологическая среда, чистые продукты питания.
Постепенно в общественное сознание стали
входить такие понятия, как
«школьная близорукость», «школьные сколиозы».
По данным медицинского осмотра 1999-2000 г. из 1086 учащихся одной из
школ нарушения осанки наблюдались у 117 человек, сколиоз – у 40,
близорукость у 147, плоскостопие у 46. А всего с теми или иными патологиями
827 человек. Большую часть дня дети проводят в школе сидя за партой. Во
время письма у ребенка пережаты шейные сосуды, питающие головной мозг
кровью, нарушен ритм сердца, поджато легкое, не работает диафрагма. И, как
правило, в этой позе ребенок занимается 5-6 часов в школе и 2-3 часа дома, что
оказывает негативное влияние на функциональное состояние его организма.
Самый лучший отдых активный, а в нашей ситуации, на занятиях
хореографией – это смена умственной деятельности на физическую. Поэтому
частичное решение проблемы прогрессирующего «нездоровья» наших детей
мне видится в активных занятиях физическими упражнениями.
У каждого человека около двухсот костей и несколько сотен мышц. Мышцы
могут удлиняться и укорачиваться, как эластичная резиновая лента. Когда они
сокращаются, то становятся твердыми и укорачиваются, когда их расслабишь,
они становятся мягкими и удлиняются. От мышц зависит наше состояние
здоровья и физическая сила. В результате регулярных физических нагрузок
мышцы становятся упругими и сильными.
Уже заходя в хореографический зал, ребенок старается подтянуться,
выпрямить спину, в этот момент начинают работать мышцы. В начале занятия
мы выполняем разминку по кругу, это способствует разогреву мышц и
подготовке к основной части занятия.
Работая в определенной последовательности мы растягиваем мышцы,
укрепляем их, вырабатываем гибкость корпуса, танцевальный шаг.
Благодаря упражнениям целенаправленного действия у ребенка
укрепляется мышечный корсет, который не позволяет скелету деформироваться
и предупреждает его патологические изменения, что, безусловно, влияет и на
другие функциональные системы организма. Часто мы говорим ребенку:
«Выпрями спину, стой прямо, сиди ровно». На самом деле к позвоночнику
крепятся около 40 мышц, и только в том случае, когда они достаточно хорошо
развиты и закреплены, они будут держать наш позвоночник. Поэтому, прежде
всего, необходимо выполнять упражнения, способствующие развитию и
укреплению мышц.
Чтобы правильно поставить работу с детьми, необходимо уделять
внимание их психолого-возрастным особенностям. Дети младшего школьного
возраста отличаются чрезвычайной подвижностью, нуждаются в частой смене
движений. Организм их еще недостаточно окреп, поэтому необходимо
внимательно отнестись к дозировке упражнений. Необходимо чередовать более
и менее подвижные упражнения.
Занятия хореографией способствуют развитию физических данных,
формированию правильной осанки, исправлению физических недостатков. Но
не менее важно психическое и нравственное здоровье ребенка. Мы стараемся
приобщить ребенка к искусству, что дает ему огромную радость, душевное
богатство, облагораживает натуру.