Автор: Бурлакова Генриетта Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Школа № 71 г. Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-культурное наследие – основа гражданско-патриотического воспитания
Раздел: полное образование
Духовно-культурное наследие – основа гражданско-
патриотического воспитания
Процесс
воспитания
в
современном
российском
обществе
осуществляется
в
условиях
экономического
и
политического
реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная
жизнь молодёжи, принципы работы образовательных учреждений, средств
массовой
информации,
молодёжных
объединений
и
общественных
организаций. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно
новых
задач
по
созданию
суверенного,
экономически
развитого,
цивилизованного,
демократического
государства.
Это
предполагает
необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего
поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических
качеств.
Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и
целенаправленная
деятельность
органов
государственной
власти
и
общественных
организаций
по
формированию
у
граждан
высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины. В современной России, в отличие от многих
других стран, формирование нравственности, патриотизма, уважение к
государству и Отечеству не возведены в ранг обязательных, приоритетных
элементов воспитания личности (госпрограммы близки к завершению). В
известной степени это стало результатом разрушения сложившейся ранее
идеологической системы. Отечественная история, её героические события,
выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала как фактора
воспитания. В молодёжном сознании и субкультуре получили широкое
распространение
апатия
и
равнодушие,
нигилизм,
цинизм,
безответственность и агрессивность, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и
корпоративное
отношение
к
государству
и
социальным
институтам.
Утрачивается собственно российская основа нашего менталитета, стираются
1
складывавшиеся веками национальные черты и образ жизни россиян.
Вследствие
этого
возрастает
круг
проблем,
связанных
с
гарантией
элементарных
прав,
неприкосновенности
и
достоинства
личности,
сохранением
основ
российского
общества
и
государства,
защитой
окружающей нас природной среды. В связи с этим проблема нравственно-
патриотического воспитания молодёжи становится одной их актуальнейших.
Россия и ее народ обладают древней и сложной историей. Наша
страна является создателем и хранителем богатого историко-культурного
наследия мирового значения. Российская цивилизация формировалась на
обширной территории, преимущественно на основе русской этнокультурной
традиции и православного христианства с участием носителей многих
хозяйственно-культурных традиций, религий и духовных ценностей. Всё это
вместе составляет одну из важнейших основ национальной и этнокультурной
идентичности россиян, основу гражданской солидарности и российского
патриотизма. Фундаментальная отечественная наука призвана постоянно
изучать
проблемы
историко-культурного
наследия,
пополнять
новым
научным
знанием
представления
граждан
о
российском
историко-
культурном наследии и способствовать его сохранению, пропаганде и
использованию в сфере образования молодого поколения.
Образование является одним из важнейших социальных институтов
общества. Находясь в тесном взаимодействии с остальными его сферами,
образование оказывает существенное влияние на экономику, политику,
культуру и трансформацию социальных отношений, которые в свою очередь
обуславливают изменения в образовательной системе и сказываются на
отношении человека к собственной Родине как «малой» так и «большой».
Студенческий возраст - это период наиболее активного развития
нравственных и эстетических сил, становления и стабилизации характера,
овладение комплексом социальных ролей взрослого человека - гражданских,
профессионально - трудовых, и т.д.
2
В последнее десятилетие я столкнулась с серьезной проблемой в
работе со студентами и учащимися, не желающими воспринимать высокие
нравственные идеалы и игнорирующими уроки прошлого, которым их учит
история. Передо мной встал вопрос: «Как повысить у обучающихся интерес к
истории, к патриотическим традициям и обычаям нашего народа, к
духовному и культурному богатству России?»
(слайд)
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос необходимо выяснить:
1.
что они понимают под понятием «патриот»;
2.
считают ли себя патриотами;
3.
кто оказал влияние на развитие патриотических качеств;
4.
что значит быть достойным гражданином своей страны?
В опросе принимали участие 50 первокурсников в возрасте от 16 до 18
лет.
Результат исследования показали, что
(слайд)
Под понятие «патриот» студенты для себя определяют, следующее:
защитник Родины – 29 % респондентов;
человек, который любит свою Родину – 39 % респондентов;
человек, который уважает культуры и традиции своей страны –
7 % респондентов;
личность – 4 % респондентов;
энергичный и справедливый человек – 3 % респондентов;
затруднились ответить – 18 % респондентов.
(слайд)
Патриотами считают себя 54 % респондентов;
Частично – 18 % респондентов;
Затруднились ответить - 17 % респондентов;
Патриотами себя не считают – 7 % респондентов.
(слайд)
Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование
ваших патриотических чувств?
Школа - 50% респондентов;
Родители – 19 % респондентов;
3
Друзья – 18 % респондентов;
СМИ – 3 % респондентов;
Органы власти – 3 % респондентов;
Самовоспитание – 7 % респондентов.
(слайд)
На вопрос: «Быть достойным гражданином своей страны, значит …»
большая часть первокурсников считают:
-
Не нарушать законы, быть законопослушным;
далее:
-
Быть преданным;
-
Быть патриотом, защищать её;
-
Уважать свою малую Родину;
-
Быть справедливым;
-
Делать всё для её процветания;
-
Уважать себя и окружающих, вносить вклад в её развитие;
-
Быть нужным ей;
-
Родиться в этой стране;
и одна студентка ответила:
-
Быть готовым к самопожертвованию.
