Автор: Бурлакова Генриетта Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Школа № 71 г. Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Практическое использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания
Раздел: полное образование
Практическое использование современных образовательных технологий
на уроках истории и обществознания
Меняется общество, ускоряется тем его развития. Меня, как и любого
педагога, волнуют и будут волновать вопросы: «Чему учить?» и «Как
учить?» юных членов сегодняшнего и будущего общества. В настоящее
время наша страна переживает очередную модернизацию образования. И
соответственно перед педагогами стала новая задача – сформировать
ключевые
компетенции
у
выпускника.
Образовательная
политика
государства возвращается к формуле времён классического древности:
учимся
не
для
школы,
а
для
жизни;
ориентируется
на
процесс
демократизации социальных институтов образования, его гуманизацию, на
возвращение к национальным, культурно-историческим традициям.
Из вышесказанного определены следующие цели и задачи моей
педагогической деятельности:
1. Пробудить в ученике потребность в различных способах деятельности, в
учебном сотрудничестве, в рефлексии и самооценке;
2. Обеспечить развитие всех основных сил обучающегося – эмоциональных,
умственных, нравственных, эстетических;
3. Способствовать формированию человека-гражданина.
Для реализации поставленных мной целей и задач, создание условий,
способствующих
для
достижения
высокого
уровня
духовного,
нравственного, интеллектуального развития личности каждого учащегося
были выбраны:
1. Гуманно-личностная технология - Ш.А. Амонашвили;
2. Технология критического мышления – Д. Стилл;
3. Информационно-коммуникативные технологии.
Курсы
истории
для
учащихся
и
строится
по
проблемно-
хронологическому и проблемному принципам. Объектом изучения являются
основные вехи цивилизационного развития мира и России. Материалом по
развитию России представляется в контексте Всемирной истории, что
позволяет проследить путь страны в его своеобразии и принадлежности к
мировому развитию.
Особенности изучения истории является более широкое, чем в
предшествующие периоды обучения, привлечение исторической литературы
и
источников
исторического
материала,
создание
мультимедийных
презентаций. Школьники знакомятся с историческими версиями и оценками,
анализируют
документы,
учатся
определять
и
аргументировать
своё
отношение к историческим событиям и их участникам.
Рост качества обучения достигается тем, что в процессе преподавания
осуществляется оптимальный подбор методов, средств и форм обучения. А
так
же
учитывается
содержание
материала,
уровень
компетенций
и
индивидуальные особенности учащихся и студентов.
Ш.А. Амонашвили внес вклад в развитие такого компонента гуманно-
личностной
образовательной
технологии,
как
эмоциональность
преподавания.
Он
показал,
что
эмоционально
экспрессивная
строка
педагогического
процесса
играет
важную
роль
в
совершенствовании
познавательных способностей учащихся, в развитии их творчества и
формировании человечности. Я хочу передать студентам и учащимся
необходимые
переживания,
наполнять
их
"познавательной
страстью",
вызывать вдохновение, стимулировать "ситуацию успеха". К приемам и
методам, создающим у учащихся эмоциональный настрой на уроке, я отношу
развитие у них уверенности в своих силах, выражение радости по поводу
достигнутых успехов, "оптимально приподнятый темп" урока, использование
музыки, поэзии, художественного слова, поощрение страсти к обновлению,
шалости. Факторами эмоциональности преподавания я вижу в использовании
элементов занимательности, создание ситуаций смеха, оптимизм в общении с
учениками,
обеспечение
положительного
подкрепления,
поощрение
исследовательской деятельности, помощь студентам и учащихся в том,
чтобы превзойти себя, страстность педагога, его высокую общую культуру и
др. Эти приемы и методы имеют гуманистическую направленность. Их
следует рассматривать как с позиций совершенствования современной
теории и практики обучения, так и с точки зрения прогнозирования гуманно-
личностных образовательных технологий.
Реализация эмоционального компонента важна не только на уроках, но
и во внеклассной работе.
