Автор: Бондарева Галина Николаевна
Должность: заместитель директора по ввр
Учебное заведение: МБОУДО "Лянторская ДШИ № 2"
Населённый пункт: г.Лянтор Сургутский район
Наименование материала: межнациональные отношения
Тема: Мероприятия по укреплению межнациональных отношений, профилактике экстремизма, сохранению традиционных семейных ценностей и формированию межнационального общения в музыкальной школе
Раздел: дополнительное образование
Мероприятия по укреплению межнациональных отношений, профилактике
экстремизма, сохранению традиционных семейных ценностей и
формированию межнационального общения в музыкальной школе
Автор: Бондарева Г.Н.
Организация: МБОУДО «Лянторская ДШИ № 2»
Населенный пункт: Сургутский район, г.Лянтор
В наше время, на мой взгляд, одна из важнейших функций школы – научить детей
жить в мире и согласии. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными
установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни в
многонациональном Лянторе, где проживают люди самых разных наций.
На ум приходит притча: «Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь
думает: “Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная
голова”. Верблюд думает: “И как обходится это несчастное животное без горбов, когда
нет воды и пищи?» Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и
принимать друг друга.
Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма,
нацизма, религиозных конфликтов.
Понимание
сущности
экстремизма,
особенностей
межэтнических
и
межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по
раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Подростки
наиболее восприимчивы к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой,
отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей и общества.
К сожалению, отмечается, что в последнее время в сознании молодых людей стали
культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные
ценности. Подростки оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений
(национализма, насилия, наркотиков, криминала и т.д.). Причинами подобной ситуации
является,
в
том
числе,
и
недостаточно
эффективная
и
недостаточно
широкая
пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных
заведениях.
В основу педагогической деятельности преподавателя должно быть положено
живое общение с детьми на основе живого слова. Умение выстраивать доверительные,
неформальные
отношения
с
обучающимися
–
это
путь
к
доброжелательному
взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором педагог и
обучающийся являются субъектами конструктивной деятельности.
Выделяется три категории субъектов, с которыми организовывается работа в школе
по профилактике экстремизма и межнациональной розни:
1) Работа с детьми
2) Работа с педагогическим составом
3) Работа с родителями.
Формы работы с обучающимися: классные часы; беседа; деловая игра; мозговой
штурм; круглый стол; дискуссия; конкурс творческих работ (конкурс рисунков); показ
видеоматериалов, кинофильмов с обсуждением.
Тематика мероприятий: - для обучающихся: «Я гражданин России», «Терроризм-
угроза обществу», «Антитеррор «Бдительность»», «Я выбираю жизнь», «Умей дружить» и
тд.
Нет
сомнений,
что
система
образования
обладает
огромным
потенциалом
воспитательного воздействия на ребенка. Очень важно показать ребенку возможность
осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и
правовыми отношениями.
Классный час: «Терроризм – угроза обществу».
Цели:
объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
совершенствование у обучающихся знаний о терроризме;
формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего
поколения.
Задачи:
Изучить правила поведения при теракте;
Показать жестокость террористических актов.
Ход мероприятия
Вступительная беседа.
Сегодня мы будем говорить о таком опасном и страшном явлении, как терроризм.
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около
15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек.
Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши
отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн
и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий
мир так и не наступил.
Локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными
и национальными спорами продолжаются и в настоящее время. В нашу, казалось бы,
мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.
Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.
Основная часть.
Что же такое терроризм, террористы, террор?
Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится
достичь своей цели при помощи насилия.
Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в
многолюдных местах, используют оружие.
Террор – запугивание,
подавление противников, физическое насилие,
вплоть до
физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги,
взрывы, захват заложников).
Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения.
Восходит к лат. Terror – «страх», «ужас». (Г.Н.Афонина «Школьный толково-
этимологический словарь»)
Понятие «терроризм», «террорист», появилось во Франции в конце 18 века. Так
называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время
Великой
французской
революции
слово
«Терроризм»
превратилось
в
синоним
преступника. До самых недавних пор понятие «терроризм» уже означало спектр
различных оттенков насилия.
В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь
Александр II.
В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А.
Столыпин.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень
редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в
январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была
иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не
добьются.
Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный
террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если
террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна
за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты
терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров
и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время
террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали
называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.
К крупным терактам конца 1990 — начала 2000-х гг. можно отнести
взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300
человек),
атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-
Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),
захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла “Норд-Ост” в
Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников),
захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло
335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети).
Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек
погибли и 791 получили ранение!
Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом
почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не
так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и
убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как
правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад
(“священная война”), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без
согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны
рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как
рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это
бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А
девчонки-самоубийцы, которые становятся “живыми бомбами” - обманутые жертвы этих
преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.
Просмотр видеофильма о захвате заложников в Беслане.
1 сентября 2004, около 09 часов 15 минут, в г. Беслане в Северной Осетии, группа
лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными
гранатометами, снайперскими винтовками, захватила среднюю школу № 1 в момент
проведения торжественной линейки. Всех находившихся в школе детей, родителей,
учителей общим количеством 1128 человек, преступники захватили в качестве
заложников и содержали в помещениях и спортивном зале школы. Террористы выдвинули
требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать
давление на граждан и органы власти. Попытки переговоров результатов не принесли. 3
сентября 2004 г. примерно в 13 часов 05 мин. преступники привели в действие взрывные
устройства и начали уничтожать заложников. В результате преступных действий
террористов погибли 318 человек заложников, в том числе 186 детей и 1 житель города
Беслана не из числа заложников, 10 сотрудников ФСБ и 2 сотрудника МЧС . 783 человека
получили ранения различной степени тяжести. Практически уничтожено здание школы №
1.Ответственность за теракт взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.
Память о Беслане живет в сердцах людей и монументах, установленных в разных городах
и не только российских.
Во Владикавказе, на территории Мемориала Славы, была установлена памятная
стела, спроектированная по рисункам бесланских школьников.
В парке, окружающем здание школы итальянского города Кастельново-ди-Сотто,
установлен памятник жертвам теракта в Беслане работы скульптора Васко Монтекки.
Во Флоренции появилась площадь Девочек и мальчиков Беслана.
В Санкт-Петербурге 28 августа 2007 состоялось открытие памятника, который
называется “детям Беслана” (скульптор — Виктор Шувалов). В основание мемориала
заложены капсулы с землёй, привезённой из Северной Осетии, с мемориального кладбища
на территории школы № 1.
Монумент установлен в сквере Храма Успения Пресвятой Богородицы на
Малоохтинском проспекте.
Просмотр видео « Преступление и наказание»
За терроризм полагается более строгое наказание, чем за обычное похищение
людей или убийство. Поэтому бандиты знают, что им не на что надеяться, и очень
жестоко обращаются с теми, на кого нападают.
Узнать заранее, где, когда и на кого они нападут, очень трудно. Поэтому каждому
надо быть готовым к такому нападению и помнить простые правила, которые помогут вам
и вашей семье не пострадать от действий преступников.
Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не
повторилось.
В России существует молодежная организация “НАШИ”
Они устраивают митинги в честь памяти погибших от рук террористов и призывают нас
бороться с явлением терроризма.
Вот что “НАШИ” говорят нам:
Мы одна страна. Один народ.
Нас убивают.
Когда мы спим в своих домах.
Едем в метро,
Отдыхаем,
Ведем наших детей в школу.
Этого не будет.
Нам остается только помнить
И жить.
За них,
Делая все, чтобы подобное не повторилось.
Итог занятия. Беседа «Как же не стать жертвой теракта?»
1.Как же не стать жертвой теракта?
1.Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где
возможно проведение терактов. Такой регион, например, Северный Кавказ. Места
массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять
осмотрительность и гражданскую бдительность.
2.Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
2.(Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность
администрацию, дождаться прибытия милиции).
3.Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?
3.(ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у
окна, сообщить по телефону).
4.Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо …
4.(ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос,
зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
5.Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?
5. (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться,
постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения
спасателей).
6.Если вы оказались в числе заложников?
6.Ответы: помнить, что главная – цель остаться в живых. Не допускать истерик, не
пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения. Помнить –
спецслужбы начали действовать.
Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отражением
ситуации в обществе, т.к. часто явления социальной напряженности, нетерпимости и
агрессии в обществе проецируются именно в школьной среде.
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером
взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи,
объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого,
непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Так как школа занимается не только обучением, но и воспитанием, она не может
этого делать без участия родителей. Школа и родители должны договариваться о методах
влияния на детей. Формами общения преподавателей, родителей и детей являются
родительские собрания, открытые классные часы, школьные праздники (концерты
отделений, общешкольные концерты).
О многообразии культур и религий народов, населяющих город Лянтор,
национальных праздниках дети узнают из цикла мероприятий «Масленица», «Рождество».
Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции народа. Наша задача – помочь
обучающимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Укоренение в
школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности
общества значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.