Напоминание

Духовно-культурное наследие – основа гражданско-патриотического воспитания


Автор: Бурлакова Генриетта Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Школа № 71 г. Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-культурное наследие – основа гражданско-патриотического воспитания
Раздел: полное образование





Назад




Духовно-культурное наследие – основа гражданско-

патриотического воспитания

Процесс

воспитания

в

современном

российском

обществе

осуществляется

в

условиях

экономического

и

политического

реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная

жизнь молодёжи, принципы работы образовательных учреждений, средств

массовой

информации,

молодёжных

объединений

и

общественных

организаций. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно

новых

задач

по

созданию

суверенного,

экономически

развитого,

цивилизованного,

демократического

государства.

Это

предполагает

необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего

поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических

качеств.

Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и

целенаправленная

деятельность

органов

государственной

власти

и

общественных

организаций

по

формированию

у

граждан

высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по

защите интересов Родины. В современной России, в отличие от многих

других стран, формирование нравственности, патриотизма, уважение к

государству и Отечеству не возведены в ранг обязательных, приоритетных

элементов воспитания личности (госпрограммы близки к завершению). В

известной степени это стало результатом разрушения сложившейся ранее

идеологической системы. Отечественная история, её героические события,

выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала как фактора

воспитания. В молодёжном сознании и субкультуре получили широкое

распространение

апатия

и

равнодушие,

нигилизм,

цинизм,

безответственность и агрессивность, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и

корпоративное

отношение

к

государству

и

социальным

институтам.

Утрачивается собственно российская основа нашего менталитета, стираются

1

складывавшиеся веками национальные черты и образ жизни россиян.

Вследствие

этого

возрастает

круг

проблем,

связанных

с

гарантией

элементарных

прав,

неприкосновенности

и

достоинства

личности,

сохранением

основ

российского

общества

и

государства,

защитой

окружающей нас природной среды. В связи с этим проблема нравственно-

патриотического воспитания молодёжи становится одной их актуальнейших.

Россия и ее народ обладают древней и сложной историей. Наша

страна является создателем и хранителем богатого историко-культурного

наследия мирового значения. Российская цивилизация формировалась на

обширной территории, преимущественно на основе русской этнокультурной

традиции и православного христианства с участием носителей многих

хозяйственно-культурных традиций, религий и духовных ценностей. Всё это

вместе составляет одну из важнейших основ национальной и этнокультурной

идентичности россиян, основу гражданской солидарности и российского

патриотизма. Фундаментальная отечественная наука призвана постоянно

изучать

проблемы

историко-культурного

наследия,

пополнять

новым

научным

знанием

представления

граждан

о

российском

историко-

культурном наследии и способствовать его сохранению, пропаганде и

использованию в сфере образования молодого поколения.

Образование является одним из важнейших социальных институтов

общества. Находясь в тесном взаимодействии с остальными его сферами,

образование оказывает существенное влияние на экономику, политику,

культуру и трансформацию социальных отношений, которые в свою очередь

обуславливают изменения в образовательной системе и сказываются на

отношении человека к собственной Родине как «малой» так и «большой».

Студенческий возраст - это период наиболее активного развития

нравственных и эстетических сил, становления и стабилизации характера,

овладение комплексом социальных ролей взрослого человека - гражданских,

профессионально - трудовых, и т.д.

2

В последнее десятилетие я столкнулась с серьезной проблемой в

работе со студентами и учащимися, не желающими воспринимать высокие

нравственные идеалы и игнорирующими уроки прошлого, которым их учит

история. Передо мной встал вопрос: «Как повысить у обучающихся интерес к

истории, к патриотическим традициям и обычаям нашего народа, к

духовному и культурному богатству России?»

(слайд)

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос необходимо выяснить:

1.

что они понимают под понятием «патриот»;

2.

считают ли себя патриотами;

3.

кто оказал влияние на развитие патриотических качеств;

4.

что значит быть достойным гражданином своей страны?

В опросе принимали участие 50 первокурсников в возрасте от 16 до 18

лет.

Результат исследования показали, что

(слайд)

Под понятие «патриот» студенты для себя определяют, следующее:

защитник Родины – 29 % респондентов;

человек, который любит свою Родину – 39 % респондентов;

человек, который уважает культуры и традиции своей страны –

7 % респондентов;

личность – 4 % респондентов;

энергичный и справедливый человек – 3 % респондентов;

затруднились ответить – 18 % респондентов.

(слайд)

Патриотами считают себя 54 % респондентов;

Частично – 18 % респондентов;

Затруднились ответить - 17 % респондентов;

Патриотами себя не считают – 7 % респондентов.

(слайд)

Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование

ваших патриотических чувств?

Школа - 50% респондентов;

Родители – 19 % респондентов;

3

Друзья – 18 % респондентов;

СМИ – 3 % респондентов;

Органы власти – 3 % респондентов;

Самовоспитание – 7 % респондентов.

(слайд)

На вопрос: «Быть достойным гражданином своей страны, значит …»

большая часть первокурсников считают:

-

Не нарушать законы, быть законопослушным;

далее:

-

Быть преданным;

-

Быть патриотом, защищать её;

-

Уважать свою малую Родину;

-

Быть справедливым;

-

Делать всё для её процветания;

-

Уважать себя и окружающих, вносить вклад в её развитие;

-

Быть нужным ей;

-

Родиться в этой стране;

и одна студентка ответила:

-

Быть готовым к самопожертвованию.

