Автор: Дементьева Ирина Владимировна
Должность: преподаватель теории и хорового пения
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени Б. С. Неклюдова"" МО "Сенгилеевский район"
Населённый пункт: р. п. Силикатный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Начальные вокально- хоровые навыки
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО "Детская школа искусств имени Б. С. Неклюдова»"
МО «Сенгилеевский район»
“Начальные вокально- хоровые навыки ”
Дементьева Ирина Владимировна
Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать,
что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель - развитие личности
ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие
эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой
морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной
сферы ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только
во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для
меня - ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд,
певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ
музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим
исключением. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им
красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить
ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости
с их стороны.
Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной
музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.
Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по
музыкальному воспитанию.
Что же, кроме пения, я использую в хоровой работе? Прежде всего это импровизация -
ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные
упражнения, в том числе и с применением простейших музыкальных инструментов;
освоение детьми элементарных приемов дирижирования: так называемое свободное
дирижирование; изучение музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом
соответствии с возрастом детей; различные развивающие музыкальные игры.
Фундаментом всей работы по музыкальной грамоте является относительная сольмизация.
Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации, предполагающая
демократические и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, дает хороший
развивающий эффект, а впоследствии позволяет без сложностей освоить и абсолютную
нотацию.
Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух –
трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во
– первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше
отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы
звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все
время внимательно себя слушать.
Подводя некоторые итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе
обучения пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:
1) освоение певческой установки;
2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации
единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения;
3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую
очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.
3. Вокальные принципы работы с детьми
В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов :
1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон.
Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.
2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и
лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного
звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им
правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не
повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.
3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.
4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и
музыкальным развитием личности ребенка.
5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские
народные попевки и песенки.
6. Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество выученного. Дети с
удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.
7. На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное.
Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей
работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать
удовольствие от процесса пения.
8. По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного
аппарата - губ, челюстей, языка.
Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость
нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть руки и следить,
отпускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «а», «у». Очень
полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход
указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и
плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем,
чтобы ребята не задирали и не отпускали низко подбородок, так как и то и другое
свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии
певческого процесса. Необходимо также следить, чтобы учащиеся во время пения не
наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранять вертикальное положение
гортани.