Задачу своей педагогической деятельности вижу не только в
сохранении здоровья студентов, в формировании интереса к избранной
профессии,
профессиональных умений и навыков, в вовлечении их в
эмоциональную
значимую,
интересную
в
профессиональном
плане
внеклассную деятельность, но и в формировании ценностных ориентации,
гражданском и патриотическом воспитании выпускников.
(слайд)
Основными целями моей воспитательной работы являются:
1.
воспитание
гражданина
новой
России
личности
высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой,
способной к профессиональной деятельности и моральной
ответственности за принимаемые решения;
4
2.
формирование
у
студентов
нравственных,
духовных
и
культурных ценностей, этических норм и общепринятых правил
поведения в обществе;
3.
совершенствование условий для творческой самореализации
личности и для проведения досуга студентов во внеурочное
время;
4.
создание
полноценной
социально-педагогической
воспитательной среды.
(слайд)
Для
достижения
этих
целей
веду
работу
по
следующим
направлениям:
– «Я и Я»;
– «Я и колледж»;
– «Я и семья»;
– «Я и Отечество»;
– «Я и культура».
Данные направления воспитательной работы реализуются через
учебный процесс и внеурочную деятельность.
Нравственно-патриотическое
воспитание
студентов
–
одно
из
направлений воспитательного процесса в обучении, которое рассчитано на
долговременную перспективу и призвано всеми средствами содействовать
воспитанию у студентов чувства гордости за свою страну, область, город,
образовательное учреждение, основанного на знании прошлого, достижений
и традиций.
(слайд)
В формирование нравственно-патриотической позиции будущих
специалистов свой вклад могут внести музеи, располагая для этого
необходимой воспитательной базой. Так в одном из старейших учебных
заведений
Амурской
области,
Амурском
педагогическом
колледже
(отделение № 1), ещё в 1977 году создан музей. Сегодня музей располагает
необходимыми условиями для эффективной деятельности. Его основными
направлениями являются исследование, сбор, хранение, экспонирование
5
музейных предметов, рассказывающих о создании, становлении и развитии
учебного заведения. Практически все студенты в той или иной мере имеют
возможность посетить музей, послушать квалифицированную экскурсию или
самостоятельно познакомиться с экспозициями.
(слайд)
В рамках студенческой научной конференции колледжа студенткой I
курса
Бабковой
Анастасией,
под
моим
руководством
подготовлена
исследовательская
работа
по
теме
«У
истории
на
виду.
Женское
Епархиальное училище», рассказывающее о строительстве и архитектурных
особенностях здания, это стало дополнением, к уже имеющимся экспонатам
и существенно их обогатило.
Студенческая
молодежь
стремится
к
самостоятельности,
экономической независимости, равноправию в обществе,
достижению
социального успеха. Поэтому социальным ориентиром в этом возрасте
является достижение статуса благополучного и полноправного гражданина.
Успех
процесса
гражданско-патриотического
воспитания
определяется
степенью социальной зрелости студента,
которое проявляется в его
стремлении
совершенствовать
все
стороны
жизни
демократического
общества через социальную активность и творческую созидательную
деятельность.
Художественно-исторические образы действуют не только на мысли,
но и на чувства. Стихотворные тексты могут являться прекрасным средством
патриотического восприятия изучаемых явлений.
При подготовке докладов к научной конференции студентам и
учащимся рекомендовано использовать лирические произведения.
(слайд)
Так
к темам «У истории на виду. Женское епархиальное училище города
Благовещенска» и «Этапы сельскохозяйственной колонизации Амурской
области»
(слайд)
студенты использовали стихотворения амурских поэтов
Петра Комарова, Порфирия Мосюкова, Леонида Андреева.
Музыка – часть духовной культуры народа, тесно связана с
социально-экономическими условиями его жизни, бытом, традициями,
6
историческими отношениями с другими народами, поэтому она является
важным источником исторической информации.
На
своих
уроках
и
классных
часах
использую
музыкальные
произведения как советских, так и современных авторов. Накануне памятных
дат провожу открытые классные часы: «Россия – Родина моя»
(слайд)
,
«Дорогами войны», «Дорогами афганской войны» и другие. Так во
внеклассных
мероприятиях
использую
произведения
в
исполнении
Кубанского казачьего хора. В презентацию «Крымская война», раздел «Герои
оборона Севастополя» использовала песню «Прощание славянки», это
произвело
большое
впечатление
на
студентов
и
учащихся.
Многие
музыкальные произведения ребята слышали впервые и просили повторить.
Мое глубокое убеждение, что действенность исторической работы,
патриотического и нравственного воспитания зависит от качества и
последовательности их проведения.
Мало вести её только накануне
памятных дат. Пришло время поставить вопрос о всесторонней подготовке
обучающихся. Нужно противопоставить пошлости и серости историческую
обоснованность,
правдивость
и
убедительность,
яркость
и
высокий
художественный
уровень
мероприятий.
Считаю,
что
мы
обязаны
возвеличивать человека-воина и труженика, научить подростков не отдалять
свою судьбу от судьбы Родины.
7