Автор: Черноградская Екатерина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Хоточчунская основная общеобразовательная школа
Населённый пункт: с Хоточчу Хангаласский улус РСЯ
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Внеаудиторное занятие "Реальная математика"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка к внеаудиторному занятию
«Реальная математика».
Курс по выбору «Реальная математика» для предпрофильной подготовки учащихся
7 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать
практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят
удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный курс будет
способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и
умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по
математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Программа составлена с использованием программы курса по выбору «Математика на
практике».
Предлагаемый материал является обобщением ранее приобретённых
программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами
решения практических задач. Результаты итоговых контрольных работ и тестирования
показали, что многие учащиеся испытывают трудности в применении полученных знания
по предмету при решении практических задач, не вчитываются в условие, не всегда дают
ответы на вопросы, поставленные в задаче. В результате изучения курса учащиеся
должны получить навыки применения
теоретического материала при решении
практических
задач,
приобрести
стабильность
и
уверенность
при
выполнении
алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого
и рационального счёта. При решении задач очевидны межпредметные связи с химией,
физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению
предмета.
Цель курса:
развить
устойчивый
интерес
учащихся
к
изучению
математики,
ликвидировать
представление о математике как об абстрактной науке, показать её применение в
искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях. Развить
культуру математических вычислений и добиться стабильности
в преобразовании
алгебраических выражений.
Задачи курса:
1.
Научить решать практические задачи на оптимизацию и применять
функциональную линию при решении практических задач.
2.
Развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня
сложности, формировать логическое мышление.
3.
Показать учащимся методы решения задач на проценты, на сплавы, смеси и
растворы. Научить решать одну задачу разными способами.
4.
Оказать помощь в подготовке к успешному прохождению ОГЭ.
5.
Воспитать целеустремлённость и настойчивость при решении задач.
6.
Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к
математической деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1.
Читать и понимать графики реальной зависимости;
2.
Отвечать на вопросы практической направленности;
3.
Составлять математические модели к задачам и работать с ними;
4.
Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими
числами;
5.
Применять различные математические приёмы при решении практических задач
(распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские
операции, численность населения, миграция и т. д.);
6.
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и в повседневной жизни.
На прохождение программы отводится 1 час в неделю, 34 часов . Программа включает
практические занятия по решению задач, презентации, доклады, математические
соревнования.
Предусмотрены
самостоятельные
работы.
В
качестве
учебно-
методического обеспечения используются распечатки учителя.
Содержание курса.
Тема 1. Наглядная математика (5 часов).
В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни,
диаграмм в различных сферах деятельности, рассматриваются различные способы
решения практических задач, представленных таблицами.
Тема 2. Решение задач практического характера (5 часов).
Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении
задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение
приёмам рационального и быстрого счёта.
Тема 3. Математика в химии и физике (3 часа). Концентрация вещества, процентное
содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Задачи на
совместное движение в разных направлениях, движение по кругу. Наглядная иллюстрация
содержания отдельных задач практической направленности. Решение одной задачи
разными способами: математическими методами и методами, применяемыми в физике и
химии.
Тема 4. Математика в различных сферах деятельности (5 часа). Работа над проектами
по темам:
«Математика в искусстве», «Применение математики в строительстве»,
«Математика и архитектура», «Математика и экономика» и др. Итоговое занятие
посвящается защите учебных проектов. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
групповыми. Занятие проводится в виде конкурса, где победителей определяют сами
учащиеся.
Основной тип занятий – практикум. Формы работы с учащимися: лекционно-семинарские
занятия, групповые, индивидуальные.
Форма контроля – защита проектов.
-
«
»
Календарно тематическое планирование курса Реальная математика
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Тема 1. Наглядная математика
6
1
Применение функций в жизни
2
2
Применение диаграмм в различных сферах деятельности
2
3
Решение практических задач, представленных таблицами
2
Тема 2. Решение задач практического характера.
8
1
Задачи на доли и части
2
2
Задачи на выбор оптимального тарифа;
2
3
Задачи, связанные с распродажами;
2
4
Задачи на банковские кредиты.
2
Тема 3. Математика в химии и физике.
6
1
Задачи на смеси, сплавы и растворы.
3
2
Задачи на относительное и круговое движение
3
Тема 4. Математика в различных сферах деятельности:
14
1
Математика в искусстве, строительстве, архитектуре
3
2
Математика и экономика.
3
3
Агротехнологические задачи
7
Итоговое занятие
1
В
СЕГО
: 34
Ч