Автор: Дугинова Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ ДО "Психолого-педагогический центр "Помощь", г.о. Самара.
Населённый пункт: г. самара
Наименование материала: статья
Тема: "Я-образ" человека и его формирование в духовно-нравственном воспитании
Раздел: полное образование
«Я-образ» человека и его формирование в духовно-нравственном воспитании
Дугинова Елена Анатольевна, педагог-психолог,
МБУ ДО «Психолого-педагогический центр «Помощь», г.о. Самара.
В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников воздействия как позитивного, так и негативного характера,
которые ежедневно заставляют делать нравственный выбор.
Духовно-нравственное
развитие,
осуществляется
в
процессе
социализации,
способствует укреплению ценностно-смысловой сферы личности, ориентированной на
приоритет прав и обязанностей, межкультурный диалог, готовности к свободному выбору
пути своего развития и ответственности за него, формирования способности человека
оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, миру в целом.
Формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и
представлений,
являющихся
нравственными
знаниями,
которые
присваиваются
личностью в процессе деятельности и общения. Конечной целью формирования
нравственного сознания и чувств является способность сделать нравственно верный
выбор в ситуации. Особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя
обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального
облика протекает в процессе многогранной деятельности человека,
разнообразных
отношениях, в которые вступает человек в различных ситуациях со своими сверстниками
и взрослыми.
Успех духовно-нравственного воспитания зависит от самовоспитания, от того,
насколько
воспитательные
воздействия
станут
достоянием
внутреннего
мира
подрастающего человека.
Одним
из
существенных
психологических
факторов,
обуславливающих
формирование личности и характер духовно-нравственного развития, является «Образ-Я».
«Образ Я» – внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе,
каким он видит, чувствует и представляет себя сам – включает:
представление человека о самом себе: своем уме, теле, способностях, чертах
характера;
субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, самооценка,
высокое или не очень самоуважение;
действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными
себя», выражающими его Я.
Представления человека о самом себе кажутся ему убедительными независимо от
того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются
ли они истинными или ложными. На изменение самовосприятия и самоотношения
влияют:
контакты со «значимыми другими», поведение которых, обычно оказывается
образцом или ориентиром. То, что значимые люди о нас думают, влияет на наши
представления о себе и отношение к самому себе.
общий уровень эмоционального фона, ситуативное настроение, состояние
здоровье и психосоматические обстоятельства.
сопоставление имеющегося и желаемого: сопоставление «Я-реального» и «Я-
идеального», что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.
внутренние выгоды. Самооценка во многом меняется не «потому что», а «для
того, чтобы», в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.
«Образ-Я»
отражает
связь
личности
с
ее
ценностными
ориентациями
и
формируется в процессе интериоризации личностью системы собственных социальных
взаимосвязей, концентрирует отношение личности к себе с разных точек зрения, активно
участвует
в
формировании
целей
деятельности
человека,
начиная
от
простых
оперативных целей по овладению определенными навыками и кончая формированием
важнейших жизненных планов. Наиболее отчетливо целеполагающая функция «Образа-
Я» проявляется в процессе самовоспитания личности и опосредует переход воспитания в
самовоспитание. «Образ-Я» содержит целостное эмоционально-ценностное отношение
личности к себе, отражающее социальные взаимосвязи личности.
Начиная
с
подросткового
возраста,
самосознание
личности
претерпевает
существенные изменения, появляются следующие психологические новообразования:
переориентация на свой внутренний мир, резкое повышение роли рефлексии; осознание
себя как взрослого (чувство взрослости); появление такой формы саморегуляции, как
самовоспитание; переход на новый (взрослый) тип общения; повышенное чувство
собственного достоинства; появление устойчивых интересов и склонностей; переход от
ориентации на оценку к самооценке. Меняется и качественное содержание «Образа-Я»
личности: с подросткового возраста в «Образ-Я» начинают входить идеалы личности.
Изначально у подростков внешним носителем идеала выступает референтная ему
конкретная личность, и лишь затем происходит все большее обобщение нравственных
эталонов идеала. Начиная с подросткового возраста, «Образ-Я» играет активную
мотивирующую роль в становлении мировоззрения, участвует в определении целей и
задач самовоспитания, формировании жизненно важных целей и идеалов человека. Новое
содержание
«Образа-Я»
(идеалы)
меняет
всю
систему
целеполагания
личности:
происходит переход от ориентации на внешне заданные цели к формированию
устойчивых личностных перспектив. Конкретные цели соотносятся с появляющимися
отдаленными целями, формируется в общих чертах «жизненный план». Способствует
осуществлению
отбора
способов
самовоспитания,
формированию
целей
и
задач
самовоспитания, формированию нравственных критериев отношения личности к целям и
задачам самовоспитания и выбору профессионального будущего.
Все
исследователи
сходятся
на
том,
что
успех
воспитания
зависит
от
самовоспитания школьников, что самовоспитание как ведущая деятельность личности
начинается с подросткового возраста, что этот процесс характеризуется формированием
личностью
собственной
программы
самовоспитания.
