Напоминание

"Я-образ" человека и его формирование в духовно-нравственном воспитании


Автор: Дугинова Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ ДО "Психолого-педагогический центр "Помощь", г.о. Самара.
Населённый пункт: г. самара
Наименование материала: статья
Тема: "Я-образ" человека и его формирование в духовно-нравственном воспитании
Раздел: полное образование





Назад




«Я-образ» человека и его формирование в духовно-нравственном воспитании

Дугинова Елена Анатольевна, педагог-психолог,

МБУ ДО «Психолого-педагогический центр «Помощь», г.о. Самара.

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством

разнообразных источников воздействия как позитивного, так и негативного характера,

которые ежедневно заставляют делать нравственный выбор.

Духовно-нравственное

развитие,

осуществляется

в

процессе

социализации,

способствует укреплению ценностно-смысловой сферы личности, ориентированной на

приоритет прав и обязанностей, межкультурный диалог, готовности к свободному выбору

пути своего развития и ответственности за него, формирования способности человека

оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и

нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, миру в целом.

Формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и

представлений,

являющихся

нравственными

знаниями,

которые

присваиваются

личностью в процессе деятельности и общения. Конечной целью формирования

нравственного сознания и чувств является способность сделать нравственно верный

выбор в ситуации. Особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя

обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального

облика протекает в процессе многогранной деятельности человека,

разнообразных

отношениях, в которые вступает человек в различных ситуациях со своими сверстниками

и взрослыми.

Успех духовно-нравственного воспитания зависит от самовоспитания, от того,

насколько

воспитательные

воздействия

станут

достоянием

внутреннего

мира

подрастающего человека.

Одним

из

существенных

психологических

факторов,

обуславливающих

формирование личности и характер духовно-нравственного развития, является «Образ-Я».

«Образ Я» – внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе,

каким он видит, чувствует и представляет себя сам – включает:

представление человека о самом себе: своем уме, теле, способностях, чертах

характера;

субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, самооценка,

высокое или не очень самоуважение;

действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными

себя», выражающими его Я.

Представления человека о самом себе кажутся ему убедительными независимо от

того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются

ли они истинными или ложными. На изменение самовосприятия и самоотношения

влияют:

контакты со «значимыми другими», поведение которых, обычно оказывается

образцом или ориентиром. То, что значимые люди о нас думают, влияет на наши

представления о себе и отношение к самому себе.

общий уровень эмоционального фона, ситуативное настроение, состояние

здоровье и психосоматические обстоятельства.

сопоставление имеющегося и желаемого: сопоставление «Я-реального» и «Я-

идеального», что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.

внутренние выгоды. Самооценка во многом меняется не «потому что», а «для

того, чтобы», в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.

«Образ-Я»

отражает

связь

личности

с

ее

ценностными

ориентациями

и

формируется в процессе интериоризации личностью системы собственных социальных

взаимосвязей, концентрирует отношение личности к себе с разных точек зрения, активно

участвует

в

формировании

целей

деятельности

человека,

начиная

от

простых

оперативных целей по овладению определенными навыками и кончая формированием

важнейших жизненных планов. Наиболее отчетливо целеполагающая функция «Образа-

Я» проявляется в процессе самовоспитания личности и опосредует переход воспитания в

самовоспитание. «Образ-Я» содержит целостное эмоционально-ценностное отношение

личности к себе, отражающее социальные взаимосвязи личности.

Начиная

с

подросткового

возраста,

самосознание

личности

претерпевает

существенные изменения, появляются следующие психологические новообразования:

переориентация на свой внутренний мир, резкое повышение роли рефлексии; осознание

себя как взрослого (чувство взрослости); появление такой формы саморегуляции, как

самовоспитание; переход на новый (взрослый) тип общения; повышенное чувство

собственного достоинства; появление устойчивых интересов и склонностей; переход от

ориентации на оценку к самооценке. Меняется и качественное содержание «Образа-Я»

личности: с подросткового возраста в «Образ-Я» начинают входить идеалы личности.

Изначально у подростков внешним носителем идеала выступает референтная ему

конкретная личность, и лишь затем происходит все большее обобщение нравственных

эталонов идеала. Начиная с подросткового возраста, «Образ-Я» играет активную

мотивирующую роль в становлении мировоззрения, участвует в определении целей и

задач самовоспитания, формировании жизненно важных целей и идеалов человека. Новое

содержание

«Образа-Я»

(идеалы)

меняет

всю

систему

целеполагания

личности:

происходит переход от ориентации на внешне заданные цели к формированию

устойчивых личностных перспектив. Конкретные цели соотносятся с появляющимися

отдаленными целями, формируется в общих чертах «жизненный план». Способствует

осуществлению

отбора

способов

самовоспитания,

формированию

целей

и

задач

самовоспитания, формированию нравственных критериев отношения личности к целям и

задачам самовоспитания и выбору профессионального будущего.

Все

исследователи

сходятся

на

том,

что

успех

воспитания

зависит

от

самовоспитания школьников, что самовоспитание как ведущая деятельность личности

начинается с подросткового возраста, что этот процесс характеризуется формированием

личностью

собственной

программы

самовоспитания.