Задачу своей педагогической деятельности вижу не только в

сохранении здоровья студентов, в формировании интереса к избранной

профессии,

профессиональных умений и навыков, в вовлечении их в

эмоциональную

значимую,

интересную

в

профессиональном

плане

внеклассную деятельность, но и в формировании ценностных ориентации,

гражданском и патриотическом воспитании выпускников.

(слайд)

Основными целями моей воспитательной работы являются:

1.

воспитание

гражданина

новой

России

личности

высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой,

способной к профессиональной деятельности и моральной

ответственности за принимаемые решения;

4

2.

формирование

у

студентов

нравственных,

духовных

и

культурных ценностей, этических норм и общепринятых правил

поведения в обществе;

3.

совершенствование условий для творческой самореализации

личности и для проведения досуга студентов во внеурочное

время;

4.

создание

полноценной

социально-педагогической

воспитательной среды.

(слайд)

Для

достижения

этих

целей

веду

работу

по

следующим

направлениям:

– «Я и Я»;

– «Я и колледж»;

– «Я и семья»;

– «Я и Отечество»;

– «Я и культура».

Данные направления воспитательной работы реализуются через

учебный процесс и внеурочную деятельность.

Нравственно-патриотическое

воспитание

студентов

одно

из

направлений воспитательного процесса в обучении, которое рассчитано на

долговременную перспективу и призвано всеми средствами содействовать

воспитанию у студентов чувства гордости за свою страну, область, город,

образовательное учреждение, основанного на знании прошлого, достижений

и традиций.

(слайд)

В формирование нравственно-патриотической позиции будущих

специалистов свой вклад могут внести музеи, располагая для этого

необходимой воспитательной базой. Так в одном из старейших учебных

заведений

Амурской

области,

Амурском

педагогическом

колледже

(отделение № 1), ещё в 1977 году создан музей. Сегодня музей располагает

необходимыми условиями для эффективной деятельности. Его основными

направлениями являются исследование, сбор, хранение, экспонирование

5

музейных предметов, рассказывающих о создании, становлении и развитии

учебного заведения. Практически все студенты в той или иной мере имеют

возможность посетить музей, послушать квалифицированную экскурсию или

самостоятельно познакомиться с экспозициями.

(слайд)

В рамках студенческой научной конференции колледжа студенткой I

курса

Бабковой

Анастасией,

под

моим

руководством

подготовлена

исследовательская

работа

по

теме

«У

истории

на

виду.

Женское

Епархиальное училище», рассказывающее о строительстве и архитектурных

особенностях здания, это стало дополнением, к уже имеющимся экспонатам

и существенно их обогатило.

Студенческая

молодежь

стремится

к

самостоятельности,

экономической независимости, равноправию в обществе,

достижению

социального успеха. Поэтому социальным ориентиром в этом возрасте

является достижение статуса благополучного и полноправного гражданина.

Успех

процесса

гражданско-патриотического

воспитания

определяется

степенью социальной зрелости студента,

которое проявляется в его

стремлении

совершенствовать

все

стороны

жизни

демократического

общества через социальную активность и творческую созидательную

деятельность.

Художественно-исторические образы действуют не только на мысли,

но и на чувства. Стихотворные тексты могут являться прекрасным средством

патриотического восприятия изучаемых явлений.

При подготовке докладов к научной конференции студентам и

учащимся рекомендовано использовать лирические произведения.

(слайд)

Так

к темам «У истории на виду. Женское епархиальное училище города

Благовещенска» и «Этапы сельскохозяйственной колонизации Амурской

области»

(слайд)

студенты использовали стихотворения амурских поэтов

Петра Комарова, Порфирия Мосюкова, Леонида Андреева.

Музыка – часть духовной культуры народа, тесно связана с

социально-экономическими условиями его жизни, бытом, традициями,

6

историческими отношениями с другими народами, поэтому она является

важным источником исторической информации.

На

своих

уроках

и

классных

часах

использую

музыкальные

произведения как советских, так и современных авторов. Накануне памятных

дат провожу открытые классные часы: «Россия – Родина моя»

(слайд)

,

«Дорогами войны», «Дорогами афганской войны» и другие. Так во

внеклассных

мероприятиях

использую

произведения

в

исполнении

Кубанского казачьего хора. В презентацию «Крымская война», раздел «Герои

оборона Севастополя» использовала песню «Прощание славянки», это

произвело

большое

впечатление

на

студентов

и

учащихся.

Многие

музыкальные произведения ребята слышали впервые и просили повторить.

Мое глубокое убеждение, что действенность исторической работы,

патриотического и нравственного воспитания зависит от качества и

последовательности их проведения.

Мало вести её только накануне

памятных дат. Пришло время поставить вопрос о всесторонней подготовке

обучающихся. Нужно противопоставить пошлости и серости историческую

обоснованность,

правдивость

и

убедительность,

яркость

и

высокий

художественный

уровень

мероприятий.

Считаю,

что

мы

обязаны

возвеличивать человека-воина и труженика, научить подростков не отдалять

свою судьбу от судьбы Родины.

7



В раздел образования