Автор: Людмила Анатольевна Ермакова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 30" г. Вологды
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные приёмы обучению чтения младших школьников
Раздел: начальное образование
Эффективные приёмы обучения чтению младшего школьника
Чтение – один из способов приобретения информации, поэтому овладение
навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием
успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид
деятельности, чтение представляет большие возможности для умственного,
эстетического и речевого развития ребёнка. Из этого следует необходимость
систематической и целенаправленной работы над развитием и
совершенствованием навыка чтения.
Термин «чтение» употребляется в разных значениях: в узком смысле – это
формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком –
техника чтения плюс понимание прочитанного.
Чтение – это вид деятельности, для которого характерны две
взаимосвязанных стороны: одна из них находит своё выражение в движении
глаз и речедвигательных процессах, другая – в движении мыслей и чувств,
вызванных содержанием читаемого.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении
следующих условий:
1.При формировании этого необходимо опираться на развитие таких важных
психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если
параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности:
аудирование, говорение, письмо.
3.Формирование навыка чтения необходимо рассматривать не только как
задачу специального урока – урока чтения, но и как одну из задач других
уроков.
4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и
методы работы на уроке формировали у детей положительную мотивацию,
интерес к чтению и книге вообще.
5. Необходимо преодолеть крен урока чтения в техническую сторону в
ущерб художественной. Технические упражнения по формированию навыка
следует выносить на отдельный короткий этап урока, а основное время урока
отводить чтению и работе над художественным произведением, как
произведением искусства.
Виды упражнений , направленные на выработку правильности чтения.
- Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова:
Какая буква, слог, слово «лишнее»
а у р о ы
ма, ла, ра, ны, са
река, речка, ручей, ручка, ручеёк
Что общего в словах и чем они отличаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил
- Для приобретения навыка «быстрого чтения»:
Записываем стихотворение на отдельных строчках сверху вниз.
Жил-
Был
Жук.
Жук
Был
Мал….
Записываем стихотворение на отдельных строчках снизу вверх
Крыша
Свалиться.
Можно
Что с крыши
О том, забывать лишь
Нельзя
Всё можно.
И лечь, развалиться.
Можно
Потом
Побегать
По крыше
Можно
Влезть.
По лестнице
Можно на крышу
Есть,
И лестница
Есть крыша
Если
Записываем слова побуквенно сверху вниз:
Н п в п Н о к в А т н д в к Х л э д
а р а р а д а е е а е л о и т е
ш е ш е н ч т п с р е р о т
и д и д о а к е ж т о к
к к й л е р а к ш и?
и и и ь т е о
с
ь
Записываем слова побуквенно сверху вниз:
На келыбар
Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес.
Асаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале Алкиу лаппося касарь.
Записываем слова слитно:
Снежныйзайчик
Деньбылтёплыйснегбылмокрыйвышлиребятаводворчтоделатьколяста
ллепитьснеговикаусашибудетмедведьуженималенькийслонкатенькале
читзайчика.
Записываем слова, где строчка стёрта наполовину:
Приёмы работы с текстом:
- аудирование, прослушивание чтения учителя, заранее подготовленных
учащихся;
- чтение за диктором;
- чтение в паре, в группе;
- пересказ с опорой на текст;
- многократное чтение;
- чтение с убыстрением темпа;
- переход на незнакомый текст;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение за диктором.
Задания, которые побуждают к перечитыванию текста:
1)
Чтение самого красивого места произведения.
2)
Чтение с сокращением текста (убираем слова, без которых смысл будет
понятен), то есть сжатый пересказ.
3)
Чтение цепочкой (по предложению, по абзацу).
4)
Нахождение отрывка к иллюстрации.
5)
Ответы на вопросы; нахождение в тексте отрывка, который поможет
ответить на вопросы.
6)
Нахождение по началу или концу целого предложения (или логической
части).
7)
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
8)
Нахождение отрывка, отражающего главную мысль рассказа;
используется не всегда, так как через произведение может проходить
не одна главная мысль.
9)
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (сказки);
отражение действительности мира; добро и зло.
10)
Чтение предложений, которые стали поговорками (для басни).
11)
Составление сценария к диафильму.
12)
Подготовка звукового оформления фильма.
13)
Нахождение выводов.
14)
Установление путём чтения причинно-следственных связей.
15)
Чтение названия рассказа. Как можно назвать?
16)
Чтение по ролям.
