Автор: Сараева Наталья Викторовна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Ликино-Дулевский политехнический колледж - филиал ГГТУ
Населённый пункт: город Ликино-Дулево, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Плюсы и минусы "Онлайн-обучение" по сравнению с классическим очным обучением"
Раздел: среднее профессиональное
Статья «Плюсы и минусы «Онлайн-обучение» по сравнению с
классическим очным обучением».
Автор: преподаватель ЛДРК – филиал ГГТУ
Сараева Наталья Викторовна
Исторически принято противопоставлять онлайн и классическое очное
обучение. За последние десятилетия ученые неоднократно пытались
измерить, какой из форматов лучше. В результате можно найти сотни
исследований, утверждающих, что онлайн-обучение эффективнее
классического. И столько же научных изысканий, доказывающих обратное.
Сегодня эксперты сходятся во мнении, что сравнивать онлайн и офлайн в
принципе некорректно. У обоих форматов есть свои неоспоримые плюсы, а
эффективность будет разной для каждого конкретного случая. Результат
зависит от контекста, предмета, целей обучения, личных характеристик
ученика, качества реализации учебного продукта и бесконечного множества
менее очевидных факторов.
Рынок онлайн-образования очень разнообразен - это массовые открытые
онлайн-курсы, образовательные платформы широкого профиля, обучающие
мобильные приложения и компьютерные игры, инструменты для видео-
конференций, виртуальные уроки с преподавателями и многое другое.
Вопрос «Что эффективнее?» не имеет смысла. Важнее понять: «Как
правильно комбинировать форматы и инструменты, чтобы добиться
наилучшего результата?».
Неслучайно после первой волны пандемии подавляющее большинство
ведущих университетов мира заявили о планах по внедрению
комбинированного обучения, когда классические очные занятия
дополняются работой на онлайн-платформе.
Это решение вызвано не только необходимостью подготовиться к
возможному продолжению пандемии, но и объективными причинами:
согласно проведенному опросу студентов считают, что использование
вспомогательных цифровых инструментов существенно улучшает их
успеваемость в вузе.
В будущем онлайн вытеснит традиционные формы обучения?
В современном мире, когда нам необходимо регулярно осваивать новые
знания и навыки, успевая при этом работать и жить, онлайн-обучение
становится очень важным инструментом. Дистанционный формат удобен для
повышения квалификации, развития конкретных узких навыков, знакомства
с новыми программами и цифровыми инструментами.
Быстрое освоение специфических навыков очень пригодилось во время
самоизоляции. Представители глобальной образовательной платформы
отмечают, что в первую волну пандемии в числе наиболее популярных
курсов оказались уроки по проведению видеоконференций в Zoom и
управлению виртуальной командой.
В то же время, многие специальности требуют фундаментального
образования, часто с использованием сложной научно-технической базы.
Вряд ли кто-то захочет лечиться у врача, получившего диплом дистанционно,
даже если он тренировался на самых современных симуляторах. Кроме того,
у классического образования есть неоспоримое преимущество – живой
контакт участников. Современные технологии бесконечно далеки от того,
чтобы создавать настоящее «ощущение присутствия». Харизма
преподавателя, невербальное общение, атмосфера класса вдохновляют и
вовлекают в процесс обучения. Во время очных занятий лучше работает
студент, именно поэтому традиционное обучение востребован
работодателями намного больше, чем дистанционный.
Отдельная сложность возникает с онлайн-обучением детей. Чем младше
ребенок, тем выше его потребность в движении, осязании и физическом, а не
виртуальном контакте с учителем и одноклассниками. Перевод младших
школьников на «дистант» оказался самым проблематичным. Несмотря на то,
что к повторному карантину (если он случится) школы подойдут более
подготовленными, онлайн-обучение в начальной школе по-прежнему навряд
ли приблизится по качеству к очному, просто потому что комфортная
образовательная среда для ребенка предполагает живое общение.
Удобство и низкая стоимость – главные преимущества онлайн-обучения.
Безусловно, возможность учиться в любое время и из любой точки мира
– именно то, о чем думают люди, делающие выбор в пользу онлайн-обучения
в «некарантинных» условиях. Дополнительным бонусом оказывается цена:
как правило, дистанционные курсы стоят дешевле, чем их очные аналоги.