Художественно-исторические образы действуют не только на мысли,
но и на чувства. Стихотворные тексты могут являться прекрасным средством
эмоционально-образного восприятия изучаемых явлений. Так, например,
1. При
изучении
темы:
«Русские
княжества
в
период
феодальной
раздробленности», для определения темы и постановки целей урока в
качестве
эпиграфа
использую
отрывок
из
стихотворения
Апполона
Николаевича Майкова.
И шли года…
Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе…
Но вот - скончался Мономах,
И на Руси - туга и горе.
– О какой беде и горе говорится в четверостишии?
2. Прочитав четверостишие Александра Блока, постарайтесь определить тему
сегодняшнего нашего занятия.
Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали толькосрок,
Когда наставить пушек жерла!
А. Блок
Лирические произведения могут быть не только эпиграфами к уроку,
но и как связующее звено в процессе изучения новой темы. Так, например,
при изучении темы «Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII веке»,
использую отрывок из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище».
… В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветной порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
На шапках перья птиц веселых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжелых
Качались черные кресты…
- О каком сражении пойдёт речь?
На уроке истории использую не только лирические произведения, но и
прозу. Так, например, при изучении темы «Начало правления Александра I»
использую чтение по ролям действия пятого, картины первой трилогии
Дмитрия Сергеевича Мережковского «Царство зверя», где описываются
события 1 марта 1801 года.
Живой интерес у студентов и учащихся вызывает просмотр отрывков
из
художественных
и документально-публицистических
фильмов (как
советской классики, так и современных режиссеров). Так например, при
изучений тем:
1. Начало правления Ивана IV. Реформы и завоевания. Использую отрывки
фильма Павла Лунгина - «Царь».
2. Российское общество на рубеже столетий. – первую серию из сериала,
режиссеров Людмилы Гадунко и Бориса Токарева – «Моя Пречистенка».
3. Русское чудо. – отрывки из фильма Юрия Кузина – «Столыпин…
невыученные уроки».
4. Документально-публицистический проект Елены Чавчавадзе и Никиты
Михалкова «Россия без русских» использую на уроках истории при изучении
тем о гражданской войне и её последствиях для России.
5. Документально-публицистический фильм «Гибель империи. Византийский
урок» использую при изучении двух различных тем и даже курсов: Всеобщая
история – тема: «Византийская империя» и история России – «Сегодняшний
день России».
Музыка – часть духовной культуры народа, тесно связана с социально-
экономическими условиями его жизни, бытом, традициями, историческими
отношениями
с
другими
народами,
поэтому
она
является
важным
источником исторической информации.
С недавнего времени стала использовать на своих уроках и классных
часах музыкальные произведения как советских, так и современных авторов.
Впервые в
презентацию «Крымская
война», раздел
«Герои оборона
Севастополя» вставила песню «Прощание славянки», это произвело большое
впечатление на учеников. Многие музыкальные произведения ребята слышат
впервые и просят повторить. В проверочной работе по истории России, тема:
«Германское нашествие. Трагическое начало.», звучат песни и задания к ним
(песня: «Ты моя надежда, ты моя отрада…» - О каком периоде Битвы за
Москву идёт речь в песне Александры Пахмутовой в исполнении Льва
Лещенко?)
В современном мобильном мире даже самые новейшие и современные
знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся
невостребованными. Поэтому невозможно дать учащимся такой учебный
материал,
такую
информацию,
которая
оказалась
бы
актуальной
и
профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни. Намного
продуктивнее научить учащихся пользоваться словарём, справочником,
сформировать у них способность анализировать источник и находить общий
принцип каких-либо событий, их основную идею.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы
отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а
также
сотрудничества,
развивающего
обучения;
она
является
общепедагогической, метадпредметной.
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и
письмо) представляет собой целостную систему, формирующую навыки
работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление
– это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности
подхода к окружающему его информационному полю.
Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы
соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В
данной технологии выделяют три основных этапа:
Первый этап работы называется стадия вызов.
Вторая стадия называется осмысление содержания.
Третья стадия - стадия рефлексии.
На разных стадиях использую следующие приёмы и методы:
- Инсерт;
-Интеллект-карта;
- Синквейн (пятистишие).
