Напоминание

" Проблема тьюторскогосопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ"


Автор: Ожиганова Елена Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР- детский сад № 168"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: инклюзия
Тема: " Проблема тьюторскогосопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ожиганова Е.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад №168» г. Воронеж

«Проблема тьюторского сопровождения детей с ограниченными

возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного

учреждения»

Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченны-

ми возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образова-

тельных учреждениях является не только отражением времени, но и представ-

ляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом

об образовании» Российской Федерации. В связи с этим, на первый план в

основе жизненной позиции общества должна стать толерантность, а именно

возможность развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психи-

ческим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к со-

трудничеству.

Практика инклюзивного дошкольного образования доказывает необходи-

мость организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях до-

школьного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации

специального ФГОС для детей с ОВЗ и преемственности дошкольного и на-

чального общего образования детей с особыми жизненными потребностями.

Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получе-

ния качественного образования для многих категорий детей с ограниченными

возможностями здоровья. Тьюторское сопровождение заключается в органи-

зации образовательного движения ребёнка с ОВЗ, которое строится на посто-

янном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремле-

ниями.

Тьюторство — это практика, ориентированная на построение и реализа-

цию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потен-

циал ребёнка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи

основной деятельности. Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь

при условии включения их в среду сверстников, начиная с дошкольного воз-

раста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и

обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребно-

сти с учётом характера нарушения их психофизического развития.

Все вышеперечисленные позиции определяют новые направления дея-

тельности педагога, а также новые цели и задачи. Возникают противоречия

(то есть проблема тьюторского сопровождения детей с ограниченными воз-

можностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учрежде-

ния):

- с одной стороны современная ситуация и требования ФГОС ДО предъяв-

ляют критерии к получению качественного образования для многих категорий

детей с ограниченными возможностями здоровья;

- с другой стороны недостаточно разработаны организационно — методи-

ческие механизмы (формы) обучения детей с ограниченными возможностями

здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Согласно закону, инклюзивное образование — это обеспечение равного

доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых

образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Воспитание

и обучение в обычном детском саду, а не в специализированном учреждении

детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет лучше адаптиро-

ваться к жизни. Здоровым же детям совместное пребывание позволяет раз-

вить толерантность и ответственность — качества, столь необходимые на

сегодняшний день.

В целях реализации права каждого человека на образование, в образова-

тельном учреждении должны создаваться специальные условия для получе-

ния без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными

возможностями здоровья. Согласно закону «Об образовании» в РФ, под спе-

циальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития

детей, предоставление услуг помощника, проведение индивидуальных кор-

рекционных занятий, и другие условия, без которых невозможно или затруд-

нено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья.

Понятие «помощник» (тьютор) законом понимается как один из компо-

нентов «специальных условий», которые, при необходимости, должны быть

созданы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное, что

необходимо понимать, что тьютор — это специалист, который работает с ин-

дивидуальным образовательным маршрутом ребёнка, при разработке и реали-

зации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду,

подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъек-

тами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение

ребёнка.

Тьюторство, как новая в российском образовании педагогическая деятель-

ность, становится в условиях инклюзивного образования важным ресурсом

для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребёнка системы со-

провождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более

индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует

максимальному раскрытию личности ребёнка, формированию его мотивов и

ценностей.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзив-

ной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ограниченны-

ми возможностями здоровья в ходе образовательного процесса и процесса со-

циализации. Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с

ограниченными возможностями здоровья. Некоторые из них, в силу индиви-

дуальных особенностей, нуждаются в тьюторском сопровождении во время

образовательного процесса. То есть, на сегодняшний день для нескольких де-

тей необходим педагог-тьютор, который организовывал бы индивидуальное

образовательное сопровождение.

Педагоги ДОУ в процессе проведения образовательной деятельности со

всеми детьми группы или с подгруппой детей не могут обеспечить индивиду-

альное сопровождения таким детям, особенно, когда в группе не один

ребёнок, нуждающийся в индивидуальном подходе, а несколько. Так как

остальные дети будут без внимания педагога, и говорить о полноценном усво-

ении образовательных задач остальными детьми не представляется возмож-

ным.

Поэтому, остро встаёт вопрос о необходимости использования модели

тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

на базе дошкольного образовательного учреждения.



В раздел образования