Напоминание

Начальные вокально- хоровые навыки


Автор: Дементьева Ирина Владимировна
Должность: преподаватель теории и хорового пения
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени Б. С. Неклюдова"" МО "Сенгилеевский район"
Населённый пункт: р. п. Силикатный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Начальные вокально- хоровые навыки
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО "Детская школа искусств имени Б. С. Неклюдова»"

МО «Сенгилеевский район»

“Начальные вокально- хоровые навыки ”

Дементьева Ирина Владимировна

Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать,

что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель - развитие личности

ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие

эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой

морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной

сферы ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только

во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для

меня - ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд,

певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ

музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим

исключением. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им

красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить

ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости

с их стороны.

Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной

музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по

музыкальному воспитанию.

Что же, кроме пения, я использую в хоровой работе? Прежде всего это импровизация -

ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные

упражнения, в том числе и с применением простейших музыкальных инструментов;

освоение детьми элементарных приемов дирижирования: так называемое свободное

дирижирование; изучение музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом

соответствии с возрастом детей; различные развивающие музыкальные игры.

Фундаментом всей работы по музыкальной грамоте является относительная сольмизация.

Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации, предполагающая

демократические и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, дает хороший

развивающий эффект, а впоследствии позволяет без сложностей освоить и абсолютную

нотацию.

Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух –

трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во

– первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше

отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы

звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все

время внимательно себя слушать.

Подводя некоторые итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе

обучения пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:

1) освоение певческой установки;

2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации

единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения;

3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую

очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.

3. Вокальные принципы работы с детьми

В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов :

1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон.

Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.

2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и

лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного

звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им

правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не

повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.

3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.

4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и

музыкальным развитием личности ребенка.

5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские

народные попевки и песенки.

6. Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество выученного. Дети с

удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.

7. На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное.

Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей

работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать

удовольствие от процесса пения.

8. По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного

аппарата - губ, челюстей, языка.

Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость

нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть руки и следить,

отпускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «а», «у». Очень

полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход

указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и

плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем,

чтобы ребята не задирали и не отпускали низко подбородок, так как и то и другое

свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии

певческого процесса. Необходимо также следить, чтобы учащиеся во время пения не

наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранять вертикальное положение

гортани.



В раздел образования