На своих уроках применяю отдельные приёмы ТРКМЧП. Одним из них
является Инсерт. Учащиеся и студенты читают новый текст (учебник или
документ) и на полях делают пометки: “V” - уже знал, «+» - новое, «-» -
думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Только после такого прочтения,
обобщения всего знакомого я останавливаюсь на неизвестном, новом
материале, здесь важно то, что этот материал выявлен и предложен самими
учащимися и студентами.
Обучающиеся
анализируют
имеющийся
у
них
запас
знаний,
субъективный
опыт,
проводят
систематизацию
материала
и
его
преобразования в вопросы дальнейшего, ещё более глубокого осмысления.
Такая форма работы побуждает пассивную часть учащихся к поиску своей
темы.
На чтении с пометками всё не заканчивается. Ребятам предлагается
систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими
пометками в следующую таблицу:
«V»
«+»
«-»
«?»
Дата подписания
Манифеста
Выкупные сделки
и платежи
Проекты
крестьянской
реформы
Временнообязанные
отношения
Наделение
крестьян землёй
Крестьянские
бунты
Круговая порука
Систему выплаты
сделок и платежей
После
самостоятельного
заполнения
таблицы
происходит
последовательное обсуждение каждой графы. Работая над заполнением
таблицы, обучаемые выявляют свои представления или более конкретные
знания по изучаемой теме и это помогает им придти к новому знанию. Прием
способствует развитию аналитического мышления, является средством
отслеживания понимания материала. Этапы Инсерта соответствуют трем
стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Метод
ассоциаций,
позволяющий
организовать
самостоятельную
работу
студентов
и
учащихся,
помогает
им
осмыслить
содержание
изучаемого материала, позволяет видеть главное, правильно оценивать
уровень
своих
знаний.
Познакомившись
подробней
и
изучив
дополнительную литературу я пришла к системе построения «интеллект-
карты».
Достаточно хотя бы один раз побывать на уроке, можно понять, что
информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в
основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в
выигрышном положении оказываются обучающиеся с высокими уровнями
развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы,
эйдетики, учащиеся и студенты с развитыми пространственными, му-
зыкальными и межличностными способностями оказываются в заведомо
худшем положении, их обычно относят к необучаемым и они быстро
превращаются в неуспевающих. Интеллект-карты могут помочь таким уча-
щимся и студентам, так как в процессе их построения участвует большинство
кортикальныx способностей. Интеллект-карта освобождает «необучаемый»
мозг от семантических условностей, которые нередко усиливают проблемы
человека в учёбе, если таковые имеют место, или даже создают их, когда
изначально таковые на самом деле отсутствуют. Решения только этой задачи
достаточно, чтобы отнестись к интеллект-картам со всей серьёзностью.
Вначале «интеллект-карты» были довольно простыми и сочетались с
алгоритмом деятельности. Это было необходимо осмыслить данный приём с
точки зрения методики и научить студентов и учащихся, работая с
источником, выбирать основное. Причём использовала коллективные методы
работы для взаимовыручки и поддержки друг друга, развитию навыков
самостоятельной работы, а так же сплочению коллектива.
Тема: Русские княжества в период феодальной раздробленности.
В
дальнейшем
работа
усложняется,
студенты
и
учащиеся
самостоятельно строят свои «интеллект-карты».
В дальнейшем работа усложняется, учащиеся самостоятельно строят
свои «интеллект-карты».
Тема: Экономическое развитие России в XVIII веке.
ТОРГОВЛЯ
внутренняя
внешняя
стационарная
временная
торжки
ярмарки
Экономические
связи регионов
Всероссийский
рынок
экспорт
импорт
Запад:
лён, пенька;
парусина;
лес;
железо;
хлеб;
кожа.
Восток
изделия русских
мануфактур;
западноевро-
пейские товары.
Запад:
Восток:
хлопок;
сахар-
сырец;
краски
для ткани
предметы
роскоши
Название княжества
Географическое
положение
Природные
условия
Политическое
устройство
Этнический и
социальный состав
населения
Занятия населения и
экономика
лавки
магазины
Тема: Либеральные реформы 60-70-ых годов XIX: отмена крепостного
права.