Существуют и другие, менее очевидные, но не менее важные плюсы.
С переходом на дистанционное обучение многие школьные учителя
заметили неожиданный эффект: в то время, как у большинства учеников
результаты ухудшились, у некоторых, напротив, произошел прорыв. Похоже,
радикальная смена формата способна творить чудеса, когда привычное
обучение заходит в тупик.
Заниматься онлайн можно в своем ритме. Благодаря возможности в любой
момент вернуться к изученному, задержаться на сложной теме и быстро
проскочить уже знакомый материал, взрослые ученики тратят на 25-60%
меньше времени на обучение по сравнению с классическим форматом.
При этом, низкая стоимость и доступность онлайн-образования имеют и
обратную сторону. По статистике, больше половины зарегистрировавшихся
на онлайн-платформах никогда не начинают обучение, а среди начавших до
конца доходят всего 20-60% пользователей. У классических очных курсов
процент учеников, успешно завершивших обучение, значительно выше.
Онлайн-обучение менее персонифицировано, его проще проигнорировать,
ведь ученик несет ответственность за результат только перед собой, а
обучение всегда можно отложить «на потом».
Онлайн-образование не котируется на рынке труда?.
Безусловно, если говорить о фундаментальном образовании, таком как
бакалавриат, магистратура или программы МВА, ценность традиционного
диплома в глазах работодателя по-прежнему несопоставимо выше.
Если же речь идет о программах дополнительного образования,
упоминание пройденного онлайн-курса точно не испортит резюме. Изучение
иностранных языков, освоение новых программ и платформ, развитие
дополнительных навыков – все это демонстрирует работодателю
заинтересованность соискателя в личном и профессиональном развитии.
К тому же, важно помнить, что всё больше работодателей меняют свои
практики найма, ставя в приоритет фактические навыки соискателя, а не
формальные дипломы и сертификаты. Так что, в первую очередь, имеет
значение, чему вы научились, а не где и как.
Качество онлайн-курсов оставляет желать лучшего?
Начнем с того, что и очное образование не значит качественное:
встречаются как высококлассные, зарекомендовавшие себя программы,
так и совершенно невостребованные, малоэффективные, а иногда даже
шарлатанские. То же самое можно сказать об онлайн-образовании.
Существует множество онлайн-курсов и их число растет с каждым днем.
По сути, любой человек, независимо от его уровня экспертизы, может
запустить собственный курс. Отсутствие ценного контента, бессистемность,
низкое качество материалов, тотальное непонимание даже базовых
принципов обучения, – все эти проблемы действительно характерны для
некоторых онлайн-программ. Однако не стоит судить об онлайн-образовании
в целом на основе продуктов от недобросовестных создателей.
очным образованием
Исторически принято противопоставлять онлайн и классическое очное
обучение. За последние десятилетия ученые неоднократно пытались
измерить, какой из форматов лучше. В результате можно найти сотни
исследований, утверждающих, что онлайн-обучение эффективнее
классического... и столько же научных изысканий, доказывающих обратное.
Сегодня эксперты сходятся во мнении, что сравнивать онлайн и офлайн
в принципе некорректно. У обоих форматов есть свои неоспоримые плюсы, а
эффективность будет разной для каждого конкретного случая. Результат
зависит от контекста, предмета, целей обучения, личных характеристик
ученика, качества реализации учебного продукта и бесконечного множества
менее очевидных факторов.
Рынок онлайн-образования очень разнообразен - это массовые открытые
онлайн-курсы, образовательные платформы широкого профиля, обучающие
мобильные приложения и компьютерные игры, инструменты для видео-
конференций, виртуальные уроки с преподавателями и многое другое.
Вопрос «Что эффективнее?» не имеет смысла. Важнее понять: «Как
правильно комбинировать форматы и инструменты, чтобы добиться
наилучшего результата?».
Неслучайно после первой волны пандемии подавляющее большинство
ведущих университетов мира заявили о планах по внедрению
комбинированного обучения , когда классические очные занятия
дополняются работой на онлайн-платформе.
Это решение вызвано не только необходимостью подготовиться к
возможному продолжению пандемии, но и объективными причинами:
согласно проведенному студентов считают, что использование
вспомогательных цифровых инструментов существенно улучшает их
успеваемость в вузе.
Онлайн-обучение менее эффективно, чем очное!