Напоминание

Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.


Автор: Сеньков Михаил Вячеславович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБУ СО Цент социальной помощи семье и детям г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района
Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
Тема: Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к

самостоятельной жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья это полноправные

граждане нашей страны как все остальные и основная задача родителей и

специалистов с ними работающих заключается в том, чтобы используя все

возможности

и

имеющиеся

ресурсы

подготовить

таких

детей

к

самостоятельной жизни.

Для выполнения этой непростой задачи необходимо ясно понимать

способности и возможности каждого ребёнка в отдельности и условия его

проживания и из этого исходить в формировании навыков и обучения.

Сам

процесс

формирования

навыков

и

обучения,

необходимо

осуществлять в комфортной и дружественной атмосфере, терпеливо ожидая

даже незначительных результатов, но больших побед ребёнка в продвижении

к поставленной цели.

Всё начинается с малого и если у ребёнка имеются для этого пусть

небольшие способности, необходимо его обучить простым вещам, а именно

сформировать

навыкам

гигиены,

самообслуживания,

поддержания

и

развития социальных коммуникаций.

Под

гигиеной

необходимо

понимать

выполнение

каждодневных

рутинных процедур (умывания, чистка зубов, принятия душа или ванны) с

целью поддержания тела ребёнка в чистоте. Формирование этого навыка

начинается с ознакомления с теми местом где это должно происходить и

предметами с которыми ребёнку необходимо взаимодействовать (мыло,

зубная щётка, полотенце и т.д.). Необходимо показать ребёнку, как работает

кран (включить-выключить), как настроить воду комфортной температуры

для выполнения этих процедур не повредив себя. Это можно выполнять на

первом этапе используя практический метод рука в руке, а также всецело

поощрять ребёнка к самостоятельному выполнению всех действий. Когда

ребёнок

освоил

необходимый

навык

и

мы

видим,

что

он

вполне

самостоятельно может выполнить процедуру это победа, если же ребёнок не

способен это сделать самостоятельно нам необходимо ему в этом оказывать

помощь, присмотр и уход.

Далее жизненно важными навыками и их формированием являются

навыки

самообслуживания,

под

которыми

понимаются

каждодневные

бытовые рутины, а именно навыки самостоятельно одеться и раздеться. Здесь

также исходим из реальных возможностей ребёнка в формировании этого

навыка и всё также начинается с того, что ребёнка необходимо познакомить с

предметами одежды и их переназначением и применением, а также

возможностью выбрать необходимую одежду для прогулки в соответствии с

погодными условиями. Необходимо всячески поощрять ребёнка выполнять

эти процедуры самостоятельно тем более, что ребёнок может сам проявлять

к этому свой интерес. Но если ребёнок в силу отсутствия у него возможности

выполнить эти процедуры отсутствует, ему необходимо в это оказывать

помощь.

Эти принципам желательно придерживаться при формировании навыка

приёма и приготовлении пищи, посильной уборки посуды, игрушек, вещей и

всего того, что представляет собой жизненно важную необходимость.

Навыки необходимо

формировать

и реализовать на

практике

в

повседневной жизни учитывая возможности ребёнка:

-коммуникационные навыки (способность общаться и обмениваться

информацией, поддерживать социально приемлемые отношения);

-навыки письма;

-возможность

пользоваться

средствами

связи

(сотовый

телефон,

компьютер);

-использование электробытовых приборов по их назначению и т.д.

Любую имеющуюся возможность необходимо использовать на благо,

для самостоятельной жизнидеятельности.



В раздел образования