Под

самовоспитанием

подразумевается процесс сознательного, направленного самоизменения личности в

соответствии с определенной программой, которая включает: цели и задачи и их

критерии. Программа самовоспитания выступает для личности как относительно

устойчивый образ желаемого будущего и формируется в активном внутреннем диалоге с

идеалом. У подростков идеалы сосуществуют, их противоречие друг другу может

порождать внутренний конфликт, что ведет к определенной неустойчивости «Образа-Я»,

внешне выражающейся в неуверенности в своих силах, в резком изменении критериев

самооценок

и

т.д.

В

деятельности

самовоспитания

неустойчивость

«Образа-Я»

преодолевается: подросток пробует свои силы в различных значимых деятельностях,

успех в одной из них стабилизирует «Образ-Я» и углубляет тем самым программу

самовоспитания.

Процесс

самовоспитания,

устремленный

к

достижению

идеала,

постоянно корректируется сравнением с образом «мы», что способствует большему

обобщению качеств идеала, включаемых в «Образ-Я». К юношескому возрасту

сосуществование идеалов отражает их определенное постоянство, выраженное в

тенденции сохранения выбора нравственных качеств даже при изменении образа-идеала.

Постоянство идеала у юношей и девушек способствует развитию устойчивости личности

в

процессе

самовоспитания,

что

находит

свое

отражение

в

их

целеполагании

(краткосрочные цели соотносятся с появляющимися на основе постоянного идеала

долгосрочными, задачи самовоспитания становятся более реалистичными).

В

процессе

самовоспитания

личности

«Образ-Я»

способствует

отбору

воспитательных воздействий по их личностной значимости; формированию целей и задач

самовоспитания; выступает в качестве побудительной силы, способствуя формированию

нравственного плана самовоспитания – активного отношения к его целям и задачам, на

основе собственных нравственных критериев.

Образы «Я» могут быть распределены по трём основным конструктам: телесное

«Я», социальное «Я», духовное «Я». Телесное «Я» является источником информации о

мире, на основе которой создается представления о действительности и самом себе.

Социальное «Я» раскрывается через выбор социальных ролей, которые являются

типизациями привычной деятельности человека. Духовное «Я» – результат осмысления

собственного существования через призму ценностей и идеалов. «Я» не может быть

зафиксировано в виде объекта, оно проявляет себя как процесс. Понимание «Я» как

динамичной

конструкции

открывает

большие

перспективы

для

разработки

психотерапевтических методов, направленных на помощь человеку в поиске самости.

Поскольку природа «Я» неустойчива, динамичные характеристики «Я» лучше всего

отражают структуру личности, служат источником основных жизненных стимулов.

Человек начинает серьезно задумываться о своем внутреннем мире, когда

приобретает информацию о мире внешнем. «Я» формируется и развивается под

воздействием других людей, которые влияют своими ожиданиями и реакциями на

принципы, убеждения, представления, поведение человека. Прежде чем совершить какой-

либо поступок, человек пытается посмотреть на него со стороны и оценить в соответствии

с той или иной ценностной шкалой. Каждый учится интерпретировать мир и самого себя в

тех формах, которые задает для него социокультурное пространство. Таким образом, «Я»

есть рефлексия по поводу установок по отношению со стороны других людей. Образ

реальности также конструируется в процессе совместной деятельности людей и является

продуктом их коммуникации.

Духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено и как социальное

воспитание, которое проявляется в единстве целенаправленного воздействия на личность,

ибо в процессе социализации формируются и развиваются духовные потребности

личности, не заданные человеку от рождения. Результативность духовно-нравственного

воспитания как процесса социализации, то есть адаптации и интеграции человека в

общество с целью саморазвития и самореализации, будет значительнее при условии

снижения негативного, неуправляемого влияния среды, усилении ее положительного

воздействия, использовании всего арсенала воспитательных средств.

Духовно-нравственное воспитание — это интегральный, стратегический ресурс

общества, обеспечивающий ему духовную безопасность, а осмысленные, усвоенные

человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве руководства к

общественно приемлемому поведению,

но и как основание самоопределения и

самореализации личности. Духовность как проявление «человеческого в человеке» даёт

нам вектор, который направляет растущего человека к избранным целям и ценностям.

Список литературы:

1.Воробьев, Н. Е. Система нравственного воспитания И. Канта / Н. Е. Воробьев, А.

Ю. Шанина // Педагогика. – 2005 – № 5 – С. 109–117. 19

2.Вахтеров, В. П. О новой педагогике / В. П. Вахтеров // Избранное / сост., вступ.

ст. М. В. Богуславского, К. Е. Сумнительного. – М.: Карапуз, 2009 – 224 с.

3.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для

студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М.

Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.

5.Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности : учеб. пособие / И. М.

Ильичева. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2006 – 349 с. 20

6.Корольков, А. Духовные основания русской школы / А. Корольков. – Бийск:

БГПУ им. В.М. Шукшина, 2004 – 124 с.



В раздел образования