Автор: Сеньков Михаил Вячеславович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБУ СО Цент социальной помощи семье и детям г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района
Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
Тема: Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
Раздел: дошкольное образование
Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к
самостоятельной жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья это полноправные
граждане нашей страны как все остальные и основная задача родителей и
специалистов с ними работающих заключается в том, чтобы используя все
возможности
и
имеющиеся
ресурсы
подготовить
таких
детей
к
самостоятельной жизни.
Для выполнения этой непростой задачи необходимо ясно понимать
способности и возможности каждого ребёнка в отдельности и условия его
проживания и из этого исходить в формировании навыков и обучения.
Сам
процесс
формирования
навыков
и
обучения,
необходимо
осуществлять в комфортной и дружественной атмосфере, терпеливо ожидая
даже незначительных результатов, но больших побед ребёнка в продвижении
к поставленной цели.
Всё начинается с малого и если у ребёнка имеются для этого пусть
небольшие способности, необходимо его обучить простым вещам, а именно
сформировать
навыкам
гигиены,
самообслуживания,
поддержания
и
развития социальных коммуникаций.
Под
гигиеной
необходимо
понимать
выполнение
каждодневных
рутинных процедур (умывания, чистка зубов, принятия душа или ванны) с
целью поддержания тела ребёнка в чистоте. Формирование этого навыка
начинается с ознакомления с теми местом где это должно происходить и
предметами с которыми ребёнку необходимо взаимодействовать (мыло,
зубная щётка, полотенце и т.д.). Необходимо показать ребёнку, как работает
кран (включить-выключить), как настроить воду комфортной температуры
для выполнения этих процедур не повредив себя. Это можно выполнять на
первом этапе используя практический метод рука в руке, а также всецело
поощрять ребёнка к самостоятельному выполнению всех действий. Когда
ребёнок
освоил
необходимый
навык
и
мы
видим,
что
он
вполне
самостоятельно может выполнить процедуру это победа, если же ребёнок не
способен это сделать самостоятельно нам необходимо ему в этом оказывать
помощь, присмотр и уход.
Далее жизненно важными навыками и их формированием являются
навыки
самообслуживания,
под
которыми
понимаются
каждодневные
бытовые рутины, а именно навыки самостоятельно одеться и раздеться. Здесь
также исходим из реальных возможностей ребёнка в формировании этого
навыка и всё также начинается с того, что ребёнка необходимо познакомить с
предметами одежды и их переназначением и применением, а также
возможностью выбрать необходимую одежду для прогулки в соответствии с
погодными условиями. Необходимо всячески поощрять ребёнка выполнять
эти процедуры самостоятельно тем более, что ребёнок может сам проявлять
к этому свой интерес. Но если ребёнок в силу отсутствия у него возможности
выполнить эти процедуры отсутствует, ему необходимо в это оказывать
помощь.
Эти принципам желательно придерживаться при формировании навыка
приёма и приготовлении пищи, посильной уборки посуды, игрушек, вещей и
всего того, что представляет собой жизненно важную необходимость.
Навыки необходимо
формировать
и реализовать на
практике
в
повседневной жизни учитывая возможности ребёнка:
-коммуникационные навыки (способность общаться и обмениваться
информацией, поддерживать социально приемлемые отношения);
-навыки письма;
-возможность
пользоваться
средствами
связи
(сотовый
телефон,
компьютер);
-использование электробытовых приборов по их назначению и т.д.
Любую имеющуюся возможность необходимо использовать на благо,
для самостоятельной жизнидеятельности.