Авторы: Федотова Светлана Владимировна, Светлана Владимировна Федотова
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 10 города Белово
Населённый пункт: г Белово
Наименование материала: методическая разработка занятия внеурочной деятельности
Тема: Патриот своей страны
Раздел: среднее образование
Занятие внеурочной деятельности «Патриот своей страны»
Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих
патриотической личности.
Задачи:
1.
Усиление патриотических качеств личности.
2.
Расширение кругозора учащихся
3.
Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный
опыт.
4.
Повышение интереса к истории Отечества
5.Развитие эмоциональной сферы
Ход занятия
1.Вступительное слово учителя:
Разминка: (встать в круг)
Здравствуйте ребята!
Скажите, правда, что вы:
-учитесь в 7 классе
-учитесь хорошо
-добрые
-дружные
-смелые и спортивные
-отзывчивые
- Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой
- Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед
- Если уверены в своих силах, топните ногой
- Если у вас хорошее настроение, хлопните в ладоши
- Если вы считаете себя честными людьми, поднимите обе руки вверх
- Если вы верите, что у нас все получится , возьмитесь за руки
Учитель : Прошу садиться
2. Прошу вас посмотреть фрагмент мультфильма и определить тему нашего занятия.
Мультфильм «Сильные духом крепче стены» с 01.20 по 4.58.
Учитель: «А теперь, друзья, скажите, о чем данный фрагмент?
Учитель: «Хорошо. Скажите, о чём мы будем сегодня вести речь на занятии ? Какова
тема нашего разговора?
Верно, мы сегодня будем вести речь о патриотизме, поэтому тема нашего занятия
«Патриот своей страны».
Скажите, пожалуйста, а как вы понимаете слово «патриот»?
(ответы)
Патриот – человек, который любит свою родину, уважает свою историю, человек,
который не только пользуется благами своей страны, но и что-то отдаёт взамен, что-то
созидает на благо своей родины. Скажите, а кто из вас может со стопроцентной
уверенностью сказать: «Я - патриот»
Проводилось анкетирование по теме «Патриот. Какой он?».
Посмотрите, каковы результаты анкетирования .
В анкете принимали участие 22 человека
1. На первый вопрос «Что вы понимаете под словом – «патриотизм»?» 10 чел. ответили –
любовь к Родине, единицы ответили, что это верность, преданность, служение отечеству,
знание истории страны, 6 человек не знают или не смогли объяснить это понятие.
2. Качества присущие патриоту вы выбрали следующие: храбрость, мужество, доброта,
честность, быть умным справедливым и верным стране и народу.
3. 13 чел. опрошенных считают себя патриотами, что составило 59% , очень печально, что
7 чел., а это 32% опрошенных не считают себя патриотами, 2 человека ответили, что не
знают.
4. Анализируя четвёртый вопрос: «Кто, на ваш взгляд повлиял на формирование Ваших
патриотических качеств?» - 11 человек ответили, что это родители, а 10 человек – школа,
4человека – окружающие.
5. 59% опрошенных школьников (12 человек) знают обычаи и традиции своего народа,
нет ответили 5 человек, 2 ученика не знают и трое затруднились ответить
6. На вопрос - «как вы понимаете выражение «Малая Родина» - только 5чел.из
опрошенных (23%) дали ответ – место, где человек родился, а остальные 17 чел. (77%) не
смогли ответить на этот вопрос верно.
7. Историю нашего города, наверное, знает каждый взрослый. Немного иначе обстоит
дело в этом вопросе у вас, детей – лишь 50% учащихся знают когда образовался наш
городок.
8. Лишь 11 респондентов , 50% ответили, что любят свой город., 5 чел не любят, 5 – не
знают.
9. Что же нужно делать для нашего городка, что бы он был лучше? Отвечая на этот
вопрос, мои воспитанные учащиеся в большинстве своём отвечали – не мусорить.
Прозвучали и такие пожелания: повысить зарплату, всё отремонтировать и перестроить , а
также просто беречь свой городок.
Приятно, что в вашем классе есть такие люди. Надеюсь, вы не только говорите, но и так
поступаете, то есть ваши слова не разнятся с делом.
А чтобы это подтвердить, я предлагаю вам проверить себя на Древе честности,
прикрепленное на доске.
Я предлагаю сорвать с него по плоду и честно ответить хотя бы для себя
на вопрос: «Когда в последний раз я…»
- испытывал гордость за свою страну;
- сделал что –то хорошее для своего родного края;
- испытывал гордость за свой народ;
- соблюдал обычаи своего народа;
- отстаивал честь своей Родины;
- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- радовался и смеялся от души на своей Земле;
- посадил дерево.
Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной
и что, только от нас зависит процветание нашей страны
. А сейчас я предлагаю стать вам «Хранителями своей страны». Вам предлагается карта
страны, вокруг которой есть клеточки. Каждая пара должна заполнить клеточки, вписав в
них качества, которыми должны обладать люди этой страны, чтобы не было войн и
ненависти в этой стране. Если какие –то клеточки окажутся незаполненными, это значит,
что вы не смогли хорошо сохранить свою страну. Группа, которая напишет больше всего
качеств, сохраняющих страну, становится хранительницей страны.
Видите сколько добрых, хороших качеств мы возложили на человека живущего в нашей
стране. Надеюсь, вы сами обладаете всеми этими человеческими качествами, а если каких
то у вас и не хватает, надеюсь, вы начнете меняться и приобретете все эти качества, для
процветания нашей страны.
Из ваших ответов понятно что:
Патриот – это человек,
который гордится Родиной,
переживает за нее; готов встать на защиту Родины;
предан Родине и отстаивает ее интересы;
любит Родину.
Чтобы продолжить нашу беседу, я предлагаю Вам разделиться на 4 группы. А как это
сделать, у вас на стульях прикреплены звездочки – подсказки, прочитав которые вы
должны перемещаться по классу и найти членов своей группы по движениям. Говорить
что-либо запрещается.
Дети делятся на 4 группы. На столе разложены слова, из которых нужно
составить пословицы и объяснить их смысл.
Конкурс пословиц.
1)
На, чужой, родина, вдвойне, стороне, милей. (На чужой стороне Родина милей
вдвойне). когда вы находитесь в другой стране, то скучаете по своей родине. она
кажется вам более родной, т. е "милей вдвойне
2)
Человек, что, без, родины, соловей, песни, без (Человек без Родины что соловей без
песни). человеку нужна Родина, он в ней нуждается. Ведь соловей прожить без
песни
не
может.Так
и
человек
не
может
без
Родины.
Даже, если человек будет жить на чужбине, он все равно будет скучать по родине
3)
Кто за Родину горой, тот истинный герой родина у человека только одна. Человек,
который предал свою родину не достоин называться человеком. Человек который
защищает свою родину достоин уважения, подражания и звания героя.
4)
Одна у человека мать, одна у него и родина Человек может по воле судьбы
оказаться в другом месте, городе, стране, но родина у него может быть только
одна. Обычно, родиной для человека является то место, где жили его предки, деды
и прадеды, где они захоронены. Человек должен уважать родину также, как и свою
мать.
5)
Дети объясняют смысл пословиц.
Ситуационная игра
- А сейчас каждой группе я предлагаю обсудить ситуацию и найти из неё выход.
Ситуация 1.
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В
них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему
самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как поступили бы
вы?
Ситуация 2.
В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе
предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка
другой национальности. Как ты поступишь?
Ситуация 3.
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы.
Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не
разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил на их месте?
Ситуация 4.
Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства
смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике.
Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты
считаешь, прав учитель или не прав?
Займите свои места
Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: Каков он
– истинный патриот России?
- Выберите действия, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота.
знает и любит культуру многонациональной России;
помогает престарелым и инвалидам;
постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;
охраняет природу;
негативно высказывается о представителях других наций и народностей;
старается соблюдать законы;
дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;
применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;
толерантен по отношению к иным культурам и обычаям;
избегает службы в армии;
знает и уважает государственную символику России (Герб, Гимн, Флаг).
Учитель. Дорогие друзья, я не хочу подводить каких-то окончательных и
бесповоротных итогов. Я не буду говорить вам, что такая точка зрения –хорошо, а
такая – плохо. Главное, что я хочу сказать: ТОТ, кем вы станете в будущем: успешным
человеком с большой буквы, тем, кем будут гордиться родители, друзья, любимый
человек или же будете просто плыть по течению, прожигая свою жизнь – зависит в
первую очередь от…(!) ВАС самих.
Кем вы станете – патриотом, спортсменом, в конце концов, достойным
гражданином своей страны – это ваш личный выбор!
Ваше будущее в ваших руках, и вам решать каким оно будет.
РЕФЛЕКСИЯ
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на
занятии.
На чемодан вы приклеиваете стикер с ответом «Что я возьму с собой?»
На мясорубку вы приклеиваете стикер с ответом «Что мне стоит переработать (над чем
еще подумать)?»
На корзину вы приклеиваете стикер с ответом «Какая информация с урока не
пригодится?»