Часто для реализации целей рефлексии использую написание синквейна.
Перелом.
Коренной, долгожданный.
Сокрушает, уничтожает, освобождает.
Страна встала на путь победы.
Ура!
Знамя.
Победное, советское.
Реет, алеет, знаменует.
Водружено над рейхстагом.
Победа!
При определении качественной оценки прибегаю к письменным
ответам студентов и учащихся на любой из вопросов:
Самое интересное было…;
Я мог(ла), но не спросили…;
Мне понравилось…;
Если бы я бал(а) учителем…;
У меня всё время вертелось в голове…
Или использую трёхмерный вектор:
Я – как работал(а)? допускал(а) ли ошибки?
Мы – на сколько мне помогали участники, учитель, а я – им?
Дело – понял(а) ли материал? Узнал(а) ли больше?
Современный этап развития общества поставил перед российской
системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых
особо
выделены
необходимость
повышения
качества
и
доступности
образования,
усиление
связи
между
разными
уровнями
образования,
интеграции в мировое научно-образовательное пространство. Модернизация
системы
образования
должна
создать
условия
для
подготовки
Я
Мы Дело
Судебная власть
подрастающего
поколения
к
профессиональной
деятельности
в
информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим
фактором
становится
уровень
образованности
личности,
ее
интеллектуальный и творческий потенциал, позволяющий использовать и
развивать новые методы в науке и производстве. Данный фактор, на мой
взгляд, является определяющим для конкурентоспособности выпускников
педагогического колледжа и лицея. Большую роль в его реализации будет
играть активная информатизация образования.
На уроках
истории
и обществознания использую
программы
Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Office
Publisher.
Спектр применения данных программ в учебном процессе
достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности,
контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися
и прочее.
Одной из доступных программ является компьютерная программа
Power
Point,
с
помощью
которой
можно
создаются
разнообразные
мультимедиа презентации, слайды по различным темам урока, вносятся
коррективы
в
последовательность
изложения
учебного
материала,
дозируются учебную информацию в зависимости от подготовленности
учащихся
и
студентов,
насыщать
урок
различной
информацией,
иллюстрациями, звуком и т. д. На таких уроках все учащиеся и студенты
обычно заняты, каждый работает в своём, комфортном ему режиме. Это
позволяет рационально организовать деятельность учащихся и студентов,
повысить мотивацию к изучению предмета, разнообразить занятия.
Мне как педагогу компьютер позволяет:
1) сократить время при подготовке к уроку (один раз созданная мультимедиа
презентация может использоваться многократно в различных вариациях -
можно менять порядок подачи материала, его дозирование для классов,
групп разного уровня и т. д.). Кроме того, компьютер позволяет легко
изменить технологическую карту урока (добавить или усложнить материал,
вставить задание, добавить новую иллюстрацию, карту и т. д.)
2) создать базу индивидуальных карточек с заданиями, дифференцированных
проверочных работ, тестов по различным темам, текстов исторических
документов, карт, аудио и видеозаписей (гимны, речи исторических
деятелей, песни и т. д.). Эту базу можно хранить, обрабатывать, пополнять в
безбумажном варианте.
3) составить медиатеку собственных мультимедиа продуктов (презентации,
видеозаписи, слайды и т. д.), которые послужат материалом для уроков и
дальнейшей работы учителя в данной области.
4) формировать у учащихся яркие и объемные представления о прошлом,
создавать иллюзию присутствия.
5)
получать
много
разнообразной
новой
информации
при
поиске
необходимых учебных материалов, освоить приёмы поиска информации и
работы в сети Интернет.
6) привлекать активных учеников к сбору материала для презентации к
уроку, повысить мотивацию к учению у учащихся.
Ученикам:
1) включиться в работу на трёх уровнях восприятия информации:
- визуальный (видеоматериалы),
- аудиальный (аудиоматериалы),
-
тактильный (письменный), что позволяет глубже усвоить, понять
изучаемый материал.
