Напоминание

Мероприятия по укреплению межнациональных отношений, профилактике экстремизма, сохранению традиционных семейных ценностей и формированию межнационального общения в музыкальной школе


Автор: Бондарева Галина Николаевна
Должность: заместитель директора по ввр
Учебное заведение: МБОУДО "Лянторская ДШИ № 2"
Населённый пункт: г.Лянтор Сургутский район
Наименование материала: межнациональные отношения
Тема: Мероприятия по укреплению межнациональных отношений, профилактике экстремизма, сохранению традиционных семейных ценностей и формированию межнационального общения в музыкальной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мероприятия по укреплению межнациональных отношений, профилактике

экстремизма, сохранению традиционных семейных ценностей и

формированию межнационального общения в музыкальной школе

Автор: Бондарева Г.Н.

Организация: МБОУДО «Лянторская ДШИ № 2»

Населенный пункт: Сургутский район, г.Лянтор

В наше время, на мой взгляд, одна из важнейших функций школы – научить детей

жить в мире и согласии. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными

установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни в

многонациональном Лянторе, где проживают люди самых разных наций.

На ум приходит притча: «Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь

думает: “Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная

голова”. Верблюд думает: “И как обходится это несчастное животное без горбов, когда

нет воды и пищи?» Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и

принимать друг друга.

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма,

нацизма, религиозных конфликтов.

Понимание

сущности

экстремизма,

особенностей

межэтнических

и

межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по

раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Подростки

наиболее восприимчивы к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой,

отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей и общества.

К сожалению, отмечается, что в последнее время в сознании молодых людей стали

культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные

ценности. Подростки оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений

(национализма, насилия, наркотиков, криминала и т.д.). Причинами подобной ситуации

является,

в

том

числе,

и

недостаточно

эффективная

и

недостаточно

широкая

пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных

заведениях.

В основу педагогической деятельности преподавателя должно быть положено

живое общение с детьми на основе живого слова. Умение выстраивать доверительные,

неформальные

отношения

с

обучающимися

это

путь

к

доброжелательному

взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором педагог и

обучающийся являются субъектами конструктивной деятельности.

Выделяется три категории субъектов, с которыми организовывается работа в школе

по профилактике экстремизма и межнациональной розни:

1) Работа с детьми

2) Работа с педагогическим составом

3) Работа с родителями.

Формы работы с обучающимися: классные часы; беседа; деловая игра; мозговой

штурм; круглый стол; дискуссия; конкурс творческих работ (конкурс рисунков); показ

видеоматериалов, кинофильмов с обсуждением.

Тематика мероприятий: - для обучающихся: «Я гражданин России», «Терроризм-

угроза обществу», «Антитеррор «Бдительность»», «Я выбираю жизнь», «Умей дружить» и

тд.

Нет

сомнений,

что

система

образования

обладает

огромным

потенциалом

воспитательного воздействия на ребенка. Очень важно показать ребенку возможность

осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и

правовыми отношениями.

Классный час: «Терроризм – угроза обществу».

Цели:

объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

совершенствование у обучающихся знаний о терроризме;

формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего

поколения.

Задачи:

Изучить правила поведения при теракте;

Показать жестокость террористических актов.

Ход мероприятия

Вступительная беседа.

Сегодня мы будем говорить о таком опасном и страшном явлении, как терроризм.

Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около

15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек.

Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши

отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн

и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий

мир так и не наступил.

Локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными

и национальными спорами продолжаются и в настоящее время. В нашу, казалось бы,

мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.

Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

Основная часть.

Что же такое терроризм, террористы, террор?

Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится

достичь своей цели при помощи насилия.

Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в

многолюдных местах, используют оружие.

Террор – запугивание,

подавление противников, физическое насилие,

вплоть до

физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги,

взрывы, захват заложников).

Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения.

Восходит к лат. Terror – «страх», «ужас». (Г.Н.Афонина «Школьный толково-

этимологический словарь»)

Понятие «терроризм», «террорист», появилось во Франции в конце 18 века. Так

называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время

Великой

французской

революции

слово

«Терроризм»

превратилось

в

синоним

преступника. До самых недавних пор понятие «терроризм» уже означало спектр

различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь

Александр II.

В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А.

Столыпин.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень

редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в

январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была

иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не

добьются.

Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный

террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если

террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна

за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты

терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров

и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время

террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали

называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.

К крупным терактам конца 1990 — начала 2000-х гг. можно отнести

взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300

человек),

атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-

Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),

захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла “Норд-Ост” в

Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников),

захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло

335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети).

Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек

погибли и 791 получили ранение!

Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом

почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не

так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и

убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как

правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад

(“священная война”), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без

согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны

рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как

рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это

бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А

девчонки-самоубийцы, которые становятся “живыми бомбами” - обманутые жертвы этих

преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.

Просмотр видеофильма о захвате заложников в Беслане.

1 сентября 2004, около 09 часов 15 минут, в г. Беслане в Северной Осетии, группа

лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными

гранатометами, снайперскими винтовками, захватила среднюю школу № 1 в момент

проведения торжественной линейки. Всех находившихся в школе детей, родителей,

учителей общим количеством 1128 человек, преступники захватили в качестве

заложников и содержали в помещениях и спортивном зале школы. Террористы выдвинули

требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать

давление на граждан и органы власти. Попытки переговоров результатов не принесли. 3

сентября 2004 г. примерно в 13 часов 05 мин. преступники привели в действие взрывные

устройства и начали уничтожать заложников. В результате преступных действий

террористов погибли 318 человек заложников, в том числе 186 детей и 1 житель города

Беслана не из числа заложников, 10 сотрудников ФСБ и 2 сотрудника МЧС . 783 человека

получили ранения различной степени тяжести. Практически уничтожено здание школы №

1.Ответственность за теракт взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.

Память о Беслане живет в сердцах людей и монументах, установленных в разных городах

и не только российских.

Во Владикавказе, на территории Мемориала Славы, была установлена памятная

стела, спроектированная по рисункам бесланских школьников.

В парке, окружающем здание школы итальянского города Кастельново-ди-Сотто,

установлен памятник жертвам теракта в Беслане работы скульптора Васко Монтекки.

Во Флоренции появилась площадь Девочек и мальчиков Беслана.

В Санкт-Петербурге 28 августа 2007 состоялось открытие памятника, который

называется “детям Беслана” (скульптор — Виктор Шувалов). В основание мемориала

заложены капсулы с землёй, привезённой из Северной Осетии, с мемориального кладбища

на территории школы № 1.

Монумент установлен в сквере Храма Успения Пресвятой Богородицы на

Малоохтинском проспекте.

Просмотр видео « Преступление и наказание»

За терроризм полагается более строгое наказание, чем за обычное похищение

людей или убийство. Поэтому бандиты знают, что им не на что надеяться, и очень

жестоко обращаются с теми, на кого нападают.

Узнать заранее, где, когда и на кого они нападут, очень трудно. Поэтому каждому

надо быть готовым к такому нападению и помнить простые правила, которые помогут вам

и вашей семье не пострадать от действий преступников.

Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не

повторилось.

В России существует молодежная организация “НАШИ”

Они устраивают митинги в честь памяти погибших от рук террористов и призывают нас

бороться с явлением терроризма.

Вот что “НАШИ” говорят нам:

Мы одна страна. Один народ.

Нас убивают.

Когда мы спим в своих домах.

Едем в метро,

Отдыхаем,

Ведем наших детей в школу.

Этого не будет.

Нам остается только помнить

И жить.

За них,

Делая все, чтобы подобное не повторилось.

Итог занятия. Беседа «Как же не стать жертвой теракта?»

1.Как же не стать жертвой теракта?

1.Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где

возможно проведение терактов. Такой регион, например, Северный Кавказ. Места

массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять

осмотрительность и гражданскую бдительность.

2.Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?

2.(Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность

администрацию, дождаться прибытия милиции).

3.Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?

3.(ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у

окна, сообщить по телефону).

4.Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо …

4.(ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос,

зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

5.Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?

5. (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться,

постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения

спасателей).

6.Если вы оказались в числе заложников?

6.Ответы: помнить, что главная – цель остаться в живых. Не допускать истерик, не

пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения. Помнить –

спецслужбы начали действовать.

Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отражением

ситуации в обществе, т.к. часто явления социальной напряженности, нетерпимости и

агрессии в обществе проецируются именно в школьной среде.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером

взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи,

объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого,

непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Так как школа занимается не только обучением, но и воспитанием, она не может

этого делать без участия родителей. Школа и родители должны договариваться о методах

влияния на детей. Формами общения преподавателей, родителей и детей являются

родительские собрания, открытые классные часы, школьные праздники (концерты

отделений, общешкольные концерты).

О многообразии культур и религий народов, населяющих город Лянтор,

национальных праздниках дети узнают из цикла мероприятий «Масленица», «Рождество».

Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции народа. Наша задача – помочь

обучающимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Укоренение в

школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности

общества значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.



В раздел образования