Напоминание

"Дидактические игры на развитие тактильных ощущений"


Автор: Анучина Наталья Андреевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 36
Населённый пункт: г. Осинники, обл Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры на развитие тактильных ощущений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дидактические игры на развитие тактильных ощущений»

«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об

окружающем мире».

В. И. Сухомлинский

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с

произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства

усвоение происходит стихийно, поэтому мы последовательно, планомерно

знакомим

детей

с

тактильным

восприятием.

Для

этого

используем

дидактические

игры,

где

воспитательно-образовательное

значение

не

выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр

заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам,

ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Так, в развитии тактильных ощущений, зрения, слуха и обоняния ребенка

помогут:

рамки-вкладыши,

наборы для рукоделия,

игрушки со шнуровками и застежками,

геометрические фигурки,

буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.

С их помощью ребенок научится различать высоту, длину, вес, цвет и другие

свойства окружающих его предметов.

Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей,

помогает

снизить

умственное

утомление.

Используем

пальчиковую

гимнастику

с

элементами

массажа,

что,

несомненно,

способствует

повышению тактильной чувствительности.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства

предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо,

игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся

в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми

глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую,

определять,

где

теплая

вода,

где

холодная.

2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый

ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам

"чай".

3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы

намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой

стороной

губки

и

жёсткой

и

сравнить

ощущения.

4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают

развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него

движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь

(можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и

ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король

мыльных

пузырей".

Смочите

мыльным

раствором

клеёнку,

расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте

пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не

лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно

обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри

поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами,

обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров:

квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их

самостоятельно из толстой проволоки.

«Определи на ощупь»

Материал непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним

признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы,

широкая и узкая линейки и т.д.).

Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку

предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш

длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.

«Бусы»

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том

порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной

последовательности

«Платочек для куклы»

Материал:

непрозрачный

мешочек;

три

куклы

в

разных

платочках

(шелковом, ситцевом, шерстяном).

Ход игры: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем

платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на

ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

«Золушка»

Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.)

и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).

Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником -

мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными

глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

«Гладкая – шершавая»

Материал: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Ход игры: на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза.

Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по

признаку: гладкие и шершавые.

Прищепки.

Ход

игры:

У воспитателя заранее есть заготовки ежика, солнца, тучи, елки без лучиков,

колючек,

капелек.

Ребенку

предлагается

подобрать

и

прищепить

необходимую прищепку по цвету заготовки в нужном месте.



В раздел образования