2) научиться работать с компьютером в составе учебной группы (кто-то
найдет материал в Интернете, кто-то обработает его и составит презентацию,
кто-то подскажет, как лучше оформить слайды и т. д.) и выступать на уроке с
защитой результатов своей работы.
3)
включиться
в
процесс
исследования
определенной
исторической
проблемы (при поиске информации для создании презентации), учиться
выстраивать свой путь работы над ней, находить и оформлять результаты
своей работы, выступать перед аудиторией с докладом, отстаивать своё
мнение - это и есть учебная деятельность, когда учащиеся и студенты
овладевают не только знаниями, но и способами их приобретения и
демонстрации.
А
для
студентов
это
даёт
возможность
развивать
профессиональные компетентности.
4) повысить познавательную мотивацию - не быть пассивным объектом
воздействия, а самому активно участвовать в процессе обучения.
5) в рамках самостоятельной деятельности учащиеся осуществляют работу
по созданию презентационных документов. Подготовка презентации -
самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, которая
побуждает их творчески мыслить, самостоятельно определять свои действия,
прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач.
При подготовке к урокам используются различные
источники
информации:
1) различные электронные энциклопедии (Большая энциклопедия Кирилла и
Мефодия и другие);
2)
энциклопедии,
словари,
другую
справочную
литературу
с
иллюстративным материалом;
3) мультимедиа учебники:
- История России в ХIХ веке (Т.С.Антонова, Л.А.Харитонов),
- История России в ХХ веке (Т.С.Антонова, Л.А.Харитонов, А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина);
4) программы-тестеры (Репетитор по истории (виртуальная школа Кирилла и
Мефодия, Готовимся к ЕГЭ - история (Просвещение Медиа) и др.);
5) сеть Интернет;
6) мультимедиа презентации, которые создаю сама в программе Power Point,
исходя из задач и хода урока, уровня подготовленности учеников.
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в
основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности
табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма
разнообразны. С помощью этого офисного приложения, создаются графики и
диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в
которых фигурируют количественные показатели (объём производства,
уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет
обрабатывать статистические данные экономического и социологического
характера, проводить сравнительный анализ таких данных.
Для поурочной проверки знаний по истории России XX века разработаны
тестовые задания как печатном, так и в цифровом варианте. Цифровой вариант
позволяет экономить время, учащиеся и студенты практически сразу получают
объективную оценку своих знаний.
Использование
интерактивных
моделей
существенно
ускоряет
процесс объяснения учебного материала и повышает его качество, особенно
на уроках истории, где наблюдается дефицит учебного времени. Образы
явлений,
которые
формируются
с
помощью
моделей
и
анимаций,
запоминаются надолго.
Систематическое
применение
ИКТ
на
уроке
приводит
к
ряду
положительных результатов:
1. повышается уровень использования наглядности на уроке;
2. повышается производительность урока;
3. при создании и
использовании презентационного
варианта
подачи
учебного материала обращается огромное внимание на логику изложения,
что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
4. изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от
истории, особенно увлеченными компьютерами;
5. изменяется отношение к компьютеру, как к дорогой игрушке; студенты и
учащиеся
начинают
воспринимать
его
в
качестве
универсального
инструмента для работы.
6. Большим достоинством применения ИКТ я считаю тот факт, что обучение
через информационные и компьютерные технологии органично соединяется
с обучением критическому мышлению, умением работать в команде
сверстников и самостоятельно.
7. Большую роль в использовании компьютера я вижу еще и в том, что он
избавил меня от рутинной ручной работы, при написании рабочих программ,
поурочных планов. Все делается быстро и остается время для творчества.
Во внедрении ИКТ, как в любом процессе, есть и минусы. Минусов
тоже немало. Их надо знать, нельзя игнорировать, а нужно искать пути
нейтрализации. И все - таки, будущее - за новыми формами обучения. Их
можно осваивать и внедрять в учебный процесс. Развитие компьютерных
технологий - весьма перспективный путь оптимизации учебного процесса.