Автор: Анучина Наталья Андреевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 36
Населённый пункт: г. Осинники, обл Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры на развитие тактильных ощущений"
Раздел: дошкольное образование
«Дидактические игры на развитие тактильных ощущений»
«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об
окружающем мире».
В. И. Сухомлинский
Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с
произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства
усвоение происходит стихийно, поэтому мы последовательно, планомерно
знакомим
детей
с
тактильным
восприятием.
Для
этого
используем
дидактические
игры,
где
воспитательно-образовательное
значение
не
выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр
заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам,
ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Так, в развитии тактильных ощущений, зрения, слуха и обоняния ребенка
помогут:
рамки-вкладыши,
наборы для рукоделия,
игрушки со шнуровками и застежками,
геометрические фигурки,
буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.
С их помощью ребенок научится различать высоту, длину, вес, цвет и другие
свойства окружающих его предметов.
Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей,
помогает
снизить
умственное
утомление.
Используем
пальчиковую
гимнастику
с
элементами
массажа,
что,
несомненно,
способствует
повышению тактильной чувствительности.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Вспомнить предмет
Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства
предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо,
игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся
в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми
глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.
Игры с водой
Эти игры весело проводить в ванной.
Как играть:
1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую,
определять,
где
теплая
вода,
где
холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый
ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам
"чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы
намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой
стороной
губки
и
жёсткой
и
сравнить
ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
Мыльные игры
Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают
развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него
движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.
"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь
(можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и
ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.
"Король
мыльных
пузырей".
Смочите
мыльным
раствором
клеёнку,
расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте
пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не
лопнет.
Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно
обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри
поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.
"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами,
обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.
Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.
Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров:
квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их
самостоятельно из толстой проволоки.
«Определи на ощупь»
Материал непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним
признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы,
широкая и узкая линейки и т.д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку
предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш
длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.
«Бусы»
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том
порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной
последовательности
«Платочек для куклы»
Материал:
непрозрачный
мешочек;
три
куклы
в
разных
платочках
(шелковом, ситцевом, шерстяном).
Ход игры: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем
платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на
ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.
«Золушка»
Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.)
и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).
Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником -
мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными
глазами за ограниченное время должны разобрать семена.
Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.
«Гладкая – шершавая»
Материал: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.
Ход игры: на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза.
Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по
признаку: гладкие и шершавые.
Прищепки.
Ход
игры:
У воспитателя заранее есть заготовки ежика, солнца, тучи, елки без лучиков,
колючек,
капелек.
Ребенку
предлагается
подобрать
и
прищепить
необходимую прищепку по цвету заготовки в нужном месте.