Напоминание

"Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников"


Автор: Горбунова Татьяна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Консультация
Тема: "Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»

Подготовила: Горбунова Т.А.

Воспитатель МАДОУ «Умка»

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я.

Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как

средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное

влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и

графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная

деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным

скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые

являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний.

Доступность метода моделирования для дошкольников определяется тем, что в

основе моделирования лежит принцип замещения.

По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической

деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели;

источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».

Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом,

изображением, знаком.

Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема,

чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели,

используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам

обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс

познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в

этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и

объекты. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-

образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть

реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого

объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Оно происходит с помощью:

• опорных схем,

• мнемотаблиц,

• пиктограмм,

• предметных картинок.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию

мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые)изображения знакомых

предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных

персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей

мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается

речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы.

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и

выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой

последовательности частей прослушанного текста художественного произведения.

Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической

последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой

деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это

эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий,

определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных —

условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои

(люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В

качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики,

различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка

правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различии между

персонажами (крокодил — зелёный кружок, солнце — жёлтый) или двух (волк — большой

серый кружок, заяц — маленький серый кружок). Набор заместителей (разных

кружков)изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать

кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой —

солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В

дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда

выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов.

Например, в сказке «Колобок» колобок — жёлтый кружок, волк — серый, медведь —

коричневый, лиса — оранжевый. В сказке «Волк и козлята» волк — большой серый

кружок, коза — большой белый, козлята— маленькие белые. К одной и той же сказке

рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок

овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» можно выбрать заместители не по цвету, а по

величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины,

ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор:

маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь.

При пересказе сказки «Заюшкина избушка» можно предложить детям использовать

для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться,

какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед

ребенком проблемные вопросы.

— Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой —

большой, средний или маленький? Средний — потому что заяц среднего размера по

сравнению с волком и лисой.

— Лиса — какой круг, почему? (Оранжевый.)

— Волк — какой круг, почему?

— Медведь — коричневый, почему?

Последний из героев — петушок может вызвать затруднение, каким цветом его

обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него

красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять

решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга — голубого и коричневого цвета. Почему?

Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная — значит коричневого цвета,

и ледяная — значит, голубого. А лес. Как думаешь, каким цветом мы его обозначим?

Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на

геометрические фигуры. Будет очень интересно!

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание

предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по

описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек». Эти игры помогают научить детей

называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию

детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать

предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий

персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по

картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто

знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию,

последовательному описанию сюжета произведения.

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину,

конец, т. е. строится по определенной схеме,можно использовать игры: «Кто знает, тот

дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К

этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием.

Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети

смогли выделить основные связи между его частями,например: «Куда пошла козочка?

Почему закричала козочка? Кто ей помог?»Такие игры учат детей: рассказывать о

содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно,

логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в

котором есть начало, середина и конец.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям

овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными

и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или

двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты

текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов

наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по

отношению к действительности, служат основанием для

последующего развития познавательных и творческих способностей.



В раздел образования