Автор: Ожиганова Елена Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР- детский сад № 168"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: инклюзия
Тема: " Проблема тьюторскогосопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Ожиганова Е.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад №168» г. Воронеж
«Проблема тьюторского сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного
учреждения»
Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченны-
ми возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образова-
тельных учреждениях является не только отражением времени, но и представ-
ляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом
об образовании» Российской Федерации. В связи с этим, на первый план в
основе жизненной позиции общества должна стать толерантность, а именно
возможность развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психи-
ческим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к со-
трудничеству.
Практика инклюзивного дошкольного образования доказывает необходи-
мость организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях до-
школьного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации
специального ФГОС для детей с ОВЗ и преемственности дошкольного и на-
чального общего образования детей с особыми жизненными потребностями.
Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получе-
ния качественного образования для многих категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья. Тьюторское сопровождение заключается в органи-
зации образовательного движения ребёнка с ОВЗ, которое строится на посто-
янном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремле-
ниями.
Тьюторство — это практика, ориентированная на построение и реализа-
цию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потен-
циал ребёнка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи
основной деятельности. Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь
при условии включения их в среду сверстников, начиная с дошкольного воз-
раста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и
обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребно-
сти с учётом характера нарушения их психофизического развития.
Все вышеперечисленные позиции определяют новые направления дея-
тельности педагога, а также новые цели и задачи. Возникают противоречия
(то есть проблема тьюторского сопровождения детей с ограниченными воз-
можностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учрежде-
ния):
- с одной стороны современная ситуация и требования ФГОС ДО предъяв-
ляют критерии к получению качественного образования для многих категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья;
- с другой стороны недостаточно разработаны организационно — методи-
ческие механизмы (формы) обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Согласно закону, инклюзивное образование — это обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Воспитание
и обучение в обычном детском саду, а не в специализированном учреждении
детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет лучше адаптиро-
ваться к жизни. Здоровым же детям совместное пребывание позволяет раз-
вить толерантность и ответственность — качества, столь необходимые на
сегодняшний день.
В целях реализации права каждого человека на образование, в образова-
тельном учреждении должны создаваться специальные условия для получе-
ния без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья. Согласно закону «Об образовании» в РФ, под спе-
циальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития
детей, предоставление услуг помощника, проведение индивидуальных кор-
рекционных занятий, и другие условия, без которых невозможно или затруд-
нено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Понятие «помощник» (тьютор) законом понимается как один из компо-
нентов «специальных условий», которые, при необходимости, должны быть
созданы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное, что
необходимо понимать, что тьютор — это специалист, который работает с ин-
дивидуальным образовательным маршрутом ребёнка, при разработке и реали-
зации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду,
подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъек-
тами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение
ребёнка.
Тьюторство, как новая в российском образовании педагогическая деятель-
ность, становится в условиях инклюзивного образования важным ресурсом
для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребёнка системы со-
провождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более
индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует
максимальному раскрытию личности ребёнка, формированию его мотивов и
ценностей.
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзив-
ной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ограниченны-
ми возможностями здоровья в ходе образовательного процесса и процесса со-
циализации. Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с
ограниченными возможностями здоровья. Некоторые из них, в силу индиви-
дуальных особенностей, нуждаются в тьюторском сопровождении во время
образовательного процесса. То есть, на сегодняшний день для нескольких де-
тей необходим педагог-тьютор, который организовывал бы индивидуальное
образовательное сопровождение.
Педагоги ДОУ в процессе проведения образовательной деятельности со
всеми детьми группы или с подгруппой детей не могут обеспечить индивиду-
альное сопровождения таким детям, особенно, когда в группе не один
ребёнок, нуждающийся в индивидуальном подходе, а несколько. Так как
остальные дети будут без внимания педагога, и говорить о полноценном усво-
ении образовательных задач остальными детьми не представляется возмож-
ным.
Поэтому, остро встаёт вопрос о необходимости использования модели
тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
на базе дошкольного образовательного учреждения.