Под
самовоспитанием
подразумевается процесс сознательного, направленного самоизменения личности в
соответствии с определенной программой, которая включает: цели и задачи и их
критерии. Программа самовоспитания выступает для личности как относительно
устойчивый образ желаемого будущего и формируется в активном внутреннем диалоге с
идеалом. У подростков идеалы сосуществуют, их противоречие друг другу может
порождать внутренний конфликт, что ведет к определенной неустойчивости «Образа-Я»,
внешне выражающейся в неуверенности в своих силах, в резком изменении критериев
самооценок
и
т.д.
В
деятельности
самовоспитания
неустойчивость
«Образа-Я»
преодолевается: подросток пробует свои силы в различных значимых деятельностях,
успех в одной из них стабилизирует «Образ-Я» и углубляет тем самым программу
самовоспитания.
Процесс
самовоспитания,
устремленный
к
достижению
идеала,
постоянно корректируется сравнением с образом «мы», что способствует большему
обобщению качеств идеала, включаемых в «Образ-Я». К юношескому возрасту
сосуществование идеалов отражает их определенное постоянство, выраженное в
тенденции сохранения выбора нравственных качеств даже при изменении образа-идеала.
Постоянство идеала у юношей и девушек способствует развитию устойчивости личности
в
процессе
самовоспитания,
что
находит
свое
отражение
в
их
целеполагании
(краткосрочные цели соотносятся с появляющимися на основе постоянного идеала
долгосрочными, задачи самовоспитания становятся более реалистичными).
В
процессе
самовоспитания
личности
«Образ-Я»
способствует
отбору
воспитательных воздействий по их личностной значимости; формированию целей и задач
самовоспитания; выступает в качестве побудительной силы, способствуя формированию
нравственного плана самовоспитания – активного отношения к его целям и задачам, на
основе собственных нравственных критериев.
Образы «Я» могут быть распределены по трём основным конструктам: телесное
«Я», социальное «Я», духовное «Я». Телесное «Я» является источником информации о
мире, на основе которой создается представления о действительности и самом себе.
Социальное «Я» раскрывается через выбор социальных ролей, которые являются
типизациями привычной деятельности человека. Духовное «Я» – результат осмысления
собственного существования через призму ценностей и идеалов. «Я» не может быть
зафиксировано в виде объекта, оно проявляет себя как процесс. Понимание «Я» как
динамичной
конструкции
открывает
большие
перспективы
для
разработки
психотерапевтических методов, направленных на помощь человеку в поиске самости.
Поскольку природа «Я» неустойчива, динамичные характеристики «Я» лучше всего
отражают структуру личности, служат источником основных жизненных стимулов.
Человек начинает серьезно задумываться о своем внутреннем мире, когда
приобретает информацию о мире внешнем. «Я» формируется и развивается под
воздействием других людей, которые влияют своими ожиданиями и реакциями на
принципы, убеждения, представления, поведение человека. Прежде чем совершить какой-
либо поступок, человек пытается посмотреть на него со стороны и оценить в соответствии
с той или иной ценностной шкалой. Каждый учится интерпретировать мир и самого себя в
тех формах, которые задает для него социокультурное пространство. Таким образом, «Я»
есть рефлексия по поводу установок по отношению со стороны других людей. Образ
реальности также конструируется в процессе совместной деятельности людей и является
продуктом их коммуникации.
Духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено и как социальное
воспитание, которое проявляется в единстве целенаправленного воздействия на личность,
ибо в процессе социализации формируются и развиваются духовные потребности
личности, не заданные человеку от рождения. Результативность духовно-нравственного
воспитания как процесса социализации, то есть адаптации и интеграции человека в
общество с целью саморазвития и самореализации, будет значительнее при условии
снижения негативного, неуправляемого влияния среды, усилении ее положительного
воздействия, использовании всего арсенала воспитательных средств.
Духовно-нравственное воспитание — это интегральный, стратегический ресурс
общества, обеспечивающий ему духовную безопасность, а осмысленные, усвоенные
человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве руководства к
общественно приемлемому поведению,
но и как основание самоопределения и
самореализации личности. Духовность как проявление «человеческого в человеке» даёт
нам вектор, который направляет растущего человека к избранным целям и ценностям.
Список литературы:
1.Воробьев, Н. Е. Система нравственного воспитания И. Канта / Н. Е. Воробьев, А.
Ю. Шанина // Педагогика. – 2005 – № 5 – С. 109–117. 19
2.Вахтеров, В. П. О новой педагогике / В. П. Вахтеров // Избранное / сост., вступ.
ст. М. В. Богуславского, К. Е. Сумнительного. – М.: Карапуз, 2009 – 224 с.
3.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для
студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М.
Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.
5.Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности : учеб. пособие / И. М.
Ильичева. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2006 – 349 с. 20
6.Корольков, А. Духовные основания русской школы / А. Корольков. – Бийск:
БГПУ им. В.М. Шукшина, 2004 – 124 с.