17)
По ролям диалога, исключая слова автора.
18)
Пересказ чтения с помощью жестов, мимики, позы.
19)
«Живая картинка» (первый – читает, второй – реагирует
мимикой, жестами).
20)
Нахождение отрывка, который надо прочитать презрительно,
строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостью,
весело и т.д.
21)
Чтение восклицательных, вопросительных предложений.
22)
Конкурсное чтение стихотворений.
23)
Чтение образных слов и описаний.
24)
Чтение с логическим ударением.
25)
Чтение предложений, которые читаются быстро, медленно,
громко, тихо.
26)
Чтение стихотворений с расстановкой пауз.
27)
Чтение цепочкой, заканчивая паузой.
28)
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по
собственному выбору.
29)
Нахождение слов на заданное правило.
30)
Чтение самого длинного слова.
31)
Чтение двух-трёх-четырхсложных слов.
32)
Чтение сочетаний существительное и прилагательное,
существительное и глагол, местоимение и глагол.
33)
Чтение, пометка незнакомых слов.
34)
Зачитывание слов, близких по значению к данным.
35)
Чтение сносок.
36)
Нахождение слов и выражений для сочинений.
37)
Нахождение слов по темам «Осень», «Зима» и т.д.
38)
Комбинирование чтение: учитель + ученик.
Продуктивные вопросы после прочтения текста:
(активизируют аналитическую и эмоциональную реакцию ребёнка,
учат оценивать характер, перенося пережитое героями на себя-
личностные ууд)
Хотелось бы тебе дружить с героем?
Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте?
Как ты думаешь, правильно ли вёл себя герой и почему поступил
именно так, а не иначе?
Что способствовало или вынудило героя прийти именно к такому
решению, выбрать именно такой вариант поведения?
Тебе нравится его отношение к людям?
Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравится,
отталкивает в герое, в манерах, в особенностях его поведения?
А ты мог бы мне помочь понять, чем вызвано именно такое отношение
к герою?
Хотел бы ты включиться в событие, развёртывающееся в
произведении?
Что бы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?
Как бы ты вмешался в происходящие события? Или не стал бы
вмешиваться?
Что бы изменилось в жизни нашего класса, если бы герои
произведений учились бы вместе с нами?
Вот ещё одно направление вопросов:
(
направлены на понимание роли автора, помогают почувствовать
«присутствие» писателя в произведении)
В чём убеждает тебя это произведение?
Какие эпизоды в рассказе тебе понравилось больше всего?
Что тебя привлекло в них?
Как автор произведения относится к герою (героям)?
Как он оценивает его поведение, его отношение к окружающим
людям?
Какие конкретно факты, высказывания действующих лиц,
обстоятельства, события свидетельствуют именно о таком отношении
автора, о такой его оценке событий и героев книги?
Как ты думаешь, зачем автор написал это произведение?
Почему автор решил написать об этих событиях именно так, о жизни
этого героя?
Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям?
Чем он хотел поделиться с ними?
Какие мысли, чувства, убеждения он хотел передать читателям?
Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели?
Как ты можешь подтвердить своё мнение?
При работе со стихотворением:
(
помогают почувствовать картину состояния природы, проникнуться
авторским видением описываемого, обратить внимание учеников на
язык стихов, ритм, мелодию.)
Что возникает перед твоими глазами, если ты читаешь эти строки?
Что ты чувствуешь, читая их?
Слышится ли музыка, когда читаешь эти стихи? Какая музыка:
грустная или весёлая…
Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?
Какие это стих: весёлые, грустные, задорные, бравурные, стихи
раздумье-размышление?
С каким настроением они написаны?
Какое состояние природы нарисовано поэтом?
Как он относится к изображаемому?
Какие строки стихотворения говорят о том, что это стихотворение
передаёт, например, состояние смятения чувств, нарастающего
напряжения, волнения в природе или состояние покоя, безмятежности,
дремоты или же какое-либо другое состояние?
Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно
описываемое поэтом состояние природы?
Каким человеческим чувствам оно соответствует?
Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки?
В каком настроение он пребывал, когда писал эти стихи?
О чём он думал или мечтал в тот момент?
Знакомо ли тебе это состояние природы?
Когда бы ты хотел прочитать эти стихи вновь? В каком случае? В
какой обстановке? В какой ситуации?
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных
способностей.
В.А.Сухомлинский «Если в начальной школе дети мало читали, мало
мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга.»